Текущий учет статистических данных демографических событий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 13:52, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является анализ информационных материалов для рассмотрения источников данных естественного движения населения.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
Изучить и проанализировать информационные источники по теме работы.
Рассмотреть историю текущего учета демографических событий.
Показать особенности текущего учета статистических событий естественного движения населения.
Проанализировать состояние текущего учета миграции.

Файлы: 1 файл

демография.docx

— 57.25 Кб (Скачать файл)

В декабре 2006 года, (после принятия Закона о миграционном учете иностранных граждан)   и в результате  длительных консультаций, между Росстатом и ФМС было, наконец, достигнуто соглашение о временном порядке сбора  данных для статистического учета   иностранных граждан, приехавших в Россию4.   Это соглашение внесло логическую определенность в  процедуру сбора данных о мигрантах-иностранцах.  Органам  ФМС предписывалось  для учета международной миграции с 1 января 2007 года  составлять листки статистического учета мигранта  на иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание  (РВП) и зарегистрированных по месту жительства.  Ранее эта категория иностранцев могла регистрироваться только по месту пребывания, по месту жительства регистрировались только те иностранцы, которые  получили  вид на жительство5.   

Теоретически,  включение  этих мигрантов в  учет  должно  было  изменить  состав потока  по гражданству и значительно повысить  в нём  долю иностранцев, поскольку разрешений на временное проживание ежегодно  выдается в несколько раз больше, чем  видов на жительство.  Можно было ожидать,  что  официальная статистика за 2007 год зафиксирует  значительный  «прирост» иммиграции иностранцев, за счет включение в статистику лиц, которые раньше такому учету не подлежали. 

И действительно, статистика зафиксировала существенное увеличение потока иммигрантов в Россию: со 186 тысяч в 2006 до  287 тыс. в 2007.   Однако, когда данные Росстата были опубликованы, обнаружились  значи-тельные несоответствия между ожидаемым и фактическим числом иностран-ных мигрантов (таблица 1). 

Таблица 1. Сравнение данных ФМС и Росстата о  долгосрочных мигрантах, человек. 

 

Данные ФМС

Данные Росстата

 

Выдано видов на жительство

Проживает по виду на жительство

Выдано РВП

Проживает по РВП

Зарегистрировано  по месту жительства

 Иммигранты  и  ИГ  и ЛБГ и не указавшие.

Иммигранты-

граждане РФ

Имигранты  всего

Доля   среди иммигрантов

2003

135783

213379

6542

65

 

20377

108767    

129144

16%

2004

45539

180486

125348

117529

 

12834

106323    

119157

11%

2005

16339

128781

170156

192615

 

14584

162 646   

177230

8%

2006

15193

86646

143161

182566

 

16243

170 137   

186380

9%

2007

14626

68220

193 842

217 960

183 396

68569

218 387  

286956

24%

2008

12353

54514

220465

239990

203621

       

Источник: данные ФМС России и данные Росстата

Эти расхождения  дают  основания  предположить  неполное  или неточное  составление  листков статистического учета.    Посмотрим статистику ФМС за 2007 год: выдано разрешений на временное проживание 193,8тыс.,   выдано видов на жительство 14,6 тыс. и зарегистрировано по месту жительства ИГ и ЛБГ 183,4 тыс. человек6.    А теперь сравним эту информацию с данными, которые из ФМС получили органы статистики.  По  сведениям   Росстата,   в 2007 году  в Россию прибыли  на постоянное жительство  лиц, не имеющих российского гражданства  68,5 тыс. человек,  (включая не указавших гражданство). А ведь,  по сути дела,  число  иностранцев,  зарегистрированных по месту жительства в ФМС  должно в точности совпадать с числом иностранцев и лиц без гражданства, учтенных Росстатом.  Т.е. Росстат должен был получить  листки  учета 186 тысяч мигрантов–иностранцев, а получил почти втрое меньше.  Это, теоретически,  одни и те же контингенты мигрантов, и  листок статучета  составляется в  момент  регистрации человека  по месту жительства.   Причины таких значительных  расхождений должны выясняться. 

Рис. 1  Международная миграция  по месяцам  2006-2008 гг.

