Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:41, реферат
Цель написания реферата – выявить зависимость жилища от природно – климатических условий у народов, проследить изменения традиционных жилищ, их классификация.
Задачи:
Дать общую характеристику традиционным жилищам;
Проследить изменения жилищ во времени;
Дать классификацию жилищам.
Введение ………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Общая характеристика традиционных жилищ ……………………….. 4 – 7
Глава 2. Традиционные жилища коряков……………………………………………… 8
2.1. Типы поселений………………………………………………………………………… 8 - 10
2.2. Яранга………………………………………………………………………………………… 10 – 11
2.3. Землянка……………………………………………………………………………………. 11 – 12
2.4. Жилища у коряков в 1920-е гг. ………………………………………………… 12 - 14
2.5. Жилища у коряков в 1940-е гг. ………………………………………………… 14
2.6. Современные жилища коряков ………………………………………………. 14 – 15
Глава 3. Традиционные жилища алеутов …………………………………………….. 16 – 17
3.1. Внутреннее убранство……………………………………………………………… 17 – 18
3.2. Летние алеутские жилища………………………………………………………. 18
3.3. Жилища алеутов после прихода русских………………………………… 18 – 19
Заключение ………………………………………………………………………………………. 20
Приложения ……………………………………………………………………………………… 21 – 23
Литература ……………………………………………………………………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФГБОУ ВПО («ВГСПУ»)
Факультет истории и права
Кафедра истории России
Реферат
«Традиционные жилища народов Дальнего Востока»
Исполнитель:
Саркулова Виктория Павловна
группа ИП-ИОБ-11
______________
Научный руководитель:
Ленивихина Н.О.
ст.преподаватель
______________
Волгоград 2011
Оглавление
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика традиционных жилищ ……………………….. 4 – 7
Глава 2. Традиционные жилища коряков……………………………………………… 8
2.1. Типы поселений………………………………………………………
2.2. Яранга………………………………………………………………
2.3. Землянка…………………………………………………………
2.4. Жилища у коряков в 1920-е гг. ………………………………………………… 12 - 14
2.5. Жилища у коряков в 1940-е гг. ………………………………………………… 14
2.6. Современные жилища коряков ………………………………………………. 14 – 15
Глава 3. Традиционные жилища алеутов …………………………………………….. 16 – 17
3.1. Внутреннее убранство………………………………………………………
3.2. Летние алеутские жилища………………………………………………………. 18
3.3. Жилища алеутов после прихода русских………………………………… 18 – 19
Заключение …………………………………………………
Приложения …………………………………………………
Литература …………………………………………………
Введение
Дальний Восток – это край уникальной культуры различных населяющих его народов. Среди них, прежде всего, следует выделить древних коренных жителей этого края: якутов, эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, коряков, эскимосов, алеутов, ительменов, нанайцев, орочей, нивхов, удэгейцев, ульчей (ороки).
Эти народы севера или Приамурья до наших дней сохранили древние традиции охоты и рыболовства, природопользования, бытовой жизненный уклад. Численность некоторых из них составляет всего несколько сотен человек.
Своеобразной «визитной
Но для меня более интересным показались жилища народов Дальнего Востока. В первую очередь жилище говорит о том как человек живет. Взглянув на дом мы можем понять технику строения, что-то перенять, каким материалом пользовались, также о многом говорит внутреннее убранство.
Цель написания реферата – выявить зависимость жилища от природно – климатических условий у народов, проследить изменения традиционных жилищ, их классификация.
Задачи:
Глава 1. Общая характеристика традиционных жилищ
Археологи обнаружили во всех районах
Дальнего Востока разнообразные
землянки и полуземлянки, датируемые
неолитическим временем. На всём северо-восточном
регионе широкое
При строительстве полуземлянок эскимосы и чукчи использовали челюсти, ребра, позвонки, лопатки кита. В некоторых местах у нивхов Сахалина землянки сохранились вплоть до XIX в., а у коряков – до начала XX в.
По-видимому, ещё в древности зимним жилищам сопутствовали летние и промысловые, более лёгкие, сооружавшиеся как в местах добычи рыбы и зверя, так и по соседству с зимниками. Зимники обычно вмещали по нескольку семей, в летниках жили малые семьи. В XIX в., а на нижнем Амуре уже в XVII в. можно было увидеть полуземлянки, сооружавшиеся молодыми семьями, выделившимися из больших семей. Эти постройки были более примитивными, чем традиционные землянки, некогда бытовавшие в этих местах.
Оленные чукчи и коряки имели переносное жилище, в котором жили круглый год. Это был многогранный каркас с деревянными опорами и крышей, возводимой также, как в чукотско-эскимосской яранге. Иногда к зимнему корякскому жилищу пристраивались сени из жердей, покрытых оленьими шкурами.
