Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 20:55, курсовая работа
Целью работы является обобщение материалов об экологических катастрофах и кризисах в истории Земли. В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:
изучены понятия и концепции, раскрывающие сущность экологических катастроф;
выявлены и рассмотрены причины, вызвавшие кризисы на разных этапах развития биосферы;
Введение…………………………………………………………………2
1. Понятие об экологическом кризисе и катастрофе………………5
1.1.Что такое катастрофа и кризис……………………………………5
1.2. Концепции экологических катастроф……………………………9
1.3. Факторы экологической модернизации…………………………13
2. История природных катастроф на Земле…………………………22
2.1.Кризисы космического и внутриземного происхождения…….22
2.2.Вспышки сверхновых звёзд……………………………………..28
2.3.Начальный этап антропогенеза………………………………….30
2.4 Ранний палеолит………………………………………………….30
2.5 Средний палеолит………………………………………………..33
2.6 Поздний палеолит………………………………………………..34
2.7.Неолитическая революция………………………………………39
3.Современные экологические проблемы и катастрофы…………42
3.1.Промышленная революция и современный мир………………42
3.2.Деградация глобальной экологической системы………………44
3.3.Территориальный анализ экологических проблем мира………49
3.4.Районы острых экологических ситуаций в России …………….55
и других странах СНГ
3.5.Переработка промышленных отходов…………………………..66
3.6.Перспективы………………………………………………………70
Заключение…………………………………………………………...73
Список использованных источников………………
В связи с оценкой эколого-географического положения страны становятся понятными длительные споры по вопросу о ввозе в Россию для переработки отработанного ядерного топлива из других стран По мнению инженеров-атомщиков, такие проекты технически вполне осуществимы на базе атомных центров в Озерске (Челябинске-40), Железногорске (Красноярске-26) и Северске (Томске-7) и к тому же сулят стране многомиллиардные прибыли. Экологи же считают, что, во-первых, упомянутые атомные центры рассчитаны только на переработку отечественных ядерных отходов и что, во-вторых, этот проект может обернуться для страны невосполнимым экологическим ущербом. Тем не менее еще в 1995 г. указом президента РФ Б.Н.Ельцина Железногорскому горно-химическому комбинату было разрешено принимать на хранение (до ввода новых мощностей) отработанное ядерное топливо с зарубежных АЭС, хотя это решение вызвало многочисленные протесты. В 2001 г. Государственная Дума законодательно оформила разрешение на ввоз в страну отработанного ядерного топлива. Считается, что благодаря этому в ближайшие двадцать лет Россия сможет заработать 20 млрд. долл., из которых основную часть предполагают инвестировать в экологические программы (рис 8).
Рисунок 8. Медные контейнеры для хранения ОЯТ.
Перспективы развития экологической ситуации в России зависят в первую очередь от того, будет или не будет ослабевать антропогенная нагрузка в районах с острой экологической ситуацией, будут или не будут внедряться в производство природоохранные технологии. Если и то и другое не осуществится, то некоторые из кризисных районов могут, разделить участь Арала. Часть специалистов считает, что хотя сценарий развития экологической ситуации в стране в ближайшее время и не очень обнадеживает, эта ситуация не выглядит беспросветной. Поскольку обострение экологического кризиса в России может угрожать не только российской, но и глобальной экологической безопасности, все мировое сообщество должно быть заинтересовано о стимулировании природоохранных мероприятий в России, в том числе и с помощью крупных иностранных инвестиций.
3.5.Переработка промышленных отходов
Сегодня в среднем на каждого жителя планеты в год добывается около 20 т. сырья, которое с использованием 800 т. воды и 2,5 кВт энергии перерабатывается в продукты потребления и примерно 90 - 98 % идет в отходы. Можно с полной мерой ответственности сказать, что существование человека стало экологически опасным - прежде всего из-за образования и накопления огромного количества отходов производства и потребления. На современном этапе человечество научилось использовать в среднем 2-5 % исходного сырья. Остальная его часть превращается в отходы (в среднем 78 %) и выбросы (около 18 %). В официальной печати встречаются следующие цифры по стране:
1. Экологически неблагополучной
признается огромная
2. В стране накоплено свыше 110 млрд.т твердых промышленных и бытовых отходов, которые занимают огромные территории, в том числе дорогую пригородную землю. Эти отходы нарушают почвенный покров, отравляют подземные запасы питьевой воды и негативно влияют на ее поверхностные источники и воздушную сферу.
