Республика Молдова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 23:53, реферат

Описание работы

Географическое положение, благоприятные природные условия предопределили движение разнообразных этносов на территорию современной Молдовы, а значит богатую многовековую историю и культуру. Первые упоминания о заселении этого района относятся к временам древнейшей истории: расселение гетов-даков, усиление римской экспансии в Нижнем Подунавье, проникновение различных варварских племен: венедов, готов, сармат, гепидов и др. в ходе великого переселения народов в Днестровско-Прутское междуречье. В конце V – начале VI в. началось широкое проникновение славян на территорию современной Молдовы.

Файлы: 1 файл

Geograficheskoe_polozhenie.docx

— 58.37 Кб (Скачать файл)

Географическое  положение, благоприятные природные  условия предопределили движение разнообразных  этносов на территорию современной  Молдовы, а значит богатую многовековую историю и культуру. Первые упоминания о заселении этого района относятся  к временам древнейшей истории: расселение гетов-даков, усиление римской экспансии в Нижнем Подунавье, проникновение различных варварских племен: венедов, готов, сармат, гепидов и др. в ходе великого переселения народов в Днестровско-Прутское междуречье. В конце V – начале VI в. началось широкое проникновение славян на территорию современной Молдовы. Восемью веками позже монголо-татары захватили эти земли, включив юго-восточную часть Днестровско-Карпатских земель в состав Золотой Орды, на остальную же территорию установили зависимость, однако ослабление власти Золотой Орды привело к разгрому золотоордынского войска венграми, которые распространили свой протекторат на западную часть современного Молдавского государства. Дальнейшее обретение независимости и создания Молдавского княжества, расположенного между Восточными Карпатами и Днестром и граничащего на севере с Хотином, а на юге с Черным морем, продолжалось до 1456 г., когда оно попало в вассальную зависимость от Турции, а в 1774 г. по Кючук-Кайнарджийскому миру под власть России. По условиям Бухарестского мира, заключенного в 1812 г., южная часть территории Молдавского княжества (впоследствии Бессарабия) отошла России. В 1918 г. Демократическая Республика Молдова после провозглашения независимости присоединилась к Румынии, однако в 1940 г. в результате подписания Пакта Молотова-Риббентропа Бессарабия была провозглашена Молдавской ССР в составе СССР. 23 июня 1990 г. Молдова заявила о своем суверенитете, а 27 августа 1991 г. была принята Декларация независимости Республики Молдова.

На  сегодняшний день Республика Молдова  – суверенное и независимое, единое и неделимое демократическое  правовое (ст. 1 Конституции 1994 г.), нейтральное (ст. 11) государство, расположенное в  Юго-Восточной Европе и граничащее на севере, юге и востоке с Украиной, а на западе – с Румынией; по размеру  государство совсем небольшое – 33,8 тыс. кв. км. Население Республики составляет на 2001 г. 4 млн человек. Молдова  – одна из самых плотно заселенных стран Европы, на территории которой  проживают представители различных  народов и этнических групп: молдаване, украинцы, русские и другие этнические группы (гагаузы, болгары, евреи, белорусы, немцы и др.). Самыми большими городами Республики Молдова являются Кишинев, Тирасполь, Бельцы, Тигина.

По сообщению Ипполита Римского и Евсевия Кесарийского христианство на территорию между Дунаем и Черным морем, заселенную тогда племенамидаков, гетов, сарматов и карпов, было принесено святым апостолом Андреем Первозванным. В 106 году Дакия была покорена римским императором Трояном и обращена в римскую провинцию. После этого христианство стало активно распространяться к северу от Дуная. Письменные и археологические памятники свидетельствуют о гонениях, которые претерпевали христиане на этих территориях. Особенной исторической достоверностью можно считать наличие христианства в период Трояновой колонизации: большинство колонистов и легионеров христиан было переселено в Дакию из Малой Азии, из-за Дуная, с Балканского полуострова — из Македонии, Фракии, Иллирии, Далмации, Мёзии.

