Традиционные жилища народов Дальнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:41, реферат

Описание работы

Цель написания реферата – выявить зависимость жилища от природно – климатических условий у народов, проследить изменения традиционных жилищ, их классификация.
Задачи:
Дать общую характеристику традиционным жилищам;
Проследить изменения жилищ во времени;
Дать классификацию жилищам.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Общая характеристика традиционных жилищ ……………………….. 4 – 7
Глава 2. Традиционные жилища коряков……………………………………………… 8
2.1. Типы поселений………………………………………………………………………… 8 - 10
2.2. Яранга………………………………………………………………………………………… 10 – 11
2.3. Землянка……………………………………………………………………………………. 11 – 12
2.4. Жилища у коряков в 1920-е гг. ………………………………………………… 12 - 14
2.5. Жилища у коряков в 1940-е гг. ………………………………………………… 14
2.6. Современные жилища коряков ………………………………………………. 14 – 15
Глава 3. Традиционные жилища алеутов …………………………………………….. 16 – 17
3.1. Внутреннее убранство……………………………………………………………… 17 – 18
3.2. Летние алеутские жилища………………………………………………………. 18
3.3. Жилища алеутов после прихода русских………………………………… 18 – 19
Заключение ………………………………………………………………………………………. 20
Приложения ……………………………………………………………………………………… 21 – 23
Литература ……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат традиционные жилища дальнего востока.docx

— 148.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«ВОЛГОГРАДСКИЙ  СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФГБОУ ВПО («ВГСПУ»)

 

Факультет истории  и права

Кафедра истории  России

 

 

Реферат

«Традиционные жилища народов Дальнего Востока»

 

Исполнитель:

Саркулова Виктория Павловна

группа ИП-ИОБ-11

______________

 

Научный руководитель:

Ленивихина Н.О.

ст.преподаватель

______________

 

Волгоград 2011

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………………………   3

Глава 1. Общая характеристика традиционных жилищ ………………………..  4 – 7

Глава 2. Традиционные жилища коряков………………………………………………  8

        2.1. Типы поселений…………………………………………………………………………  8 - 10

       2.2. Яранга…………………………………………………………………………………………  10 – 11

        2.3. Землянка……………………………………………………………………………………. 11 – 12

        2.4. Жилища у коряков в 1920-е гг. ………………………………………………… 12 - 14 

        2.5. Жилища у коряков в 1940-е гг. ………………………………………………… 14

       2.6. Современные жилища коряков ………………………………………………. 14 – 15

Глава 3. Традиционные жилища алеутов …………………………………………….. 16 – 17

        3.1. Внутреннее убранство……………………………………………………………… 17 – 18

       3.2. Летние алеутские жилища………………………………………………………. 18

       3.3. Жилища алеутов после прихода русских………………………………… 18 – 19

Заключение ………………………………………………………………………………………. 20

Приложения ……………………………………………………………………………………… 21 – 23

Литература ………………………………………………………………………………………… 24

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Дальний Восток – это край уникальной культуры различных населяющих его народов. Среди них, прежде всего, следует выделить древних коренных жителей этого края: якутов, эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, коряков, эскимосов, алеутов, ительменов, нанайцев, орочей, нивхов, удэгейцев, ульчей (ороки).

Эти народы севера или Приамурья  до наших дней сохранили древние  традиции охоты и рыболовства, природопользования, бытовой жизненный уклад. Численность  некоторых из них составляет всего  несколько сотен человек.

Своеобразной «визитной карточкой» их культуры является оленеводство, китобойный промысел, изготовление меховой одежды, гравировка на моржовых клыках (для  северных народов), вышивка по замше  и изготовление одежды и обуви  из кожи рыб (народы Амура) и другие народные традиции и промыслы.

Но для меня более интересным показались жилища народов Дальнего Востока. В первую очередь жилище говорит о том как человек живет. Взглянув на дом мы можем понять технику строения, что-то перенять, каким материалом пользовались, также о многом говорит внутреннее убранство.

Цель написания реферата – выявить зависимость жилища от природно – климатических условий у народов, проследить изменения традиционных жилищ, их классификация.

Задачи:

  • Дать общую характеристику традиционным жилищам;
  • Проследить изменения жилищ во времени;
  • Дать классификацию жилищам.

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика традиционных жилищ

Археологи обнаружили во всех районах  Дальнего Востока разнообразные  землянки и полуземлянки, датируемые неолитическим временем. На всём северо-восточном  регионе широкое распространение  имели полуземлянки со входом через дымовое отверстие в крыше. Такие жилища в XVIII в. сохранялись у ительменов и коряков, в них жило по несколько родственных семей.

При строительстве полуземлянок эскимосы и чукчи использовали челюсти, ребра, позвонки, лопатки кита. В некоторых  местах у нивхов Сахалина землянки сохранились вплоть до XIX в., а у коряков – до начала XX в.

По-видимому, ещё в древности  зимним жилищам сопутствовали летние и промысловые, более лёгкие, сооружавшиеся  как в местах добычи рыбы и зверя, так и по соседству с зимниками. Зимники обычно вмещали по нескольку  семей, в летниках жили малые семьи. В XIX в., а на нижнем Амуре уже в XVII в. можно было увидеть полуземлянки, сооружавшиеся молодыми семьями, выделившимися из больших семей. Эти постройки были более примитивными, чем традиционные землянки, некогда бытовавшие в этих местах.

Оленные чукчи и коряки имели переносное жилище, в котором жили круглый год. Это был многогранный каркас с деревянными опорами и крышей, возводимой также, как в чукотско-эскимосской яранге. Иногда к зимнему корякскому жилищу пристраивались сени из жердей, покрытых оленьими шкурами.

