Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 21:06, реферат
Демография является одной из важнейших составляющих социологического знания как теоретического, так и эмпирического. Для построения какой-либо теории или гипотезы в системе функционирования, развития или становления общества и его составляющих ни один учёный-социолог не может обойтись без демографической статистики и, что очень важно, прогностики. В эмпирических исследованиях демографическая составляющая является вообще lex non scripta!
1. Вступление
1.2. Сущность проблемы. Различные подходы к пониманию и решению
2.1. Томас Роберт Мальтус и его «Опыт о законе народонаселения»
2.2. Крупнейший в истории демографический взрыв и создание Римского клуба
2.3. Научная деятельность Римского клуба. «За пределами роста»
3.Заключение. Взгляд в обозримое будущее
4. Список литературы
1. Вступление
1.2. Сущность проблемы.
Различные подходы к пониманию
и решению
2.1. Томас Роберт Мальтус и его «Опыт о законе народонаселения»
2.2. Крупнейший в истории демографический взрыв и создание Римского клуба
2.3. Научная деятельность Римского клуба. «За пределами роста»
3.Заключение. Взгляд в обозримое будущее
4. Список литературы
1. Вступление
Демография является одной из важнейших составляющих социологического знания как теоретического, так и эмпирического. Для построения какой-либо теории или гипотезы в системе функционирования, развития или становления общества и его составляющих ни один учёный-социолог не может обойтись без демографической статистики и, что очень важно, прогностики. В эмпирических исследованиях демографическая составляющая является вообще lex non scripta!
На сегодняшний день главная
проблема стоящая перед наукой демография,
да и перед всем мировым сообществом
в целом – перенаселённость Земли.
Около
1800 лет потребовалось человечеству, чтобы
довести свою численность до одного миллиарда,
но всего лишь за 100 лет благодаря невиданному
демографическому взрыву в XXI веке народонаселение
Земли увеличилось более чем в 7 раз! Причины,
объяснение этой ситуации, её возможные
последствия и пути решения, которые выдвигают
разные учёные прошлого и нашего времени,
я попытался показать в этой обзорной
исследовательской работе. Наиболее интересные,
на мой взгляд, точки зрения различных
учёных и общественных деятелей представлены
в этой работе в ретроспективе, начиная
от Т. Мальтуса и заканчивая С. Капицей.
Охваченный мною период в более чем 200
лет, является слишком большим промежутком
времени, чтобы охватить его полностью,
поэтому для этой работы я выбрал наиболее
интересные и профессиональные теории
и течения научной мысли.
1.2. Сущность проблемы. Различные подходы к пониманию и решению
Впервые проблему на тот момент «возможного»
перенаселения Земли поднял известный
экономист Томас Роберт Мальтус.
Это имя за два столетия стало
нарицательным, а главный труд Мальтуса
“Опыт о законе народонаселения”
сыграл в развитии экономической
науки и демографии не меньшую
роль, чем
“Математические начала натуральной
философии” Ньютона и “Происхождение
видов” Дарвина в развитии математики
и биологии.
Главным постулатом своей теории Мальтус считал следующую закономерность: «население, если не мешать его свободному воспроизводству, удваивается каждые 25 лет, иначе говоря — в геометрической прогрессии. В то же время объемы ресурсов, необходимых для поддержания жизни, растут лишь в прогрессии арифметической». Мальтус считал, что изначально сама человеческая природа заставляет людей безоглядно плодить себе подобных.
Другим важнейшим принципом
своей теории стала его знаменитая
фраза: «Не производить на свет детей,
которых они не будут в состоянии
прокормить».
Он считал, не надо помогать бедным слоям
населения т.к. при улучшении жизни бедноты
увеличивается её рождаемость, которая
опять ведёт к бедности из-за слишком большого
количества потребителей материальных
средств к существованию и ресурсов.
