Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 20:02, контрольная работа
Казахстан преодолел 20-летний рубеж.
Перед страной открыты новые перспективы. Однако вот уже несколько лет в мире неспокойно. Кризис на глобальном уровне не преодолен, и мировое сообщество находится в состоянии напряженной турбулентности.
Современный мир стал в чрезвычайной степени взаимосвязанным, со всеми плюсами и минусами. Это реальность, с которой приходится считаться всем. И большим странам, и средним, и малым.
Вне индустриально-инновационного развития никакая модернизация просто невозможна.
Это должен понимать каждый.
ПОРУЧЕНИЕ 1
Правительству совместно с НДП «Нур Отан» до 1 апреля 2013 года разработать проект Общенациональной Концепции социального развития Республики Казахстан на период до 2030 года, опирающейся на положение Стратегии «Казахстан-2030» и другие стратегические документы, совмещающей вопрос развития казахстанской социальной системы и общества с задачами экономической модернизации.
Повестку дня социальной модернизации в Казахстане следует вести по пяти основным приоритетам.
1. Обновление социального законодательства
За годы Независимости в Казахстане создана масштабная база социального законодательства.
Все важнейшие сферы - образование, здравоохранение, культура, спорт, деятельность институтов гражданского общества и др. - регулируются специальными законодательными актами.
Кодифицировано трудовое законодательство, в правовых рамках действует система социальной защиты населения. Вместе с тем в социально-правовой системе имеются и проблемы.
Недостаточно задействованы резервы действующего в Казахстане социального законодательства.
Например, согласно Закону «Об образовании», уже 9 лет в стране действует Единое национальное тестирование. Его проведение вызывает неоднозначные оценки в обществе.
Ежегодно СМИ сообщают о нарушениях как со стороны должностных лиц, так и со стороны самих участников ЕНТ. Причем острота вопроса только усиливается.
Одна из причин такой ситуации - в слабом правовом регулировании процедуры ЕНТ, осуществляемой лишь на основе утверждаемых министерством правил его проведения.
В то же время нет положений о правовой ответственности за препятствия работе комиссий по проведению ЕНТ, вмешательство в проведение тестирования со стороны родителей учащихся, педагогов, должностных лиц, использование при тестировании средств связи в целях подсказок экзаменуемым и т. д. А ведь такие факты имеются! Значит, такую ситуацию надо решительно исправлять.
Другой пример: в 2011 году был принят Закон «О медиации» - внесудебном рассмотрении споров и конфликтов. Однако практических мер по созданию общенациональной системы медиации пока не отмечается. Хотя резервы медиации могут быть использованы для нейтрализации трудовых конфликтов.
Ряд законов морально устарели либо декларативны и по этим причинам эффективно не регулируют отдельные сферы общественных отношений.
Закон «О профессиональных союзах» принят еще в 1993 году. В нем нет даже понятия о социальном партнерстве, механизме заключения и исполнения коллективных договоров и т. д. Поэтому не удивительно, что профсоюзные институты в Казахстане не всегда способны играть роль эффективного инструмента предотвращения и разрешения трудовых споров.
Хорошо понимая ситуацию изнутри, я хочу сказать: чтобы рабочие чувствовали себя достойно, профсоюзное движение должно быть на высоте.
Декларативность присуща Закону «О государственной молодежной политике», принятому в 2004 году. Об этом я подробно сказал в ходе последней сессии Ассамблеи народа Казахстана.
Ряд законодательных норм не работают в связи с отсутствием подзаконных правовых актов, либо недостаточности контроля за их исполнением.
Например, в Трудовом кодексе есть норма об испытательном сроке для вновь принимаемых работников. Однако порою она доводится до абсурда. Нередка практика, когда молодые выпускники вузов в качестве «испытуемых» работают в течение установленного законодательством срока без оплаты труда, но при полной рабочей нагрузке и даже сверхурочно.
Более того, по завершении испытательного срока из 3-4 испытуемых лишь один зачисляется в штат, а остальные оказываются «за бортом».
Особенно этим увлекаются негосударственные учреждения и частные структуры, в том числе и филиалы крупных банков.
Но это же чистая эксплуатация нашей молодежи!
Однако ни одного случая этого явного нарушения трудового законодательства не вскрывается государственной инспекцией труда.
