Природно-ресурсный потенциал и динамика развития хозяйства Андских стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:46, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - изучить экономико-географические особенности Андских стран. На примере Венесуэлы, Колумбии, Эквадора.
Задачи работы:
изучить природно-ресурсный потенциал Андских стран.
выявить динамику развития хозяйства Андских стран.
рассмотреть современное состояние хозяйства и региональные различия Андских стран.
выявить возможности использования материалов квалификационной работы в школьном курсе географии.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Природно-ресурсный потенциал и динамика развития хозяйства Андских стран, на примере Венесуэлы, Колумбии, Эквадора
1.1 Природно-ресурсный потенциал Андских стран
1.2 История освоения и динамика развития хозяйства Андских стран
Глава 2. География хозяйственного комплекса Андских стран
2.1 Современное состояние хозяйства Андских стран
2.2 Региональные различия Андских стран
Глава 3. Использование материалов квалификационной работы в школьном курсе географии
3.1 Методические указания к разработке уроков по теме «Андские стран»
3.2 Основные формы внеклассной работы географии по теме «Андские страны»
3.3 Сценарий географического вечера на тему «Путешествие по Андским странам»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

Обрабатывающая промышленность страны представлена нефтеперегонными заводами, предприятиями цементной, химической, деревообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности. Крупнейшие центры обрабатывающей промышленности в Косте - Гуаякиль, Салинас и Эсмеральдас. В Гуаякиле наибольшее значение имеют пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, производство строительных материалов и текстильная промышленность. Салинас и Эсмеральдас - важные центры нефтепереработки, в Эсмеральдас, кроме того, развиты деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

Затерявшейся  высоко в эквадорских Андах городок  Отавало, на протяжении веков являвшийся важным центром индийской культуры, прославился своими изделиями из тончайшего текстиля. В Отовало приезжают туристы, что бы купить на память или полюбоваться мастерством местных ткачей. На ярмарке присутствуют изделия из дерева, текстиля, всевозможные наряды. [9]

Среди центров обрабатывающей промышленности Сьерры выделяется столица государства - Кито. Особенно большое значение здесь имеет текстильная промышленность, развитие получили также кожевеннообувная, пищевая и металлообрабатывающая промышленность.

Высокие темпы  развития экономики Эквадора в 70-х годах были бы невозможны без увеличения производства электроэнергии. По производству электроэнергии на душу населения Эквадор стоит на одном из последних мест в Латинской Америке. Более 80% установленной мощности электростанций принадлежит государству. Производство электроэнергии составляет почти 8 млрд. кВтЧч, 79% этого количества давали ГЭС, остальные 21% – ТЭС работающие на нефти.

По густоте сети железных и автомобильных дорог Эквадор занимает одно из последних мест в Латинской Америке. Главную роль во внутренних перевозках играет автомобильный транспорт. По железным дорогам осуществляется лишь около 15% перевозок, речным и воздушным транспортом - около 8%. Морской торговый флот Эквадора невелик. В стране действуют несколько авиационных компаний. Почти весь железнодорожный, морской и авиационный транспорт контролируется государством. В созданной совместно с Колумбией компании морского флота, «Флот Гранколомбиана». Решающую роль в международных перевозках грузов и пассажиров по морю и воздуху играют иностранные компании.

Внешняя торговля для Эквадора имеет очень большое  значение, поскольку страна вынуждена ввозить многие промышленные товары и продукты питания. Среди импортируемых промышленных товаров наибольшее значение имеют машинное и нефтяное оборудование, средства транспорта, химикаты. Среди ввозимых продуктов питания преобладает зерно. Более 40% экспорта Эквадора приходится на - нефть и около трети - на бананы, кофе и какао.

Эквадор торгует  главным образом с развитыми капиталистическими странами. Наиболее крупным торговым партнером являются США, Перу, Чили, Венесуэла, Колумбия, Бразилия.

Для экономики  страны характерна многоукладность. Наряду с капиталистическими предприятиями  существуют многочисленные мелкие товарные хозяйства ремесленников и крестьян, поместья, владельцы которых жестоко  эксплуатируют батраков и арендаторов, а на востоке до сих пор сохранилось натуральное хозяйство «лесных» индейцев.

Сельскохозяйственные  угодья занимают 6 млн. га. Главные сельскохозяйственные культуры Эквадора - бананы, какао и кофе. Они составляют 1/3 эквадорского экспорта. Немалые площади заняты под такими многолетними культурами, как апельсины, грейпфруты, лимоны, ананасы. Возделывают также сахарный тростник и хлопчатник. Из зерновых культур наибольшее значение имеют кукуруза, ячмень и рис. Их сбор составляет около % сбора всех зерновых.