3. Количество складируемых токсич
4. Около 50 млн. т. бытовых отходов в год накапливается и вывозится на свалки в городах РФ.
5. Ежедневно из Москвы вывозится около 10 тыс. т. отходов или 300 тыс.т. в месяц. В 2007 году в Москве было образовано 26,5 млн. т. отходов производства и потребления.
6. Анализ эколого-геохимического
мониторинга загрязнения почв
Москвы тяжелыми металлами
7. По различным оценкам медицинские отходы составляют в среднем 1-3% от общего объема твердых бытовых отходов. Из общего объема МО 10-30% - это инфицированные отходы, инфицированность которых в 1000 раз превышает инфицированность бытовых отходов. Ситуация, сложившаяся в РФ в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений, создает реальную угрозу возникновения инфекционных заболеваний среди населения вследствие вероятного загрязнения внутрибольничной и окружающей среды. В Москве из 250 тысяч тонн образующихся медицинских отходов подвергается утилизации лишь 10%.
10. Под свалки и полигоны захоронения бытовых отходов в стране занято около 50 тыс. га, около 60 тыс. га составляет площадь закрытых (заполненных) свалок. Если учесть санитарно-защитные зоны, то эти площади возрастут в геометрической прогрессии.
11. Общий ежегодный совокупный
материальный ущерб с учетом за
12. В бюджете страны
в 2007 году на экологию
В настоящее время в сфере обращения с отходами производства и потребления действуют законы "Об отходах производства и потребления", "Об охране окружающей среды", "О лицензировании некоторых видов деятельности", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; подзаконные акты - постановления Правительства РФ, приказы Министерства природных ресурсов, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, направленные на улучшение качества охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения (рис 8).
Рисунок 8. Хранение отходов производства.
Несмотря на то, что существует закон, позволяющий поставить на юридическую основу работу по обращению с отходами производства и потребления, основная масса отходов, в том числе опасных, накапливается, складируется или захоранивается. Ряд стран для захоронения используют затопление в море (океане), что, по моему мнению, должно быть полностью запрещено международными соглашениями вне зависимости от класса опасности отходов. Это в некотором роде и нравственная проблема: произвел - переработай (складируй) на своей территории, а не используй в качестве свалки то, что принадлежит всем (моря, горы, леса рис 9).
Собственно переработке промышленных отходов сейчас подвергается не более 20 % от общего объема. Технологии переработки промышленных отходов можно классифицировать следующим образом:
1. термические технологии;
2. физико-химические технологии;
3. биотехнологии.
Рисунок 9. Городские свалки.
3.6. Перспективы
Проводимая в России экологическая политика объективно детерминирована имеющимся уровнем экономического, технологического, социального, политического и духовного развития общества и в целом не способна предотвратить нарастание экологической напряженности в стране. Поэтому — даже, несмотря на принятие множества программ, предусматривающих включение экологических потребностей в планы экономического и социального развития страны, создание институциональной и правовой систем экологического регулирования - рассчитывать в скором времени на проведение действенной политики экологической безопасности не приходится.
Этому препятствует ряд причин — отсутствие общественного интереса к экологической проблеме, слабая техническая база производства и нехватка необходимых инвестиций, неразвитость рыночных отношений, несформированность правового и гражданского обществ. Россия сталкивается с типичными для Третьего мира трудностями развития ресурсоэффективного индустриального производства, преодоление которых осложняется, в частности, тем, что идеологически усилилась оппозиция нынешнему курсу реформ, сочетающаяся ныне с массовым неприятием процессов глобализации, ассоциируемых с угрозой национальной безопасности.
