Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 13:52, контрольная работа
Целью контрольной работы является анализ информационных материалов для рассмотрения источников данных естественного движения населения.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
Изучить и проанализировать информационные источники по теме работы.
Рассмотреть историю текущего учета демографических событий.
Показать особенности текущего учета статистических событий естественного движения населения.
Проанализировать состояние текущего учета миграции.
Введение
Демография, как и любая другая наука, не может существовать без информации о населении и о процессах, которые в нем совершаются. Данные о населении необходимы как в научных, исследовательских целях, так и в целях практических, для прогнозирования населения и выработки различных планов и программ.
Думается, не надо объяснять роль эмпирических данных, без которых любое теоретизирование будет абстрактным, спекулятивным и бесплодным. Ученый или практик, который не владеет методами сбора и первичного анализа эмпирической информации, обречен быть лишь «изрекателем прописных истин», он никогда не сможет доказать ни одного своего тезиса, ни одной своей гипотезы, никогда не сможет решить ни одной задачи.
Целью контрольной работы является анализ информационных материалов для рассмотрения источников данных естественного движения населения.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
Теоретическую основу контрольной работы составили сведения из учебных пособий отечественных авторов В.М. Медкова, В.А. Борисова, Л.Л. Рыбаковского, данные ФМС России и Росстата.
Контрольная работа состоит из
введения, двух глав, заключения
и списка использованной
Глава 1. Текущий учет статистических событий
естественного движения населения.
Учет событий естественного движения населения — рождений, смертей, браков и разводов — основан на регистрации этих событий. Первоначально потребность в такой регистрации возникла у западноевропейской церкви для оформления оплаты верующими совершения обрядов бракосочетания, церковного расторжения брака, крещения новорожденных и погребения умерших. Никаких других целей церковь не преследовала. Но постепенно и государство стало проявлять интерес к учету событий естественного движения населения, и церковные записи совершенных обрядов стали использоваться для целей государственной статистики. Постепенно государство начало контролировать ведение церковных регистрационных книг, устанавливать правила, по которым эти книги должны вестись духовенством. С конца XVIII в. в Европе регистрация событий естественного движения населения начала переходить от церковных к гражданским органам (во Франции — с 1792 г., в Бельгии — с 1796, в Голландии — с 1822, в Великобритании — с 1837, в Италии — с 1865, в Испании — с 1871, в Германии — с 1875 г.).
В России первые попытки ввести церковную регистрацию событий естественного движения населения относятся еще к середине XVII в. Позднее Петр I своим указом от 14 апреля 1702 г. повелел вести записи рождений и смертей в приходских церквах Москвы и представлять еженедельно ведомости о числе крещений и погребений в Патриарший Духовный приказ. В 1722 г. Петр I издал новый указ уже о повсеместном ведении метрических книг для православного населения. С этого времени и начинается история текущего учета событий естественного движения населения в России. Но — только формально, потому что указы Петра I о ведении метрических книг и тем более о присылке ведомостей в центральные церковные органы не везде исполнялись, никто их не обобщал и не анализировал (российского Граунта не нашлось), ведомости, если и имелись где-то, не публиковались, поэтому никто о них не знал очень долго. Преемники Петра никакой заботы об этой стороне общественной жизни не проявили. Лишь при Екатерине II усилиями выдающихся ученых — географа Антона Фридриха Бюшинга (1724—1793) и историка Августа-Людвига Шлёцера (1735—1809) были разработаны в 1763—1764 гг. образцы отчетных ведомостей, по которым приходские священники обязывались представлять отчеты в Синод с тем, чтобы оттуда они пересылались в Академию наук. Соответствующий Указ был подписан Екатериной II 29 февраля 1764 г. Позднее были приняты соответствующие законы о введении учета событий естественного движения населения для неправославных народов России: для лютеран — в 1764 г., для католиков — в 1826 г., для мусульман — в 1828 г., для иудеев — в 1835 г. Однако долгое время данные церковной регистрации были относительно достоверными лишь для православного населения, да и то лишь к концу XIX в. и далеко не по всей территории страны.
Новая история текущего учета естественного движения населения в России началась после большевистской революции 1917 г. Уже 18 декабря 1917 г. был издан декрет «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов состояния». А еще через месяц, декретом от 23 января 1918 г. (об отделении церкви от государства), функции регистрации актов гражданского состояния были переданы из ведения церкви гражданским органам: в городских поселениях — специально созданным для этого отделам (или бюро) записей актов гражданского состояния (всем известная аббревиатура — ЗАГС), в сельских местностях — сельским органам управления. Эта система существует и сегодня. [1, с.71-72]
естественного движения населения.
Переписи населения дают численность и структуру населения на тот или иной определенный момент времени. Данные о демографических событиях за тот или иной период времени получают из их текущего учета, т.е. регистрации по мере возникновения этих событий. При этом рождения, смерти, браки и разводы в нашей стране регистрируются в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). 1
Регистрация демографических событий ведется согласно заявительному принципу, т.е. население само должно обращаться в соответствующие органы и сообщать о том или ином событии. Это, что вполне понятно, создает проблему возможной неполноты учета демографических событий. Чтобы снять или уменьшить эту проблему, законодательство многих стран устанавливает обязательность регистрации демографических событий в определенные сроки или возлагает ответственность за информирование государственных органов на соответствующие учреждения: родильные дома, похоронные бюро и т.п. Этой же цели служит и выдача на руки свидетельств о рождении, смерти, о заключении брака и регистрации развода. Эти свидетельства имеют юридический смысл для тех, кому они выдаются, поскольку создают соответствующие права и обязанности. Тем самым повышается мотивация для регистрации демографического события.