Однако собственного зерна стране не хватает, и много пшеницы, кукурузы, ячменя и овса импортируется. Большое продовольственное значение имеют картофель и маниока. Урожайность большинства культур невысокая, так как удобрений в почву вносится мало. Животноводство развито недостаточно, хотя в последнее время поголовье крупного рогатого скота, овец и особенно свиней стало быстро увеличиваться. Разводят также коз и лам. Как тягловая сила широко используются лошади, мулы и ослы. Имеет значение птицеводство. Продуктивность животноводства низкая.

В Эквадоре довольно четко различаются три сельскохозяйственные зоны: 1. Коста, где явно преобладают экспортные тропические культуры, т.к. благоприятные условия для выращивания данных культур и удобное транспортно-географическое положение района. 2. Сьерра, характеризующаяся преобладанием культур, производимых для внутреннего рынка, и развитием пастбищного животноводства. 3. Орьенте, где сельское хозяйство находится в зачаточном состоянии, где большое значение имеет сбор коры дикорастущего хинного дерева и орехов тагуа.

Сегодня в Эквадоре в долине Каямбе (Санта-Роса) и Тумбака  в горах на разных высотах выращиваются около 400 сортов роз. Роза в католическом мире – метафора Святой Католической церкви. Сначала цветы выращивались на плантациях предгорий. «Потом цветы пошли в горы. Сначала потому, что стало не хватать места внизу. Но выяснилось, что чем выше и холоднее, тем выше и красивее вытягиваются розы. И что лучше всего они растут на слонах вулканов на высоте 2500-3200 метров над уровнем моря. Разнообразие почв обернулось такой палитрой оттенков, стоящие рядом плантации не повторяют друг друга, выращивая один и тот же сорт». Экспорт в Россию, США, Великобританию. «90 % роз из Эквадора продаются на аукционе в Голландии и приходят в Москву как «голландские», без обозначения страны происхождения» [11].

Сельское хозяйство страны не обеспечивает ее потребностей в основных продуктах питания. Затраты на импорт зерна и белковых продуктов тяжелым бременем ложатся на платежный баланс Эквадора.

 

Глава 3. Использование материалов квалификационной работы в школьном курсе географии

 

3.1 Методические  указания к разработке уроков  по теме «Андские страны»

 

По рабочей программе классической линии, под редакцией И.В. Душиной, в 7 классе, в курсе «Материки и океаны», на тему Южная Америка выделяется 6 часов. Тема «Андские страны» рассматривается на уроке «Страны Южной Америки», как характеристика субрегиона. По программе (линия О.А. Климанова, А.И. Алексеева, издательство «Дрофа») выделяется 1 час на изучение темы «Хребты и нагорья Анд: от Венесуэлы до Чили». [12]

В 10 классе, в курсе «Экономическая и социальная география мира», по программе классической линии на тему «Латинская Америка» выделяется 4 часа.[16] Рассматривается социально-экономическая характеристика Латинской Америки и характеристика одной из стран подробно. Целесообразно в целях обобщения знаний о странах Южной Америки изучить экономико-географическую характеристику Андских стран подробно.

«В тематическом планировании по географии» [25] тип урока по изучению одного региона или страны Латинской Америки рекомендуется как «изучение нового». Поскольку ученики основные знания по данной теме получили в 7 классе, а в 10 классе закрепляют и дополняют свои знания по экономической и социальной географии, то лучше провести практическую работу или урок, с использованием проблемных заданий.

Практическое  занятие обеспечивает самостоятельную деятельность учеников: поиск информации, работа с различными учебными пособиями, включая дополнительную литературу. Ученики самостоятельно сравнивают, анализируют, делают выводы. Ниже предлагаются примеры возможных заданий:

1. Определите главные территориальные сочетания полезных ископаемых Андских стран. Используя карту минеральных ресурсов мира и экономическую карту Латинской Америки в атласе, нанести на контурную карту полезные ископаемые и сельскохозяйственную продукцию характерную для данных стран. Какие предпосылки создают полезные ископаемые для развития промышленности?

2. Используя текст учебника, дополнительные источники информации, а так же карты атласа, дайте краткую сравнительную характеристику Андских стран. Для этого заполните таблицу «Сравнительная экономико-географическая характеристика Андских стран». [П. 9]

3. По картам  народов мира и религий в  атласе конкретизируйте основные черты распределения народов Андских стран по языковым семьям и группам, религиям.

