4. Проблемы пищевой
промышленности в РФ
Обеспечение населения страны
продуктами питания невозможно без стабильного
функционирования и развития продовольственного
комплекса, что обусловливает его приоритетную
роль в политике государства. Однако итоги
работы отраслей продовольственного комплекса
за годы рыночного реформирования позволяют
сделать вывод о том, что Россия теряет
объемы производимой продукции и, как
следствие, все в большей мере попадает
в зависимость от импортных поставок продовольствия.
Анализ динамики производства
основных продуктов пищевой промышленности
показал, что, например, выработка мяса
и субпродуктов I категории уменьшилась
в 1995 г. по сравнению с 1990 г. в 2,7 раза,
цельномолочной продукции - в 3,7 раза,
кондитерских изделий - в 2,1 раза, маргариновой
продукции - в 4,1 раза.
Снижение производства
в отраслях пищевой промышленности
вызвано рядом причин, в основном
недостаточным обеспечением предприятий
сельскохозяйственным сырьем. Так,
происходит обвальное уменьшение
поголовья скота и птицы. На
начало 1996 г. по сравнению с 1985 г.
поголовье крупного рогатого
скота уменьшилось на 20 млн.голов,
овец и коз - почти в 2,3 раза.
Рост цен на продукцию
производственного потребления (сырье,
энергоресурсы, оборудование и т.п.)
породил устойчивую тенденцию
роста текущих затрат. В результате
для многих предприятий этот
фактор также отразился на
сокращении выпуска готовой продукции.
Импорт продукции сопровождается
вытеснением российского товаропроизводителя
с внутреннего рынка. В отдельных
регионах производство многих
видов пищевой продукции достигает
50% от потребности, остальное завозится
из-за рубежа.
В продовольственном
хозяйстве РФ в настоящее время
сложилась ситуация, при которой
ряд продуктов питания выгоднее
закупать за рубежом. Это может
привести к серьезным отрицательным
последствиям.
Негативные моменты
в развитии пищевой промышленности
во многом определяются экономическими
просчетами, как-то:
- непродуманной и, следовательно,
неэффективной системой приватизации;
- неплатежами потребителей
и затовариванием готовой продукции
на складах;
- нарушение ценового
паритета;
- высокими налогами и
процентными ставками за кредиты,
что практически свернуло инвестиционную
деятельность;
- отсутствием маркетинговых
исследований рынков сырья и
продовольствия.
Процесс приватизации
в пищевой промышленности прошел
крайне неэффективно. Подавляющая
часть предприятий предпочли
вторую форму приватизации, позволяющую
коллективам обладать контрольным
пакетом акций. Однако, перевод предприятий
в АО практически не изменил их структуры,
не дал заметных результатов в их хозяйственной
деятельности.
Прежде всего это сказалось
в непродуманной сельскохозяйственной
политике, нарушении интеграционных связей.
Недостаток контроля
государства за развитием процесса
приватизации способствовал инвестиционной
активности. Так, коэффициент использования
производственных мощностей предприятий
по выработке мяса уменьшился
с 76% в 1990 г. до 32% в 1995 г., плодоовощных
консервов - с 72 до 21% соответственно.
Положение в пищевой
промышленности усугубилось еще
и тем, что технический уровень
большинства предприятий не соответствует
современным требованиям. Износ
основных промышленно-производственных
фондов на отдельных предприятиях достигает
50-60%. В отрасли продолжается процесс старения
активной части производственных фондов
(12).
Наиболее острый дефицит
испытывают предприятий отрасли
в холодильных емкостях. В мясной
и молочной промышленности более
трети холодильных емкостей находятся
в аварийном состоянии и требуют
срочного капитально-восстановительного
ремонта.
Анализ развития пищевой
промышленности позволяет сделать
вывод: пищевая промышленность нуждается
в поддержке государства. Прежде
всего необходимо реконструирование инвестирования
в АПК и поддержка III сферы - перерабатывающий
промышленности. Целесообразно на среднесрочную
перспективу восстановления сырьевой
базы и программ закупок по импорту сырья
и материалов, не производимых в РФ.
Нужны особые финансово-хозяйственные
связи. В условиях резкого удорожания
средств производства и отказе потребителей
от их приобретения в стране должны найти
применение лизинговые компании, поставляющие
оборудование предприятиям пищевой промышленности.
Эти операции могут осуществлять коммерческие
банки, холдинги и другие коммерческие
структуры. В настоящее время развитие
сети коммерческих банков не обеспечило
надежной финансовой поддержки пищевой
промышленности. Владение контрольным
пакетом акций того же “Менатепа” не
означает, что он будет развивать производство
пищевых продуктов. Он либо продаст их
с прибылью, либо перепрофилирует на производство
другой продукции. Такие примеры в реальной
жизни имеются.
Не решило проблему
выхода из кризиса и строительство
малых предприятий.
Передовой зарубежный
и некоторый отечественный опыт
свидетельствует, что отдельные
небольшие, технически хорошо оснащенные
предприятия в ряде отраслей
имеют преимущества перед крупными.
Они быстро реагируют на изменение потребительского
спроса, эффективнее решают проблему сезонных
колебаний производства. Вместе с тем
организация предприятий малой мощности
в современных условиях порождает много
проблем. Из-за отсутствия необходимого
оборудования, на ряде малых предприятий
не могут рационально использовать вторичное
сырье. Имеются многочисленные нарушения
экологии и др. Строительство малых перерабатывающих
предприятий целесообразно в тех случаях,
когда ресурсы сырья незначительны и возникают
трудности с доставкой его на крупные
и средние предприятия.