Источник: официальный сайт Росстата http://www.gks.ru/bgd/free/b08_00/IssWWW.exe/Stg/d12/8-0.htm

 

         Значительный рост иммиграции  граждан России также можно интерпретировать двояко.  Во-первых,  часть из них  - это граждане Казахстана. Кыргызстана и (в меньшей степени) Беларуси, которые  могут получить российское гражданство через три месяца после въезда и сразу зарегистрироваться по месту жительства, уже  как иммигранты-граждане РФ. В отношении  других иностранцев возможен повторный счет,  т.к они дважды могут быть зарегистрированы по месту жительства – сначала по разрешению на временное проживание как иностранцы, а потом, получив в течение года гражданство России,  по паспорту гражданина РФ, (регистрация  нового пас-порта   является обязательной). При каждой регистрации по месту жительства в отношении  этого мигранта  может быть составлен  листок статистического учета мигранта. Т.е. одно и то же лицо статистикой может быть учтено дважды  - как мигрант-иностранец и как мигрант-гражданин РФ.   Проверить справедливость такого предположения можно будет только  при наличии отлаженных   систем персонального учета граждан РФ и иностранцев.

Нужно подчеркнуть, что рост иммиграции в Россию в 2007 и 2008 годах  в значительной степени может считаться артефактом  в силу названных выше причин. Однако,  чистая миграция действительно несколько возросла из-за снижения объемов  эмиграции, как граждан РФ, так и иностранцев. С 2003 по 2007 год  численность выбывших  из России  на постоянное жительство за рубеж    снизилась:   в отношении граждан РФ  с 90 до 45 тысяч человек,  а  иностранцев (включая лиц без гражданства и не указавших гражданство)  с  четырех до двух тысяч человек.     При этом не стоит забывать, что  учет выбытий также   далек от совершенства.  Это касается и внутренней, и международной миграции. Меняя место  проживания,  люди  часто не имеют стимулов  для уведомления органов регистрации,  а иногда намеренно не делают этого, чтобы сохранить за собой те или иные преимущества, которые дает регистрация по старому  адресу.  В зарубежной литературе отмечается, что местные власти иногда не стремятся  исключать из местных регистров выбывших, чтобы «не терять население»7.   В  России  этого и не нужно делать:  срок «пребывания» не ограничен, регистрация по месту пребывания даже на длительное время  не предусматривает уведомление органов ФМС по месту жительства мигранта о его или её  долгосрочном  отсутствии8.  Расхождения между фактическим и «юридическим» населением обнаруживаются при переписи, когда многие регионы недосчитываются населения (а от численности  населения  зависит бюджет региона), а в других напротив, обнаруживается  неожиданный прирост9.   Всё это  позволяет сделать вывод о  несоблюдении  при реги-страции мигрантов  критериев, согласно которым лица должны включаться в государственное статистическое наблюдение.   

Миграционная служба и МИД России, конечно, ведут учет лиц, получивших гражданство.  К большому сожалению,  эти данные не содержат практически  никаких переменных, кроме страны предыдущего гражданства.  По крайней мере,  сейчас  базы данных ФМС Росси не приспособлены для разработки развернутых статистических отчетов, где были бы  отражены  социально-демографические характеристики   лиц, получивших российское гражданство, а тем более, родственные связи таких людей и состав их домо-хозяйства.    Заметим, что через десять лет    вопрос  о способе и дате приобретения  гражданства станет уже не столь актуальным, т.к. время неумолимо унесет нас от  периода  массового притока мигрантов в Россию и массового процесса  приобретения ими  гражданства нашей страны.  Это будет уже другое время и другие исторические реалии.  

          Анализ ситуации в области  текущего учета миграции  показал  следую-щее:   в  области текущего учета миграции остается  много вопросов, имею-щих  системный характер и связанных, скорее всего,  с упущениями в норма-тивных актах и правоприменительной практике ФМС России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