При проведении урока устный материал, в том числе и фактический, следует группировать вокруг решения проблемы.

Ниже предлагаются примеры возможных проблемных вопросов:

Какие факторы  способствовали быстрому росту экономического потенциала Андских стран после  образования независимых государств (политические, хозяйственные, культурные и др.)?

Почему после  получения независимости Андские  страны все равно находятся под влиянием иностранного капитала?

Андские страны получили независимость, активно развиваются отрасли промышленности и сельского хозяйства, внешняя торговля, но в странах наблюдается политическая и экономическая нестабильность. Почему?

Класс делится на три группы. Каждой группе дается вопрос для разбора? Время на подготовку 15 минут. Затем каждая группа выступает, весь класс обсуждает и записывает вывод по каждому вопросу. В качестве домашнего задания можно предложить географический диктант по контурной карте, характеризующей основные отрасли экономики одной из Андских стран.

Таким образом, лучший способ изучения географического  материала – синтез – выборка  наиболее важных элементов, признаков. Проблемный подход дает возможность по-новому структурировать традиционные учебные темы, обеспечивая комфортность обучения для ученика.

 

3.2 Основные формы внеклассной работы географии по теме «Андские страны»

 

Внеклассная работа отличается от урочной целями, содержанием, организационными формами и особенностями методики проведения. Внеклассная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса и определяет деятельность школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Вся внеклассная работа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений учащихся, развитие их способностей, познавательного интереса, приобщение к исследовательской работе. [14]

Предлагаются  следующие фомы внеклассной работы по теме «Андские страны».

Рассмотрим  формы проведения внеклассной работы.

Новой формой внеклассных  занятий является научная работа по географии. В рамках темы «Экономико-географическая характеристика Андских стран» предлагаются различные темы для рефератов и научных докладов.

Список возможных  тем:

Страны «вечной  весны».

Геополитическое положение Андских стран.

Нефтяная промышленность Андских стран.

Экологические проблемы Андских стран.

Роль Андских  стран в современном мире.

Внешние экономические  связи.

Древние народы Андских стран.

Рекреационные ресурсы Андских стран.

Коренные народы Андских стран.

Учитель должен помочь ученикам определиться с темой, планом и содержанием работы. Преподаватель обязан предложить ученику примерный список литературы, научить методике поиска дополнительной литературы, причем, рекомендовать не только географические издания, но и специальные исторические журналы («Новая и новейшая история», «Преподавание истории в школе», «Вокруг света», «География в школе» и др.).

Учащегося необходимо научить составлять выписки, приемы цитирования, оформление ссылок, правила библиографического описания и т.п.

Школьник, как  правило, заинтересован в том, чтобы  «озвучить» результаты своей работы на факультативе или конференции. Поэтому  необходимо научиться составлять тезисы. При подготовке к устному выступлению  учитель и ученик должны продумать предполагаемые, возможные вопросы, возражения, замечания со стороны слушателей.

Кружок –  одна из основных форм внеклассной  работы по географии. Цель кружка – удовлетворять познавательные интересы учащихся, увлекающихся географией. [15]

Учитывая возраст  учащихся 7 класса (13 – 14 лет), полагаем, что кружковая форма вполне пригодна для проведения внеклассных занятий.

Цели кружка:

- расширение  кругозора у учащихся;

- углубление  знаний полученных на уроке;

- удовлетворение  интереса учащихся к изучению данной области знания;

- совершенствование умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации;

- развитие познавательных  способностей школьников; формирование  самостоятельности, творчества, географического мышления, познавательного интереса.

Географический  кружок имеет постоянный состав. Количество учащихся в группе должно быть не более 15 человек, иначе индивидуальный подход и дифференцированное обучение будут невозможны.

На первом организационном  заседании избирают председателя, совет кружка, разрабатывают устав. Составляется план работы кружка на год. При составлении плана учитель учитывает интересы учащихся, их подготовленность. Для выявления интересов умений кружковцев целесообразно повести анкетирование. Анкеты содержат перечень вопросов и проблем по теме «География материков и океанов», которые предлагаются для изучения в кружковой работе, а так же вопросы по выявлению умений и навыков учащихся.[15]

Тематика кружка направлена на расширение и углубление базовых знаний школьников в 7 классе курса «География материков и океанов».

Информация о работе Природно-ресурсный потенциал и динамика развития хозяйства Андских стран