Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 23:53, реферат
Географическое положение, благоприятные природные условия предопределили движение разнообразных этносов на территорию современной Молдовы, а значит богатую многовековую историю и культуру. Первые упоминания о заселении этого района относятся к временам древнейшей истории: расселение гетов-даков, усиление римской экспансии в Нижнем Подунавье, проникновение различных варварских племен: венедов, готов, сармат, гепидов и др. в ходе великого переселения народов в Днестровско-Прутское междуречье. В конце V – начале VI в. началось широкое проникновение славян на территорию современной Молдовы.
Географическое положение, благоприятные природные условия предопределили движение разнообразных этносов на территорию современной Молдовы, а значит богатую многовековую историю и культуру. Первые упоминания о заселении этого района относятся к временам древнейшей истории: расселение гетов-даков, усиление римской экспансии в Нижнем Подунавье, проникновение различных варварских племен: венедов, готов, сармат, гепидов и др. в ходе великого переселения народов в Днестровско-Прутское междуречье. В конце V – начале VI в. началось широкое проникновение славян на территорию современной Молдовы. Восемью веками позже монголо-татары захватили эти земли, включив юго-восточную часть Днестровско-Карпатских земель в состав Золотой Орды, на остальную же территорию установили зависимость, однако ослабление власти Золотой Орды привело к разгрому золотоордынского войска венграми, которые распространили свой протекторат на западную часть современного Молдавского государства. Дальнейшее обретение независимости и создания Молдавского княжества, расположенного между Восточными Карпатами и Днестром и граничащего на севере с Хотином, а на юге с Черным морем, продолжалось до 1456 г., когда оно попало в вассальную зависимость от Турции, а в 1774 г. по Кючук-Кайнарджийскому миру под власть России. По условиям Бухарестского мира, заключенного в 1812 г., южная часть территории Молдавского княжества (впоследствии Бессарабия) отошла России. В 1918 г. Демократическая Республика Молдова после провозглашения независимости присоединилась к Румынии, однако в 1940 г. в результате подписания Пакта Молотова-Риббентропа Бессарабия была провозглашена Молдавской ССР в составе СССР. 23 июня 1990 г. Молдова заявила о своем суверенитете, а 27 августа 1991 г. была принята Декларация независимости Республики Молдова.
На
сегодняшний день Республика Молдова
– суверенное и независимое, единое
и неделимое демократическое
правовое (ст. 1 Конституции 1994 г.), нейтральное
(ст. 11) государство, расположенное в
Юго-Восточной Европе и граничащее
на севере, юге и востоке с Украиной,
а на западе – с Румынией; по размеру
государство совсем небольшое –
33,8 тыс. кв. км. Население Республики
составляет на 2001 г. 4 млн человек. Молдова
– одна из самых плотно заселенных
стран Европы, на территории которой
проживают представители
По сообщению Ипполита Римского и Евсевия Кесарийского христианство на территорию
между Дунаем и Черным морем, заселенную
тогда племенамидаков, гетов, сармато
В отличие от других народов[источник не указан
В IV веке на карпато-дунайских территориях уже существовала церковная организация. По свидетельству Филострогия на Первом Вселенском Соборе присутствовал епископ Феофил, власти которого подчинялись христиане «Гетской страны». На втором, третьем и четвертом Вселенских Соборах присутствовали епископы из города Томы (ныне - Констанца).
До V века Дакия входила в состав Сирмийской архиепископии, подлежавшей юрисдикции Рима. После разрушения Сирмии гуннами (V век) Дакия перешла в ведение Солунского архиепископа, подчинявшегося то Риму, то Константинополю. В VIII веке император Лев Исаврянин окончательно подчинил Дакию канонической власти Константинопольского Патриарха,
Становление государственности затянулось из-за постоянных набегов на эту территорию различных кочевых племен. В 1359 году возникло независимое Молдавское княжество во главе с воеводой Богданом.
По причине многочисленных
вторжений и долгого отсутствия
национальной государственности молдаване
вплоть до XIV века не имели своей
церковной организации. Богослужение
здесь совершали священники, приходившие
из сопредельных Галицких земель. После
основания Молдавского
Христианство пришло на территорию, позднее ставшую Молдавией, в IX—XII веках из Византии. Миссионерской деятельностью византийской церкви на этих землях руководил патриарх Константинопольский. Он же в течение нескольких веков управлял и деятельностью молдавской церкви, священнослужителями которой были в основном выходцы из соседних славянских стран, имевших тесные связи с Молдавией. В XIV веке было основано Молдавское княжество, господари которого стремились избавиться от зависимости от Византии. При Лацко в Молдавии в 1371 году возникла католическая епископия в городе Сирет. Господарь, однако, скоро осознал, что население страны противится католицизму, который посягал и на его политические интересы.
