Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 12:33, курсовая работа
Среди многих проблем, вошедших в жизнь нашей страны вместе с рыночными преобразованиями, важное место принадлежит интеграции российской экономики во всемирное хозяйство. С учетом огромных размеров России, низкого уровня развития рыночных отношений с особой остротой возникла необходимость использования в широких масштабах наиболее эффективных форм внешнеэкономического сотрудничества, которые позволили бы увеличить степень реальной втянутости государства в мирохозяйственные связи, более результативно и полно использовать выгоды от участия в международном разделении труда
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты свободных экономических зон в Российской Федерации…………………………………………………………………………5
1.1. Понятие свободной экономической зоны…………………………………..5
1.2. Цели создания свободных экономических зон..……………………………9
1.3. Классификация свободных экономических зон……….…..……………...12
1.4. Нормативно-правовая база особых экономических зон РФ
Глава 2. Анализ деятельности свободной экономической зоны в России………………………………………………………………….…………18
2.1.Свободная экономическая зона «Янтарь» в Калининградской области…………………………………………………………..………………..18
2.2. Рекомендации по совершенствованию СЭЗ………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………32
Приложение………………………………………………………………………34
Благодаря, прежде всего,
действию режима Особой экономической
зоны, особенности социально-
Правительство Калининградской
области предприняло ряд
2.2. Рекомендации по совершенствованию СЭЗ
Действующий Закон об ОЭЗ в Калининградской области, безусловно, играет большую роль в экономическом развитии региона. С помощью предоставляемых налоговых и таможенных льгот стимулируется активизация бизнеса и инвестиционная привлекательность области.
Но главное, на что должно быть направлено действие закона об ОЗЭ это обеспечение постепенного повышения среднего уровня зарплат и пенсий, реальных доходов населения Калининградской области. Несмотря на финансово-экономический кризис, который наша страна пережила с наименьшими социальными и экономическими потерями, именно за счет Закона об ОЭЗ в регионе удалось не допустить экономического коллапса и стабилизировать ситуацию в целом. К примеру, индекс промышленного производства за 9 месяцев 2010 года по области составил 129,8% к 9 месяцам 2009 года, тогда как в среднем по России он равен 108,9%. Что касается эффективности и перспектив развития, то здесь есть над чем поработать.
Необходимо понимать, что Закон об ОЭЗ в том виде, в котором он существует, не должен быть панацеей и замороженным законодательным актом. Реалии жизни и происходящие глобальные процессы на территории России, стран Таможенного Союза, ЕС и мира в целом заставляют искать новые пути решения в вопросах управления и регулирования экономических и инвестиционных процессов в регионе, который является форпостом России на ее западной границе.
Недавнее подписание декларации о создании Единого Экономического Пространства с Казахстаном и Беларусью, считается огромной политической и экономической победой, а также демонстрацией международных успехов России, а также скорое вступление России во Всемирную торговую организацию на сегодня являются двумя главными международными событиями, которые требуют приступить к работе по пересмотру положений закона об ОЭЗ уже сейчас.
Депутат Государственной Думы ФС РФ от Калининградской области, Председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Е.А. Федоров предложил создать в Калининграде экспертную группу специалистов, которые совместно с органами власти и всеми заинтересованными лицами продолжат работу по оценке существующей ситуации и подготовке нового Закона об Особой экономической зоне в Калининграде.
Только после проведенного исследования и глубокого анализа можно будет сказать, что нужно сделать, чтобы сделать из Калининградской области регион высочайшей инвестиционной привлекательности и деловой активности, чтобы новый Закон отвечал современным интересам граждан, государства и бизнес сообщества.
На мой взгляд,
в экономическом плане
Мы должны использовать международный опыт, тем более, что в России научный потенциал самый высокий в мире. На идеях российских ученых разрабатывается большинство технологий в мире. Но до сих пор мы не имеем рынка интеллектуальной собственности и не получаем дохода от научного прикладного бизнеса, который является самым прибыльным. А базой для развития такого бизнеса может и должно стать малое и среднее предпринимательство в сфере производства, высокотехнологичный, высокоэффективный инновационный малый бизнес.