Если говорить о миграции, то в СССР во времена, когда существовала обязательная прописка, регистрация переездов с места на место осуществлялась «автоматически» в моменты снятия с прописки по прежнему месту жительства и прописки на новом месте. Сейчас, когда прописка отменена, учет внутренней миграции стал более проблематичным. Внешняя миграция по-прежнему фиксируется в момент пересечения границы.
Что касается рождений, смертей, браков и разводов, то в настоящее время их регистрация осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15.11.1997 №143 - ФЗ «Об актах гражданского состояния» (с изменениями и дополнениями). Ниже речь будет идти о текущем учете именно рождений, смертей, браков и разводов, т.е. событий «естественного движения населения».
Для целей демографического анализа недостаточно иметь данные только о числе тех или иных событий. Важно иметь информацию о людях, с которыми это событие произошло. Перечень признаков, характеризующих этих лиц, устанавливается или законодательно, или специальными правительственными постановлениями и отражается собственно в акте регистрации того или иного демографического события.
Акт гражданского состояния (соответственно,
программа текущей регистрации)
включает вопросы, которые можно
условно разделить на две
Так, при регистрации рождений
фиксируются пол ребенка, дата
рождения, рост и вес новорожденного,
порядковый номер рождения, одноплодные
или многоплодные роды, возраст
родителей, а также некоторые
их социально-экономические
Данные текущего учета и переписей населения являются взаимно дополнительными и должны использоваться совместно. Только зная количество рождений, смертей и переездов с места на место, можно рассчитывать численность населения в межпереписные периоды. Только владея информацией о численности и структуре населения, можно вычислять относительные показатели демографических процессов. Таким образом, текущий учет демографических событий и переписи населения образуют неразрывное единство.[2, с.80-81]
В принципе данные регистрации демографических событий должны составляться таким образом, чтобы в результате можно было проследить в динамике за всеми основными событиями в жизни человека: рождением, вступлением в брак, разводом или овдовением, смертью. Полнота и информативность этой демографической картины зависит не только от полноты и разнообразия данных первичной регистрации событий, но и от того, насколько полны и разнообразны данные последующей разработки первичных данных.
Глава 2. Состояние текущего учета миграции.
С середины 1990-х годов из-за кардинальной реформы законодатель-ства в области свободы передвижения и выбора места жительства изменились критерии определения мигранта, что привело к хроническому недоучету значительных совокупностей долгосрочных мигрантов, как внутренних, так и международных, и практически полному исключению из наблюдения отдельных категорий мигрантов. Введение системы регистрации «по месту пребывания» без ограничения срока такой регистрации и без составления листка статистического учета нарушило основной методологический подход, согласно которому, мигрантом считается лицо, проживающее вне места прежнего постоянного жительства свыше 12 месяцев. Недоучет миграции коснулся не только прибытий (как внутренних, так и международных мигрантов), но, не в меньшей степени и выбытий. Снятие с регистрационного учета для части мигрантов стало необязательной процедурой, что непосредственно отразилось на качестве статистики.
С начала 2000-х годов, в ходе неоднократных изменений законода-тельства в отношении правового положения иностранных граждан и их учета, оказались забытыми нужды государственной статистики. На протяжении нескольких лет в России отсутствовал нормативный акт, согласно которому Росстат должен был получать из миграционного ведомства данные о миграции иностранцев. Органы миграционной службы на местах произвольно решали для себя этот вопрос. Например, в 2002-2003 годах в Москве, самом привлекательном для мигрантов регионе, по данным Росстата не было ни одного иммигранта-иностранца, хотя в те же годы и именно здесь несколько тысяч иностранных граждан получили виды на жительство. В итоге, оказался нарушенным один из основных принципов государственного статистического наблюдения - единство методологии, применяемой на всей территории страны.
Отсутствием юридических основ для сбора первичных данных о мигрантах-иностранцах отчасти объясняется чрезвычайно низкая доля ино-странных граждан в потоках иммиграции в Россию. По данным Росстата в 2003-3006 годах она не превышала в среднем 8,2%, тогда как, например, в Молдове и Беларуси иностранцы составили свыше 80% иммигрантов, а на Украине – около 44%2. Но главным образом на состав иммигрантов по гражданству оказали влияние процедуры получения российского гражданства. В настоящее время в РФ сложилась весьма специфическая ситуация, при которой общий порядок предоставления гражданства России является, скорее, исключением из правил. По данным ФМС и в 2007, и 2008 годах гражданство получили (ежегодно) около 362 тысяч иностранцев; из них в общем порядке - соответственно 157 и 143 человека, которым потребовалось ждать гражданства несколько лет. Остальные получили новый статус в упрощенном порядке, и период от момента обращения до получения гражданства занял от трех до 12 месяцев3. С точки зрения статистики очевидно, что в течение первого года после въезда на территорию РФ, такие мигранты могли быть зарегистрированы по месту жительства уже как граждане России, и в таком качестве «попадали» в текущий статистический учет миграции. Сложилась парадоксальная ситуация: иммигрировали иностранцы, а статистика учитывала прибытие граждан России.
Специалисты Росстата на протяжении нескольких лет предпринимали шаги к достижению взаимопонимания с миграционной службой России в области обмена данными и улучшения качества государственного текущего учета миграции. Эта работа принесла результаты. За последние годы в области сбора данных о миграции произошли значительные позитивные изменения. С 2007 года в Росстат из ФМС передаются сведения по иностранным мигрантам, а с 2008 года, в обязательном порядке, по мигрантам-гражданам России, зарегистрированным по месту пребывания на срок свыше года.
Изменения коснулись
и бланка статистического
Информация о работе Текущий учет статистических данных демографических событий