В 1387 году господарь Пётр I Мушат впервые сам назначил главу молдавской церкви. В ответ на это патриарх Константинопольский предал анафеме всё Молдавское княжество. В том же году Антоний, Патриарх Константинопольский, посылает в Молдавию двух своих экзархов. Об одном источники молчат. Другой, Феодосий «не был принят народом молдавским и он вернулся без всякого успеха». Как пишет Н. Йорга, «господарь хорошо понял, что Феодосий был всего лишь митрополитом греческого происхождения и он не хотел, чтобы его Молдова имела предстоятелем чужого пастыря». В1394 году Патриарх Антоний «назначил в Молдову своего особого митрополита» Иеремию, тем самым признавая существование Молдавской Митрополии, не им созданной. Молдаване выгнали этого присланного митрополита. Примирение было достигнуто только в 1401 году, когда константинопольское патриаршество признало Иосифа митрополитом Молдовы, тем самым, признав независимость молдавской православной церквиШаблон:Спорно. Молдавские господари с тех пор назначали митрополитами лояльных к себе иерархов, которые утверждались на этом посту Константинополем.
До XVII века церковнославянски
Несмотря на зависимость
от Османской империи в XVI веке, положение
Церкви в Валахии и Молдове
было намного лучше, чем в сопредельных
землях. При покровительстве местных
господарей здесь сохранялась полная
свобода богослужения, разрешалось
строить новые храмы и
С 1716 года воеводами в Валахию и Молдову стали назначать греков-фанариотов. Начался процесс эллинизации, затронувший не только государство, но и Церковь. Епископами в Валашскую и Молдавскую митрополии назначались этнические греки, богослужение совершалось на греческом языке. Началась активная эмиграция греков в Валахию и Молдову.
Во второй половине XVIII века Валашский митрополит был признан первым по чести среди иерархии Константинопольской Патриархии, а в 1776 году ему был пожалован почетный титул Наместника Кесарии Каппадокийской - исторической кафедры, которую возглавлял в IV веке святитель Василий Великий.
В результате русско-турецких
войн второй половины XVIII века Россия получила
право покровительства
В 1812 году по Бухарестскому договору в состав России вошла Бессарабия (земли между реками Прут и Днестр), на остальной территории Молдовы и Валахии была восстановлена власть фанариотов. Из православных приходов Бессарабии, оказавшихся на территории Российской империи, была образована Кишиневская епархия. 21 августа 1813 года ее возглавил Гавриил (Банулеско-Бодони) с титулом митрополита Кишиневского и Хотинского. Молдо-Влахийская экзархия окончательно была упразднена 30 марта 1821 года. Кишиневская епархия просуществовала до 1917 г., когда в результате революции в России эти земли отошли к Румынии. Церковная юрисдикция подчинилась румынской патриархии. И в 1944 г. после освобождения Молдавии эта территория стала подчинятся Русской Православной Церкви.
Наиболее распространённой
религией в Молдавии является православие, которое исповедуют, по данным
ЦРУ США за 2000-й год[2], 98% населения страны. На территории
Молдавии действуют две параллельные
(что обычно считается канонической аномалией)
православные юрисдикции: Бессарабская
митрополия Румынской Церкви и более многочисленная Молдавско-
К основным православным церквам
примыкают представители староо
Помимо православия, в
стране имеются представители других
ветвей христианства – католики (20 тыс. человек) и протестанты (ок. 100 тыс. верующих). Крупнейшей
протестантской деноминацией является
Союз Церквей ЕХБ Молдовы (580 церквей, 22
тысячи крещенных членов). Ряд независимых
баптистских цервей, а также церкви МСЦ ЕХБ не входят в данный союз. Пятидесятникиреспублики объединены в Союз
Церквей Христиан Веры Евангельской Молдовы
(ок.300 общин и 20 тыс. верующих). Молдавский
Унион церкви Адвентистов
Седьмого Дня состоит из 154 общин, объединяющих
более 10 тыс. взрослых членов. Также в стране
действуют Союз Свободных Церквей (харизматический
культ), адвентисты-реформисты,
Согласно Всемирному отчету Свидетелей Иеговы за 2008 год, на территории страны действуют 236 собраний, объединяющих 20 тысяч последователей этой организации.[4]
Еврейская община состоит из ок. 31,3 тыс. человек, из которых ок. 20 тыс. живут в Кишинёве, 3100 — в Бельцах и его окрестностях, 2200 — в Тирасполе, 2000 — в Бендерах. При этом, следует отметить, что большинство евреев - не религиозны.