            Мы рассмотрели в контрольной работе вопрос текущего учета статис-тических событий естественного движения населения, проанализировали текущее состояние миграции населения в России. Данные текущего учета демографических событий, переписи, текущей миграции населения являются взаимно дополнительными и должны использоваться совместно. Важно восстановление и развитие информационно-статистической базы, необходимой для изучения демографических процессов в стране. Отсутствие ряда показателей лишает государство и общество сведений, необходимых для разработки и реализации государственных программ, направленных на преодоление демографического кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Борисов В.А. Демография. Учебник для вузов. Изд. третье, исправленное и дополненное. М. Нота Бене Медиа Трейд Компания, 2003. – 344с.
    2. Медков В.М. Основы демографии: Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 448с. 
    3. Мкртчян Н.В. Возможные причины снижения иммиграции в Россию / Вопросы статистики, 2003,  № 5, С. 47-50
    4. Рыбаковский Л.Л. Практическая демография. М.: ЦСИ, 2005. – 199с.
  1. Чудиновских О. С. Учет миграции в России: причины и последствия кризиса // Демоскоп Weekly 10–23 января 2005 г. № 185–186; http://demoscope.ru/weekly/2005/0185/analit03.php
  2. Чудиновских О. С. Текущая статистика миграции в некоторых странах бывшего СССР // Миграция населения: статистика, выборочные обследования, политика: Сб. ст. / Под ред. М. Б. Денисенко. — М.: МАКС Пресс, 2006. С. 7–40.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                   3

 

Глава 1. Текущий учет статистических событий

               естественного движения населения 

         1.1 История текущего учета демографических событий                           4

         1.2 Текущий учет статистических событий

                 естественного движения населения                                                     6

Глава 2. Состояние текущего учета миграции                                                      8

 

Заключение                                                                                                             16

Список использованной литературы                                                                   17

 

                               

1 В сельской местности - в администрациях сельских населенных пунктов, а переезды - в органах внутренних дел и пограничной охраны (в случае внешней миграции).

 

2 См. Рабочий документ «Сопоставимость  статистики международной миграции и обмен данными в странах СНГ».  Joint UNECE/Eurostat Work Session on Migration Statistics. Geneva, Switzerland, 3-5 March 2008

3  В соответствии с соглашением  между Россией, Беларусью,  Казахстаном и Кыргызстаном, подписанным в 1999 году, граждане  этих государств могут сразу по прибытии в РФ  подать документы на получение  российского гражданства,  минуя период обращения за / получения  разрешения на временное проживание .  Для таких соискателей  период ожидание длится всего три месяца. Другие льготные категории иностранцев, прибывающие, в основном, по линии воссоединения с родными,  должны подать заявление на получение разрешения на временное проживание, через некоторое время получить его, и сразу получить возможность  обратиться за  получения гражданства.  В общей сложности  этот процесс занимает  у граждан  государств  с безвизовым порядком въезда в Россию – 8 месяцев, а  у «визовых» иностранцев –  до 12 месяцев.

4 Письмо Заместителя Директора  ФМС России от 08.12.2006 «О временном порядке сбора статистической  информации о миграции иностранных граждан».  В документе сделано важное примечание:   временный порядок сбора данных устанавливается    до ввода в промышленную эксплуатацию  на региональном и федеральном уровнях  Центрального банка данных по учету иностранных граждан (и до особого распоряжения)

5 Для учета внутренней миграции иностранцев листки статистического учета  должны  составляться на  лиц,   имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство и сменивших место жительства   в пределах Российской Федерации

6 Нужно помнить, что  лица, получившие вид на жительство в 2007  г. до этого должны были  проживать  по РВП  и по закону  не могли быть зарегистрированы по месту жительства, поэтому право на регистрацию по месту жительства (и учету в качестве мигрантов) получили около 208 тысяч человек.    Конечно,  не все иностранцы, получив статус резидента России,  регистрируются по месту жительства, т.к. это предполагает какие-то права на жилплощадь. У многих  этих прав пока еще нет или нет такого жилья.  

 

7 Michel Poulain.  The Registration of Population with Usual Residence.: the Results from the  THESIM EU Research Project. UNECE/Eurostat Seminar on Migration Statistics Organized in cooperation with UNFPA (Geneva, 21-23 March 2005). Working Paper № 6.

8 На Украине, где также есть система регистрации по месту пребывания,  при регистрации  лица  по месту пребывания в органы МВД по  месту жительства направляется соответствующее уведомление.

9  как это имело место в Москве в 2002 году, когда фактическое постоянное население почти на два миллиона превысило расчетное, величина которого оценивалась как население на момент переписи 1989 года+ родившиеся за межпереписной период   -  умершие + прибывшие – выбывшие  по данным Москомстата.


Информация о работе Текущий учет статистических данных демографических событий