Для урегулирования роста населения
М. предлагал два типа решений: первый
– естественный, войны, эпидемии, голод
и пр. Но так как было бы антигуманно
увеличивать смертность для уменьшения
популяции людей, он предложил искусственный
способ сдерживания рождаемости
через воздержание и даже аскетизм.
Своим личным примером Мальтус показал
как это может быть: его два
сына умерли не оставив потомства, а
дочь умерла в возрасте 17 лет. При
всём при этом Мальтус никогда
не питал иллюзий на счёт того, что
человечеству когда-нибудь удастся
сократить или хотя бы стабилизировать
свою численность таким способом.
Он наоборот предсказал, что грехи
и пороки приведут человечество к
полному вымиранию, и о стабилизации
не будет идти и речи.
Учение Мальтуса было принято неоднозначно.
С одной стороны возникло целое движение
«мальтузианцев», проповедовавших идеи
о неминуемом истощении ресурсов, при
таком же положении дел, с другой стороны
возникла жёсткая оппозиция учению Мальтуса
в традиционалистских и религиозных кругах.
Так на многочисленное народонаселение
всегда смотрели как на благо для страны,
и никому не приходило в голову опасаться
чрезмерного увеличения его, поскольку
оно естественным образом регулировалось
средствами существования. В таких выражениях
говорит об этом физиократ Мирабо в своей
книге "Traite de la Population" ("Трактат
о народонаселении"). Приверженцы естественного
порядка не могли беспокоиться о таком
естественном факте, как рост народонаселения.
Но этот оптимизм принял чрезвычайные
размеры с появлением
Годвина, книга которого "Political Justice"
("Политическая справедливость"),
появившаяся в 1793 г., произвела потрясающее
впечатление на умы. Говорили, что Годвин
был первым теоретиком анархизма. Действительно,
он, по-видимому, первый произнес знаменитую
фразу: "Всякое правительство, даже
наилучшее, - зло". Во всяком случае,
он был предтечей анархизма благодаря
безграничной вере в будущее обществ:
как в прогресс науки, которая даст возможность
производить продукты в таком количестве,
что достаточно будет полчаса работы в
день, чтобы удовлетворить потребность
всех членов общества, так равно и в прогресс
разума, который будет сдерживать личные
интересы и борьбу за прибыль. Но в этот
день, когда жизнь станет такой легкой
и такой прекрасной, не явится ли опасность,
что люди размножатся до такой степени,
что земля не будет в состоянии всех их
накормить? Поставив этот вопрос, Годвин,
несомненно, не подозревал, какую страшную
проблему он выдвинул. Он отвечал на этот
вопрос спокойно, с невозмутимой верой
в будущее, уверяя, что такое предположение,
может быть, осуществится "лишь в мириады
веков", что даже, вероятно, оно вовсе
не осуществится, ибо разум будет не менее
могуч для обуздания полового влечения,
чем для преодоления жажды наживы; и он
даже предусматривал перспективу такого
социального состояния, в котором "ум
так будет господствовать над чувствами,
что воспроизведение человеческого рода
приостановится" и что человек станет
бессмертным.
Как раз в то же самое время появилась
во Франции одна книга, которая имела большое
сходство с книгой Годвина, - это была книга
Кондорсе (1794 г.)
"Esquisse d'un tableau historique des progres de l'Esprit humain"
("Эскиз исторической картины прогресса
человеческого духа"). Она дышит той
же самой верой в движение человеческих
обществ к счастью, во всемогущество науки,
которая сможет если не уничтожить смерть,
то, во всяком случае, отодвинуть ее в бесконечно
далекое будущее, - эта уверенность у человека,
писавшего незадолго до самоубийства
(он принял яд, чтобы избегнуть гильотины),
была весьма трогательной. Но если смерть
должна быть уничтоженной, то перед Кондорсе
встает тот же вопрос, какой был у Годвина:
как сможет земля накормить всех людей?