Численность мусульман оценивается в диапазоне от 3 до 15 тысяч человек.
Среди новых религиозных
течений следует назвать кришна
Каменный век
Древнейшие следы обитания человека на территории Молдавии относятся к раннему палеолиту (200—70 тыс. лет назад). Из этого времени известны стоянки ашельской культуры (гроты Старые Дуруиторы, Выхватинцы). Стоянки мустьерской культуры (средний палеолит — 70—40 тыс. лет назад) обнаружены у сёл Бутешты, Буздужаны и Тринка. В позднем палеолите (40—10 тыс. лет назад) появился современный тип человека — кроманьонец (гроты: Брынзены I, Чутулешты I, Рашков VII).
Стоянки эпохи мезолита на территории Молдавии (VIII—V тысячелетия до н. э.) обнаружены у сёл Фрумушика и Саратены.
Древнейшая неолитическая (V тысячелетие до н.э) культура на территории Молдавии — буго-днестровская — известна по группе небольших поселений, расположенных возле г. Сороки. В конце V тысячелетия до н. э. в междуречье Днестра и Прута проникли племена культуры линейно-ленточной керамики.
На рубеже V—IV тысячелетий до н. э. в Днестровско-Карпатских землях в результате тесных контактов носителей культур линейно-ленточной керамики и буго-днестровской, сильного влияния нижнедунайской культуры Боян зарождается трипольская культура медно-каменного века (энеолита), развивавшаяся около 2 тыс. лет. Наиболее известны памятники: у г. Флорешты, сёл Карбуна, Солончены, Брынзены, Выхватинцы и Жура. В период медно-каменного века на юге Молдавии жили также племена гумельницкой культуры, близкие трипольцам. Памятники: у г. Вулканешты и с. Лопатица.
Бронзовый век
В раннем периоде бронзового века (конец III — первая треть II тысячелетия до н.э) среди племён, населявших территорию Молдавии, преобладали кочевые скотоводы. В среднем (вторая треть II тысячелетия до н.э) и позднем (третья треть II тысячелетия — начало I тысячелетия до н.э) периодах население становится оседлым, занимаясь как земледелием, так и скотоводством.
В конце периода бронзы территория Молдавии была разделена на две зоны: лесостепную и степную. В лесостепной зоне жили племена культуры Ноа. В степной зоне обитали киммерийцы. Памятники раннего и среднего периодов бронзы представлены главным образом курганными погребениями, разбросанными по всей стране.
Железный век
В первой половине I тысячелетия
до н. э. в лесостепную часть
В развитии культуры фракийского гальштата на территории Молдавии выделяются три этапа: ранний (X—IX вв. до н. э.; Кишинёв, сёла Лукашевка, Мындрешты), характеризующийся переходом от поздней бронзы к раннему железу; средний (VIII—VI вв. до н. э.; г. Шолданешты, с. Селиште), которому присуще распространение железных орудий, и поздний (V в. до н. э.) — переходный от культуры фракийского гальштата к гетской (сёла Данчены, Пыржолтены).
IV—I века до н. э. Геты
В период IV—III веков до н. э. на территории Днестровско-Прутского междуречья были расселены геты (гето-даки) — одна из групп северо-фракийских племён.
Геты были объединены в союзы племён и находились на стадии военной демократии. Раскопаны селища и городище гетов (сёла Бутучены, Сахарна). Геты поддерживали связи с греческими причерноморскими колониями, об этом свидетельствуют монеты из Тиры (современный Белгород-Днестровский) и глиняные греческие амфоры.
В конце III — начале II веков до н. э. на территорию гетов вторгаются поморские племена, которые в письменных источниках обычно отождествляются с бастарнами или галатами. В результате слияния образовалось население, создавшее новую материальную культуру — лукашевскую, в которой преобладали гетские элементы.