Сценарий развития экологической ситуации в ближайшей перспективе не обнадеживает. И все же она не выглядит беспросветно катастрофической, прежде всего из-за интернационализации экологических проблем нашего общества. Обострение экологического кризиса в России угрожает глобальной экологической безопасности, а это усиливает заинтересованность мирового сообщества в стимулировании природоохранных действий в нашей стране. Последствия глобализации экологических проблем России не сводятся для нее лишь к получению финансовой и технической помощи для осуществления природоохранных проектов. Они открывают путь к экологизации хозяйственной деятельности через участие в международных экологических соглашениях и привлечение иностранных инвестиций. Они способствуют также экологизации общественного сознания россиян через их интеграцию в международное экологическое движение. Заинтересованность же самой России в обеспечении глобальной экологической безопасности сведена сейчас до минимума и носит в основном вынужденный характер. Попытки повышения национального престижа в глазах мирового сообщества отнюдь не связываются, в отличие от многих стран, с активной ролью в решении глобальных экологических проблем. Настораживает и возникновение экологических противоречий между Россией и развивающимися странами
Преимущество России по сравнению с другими государствами в том, что формирование экологической культуры в ней происходит в условиях, когда экологические проблемы приобретают приоритетное международное звучание и накоплен солидный мировой опыт экологической деятельности, которым Россия могла бы воспользоваться. Но вот захочет ли? Выход из экологического кризиса и обеспечение условий для экологизации хозяйственной деятельности связываются у нас с экономической стабилизацией. Но мировой опыт показывает: не следует ждать подъема экономики для последующего перехода к политике экологической безопасности. Уровень экономического развития, необходимый для проведения активной экологической политики, - понятие весьма условное. Япония приступила к ней при доходе на Душу населения не более 1600 долл. На Тайване это произошло уже "позднее" - при 5500 долл., когда, по расчетам его правительства, и возникли реальные условия для реализации высоко затратных природоохранных программ. Безусловно, современная экономическая и политическая ситуация не благоприятствует выведению экологических потребностей в число приоритетных. Но игнорирование экологического императива развития приведет к неминуемому последующему отставанию России. Остается еще опии, пока крайне ограниченно реализованный резерв — общественное движение "зеленых" которое может существенно изменить расклад политических сил в пользу проэкологически настроенных деятелей и инициировать активизацию государственной экологической политики .
Подводя итоги всему вышесказанному, следует отметить, что объём работы не позволяет описать все экологически проблемы и пути их решения. Многие из них как бы остаются за кадром. В последнее время данные по многим экологическим катастрофам умалчиваются, так как их выгодно скрывать. Я считаю, что проблемы экологии должны быть подвергнуты широкой огласке. Уровень изучения экологии в большинстве школ и прочих учебных заведений должен стать выше, это, по моему мнению, воспитает в людях «экологическое» сознание. Всё это должно произойти в ближайшее время, так как время сейчас для человечества непозволительная роскошь. Экологические проблемы требуют быстрых и эффективных решений.
Важно сознавать, что все без исключения члены общества получат пользу от охраны окружающей среды и понесут большие потери в случае её деградации, которая обязательно произойдет, если не снизить риск экологических катастроф. Следовательно, риск и прибыли нужно оценивать с точки зрения широких и долгосрочных перспектив. Нельзя позволять группам с сиюминутными политическими и экономическими интересами препятствовать решению вечных проблем. Когда бы мы ни столкнулись с возражением, что расходы слишком велики, отвечайте: «Впоследствии за деградацию окружающей среды придется заплатить гораздо дороже».
Список использованных источников
Литературные источники
1. Агоджанян Н. А., Ушаков И. Б., Торшин В. И., Экология человека: словарь-справочник. – М., «Крук», 1997. – с. 208.
2. Баландин Р. К., Человек и природа, - М., «Олма-Пресс», 2001. – с. 350.
3. Будыко М. И., Климат в прошлом и будущем. – Л., «Лениздат», 1989. – с. 231.
4. Будыко М. И., Глобальная экология. – М., «Просвещение», 1993. – с. 456.
5.Вольский В.В.,Социально- экономическая география зарубежного мира –М.: Дрофа, 2001.- с.96-97.
6. Винокуров Н. Ф., Камерилова Г. С., Методическое пособие по курсу природопользование. – М., «Просвещение», 1996. - с. 205.
7. Дедю. И. И., Экологический энциклопедический словарь. – Кишинёв, «Главная редакция Молдавской советской энциклопедии», 1990. – с. 408.
8. Дуглас У., Трёхсотлетняя война: Хроника экологических бедствий. – М., «Олма – Пресс», 2001. – с. 254.
9. Кочуров Б. И.
География экологических
10. Новиков Ю. В., Природа и человек, М., «Просвещение», 1988. - с. 223.
11. Ревель П., Ревель Ч., Среда нашего обитания, М., «Мир»,1994. - с.340.
Информация о работе Современные экологические проблемы и катастрофы