Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 12:33, курсовая работа
Среди многих проблем, вошедших в жизнь нашей страны вместе с рыночными преобразованиями, важное место принадлежит интеграции российской экономики во всемирное хозяйство. С учетом огромных размеров России, низкого уровня развития рыночных отношений с особой остротой возникла необходимость использования в широких масштабах наиболее эффективных форм внешнеэкономического сотрудничества, которые позволили бы увеличить степень реальной втянутости государства в мирохозяйственные связи, более результативно и полно использовать выгоды от участия в международном разделении труда
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты свободных экономических зон в Российской Федерации…………………………………………………………………………5
1.1. Понятие свободной экономической зоны…………………………………..5
1.2. Цели создания свободных экономических зон..……………………………9
1.3. Классификация свободных экономических зон……….…..……………...12
1.4. Нормативно-правовая база особых экономических зон РФ
Глава 2. Анализ деятельности свободной экономической зоны в России………………………………………………………………….…………18
2.1.Свободная экономическая зона «Янтарь» в Калининградской области…………………………………………………………..………………..18
2.2. Рекомендации по совершенствованию СЭЗ………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………32
Приложение………………………………………………………………………34
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Теоретические аспекты
1.1. Понятие свободной экономической зоны…………………………………..5
1.2. Цели создания свободных экономических зон..……………………………9
1.3. Классификация свободных экономических зон……….…..……………...12
1.4. Нормативно-правовая база особых экономических зон РФ
Глава
2. Анализ деятельности
свободной экономической зоны в России………………………………………………………………
2.1.Свободная экономическая
зона «Янтарь» в Калининградской области………………………………………………………….
2.2. Рекомендации по совершенствованию СЭЗ………………………………26
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Среди многих проблем, вошедших в жизнь
нашей страны вместе с рыночными преобразованиями,
важное место принадлежит интеграции
российской экономики во всемирное хозяйство.
С учетом огромных размеров России, низкого
уровня развития рыночных отношений с
особой остротой возникла необходимость
использования в широких масштабах наиболее
эффективных форм внешнеэкономического
сотрудничества, которые позволили бы
увеличить степень реальной втянутости
государства в мирохозяйственные связи,
более результативно и полно использовать
выгоды от участия в международном разделении
труда.
В условиях приобретения политической и экономической независимости увеличение открытости экономики России является объективной необходимостью, но осуществляться оно может постепенно, с учетом реальных условий и сохранения экономической безопасности, оно не должно пускаться на самотек и должно проходить под контролем государства. Значительную роль в этом может сыграть создание свободных экономических зон (СЭЗ) – являющееся эффективным инструментом повышения эффективности экономики.
Несмотря на неоднократные попытки создания реально функционирующих СЭЗ в России, они остаются в отечественной экономике явлением скорее экзотическим, вокруг которого на протяжении более десяти лет ведутся острые, но далеко не всегда приносящие реальные плоды дискуссии.
Судя по остроте этих дискуссий, а также по отсутствию значимых практических результатов деятельности российских свободных экономических зон, до сих пор нельзя считать вполне ясным.
Актуальность темы обосновывается необходимостью развития в нашей стране новых рыночных форм территориальной организации свободного предпринимательства, международных связей, участия регионов в территориальном разделении труда, чему призваны способствовать существующие и перспективные свободные экономические зоны, необходимо всемерно способствовать расширению применения такого инструмента как СЭЗ, исследовать методы повышения эффективности функционирования СЭЗ.
Цель работы состоит в том, чтобы показать развитие СЭЗ в России. Указанная цель предполагает решение таких задач, как:
Объектом исследования в данной работе является свободная экономическая зона в Российской Федерации.
Предметом исследования являются правовые и организационные основы функционирования СЭЗ на территории России.
В главе первой будет раскрыто понятие свободной экономической зоны, цели и классификация свободных экономических зон России.
Во второй главе данной темы проведен анализ деятельности и даны рекомендации по совершенствованию свободной экономической зоны России.
В ходе проведения работы было изучено большое количество нормативных актов, имеющих предметом регулирования свободные экономические зоны, литература, статьи отечественных авторов, источники в Интернет, посвященные СЭЗ, на основании чего был сделан вывод, что в Российской Федерации на данный момент отсутствует единый специальный закон, который регулировал бы процедуру создания, функционирования и ликвидации различных зон.
Глава 1. Теоретические аспекты свободных экономических зон в Российской Федерации
Термин «свободная экономическая зона» и его модификации, которых известно довольно много, в разных странах и обстоятельствах подчас используется для характеристики территорий, совершенно несхожих по своему статусу и тем целям, которым они служат. Используемые в литературе понятия: зона совместного предпринимательства, особая экономическая зона, зона свободного предпринимательства, специальная экономическая зона и ряд других – часто квалифицируются как тождественные. Множество терминов объясняется отсутствием в настоящее время общепринятой классификации свободных зон. В процессе своего развития и распространения они приобретали новые черты и особенности в зависимости от национальной специфики, экономических, политических и социальных условий страны. Поэтому необходимо, прежде всего, определить каждое из этих понятий, выявить общее и особенное в них с позиций подходов к системе управления. Ведь в своей сущности каждый из терминов выражает определенное функциональное назначение и степень сложности необходимых условий функционирования СЭЗ.