Целесообразно на краткосрочный
период разработать систему бюджетного
финансирования предприятий пищевой
промышленности, имеющих стратегическое
значение - детское и лечебное
питание, продукты, восполняющие дефицит
белков, витаминов и др.
Важнейшим вопросов
для АПК является регулирование
цен на продовольствие с учетом
доходов населения. Либерализация
цен в 1992 г. была проведена без
должного участия в процессе
ценообразования товаропроизводителей.
Поэтому исходя из опыта других стран
по каждому виду сельскохозяйственного
сырья следует формировать свою систему
определения рыночной цены. Для этого
целесообразно разработать процедуру
ценовых соглашений между ассоциациями
производителей сельскохозяйственной
продукции, перерабатывающими предприятиями,
торговлей. В силу сезонности сельского
хозяйства на первый план выходит авансирование
товаропроизводителей с помощью залоговых
цен.
Успешное решение задач,
стоящих перед пищевой промышленностью,
невозможно без рациональной
налоговой политики государства.
Основной недостаток существующей
в РФ налоговой политики состоит в ее
негибкости, отсутствия в ней дифференцированного
подхода к особенностям состояния финансово
и потребительского рынка.
Пищевая промышленность
нуждается в серьезных мерах
по перестройке ее структуры.
В первые годы перехода
к рынку финансовое состояние
ряда пищевых предприятий никак
не зависело от эффективности
их работы. Ценовой беспредел способен
был дать любые экономические результаты
вплоть до сверхприбылей. Однако положение
перерабатывающих предприятий на продовольственном
рынке в последние два года ухудшилось.
Поэтому необходимо создать государственную
систему регулирования развития отраслей
пищевой промышленности, включающая в
себя целый арсенал экономических регуляторов
- планирование научно-технического прогресса,
избирательное налогообложение, гибкая
амортизационная политика, льготное кредитование
и ценообразование, методы борьбы со сверхконцентрацией
производства и монопольным владением
сбытом.
Необходима разработка
постоянно регулирующих государственных
мер по сужению и ликвидации
негативного влияния монополизма
переработчиков, торговли, коммерческих
банков; усиление антимонопольной
политики путем ужесточения финансовых
санкций за получение нетрудовых
доходов, полученных за счет опережающего
роста цен по сравнению с
приростом производства в натуральном
выражении.
Должна развиваться
система маркетинговой деятельности
в отрасли. Акционерные общества,
предприятия, фирмы нуждаются в
конкретных рекомендациях, способах
согласования производства и
сбыта, методах исследования покупательского
спроса, использования технических
достижений для обновления ассортимента
продукции. Рекламы и личных контактов
руководителей фирм с покупателями
недостаточно для свободного
ориентирования на рынке. Нужны
его комплексные исследования, которые
под силу только крупным научным
подразделениям. Сейчас многие предприятия
работают вообще без всяких
планов. Запущен анализ финансово-хозяйственной
деятельности. Такой анархический
подход к развитию производства
не позволяет целенаправленно
ориентировать его на выпуск
нужной и конкурентоспособной
продукции, вкладывать средства
в эффективные отрасли. Необходимы
разработки бизнес-планов, составленных
на основе реального учета
своих экономических возможностей
и требований рынка.
Заключение
Пищевая промышленность - одно
из важнейших производств агропромышленного
комплекса страны, в том числе продовольственного.
На её долю (вместе с первичной обработкой
сельскохозяйственного сырья для легкой
промышленности) приходится около 2/5 общего
объема производства агропромышленного
комплекса.
В состав пищевой
промышленности входит свыше
двух десятков отраслей. При таком
многообразии объединяющими признаками
являются: сельскохозяйственное сырье,
технологические процессы переработки,
оборудование для пищеприготовления
и назначение продукции.
Размещение пищевой
промышленности осуществляется
на основе учета специфических
особенностей ее отраслей. Например,
такие отрасли, как мукомольная,
хлебопекарная, маслосыродельная и
мясная, тяготеют к районам потребления
готовой продукции, особенно к
крупным промышленным центрам.
Россия как великая
держава с выгодным географическим
евроазиатским расположением всегда
имела мощные международные экономические
связи. Возрожденная Россия не
только восстановит, но и существенно
нарастит их. Восстановятся и
приумножатся интеграционные процессы
и со странами ближнего зарубежья.
Все это также станет мощным
экономическим стимулом и предпосылкой
дальнейшего развития пищевой
промышленности.
Производство пищевых
продуктов - основа жизни человечества.
Пищевая промышленность всегда
будет приоритетной в сфере
материального производства.
Список литературы
1. Анализ тенденций развития
регионов России. Типология регионов,
выводы и предложения". Москва.
Программа ЕС ТАСИС. - 200.
2. Белая книга. Экономика
и политика России в 1997 г. М.: ИЭППП, 2009.
3. Гайгер Л. Макроэкономическая
теория и переходная экономика / Пер. с
англ. М.: Инфра-М, 2012.
4. Дандуков В.М. Экономическая
география России. – М.: МИСИ, 2013.
5. Пищевая промышленность
России. Статистический сборник. – М.:
ФиС, 2013.
6. Промышленность России.
Статистический сборник. Госкомстат
России, М., 2009.
7. Российский статистический
ежегодник. 2001. Госкомстат России. - М.,
2011.
8. Регионы России: статистический
сборник. Госкомстат России. - М., 2012.
9. Рыночная трансформация
в России: политический и экономический
потенциал регионов. М.: ИМЭПИ РАН, 2013.
10. Самарин А.А. Экономическая
география. – М.: Перспектива, 2011.
11. Сельское хозяйство
России и зарубежных стран. М.:
Главное управление науки и
технического прогресса Минсельхозпрода
России, 2010.
12. Экономическая география
России. – М.: Инфра-М, 2012.