Нижнеколымские тундровые юкагиры, эвены-оленеводы зимой и летом пользовались переносными чумами цилиндро – конического типа различных вариантов. Каркас стен состоял из треног, поставленных по кругу. Каждая тренога соединялась с соседними перекладинами, и таким образом образовалась цилиндрическая часть чума. Крыша крепилась на жердях, поставленных в виде пирамиды. Весь каркас покрывался сшитыми из оленьих шкур покрышками, которые привязывали к жердям.
Самым распространённым жилищем у эвенков был переносный конический чум. Остов его состоял из 3 -5 главных, а также дополнительных жердей. Крыли это жилище ровдугой (замшей). Каркас обкладывали колотыми плахами, снаружи заваливали землёй и дёрном, а зимой ещё и снегом. Существовал также и стационарный чум.
Некоторые группы эвенков и эвенов летом покрывали каркас берестой.
У нанайцев, ульчей, низовых негидальцев и нивхов основным постоянным жилищем в XVII – XIX вв. являлась постройка в виде обычного дома. Зимник у народов Нижнего Амура имел много общих черт. Эти жилища состояли из столбовых каркасов, имели двухскатные крыши, земляные полы и отапливались каном. Нивхи, низовые негидальцы и ульчи каркасы возводили из толстых массивных столбов, покрытие стен состояло из толстых горизонтальных жердей или тонких брёвен, заострённые концы которых входили в пазы, вырубленные в столбах. У нанайцев, особенно верховых (в районе устья Уссури), каркасы были менее массивными, стены – более тонкими.
Для всех домов было характерно отсутствие деревянного пола. В большенстве зимников селились 2 – 3 и более семей, поэтому в домах было 2 – 4 очага. Дымоходы от них проходили под низкими нарами, тянувшимися вдоль стен: на этих нарах каждая семья имела своё место, тут ели, спали, работали, принимали гостей. Согласно данным археологов, эта система отопления возникла у племён Приморья и Маньчжурии в первых веках н.э. Все нижнеамурские зимними были однокамерными, без сеней, с двухкатными крышами, крытыми травой, берестой и т.п. Освещались они жирниками. Р.Маак в 1855 г. видел однажды в одном нанайском доме около 20 детей; действительно, некоторые зимники были очень населены. Известно, что в конце XIX в. встречались семьи с двумя-тремя жёнами, в них подчас жилии женатые сыновья со своими детьми. Иногда и в общем жилище жили и неродственные семьи. Некоторые зимники имели площадь до 100 кв.м. Каждая семья занимала принадлежащий ей участок нар. Спали обычно поперёк нар, головой всегда к центру дома.
С наступлением теплых дней каждая семья стремилась переехать в отдельное летнее жилище.
В зимних селениях народов Нижнего
Амура располагалось много
Зимними жилищами удэгейцам служили двускатные шалаши; в основе каркаса обычно были две параллельные матрицы на вертикальных стойках. Боковые стены состояли из наклонно поставленных плах, заваленных сверху землёй. Расстояние между матрицами забирали короткими плашками, оставляя в центре дымовое отверстие. Такая постройка была трёхкамерной, собственно жилое помещение находилось в середине, а боковые использовались для хозяйственных нужд. В этих жилищах проводили зиму семьи удэгейцев в то время, когда мужчины уходили на несколько месяцев за соболем.
Летники и промысловые жилища у народов Нижнего Амура были очень разнообразны по форме. В зимних селениях у нивхов, низовых негидальцев, ульчей, низовых нанайцев, орочей летниками служили домики из корья с двускатными крышами; их основой являлись столбовые каркасы, подобные таковым в зимних домах. Стены и крыши состояли из полос коры лиственницы или бересты. Вдоль стен делали деревянные нары, посередине жилища разводили костёр; под потолком подвешивали жерди, на которых коптили рыбу. Иногда подобные летники сооружали и на местах рыболовного промысла, куда выезжали на один – три месяца; в прошлом подобные сооружения могли служить несколько лет.
Выше по течению вплоть до устья
Уссури нанайцы строили летники
с полушаровидной основой из жердей.
Пол такого летника покрывали
камышовыми циновками редкого плетения,
а верх – берестяными покрытиями.
Береста не пропускала дождь, камыш
обеспечивал хорошее
Формы летников, которые строили на рыбалках, были разнообразными: полуцилиндрическими, с остовом из нескольких параллельных друг другу дуг, концы которых укреплялись в земле. Их сооружали нивхи, ульчи, низовые негидальцы, нанайцы, некоторые группы удэгейцев. Наиболее универсальными летними и зимними промысловыми жилищами были двухскатные шалаши с разнообразными покрытиями, распространенные повсеместно.
Такие шалаши имели два варианта конструкции: коньковая слега покоилась на вертикальных стойках или треногах. Обычно помещение было однокамерным, четырёхугольным в плане, однако у ороков на Сахалине бытовали также шалаши, поперечные стены которых были не вертикальными, а наклонными (шалаш выглядел двухскатным с двух сторон, а с двух других – коническим), такие шалаши в плане имели форму вытянутого овала.