СЭЗ относятся к древнейшим хозяйственным формированиям. Однако определение, раскрывающее сущность этих экономических структур, появилось сравнительно недавно.
В Киотской конвенции 1973г. свободная зона определяется как «часть территории государства, где любые ввезенные товары обычно рассматриваются, в том, что касается импортных пошлин и налогов, как находящиеся вне пределов таможенной территории и не являющиеся предметом обычного таможенного контроля» [13, с. 127].
Размышляя над таким определением СЭ3, профессор К.А. Семенов заметил: «Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственного пространства является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применяются в отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны. Это означает, что товары, ввозимые в СЭЗ из-за границы, не декларируются как ввоз на территорию принимающей страны. Но в то же время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его. В связи с этим свободные экономические зоны, как верно заметил академик Е. Авдокушин, следовало бы именовать не свободными, а специальными экономическими зонами» [23, с. 181].
В то же время
профессор К.А. Семенов дает свое
определение свободных экономич
В. Игнатов и В. Бутов дают свое определение этих экономических формирований: «Свободные экономические зоны – ограниченные территории, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач» [10, с. 5].
Поясняя столь пространное определение, авторы подчеркнули, что СЭЗ всегда остается под юрисдикцией государства, ее территорией, никогда не пользующейся правом экстерриториальности. СЭЗ им видится как «искусственно созданное государством «вкрапление» в национальную экономическую среду и экономически значительно отличающееся от нее» [7, с.8]. Такое определение СЭЗ воплотило в себя территориальный суверенитет, экономическую комплексность, распределительные отношения расширенного воспроизводства, цели и специальный механизм регулирования. Но определение не уточняет, что, же именно включает в себя этот специальный механизм регулирования. Видимо, он предполагает систему преференций национальным и зарубежным инвесторам, соответствующий управленческий набор, и т.д. Но это не конкретизируется в определении СЭЗ.
Разнообразие понятий и терминов, применяемых различными авторами для определения сущности СЭЗ, в значительной степени связано с тем, что первоначально возникшая новация («порто-франко») по мере своего развития и распространения постоянно приобретает новые черты и особенности. Это обуславливается как самим объективным процессом развития, так и воздействием ряда специфических факторов: уровнем экономического развития страны-учредителя, научно-техническим и экспортным потенциалом того или иного региона, состоянием его экономики или отдельных отраслей, транспортной, сервисной и другой инфраструктуры, географическими особенностями.
Несмотря на
многообразие разновидностей СЭЗ, можно
выделить те общие черты, которые
позволяют объединять эти организационно-
К их числу относятся:
Как организационно правовая форма СЭЗ представляют собой, как правило, отдельные территории страны с определенной целевой направленностью и специализацией предпринимательской деятельности, широким привлечением иностранного капитала, интернационализацией производства и специфическим механизмом функционирования, закрепленным специальными нормативными актами.
Экономическое содержание СЭЗ – форма развития производительных сил и производственных отношений, адекватных рыночной экономике. Она основана на сочетании различных форм собственности хозяйствующих субъектов СЭЗ, равноправно участвующих во всех сферах предпринимательской деятельности. Экономическим принципом функционирования СЭЗ являются самостоятельность и самофинансирование, как всех ее резидентов, так и зоны в целом. СЭЗ – это не политическое, а хозяйственное образование. Ее границы и задачи определяются с позиции экономической целесообразности, а ее территория остается частью территории страны-учредителя. Здесь действует государственное законодательство, хотя и с определенными корректировками в области правовых, хозяйственных и социальных взаимоотношений.
Анализ и
обобщение существующих точек зрения
на понятие СЭЗ показали, что в
большинстве определений
Мировой опыт свидетельствует, что разные страны, обладая какими-либо географическими, экономическими или другими преимуществами, ставят различные цели при организации СЭЗ.
Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие – с целью привлечь иностранную технологию. Великобритания, например, начиная с 1981 года стала создавать свободные аэропорты (в Ливерпуле, Бирмингеме, Кардиффе, Саусантоне, Престрихе и Белфасте) с целью расширения возможностей занятости, привлечения деятельности, способной активизировать экономическую конъюнктуру на национальном уровне. Постсоциалистические страны в СЭЗ апробируют элементы рыночного механизма хозяйствования. В США, согласно закону 1934 г., зоны должны были «содействовать и поощрять иностранную торговлю путем освобождения зарубежных товаров от пошлин при ввозе в Соединенные Штаты».
Но несмотря на различия этих целей, они имеют и некоторую общность, в рамках которой можно выделить экономические, социальные и научно-технические цели.
Экономические цели:
Информация о работе Свободные экономические зоны в Российской Федерации