В отличие от других народов[источник не указан 612 днейу молдаванШаблон:Есть ли такой народ? не было единовременного массового крещения. Распространение христианства шло постепенно.

В IV веке на карпато-дунайских  территориях уже существовала церковная  организация. По свидетельству Филострогия на Первом Вселенском Соборе присутствовал епископ Феофил, власти которого подчинялись христиане «Гетской страны». На втором, третьем и четвертом Вселенских Соборах присутствовали епископы из города Томы (ныне - Констанца).

До V века Дакия входила  в состав Сирмийской архиепископии, подлежавшей юрисдикции Рима. После разрушения Сирмии гуннами (V век) Дакия перешла в ведение Солунского архиепископа, подчинявшегося то Риму, то Константинополю. В VIII веке император Лев Исаврянин окончательно подчинил Дакию канонической власти Константинопольского Патриарха,

Становление государственности  затянулось из-за постоянных набегов  на эту территорию различных кочевых  племен. В 1359 году возникло независимое Молдавское княжество во главе с воеводой Богданом.

По причине многочисленных вторжений и долгого отсутствия национальной государственности молдаване  вплоть до XIV века не имели своей  церковной организации. Богослужение здесь совершали священники, приходившие  из сопредельных Галицких земель. После  основания Молдавского княжества  к концу XIV века была учреждена отдельная  Молдавская митрополия в составе  Константинопольского патриархата (впервые  упомянута в 1386 году).

Христианство пришло на территорию, позднее ставшую Молдавией, в IX—XII веках из Византии. Миссионерской деятельностью византийской церкви на этих землях руководил патриарх Константинопольский. Он же в течение нескольких веков управлял и деятельностью молдавской церкви, священнослужителями которой были в основном выходцы из соседних славянских стран, имевших тесные связи с Молдавией. В XIV веке было основано Молдавское княжество, господари которого стремились избавиться от зависимости от Византии. При Лацко в Молдавии в 1371 году возникла католическая епископия в городе Сирет. Господарь, однако, скоро осознал, что население страны противится католицизму, который посягал и на его политические интересы.

В 1387 году господарь Пётр I Мушат впервые сам назначил главу молдавской церкви. В ответ на это патриарх Константинопольский предал анафеме всё Молдавское княжество. В том же году Антоний, Патриарх Константинопольский, посылает в Молдавию двух своих экзархов. Об одном источники молчат. Другой, Феодосий «не был принят народом молдавским и он вернулся без всякого успеха». Как пишет Н. Йорга, «господарь хорошо понял, что Феодосий был всего лишь митрополитом греческого происхождения и он не хотел, чтобы его Молдова имела предстоятелем чужого пастыря». В1394 году Патриарх Антоний «назначил в Молдову своего особого митрополита» Иеремию, тем самым признавая существование Молдавской Митрополии, не им созданной. Молдаване выгнали этого присланного митрополита. Примирение было достигнуто только в 1401 году, когда константинопольское патриаршество признало Иосифа митрополитом Молдовы, тем самым, признав независимость молдавской православной церквиШаблон:Спорно. Молдавские господари с тех пор назначали митрополитами лояльных к себе иерархов, которые утверждались на этом посту Константинополем.

До XVII века церковнославянский язык был в Молдавии языком православной церкви и официальных документов. Только с середины XVII века начал распространяться греческий язык, вытесняя церковнославянский сначала из делопроизводства, а потом и из церкви.

Несмотря на зависимость  от Османской империи в XVI веке, положение  Церкви в Валахии и Молдове  было намного лучше, чем в сопредельных землях. При покровительстве местных  господарей здесь сохранялась полная свобода богослужения, разрешалось  строить новые храмы и основывать монастыри, созывать церковные Соборы

С 1716 года воеводами в Валахию и Молдову стали назначать греков-фанариотов. Начался процесс эллинизации, затронувший не только государство, но и Церковь. Епископами в Валашскую и Молдавскую митрополии назначались этнические греки, богослужение совершалось на греческом языке. Началась активная эмиграция греков в Валахию и Молдову.