И он дает почти тот же самый ответ: или
наука сумеет обеспечить средства продовольствия
свыше всякой определенной меры, или разум
сумеет ограничить безрассудный рост
народонаселения.
Религиозные круги критиковали
Мальтуса с другой стороны: Церковь
считала, что любое искусственное
ограничение рождаемости (контрацепция,
аборты, стерилизация и пр.) есть суть
вмешательство в дела Господа, но
они, к сожалению, не вдавались в
идеи священника Мальтуса, считавшего
всё выше перечисленное тяжкими
грехами, а принимали за правду более
поздние изречения учеников Мальтуса.
Поэтому сейчас и не кажется странным
выступление на Всемирном конгрессе
по народонаселению и мировым
ресурсам, состоявшемся в 1948 году нобелевского
лауреата Бойд-Орра, утверждавшего, что
Мальтус выступал против мер по предотвращению
детской смертности и любых форм экономической
помощи беднейшим слоям населения.
Любопытный пример: Мальтусу постоянно
приписывали воззрения, против которых
ученый как раз открыто выступал. Интеллектуалы,
знакомые с его трудами не понаслышке,
почему-то взяли за правило творчески
перерабатывать прочитанное. Только один
пример. В знаменитом романе Олдоса Хаксли
— “О, дивный новый мир” (1932) — описано
стерильное будущее, в котором демографическая
проблема, по сути, снята. В гигантских
инкубаторах выводятся члены заранее
спланированных каст, семья как социальный
институт отсутствует, а биологические
инстинкты подавляются и сублимируются,
в частности, с помощью обучения методам
контрацепции, называемого в романе мальтузианской
дрессурой. В результате создается впечатление,
что Мальтус был сторонником контрацептивного
ограничения рождаемости. Между тем достаточно
обратиться к его сочинениям, чтобы понять,
что эти методы не его.
Но время шло у уже к
середине 60ых годов ХХ века человечество
впервые задумалось над проблемой
перенаселённости Земли и истощении
ресурсов.
Инициатором постановки, исследования
и нахождения путей выхода из кризиса
был так называемый «Римский клуб» - сообщество
крупнейших мировых бизнесменов, политиков
и общественных деятелей, объединённых
идеей сохранения естественной природной
среды обитания человека на Земле.
Деятельность «Римского клуба»
привела к появлению целых
научных концепций, связанных с
проблемой управления численностью
населения, его прогнозирования
и планирования. На научном небосклоне
загорелись такие звёзды как Джордж
Уальд, Тайлер Миллер, Гаррет Хардин, Донелла
и Деннис
Медоузы, Йорген Рандерс и др.
Во многом объяснение и пути выхода
из сложившейся ситуации у современных
учёных совпадали с мнением Мальтуса,
но только теперь исследователи, свободные
от религиозного доктринёрства, смело
предлагали методы, напрочь отрицавшиеся
как церковью, так и самим Мальтусом.
В плане истоков проблемы перенаселённости
Мальтус и современные
В конце ХХ века к плеяде учёных основывающихся на проблеме нехватки ресурсов, которая и приведёт к катастрофическому снижению численности человечестве с не менее катастрофическими последствиями для экологии, добавилась точка зрения русского физика (!) Сергея Петровича Капицы, утверждающего, что причиной будущего резкого снижения численности населения станет информационный кризис, связанный с непомерным увеличением информации, которое человек не сможет полностью переработать. В мировом хозяйстве на смену экономике, основанной на обмене, приходит экономика, основанная на информации. У информации нет эквивалента, нет стоимости, она размножается очень быстро и без контроля, необратимо. Это новая экономика, построенная по принципу открытой системы. «Старая» экономика относится к равновесному, медленно развивающемуся обществу, а новая — к дестабилизированному, к обществу, в котором нет порядка. Как мы справимся с информационным взрывом и демографическим переходом, пока неясно.