Зимой в тайге нивхи, ульчи, ороки сооружали жилища из наклонных плах. Их верхней опорой были две параллельные матицы на вертикальных стойках. У охотников – нанайцев зимники имели пирамидальную форму. Все эти сооружения из плах имеют и оригинальную терминологию, свидетельствующую о местном происхождении этих форм.
Не менее широко, чем двускатные, у народов Нижнего Аура были распространены и конические временные жилища. Чаще всего ими пользовались охотники в тайге, на морском побережье (ульчи, орочи, нивхи, удэгейцы). Их покрывали берестой, покрышками из рыбьих кож и т.п. Охотники и рыбаки (последние особенно зимой) сооружали иногда ветровые заслоны в виде односкатных навесов, опирающихся на горизонтальную жердь на стойках, полукруглых заграждений из брезента, обтягивающего несколько палок, укреплённых вертикально, и т.п.
Многообразие форм жилища на Нижнем
Амуре было связано не только с
разнообразием природных
Глава 2. Традиционные жилища коряков
2.1. Типы поселений.
К началу XX века у коряков имелось два типа населённых пунктов: стойбища оленеводов ямкын и береговые поселки осёдлых жителей. Об их характере можно следить по материалам Приполярной переписи, стойбища, а их было зафиксировано более 180, представляли собой временные поселения. Каждая состояла в среднем из двух хозяйств. Имелись и более крупные, но их было мало, принадлежали они, как правило, богатым оленеводам. Стойбища иныло, наиболее известного в своё время стадовладельца, состояло, например, из семи хозяйств, общая численность жителей в стойбище достигла 52 человек.
В стойбище богатого оленевода яранга, в которой жил хозяин с родственниками, считалась главной, её легко было отличить от других жилищ. В повести К.Кеккетына «Хоялхот» дано яркое описание такой яранги (Кеккетын, 1939.). Большинство стойбищ входило в состав ключевых объединений. В границах кочевий территориальной группы они размещались довольно компактно, примерно в 10 – 15 километрах друг от друга, иногда в 20 – 30 км. В каждом стойбище хорошо знали границы своих пастбищ, передвигались на новое место исходя из своих потребностей. Границы всего кочевого объединения при этом никогда не нарушались, в каждом стойбище всегда знали, где располагаются соседи.
В летний период все стойбища собирались в местах традиционного промысла рыбы, образуя довольно многолюдные временные посёлки, большинство жителей которых составляли женщины, старики и дети. Взрослые оленеводы уходили со стадами на летние пастбища. Никаких хозяйственных построек в стойбищах чавчувенов не было. Летом зимнюю одежду хранили на нартах, над которыми сооружался примитивный остров, покрытый старыми покрышками от яранги. Иногда делали помосты из жерлей на треногах. У оленеводов – алюторцев имелись травяные шалаши на помостах для хранения юколы.
Посёлки береговых коряков
У коряков – апукинцев береговые посёлки напоминали поселения оленеводов, повторяя структуру кочевых объединений. Так посёлок Апука состоял из 6 самостоятельных селений – стойбищ, в каждом из них находилось от 2 до 6 хозяйств. Скорее всего, это свидетельствует о сравнительно недавнем оседании коряков – апуков. Лишившись оленей, они вынуждены были обосноваться на постоянное жительство по берегам рек, но ещё долго сохраняли привычку и вкусы оленеводов: посёлки, похожие на стойбища кочевников, жилища, малоотличавшиеся от яранг; и т.п. (История и культура коряков 1993).
К началу XX века береговые посёлки поланцев, карагинцев и особенно гижигинских коряков испытали уже сильное влияние русской культуры. Они состояли из бревенчатых изб, перемежающихся с землянками якутского типа. Селения подразделялись на зимние и летние. Зимние находились, как правило, в 10 – 30 км от устьев рек, летние на местах промыслов и состояли в основном их шалашей и палаток. Своеобразный вид посёлком осёдлых коряков придавали хозяйственные постройки мемиймен, известные у русских как балаганы. Это помост на сваях высотой 3 – 4 метра, над которым устанавливали пирамидальный или двускатный шалаш, крытый сухой травой. Подняться в балаган можно было по приставному бревну с зарубками. В балаганах хранились орудия промысла и прочее снаряжение, но главным их назначением было хранение юколы, тюленьего жира, которых предварительно заливался в большие мешки калаус из цельной шкуры тюленя. Балаганы строились нередко и за чертой посёлка. Они тянулись длинными рядами по берегам рек в местах промысла рыбы. В древности балаганы использовались и как летние жилища (Крашенинников, 1949.С.131.). Формирование многих современных населённых пунктов корякского автономного округа тесно связано с процессами советского и колхозного строительства. К концу войны абсолютное большинство колхозов уже имело свои постоянные усадьбы. В большинстве случаев базой концентрации коренного населения служили уже существующие посёлки. У оленеводов села образовывались иногда на новом месте. Расположение их оказывалось далеко не всегда удачным, и они нередко по нескольку раз переезжали.
Информация о работе Традиционные жилища народов Дальнего Востока