Во второй половине XVIII века Валашский митрополит был признан  первым по чести среди иерархии Константинопольской  Патриархии, а в 1776 году ему был пожалован почетный титул Наместника Кесарии Каппадокийской - исторической кафедры, которую возглавлял в IV веке святитель Василий Великий.

В результате русско-турецких войн второй половины XVIII века Россия получила право покровительства православным румынам и молдаванам. В 1789 году во время второй русско-турецкой войны Святейшим Синодом Русской Православной Церкви была учреждена Молдо-Влахийская экзархия, местоблюстителем которой был назначен бывший архиепископ Екатеринославский и Херсонеса Таврического Арсений (Серебренников). В 1792 году митрополитом Молдо-Влахийским с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии был назначен Гавриил (Банулеско-Бодони).

В 1812 году по Бухарестскому договору в состав России вошла Бессарабия (земли между реками Прут и Днестр), на остальной территории Молдовы и Валахии была восстановлена власть фанариотов. Из православных приходов Бессарабии, оказавшихся на территории Российской империи, была образована Кишиневская епархия. 21 августа 1813 года ее возглавил Гавриил (Банулеско-Бодони) с титулом митрополита Кишиневского и Хотинского. Молдо-Влахийская экзархия окончательно была упразднена 30 марта 1821 года. Кишиневская епархия просуществовала до 1917 г., когда в результате революции в России эти земли отошли к Румынии. Церковная юрисдикция подчинилась румынской патриархии. И в 1944 г. после освобождения Молдавии эта территория стала подчинятся Русской Православной Церкви.

[править]Текущая ситуация


Наиболее распространённой религией в Молдавии является православие, которое исповедуют, по данным ЦРУ США за 2000-й год[2], 98% населения страны. На территории Молдавии действуют две параллельные (что обычно считается канонической аномалией) православные юрисдикции: Бессарабская митрополия Румынской Церкви и более многочисленная Молдавско-Кишинёвская митрополия (Православная церковь Молдовы) в канонической юрисдикции Московского патриархата. Согласно социологическим опросам, 86% населения страны принадлежат Молдавской Православной Церкви, 11% - Бессарабской митрополии [3].

К основным православным церквам  примыкают представители старообрядчества (0,15% населения), армяно-григориане (2 общины), духовные молокане (2 общины) и истинно-православные изРПЦЗ(В). Религиозные традиции православия тесно переплелись с молдавской культурой, так что даже многие люди, объявляющие себя атеистами, продолжают участвовать в религиозных праздниках, посещать церковь и т. п.

Помимо православия, в  стране имеются представители других ветвей христианства – католики (20 тыс. человек) и протестанты (ок. 100 тыс. верующих). Крупнейшей протестантской деноминацией является Союз Церквей ЕХБ Молдовы (580 церквей, 22 тысячи крещенных членов). Ряд независимых баптистских цервей, а также церкви МСЦ ЕХБ не входят в данный союз. Пятидесятникиреспублики объединены в Союз Церквей Христиан Веры Евангельской Молдовы (ок.300 общин и 20 тыс. верующих). Молдавский Унион церкви Адвентистов Седьмого Дня состоит из 154 общин, объединяющих более 10 тыс. взрослых членов. Также в стране действуют Союз Свободных Церквей (харизматический культ), адвентисты-реформисты, лютеране, Новоапостольская Церковь, Армия Спасения, Пресвитерианская (харизматическая в вероучении) Церковь Мира, общины мессианских евреев и др.

Согласно Всемирному отчету Свидетелей Иеговы за 2008 год, на территории страны действуют 236 собраний, объединяющих 20 тысяч последователей этой организации.[4]

Еврейская община состоит из ок. 31,3 тыс. человек, из которых ок. 20 тыс. живут в Кишинёве, 3100 — в Бельцах и его окрестностях, 2200 — в Тирасполе, 2000 — в Бендерах. При этом, следует отметить, что большинство евреев - не религиозны.

Численность мусульман оценивается  в диапазоне от 3 до 15 тысяч человек.