Существует также новое
В.Р. Дольник считает, что человек, являясь
биологическим видом, имеет собственные
биологические регуляторы жизнедеятельности
и размножения. Как и на любого другого
вида, на человека действует его внешняя
среда и, следовательно, при негативном
влиянии внешней среды его внутренние
процессы тоже будут ухудшаться, что повлечёт
за собой снижение жизнеспособности и
плодовитости.
2.1.
Томас Роберт Мальтус и его
«Опыт о законе
Что было, что есть и что будет…
Томас Роберт Мальтус родился 13 февраля
1766 года недалеко от Доркинга
(графство Суррей). Отец его был личностью
незаурядной: занимался науками, дружил
и переписывался с виднейшими мыслителями
того времени Дэвидом Хьюмом и Жан-Жаком
Руссо. Последний ратовал, среди прочего,
за домашнее обучение, и Дэниел Мальтус,
будучи страстным его поклонником, решил
нанять для своего сына частного преподавателя
— ректора расположенного поблизости
небольшого колледжа. Затем, благо до знаменитого
Кембриджа было рукой подать, Томас поступил
в одно из тамошних заведений — Jesus College.
Главный труд Томаса Мальтуса — эссе
с изложением теории народонаселения.
Биографы утверждают, что оно было
написано после жаркого спора
ученого с отцом. Дэниел Мальтус
отстаивал почерпнутую у Руссо идею
“совершенного общества”, которое должно
было состоять из “улучшенных” людей,
а Томас Мальтус, больше всего уважавший
факты, разрушал все его полемические
построения, напирая на цифры (можно сказать,
выступал с позиций социологии). Такая
аргументация показалась отцу столь яркой
и убедительной, что он посоветовал сыну
изложить все это на бумаге.
Первое издание книги под названием “Опыт о законе народонаселения и о том, как он воздействует на будущее улучшение общества, с замечаниями по поводу идей г-на Годвина, маркиза де Кондорсе и других авторов” вышло анонимно в 1798 году. А спустя пять лет увидело свет второе и, что называется, дополненное — вдвое большее по объему.
Вышеуказанные авторы считали, что
или наука сумеет найти неограниченные
ресурсы для обеспечения
Мальтуса.
По поводу вышеуказанных утверждений,
что прогресс человеческого рода к богатству
и к счастью бесконечен и что опасность,
как бы не наступило время, когда будет
на земле слишком много людей, химерична
или, во всяком случае, отодвигается в
такое далекое будущее, что едва ли стоит
беспокоиться, - по поводу всех этих утверждений
Мальтус отвечает, что, как раз наоборот,
в этом именно и заключается почти непреодолимое
препятствие, и не в отдаленном будущем,
а в настоящее время, сейчас, и во всякое
время оно висит над головой, тормозит
прогресс человеческого рода, - это скала
Сизифа, которая постоянно грозила падением
и разрушением. Природа вложила в человека
инстинкт, который, будучи предоставлен
самому себе, обрекает его в жертву голоду,
смерти и порокам. От этого инстинкта страдают
люди, не зная причины своих страданий,
которая дала бы им в руки ключ к истории
обществ и их бедствий.
Все, даже лица, совершенно незнакомые
с социологическим исследованием, знают
незабвенные формулы Мальтуса, согласно
которым, с одной стороны, с ужасающей
быстротой происходит рост предоставленного
самому себе населения, а с другой - относительно
медленно умножаются средства пропитания.
Поэтому
Мальтус представляет рост населения
геометрической прогрессией, т.е. рядом
цифр, последовательно растущих от умножения
на какую-нибудь одну цифру, и он берет
простейший ряд, каждый член которого
вдвое больше предыдущего. А рост производства
он представляет арифметической прогрессией,
т.е. рядом цифр, последовательно увеличивающихся
от приложения одной какой-нибудь цифры,
и он берет простейший ряд, именно ряд
целых цифр.
Информация о работе Томас Роберт Мальтус и его «Опыт о законе народонаселения»