Что касается развития транспортных узлов и особенно морских портов в регионе, здесь необходимо использовать уже имеющийся мировой опыт, когда на территории портов создаются свободные таможенно-торговые зоны, с помощью которых можно существенно повысить объем грузопотока и активизировать экспортно-импортные торговые операции.
Не надо забывать и о том, что географические, климатические и исторические особенности Калининградской области – это хорошая площадка для развития туристических и санаторно-лечебных услуг.
И поэтому, сегодня стоит главная задача правильно и эффективно распорядится вышеназванным потенциалом региона.
Заключение
В современной ситуации,
сложившейся в нашей стране СЭЗ
могли бы сыграть одну из главных
ролей в восстановлении и развитии
экономического потенциала России. Для этого необходимо создать
и законодательно оформить необходимую
проработанную правовую базу, разработанную
с учётом мирового опыта создания СЭЗ
(в том числе в развивающихся странах и
странах с переходной экономикой), и с
учётом российских особенностей.
Важнейшим аспектом функционирования
свободных экономических зон является
система льгот, предоставляемых иностранным
и национальным инвесторам. Налоговые
льготы являются весьма существенными
для инвестора, поскольку налоговое бремя
в странах рыночной экономики достаточно
велико и налоги могут составлять более
половины от получаемого дохода. Обычно
выделяют 4 основные группы льгот. Внешнеторговые
льготы предусматривают введение упрощенного
порядка осуществления внешнеторговых
операций и снижение или отмену экспортно-импортных
пошлин. Финансовые льготы – в виде установления
низких цен на коммунальные услуги, снижения
арендной платы за пользование землей
и производственными помещениями, предоставление
различных форм субсидий за счет бюджетных
средств и преференциальных государственных
кредитов. Фискальные льготы связаны с
налоговым стимулированием предпринимательства.
Административные льготы предоставляются
администрацией данной свободной зоны
для упрощения режима въезда и выезда
иностранных граждан, процедур регистрации
предприятий, оказания различных услуг.
Все эти льготы могут применяться в различных
комбинациях.
Повсеместное распространение в мире свободных экономических зон вызвало интерес к ним России. В самом начале реформ российские политики и экономисты поставили задачу создать в стране сеть таких зон. Они рассматривали зоны как очень эффективное средство по переходу к рыночной экономике.
Свободные экономические зоны можно рассматривать как эффективный механизм по минимизации налогов. Классические оффшоры (зарубежные «налоговые гавани») обычно ориентируются на предоставление стандартного комплекса услуг и льгот. Свободные экономические зоны (часто называемые «внутренними оазисами») часто ориентируются на предоставление преимуществ национальным налогоплательщикам. Количество льготных территорий в России и странах СНГ постоянно возрастает.
Несмотря
на то что, СЭЗ в
Основной проблемой для развития экономики Калининградской области является то, что все соседи Калининграда, будучи государствами, имеют возможность принятия управленческих решений любого уровня, а власти нашей области, не имея достаточных полномочий, теряют в оперативности принятия решений, согласовывая их с федеральными органами. Поэтому Калининградская область проигрывает в конкурентной борьбе странам Балтии.
Кроме того, в экономическом плане Калининградскую область необходимо развивать как постиндустриальную территорию путем создания предприятий с наукоемким производством и современными технологиями.
Также необходимо использование научного потенциала России.
Требуется развитие транспортных узлов и особенно морских портов в регионе.
Обязательно развитие
туристических и санаторно-
Экономика Калининградской области очень современная в отличие от российской в целом. В Калининградской области нет моногородов, все предприятия высокотехнологичные, практически все не полного цикла, с высокой производительностью труда. Это экономика малого бизнеса, которая опережает российскую на несколько лет. Этот проект позволяет России конкурировать с Западом напрямую. Это лицо России перед Европой, и развитие этого региона должно показать, что наша экономика может на равных конкурировать с самыми развитыми странами.
Список литературы
Приложение 1
Рисунок 2. Особая Экономическая зона Калининградской области
Информация о работе Свободные экономические зоны в Российской Федерации