Среди новых религиозных  течений следует назвать кришнаитов, бахаи, мунитов, виссарионовцев и мормонов (2 общины общей численностью 250 человек). 

Каменный  век

Древнейшие следы обитания человека на территории Молдавии относятся  к раннему палеолиту (200—70 тыс. лет  назад). Из этого времени известны стоянки ашельской культуры (гроты  Старые Дуруиторы, Выхватинцы). Стоянки мустьерской культуры (средний палеолит — 70—40 тыс. лет назад) обнаружены у сёл Бутешты, Буздужаны и Тринка. В позднем палеолите (40—10 тыс. лет назад) появился современный тип человека — кроманьонец (гроты: Брынзены I, Чутулешты I, Рашков VII).

Стоянки эпохи мезолита на территории Молдавии (VIII—V тысячелетия  до н. э.) обнаружены у сёл Фрумушика и Саратены.

Древнейшая неолитическая (V тысячелетие до н.э) культура на территории Молдавии — буго-днестровская — известна по группе небольших поселений, расположенных возле г. Сороки. В конце V тысячелетия до н. э. в междуречье Днестра и Прута проникли племена культуры линейно-ленточной керамики.

На рубеже V—IV тысячелетий  до н. э. в Днестровско-Карпатских землях в результате тесных контактов носителей культур линейно-ленточной керамики и буго-днестровской, сильного влияния нижнедунайской культуры Боян зарождается трипольская культура медно-каменного века (энеолита), развивавшаяся около 2 тыс. лет. Наиболее известны памятники: у г. Флорешты, сёл Карбуна, Солончены, Брынзены, Выхватинцы и Жура. В период медно-каменного века на юге Молдавии жили также племена гумельницкой культуры, близкие трипольцам. Памятники: у г. Вулканешты и с. Лопатица.

Бронзовый век

В раннем периоде бронзового века (конец III — первая треть II тысячелетия  до н.э) среди племён, населявших территорию Молдавии, преобладали кочевые скотоводы. В среднем (вторая треть II тысячелетия до н.э) и позднем (третья треть II тысячелетия — начало I тысячелетия до н.э) периодах население становится оседлым, занимаясь как земледелием, так и скотоводством.

В конце периода бронзы территория Молдавии была разделена  на две зоны: лесостепную и степную. В лесостепной зоне жили племена  культуры Ноа. В степной зоне обитали киммерийцы. Памятники раннего и среднего периодов бронзы представлены главным образом курганными погребениями, разбросанными по всей стране.

Железный  век

В первой половине I тысячелетия  до н. э. в лесостепную часть Днестровско-Прутского междуречья продвинулись фракийские племена — носители культуры гальштата. В степной части продолжали жить киммерийцы.

В развитии культуры фракийского  гальштата на территории Молдавии выделяются три этапа: ранний (X—IX вв. до н. э.; Кишинёв, сёла Лукашевка, Мындрешты), характеризующийся переходом от поздней бронзы к раннему железу; средний (VIII—VI вв. до н. э.; г. Шолданешты, с. Селиште), которому присуще распространение железных орудий, и поздний (V в. до н. э.) — переходный от культуры фракийского гальштата к гетской (сёла Данчены, Пыржолтены).

IV—I века  до н. э. Геты

В период IV—III веков до н. э. на территории Днестровско-Прутского междуречья были расселены геты (гето-даки) — одна из групп северо-фракийских племён.

Геты были объединены в союзы племён и находились на стадии военной демократии. Раскопаны селища и городище гетов (сёла Бутучены, Сахарна). Геты поддерживали связи с греческими причерноморскими колониями, об этом свидетельствуют монеты из Тиры (современный Белгород-Днестровский) и глиняные греческие амфоры.

В конце III — начале II веков  до н. э. на территорию гетов вторгаются поморские племена, которые в письменных источниках обычно отождествляются с бастарнами или галатами. В результате слияния образовалось население, создавшее новую материальную культуру — лукашевскую, в которой преобладали гетские элементы.

Информация о работе Республика Молдова