И это только несколько примеров. Я уверен, что практически каждая социальная отрасль обладает существенным резервомдля повышения эффективности своей законодательной базы.
В связи с этим требуется тщательная ревизия социального законодательства на предмет его эффективности не только сейчас, но и на среднесрочную перспективу.
ПОРУЧЕНИЕ 2
Правительству совместно с Парламентом и НДП «Нур Отан» до конца 2012 года провести инвентаризацию национального законодательства в социальной сфере, разработать и внести проект Концепции его реформирования в соответствии с целями и задачами социальной модернизации.
К этой работе важно подключить все государственные органы, а также акимов регионов, которые должны внести конкретные предложения по усилению эффективности действующих законов и плановой разработке новых законов.
В частности, в рамках нового законодательства о молодежной политике, социальных трудовых местах важно создать механизмы «социальных лифтов» для молодых казахстанцев. Мы не можем оставить ситуацию с молодежью на самотек.
Требуется законодательство о Национальной системе профессиональной квалификации.
Казахстанскому обществу нужен закон о социальных стандартах и гарантиях социальных прав, который бы содержал минимальные ключевые индикаторы.
Причем уже в период ближайшей сессии Парламента целесообразно рассмотреть наиболее востребованные законодательные акты. И надо взять за правило, что новые законы должны комплексно решать соответствующие вопросы, иметь прямое действие, соответствовать ожиданиям казахстанцев, делать жизнь народа проще и комфортнее, быть понятными и доступными для всех.
Депутаты обязаны существенно активизировать свою работу.
ПОРУЧЕНИЕ 3
Правительству совместно с Парламентом и НДП «Нур Отан» в срок до конца 2012 года разработать и внести на согласование глубоко проработанный проект Концептуального Плана законотворческой работы на весь период работыПарламента пятого созыва.
И всем этим обновление законодательства не ограничивается. Ниже сформулированы и другие поручения по конкретным законодательным актам в рамках приоритетов социальной модернизации.
2. Формирование
эффективной модели социально-
Без сомнения, актуальнейшим вопросом социальной модернизации является создание эффективной модели социально-трудовых отношений.
На это всем госорганам и бизнес-сообществу следует обратить особое внимание.
а) Развитие сферы занятости
За два десятилетия Независимости сфера занятости претерпела колоссальные изменения. Численность занятого населения выросла более чем на 700 тыс. человек, достигнув 8,4 млн. человек.
Значительная часть населения в 90-е годы «прошла школу вынужденной безработицы».
Многие проявили способность к трудовой самоорганизации, самостоятельной смене трудовой квалификации, стали бизнесменами, в том числе и посредством целенаправленной поддержки со стороны государства.
Сегодня мы реализуем индустриально-
Это вопрос номер один для будущего страны.
Создаются новые рабочие места. Но мы видим, что не все безработные стремятся работать. К сожалению, психология такова, что человек лучше будет «таксовать» у базара, чем пойдет за новой квалификацией.
Но если мы хотим стать конкурентной нацией, то эту психологию надо изживать! Надо осваивать новую квалификацию и идти на завод, на производство. И молодой, и взрослый казахстанец не должен сидеть на месте и все критиковать, а стремиться туда, где есть работа, где можно - ЗА-РА-БО-ТАТЬ!
В других странах люди едут на заработки далеко за границу и без всяких гарантий. А мы создаем рабочие места, строим новое производство в своей собственной стране. Поэтому надо ехать туда, где есть работа. Ведь мы же мобильный народ!
Из занятого населения 1/3 составляют так называемые «самозанятые».
Однако методика оценки их численности условна.
В этой категории есть владельцы частных подворий, имеющие скот (по сути, мелкие фермеры), частные извозчики на собственном автотранспорте, владельцы нескольких квартир, сдающие их в аренду. Значительную часть самозанятых составляют трудоспособные люди, имеющие непостоянную работу.
Поэтому сегодня важно
реализовать меры, направленные на
обеспечение включения
Правительству надо решать вопросы о создании новых объектов индустриальной и инновационной экономики в регионах с избыточным числом самозанятого населения.
ПОРУЧЕНИЕ 4
Министерству труда и социальной защиты населения РК до 1 июля 2013 года:
- разработать методику соотнесения трудоспособного населения в группу самозанятых, адекватную реальной ситуации и перспективам сферы занятости;
- совершенствовать методику определения уровня безработицы с учетом новой методики по определению самозанятого населения.
Важной частью работы по совершенствованию отношений в сфере занятости должно стать повышение правовой грамотности всех субъектов социально-трудовых отношений.
Я хочу подчеркнуть: люди труда не должны быть в стороне от правовых вопросов.
Устраиваясь на работу, все должны вникать в каждую бумагу, какую они подписывают.
Принятие в 2007 году Трудового кодекса Республики Казахстан стало важным шагом на пути правового обеспечения всей сферы занятости. Однако многие эксперты отмечают сложность формулировок кодекса для восприятия широким кругом работников.
Полагаю, что для разрешения данной проблемы необходима, во-первых, организация правового всеобуча наемных работников, возможно, за счет средств работодателей. Во-вторых, массированная пропагандистская работа, издание комментирующих материалов, в доступной форме излагающих основы трудового законодательства.
ПОРУЧЕНИЕ 5
Министерству труда и социальной защиты населения РК:
- до 1 декабря 2012 года проработать вопрос об организации, начиная с 2013 года, системы всеобуча работников основам трудового законодательства Республики Казахстан;
- разработать проект издания и распространения, в том числе через возможности Интернета и официальные сайты государственных органов, серии единых общенациональных справочников по основным положениям Трудового кодекса и других правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
b) Национальная
система профессиональных
Надо признать, что каждый человек, особенно молодой, хочет видеть свою перспективу в той или иной профессиональной области. Это абсолютно нормальное желание. Человек целеустремленно идет к вершине, когда ее видит.
Поэтому необходимо придать импульс всей работе по созданию национальной системы квалификаций (НСК), которая имеет не только нормативное значение, но и, по сути, является «дорожной картой» для каждой профессии.
НСК позволит «построить» профессиональные лифты по каждой специальности. При этом квалифицированные рабочие должны быть включены в национальную систему.
Основы нормативной базы для создания НСК сформированы с внесением дополнений в Трудовой кодекс в 2010 году. Однако этот процесс надо ускорить.
Один из самых главных
моментов в формирующейся национальной
системе квалификаций заключается
в том, что профессиональные стандарты,
разработанные в рамках НСК, должны
стать ориентиром для образовательных
стандартов, применяемых в учебных
заведениях при подготовке специалистов.
Не должно быть разрыва между
В условиях Единого экономического пространства, предусматривающего создание общего рынка трудовых ресурсов, важна координация деятельности по созданию национальных систем квалификаций в трех странах.
Поручение 6
Правительству РК до 1 июля 2013 года:
- разработать
и принять План поэтапной разра
- активизировать работу по созданию независимой системы подтверждения квалификации для выпускников ВУЗов и колледжей.
c) Профилактика,
предупреждение и
Сегодня в Казахстане недостаточно
развиты механизмы
Конечно, не бывает идеального бесконфликтного общества, но, тем не менее, мы обязаны стремиться к тому, чтобы минимизировать такие риски.
Во-первых, сегодня надо усилить контроль и обеспечение безопасности труда на производстве.
Государственная инспекция по труду в соответствии с законодательством может осуществлять контроль по заявлению работников или в плановом порядке, предупредив работодателя за месяц вперед.
Актуальность и фактор внезапности при такой проверке теряется, что нередко дает работодателям лазейку создавать видимость соблюдения условий труда.
Такой порядок не соответствует требованиям ратифицированной Казахстаном Конвенции МОТ «Об инспекции труда в промышленности и торговле».
Почему я говорю об этой проблеме? Это не просто технический вопрос. Это жизни людей!
Ведь в результате несчастных случаев, нарушений безопасности, отсутствия дисциплины страдают люди в самом трудоспособном возрасте. А у них есть семьи, дети. Поэтому здесь надо навести порядок.
Во-вторых, недостаточна правовая ответственность за провоцирование социально-трудовой конфликтности.
Нередко его стороной становится трудовой коллектив, спровоцированный намеренным ухудшением условий труда, срывом производственного процесса, задержками выплаты заработной платы и т. д.
В то же время ни в Трудовом, ни в Административном, ни в Уголовном кодексах нет статей об ответственности за провоцирование трудовых конфликтов со стороны работодателей, должностных и иных лиц.