Нижнеколымские  тундровые юкагиры, эвены-оленеводы зимой и летом пользовались переносными чумами цилиндро – конического типа различных вариантов. Каркас стен состоял из треног, поставленных по кругу. Каждая тренога соединялась с соседними перекладинами, и таким образом образовалась цилиндрическая часть чума. Крыша крепилась на жердях, поставленных в виде пирамиды. Весь каркас покрывался сшитыми из оленьих шкур покрышками, которые привязывали к жердям.

Самым распространённым жилищем у  эвенков был переносный конический чум. Остов его состоял из 3 -5 главных, а также дополнительных жердей. Крыли  это жилище ровдугой (замшей). Каркас обкладывали колотыми плахами, снаружи заваливали землёй и дёрном, а зимой ещё и снегом. Существовал также и стационарный чум.

Некоторые группы эвенков и эвенов летом покрывали каркас берестой.

У нанайцев, ульчей, низовых негидальцев и нивхов основным постоянным жилищем в XVII – XIX вв. являлась постройка в виде обычного дома. Зимник у народов Нижнего Амура имел много общих черт. Эти жилища состояли из столбовых каркасов, имели двухскатные крыши, земляные полы и отапливались каном. Нивхи, низовые негидальцы и ульчи каркасы возводили из толстых массивных столбов, покрытие стен состояло из толстых горизонтальных жердей или тонких брёвен, заострённые концы которых входили в пазы, вырубленные в столбах. У нанайцев, особенно верховых (в районе устья Уссури), каркасы были менее массивными, стены – более тонкими.

Для всех домов было характерно отсутствие деревянного пола. В большенстве зимников селились 2 – 3 и более семей, поэтому в домах было 2 – 4 очага. Дымоходы от них проходили под низкими нарами, тянувшимися вдоль стен: на этих нарах каждая семья имела своё место, тут ели, спали, работали, принимали гостей. Согласно данным археологов, эта система отопления возникла у племён Приморья и Маньчжурии в первых веках н.э. Все нижнеамурские зимними были однокамерными, без сеней, с двухкатными крышами, крытыми травой, берестой и т.п. Освещались они жирниками. Р.Маак  в 1855 г. видел однажды в одном нанайском доме около 20 детей; действительно, некоторые зимники были очень населены. Известно, что в конце XIX в. встречались семьи с двумя-тремя жёнами,  в них подчас жилии женатые сыновья со своими детьми. Иногда и в общем жилище жили и неродственные семьи. Некоторые зимники имели площадь до 100 кв.м. Каждая семья занимала принадлежащий ей участок нар. Спали обычно поперёк нар, головой всегда к центру дома.

С наступлением теплых дней каждая семья  стремилась переехать в отдельное  летнее жилище.

В зимних селениях народов Нижнего  Амура располагалось много других построек: летники на сваях, летники  из корья, амбары на сваях, вешала для  сетей, для рыбы и т.п.

Зимними жилищами удэгейцам служили  двускатные шалаши; в основе каркаса  обычно были две параллельные матрицы  на вертикальных стойках. Боковые стены  состояли из наклонно поставленных плах, заваленных сверху землёй. Расстояние между матрицами забирали короткими  плашками, оставляя в центре дымовое  отверстие. Такая постройка была трёхкамерной, собственно жилое помещение находилось в середине, а боковые использовались для хозяйственных нужд. В этих жилищах проводили зиму семьи удэгейцев в то время, когда мужчины уходили на несколько месяцев за соболем.

Летники и промысловые жилища у  народов Нижнего Амура были очень  разнообразны по форме. В зимних селениях у нивхов, низовых негидальцев, ульчей, низовых нанайцев, орочей летниками служили домики из корья с двускатными крышами; их основой являлись столбовые каркасы, подобные таковым в зимних домах. Стены и крыши состояли из полос коры лиственницы или бересты. Вдоль стен делали деревянные нары, посередине жилища разводили костёр; под потолком подвешивали жерди, на которых коптили рыбу. Иногда подобные летники сооружали и на местах рыболовного промысла, куда выезжали на один – три месяца; в прошлом подобные сооружения могли служить несколько лет.

Выше по течению вплоть до устья  Уссури нанайцы строили летники  с полушаровидной основой из жердей. Пол такого летника покрывали  камышовыми циновками редкого плетения, а верх – берестяными покрытиями. Береста не пропускала дождь, камыш  обеспечивал хорошее проветривание  жилья в жаркую погоду. Костёр разводили  снаружи. Подобные летники нанайцы  иногда возводили и в зимних селениях, но главным образом их строили  на рыбалках.

Формы летников, которые строили  на рыбалках, были разнообразными: полуцилиндрическими, с остовом из нескольких параллельных друг другу дуг, концы которых  укреплялись в земле. Их сооружали  нивхи, ульчи, низовые негидальцы, нанайцы, некоторые группы удэгейцев. Наиболее универсальными летними и зимними промысловыми жилищами были двухскатные шалаши с разнообразными покрытиями, распространенные повсеместно.

Такие шалаши имели два варианта конструкции: коньковая слега покоилась  на вертикальных стойках или треногах. Обычно помещение было однокамерным, четырёхугольным в плане, однако у ороков на Сахалине бытовали также шалаши, поперечные стены которых были не вертикальными, а наклонными (шалаш выглядел двухскатным с двух сторон, а с двух других – коническим), такие шалаши в плане имели форму вытянутого овала.

Зимой в тайге нивхи, ульчи, ороки сооружали жилища из наклонных плах. Их верхней опорой были две параллельные матицы на вертикальных стойках. У охотников – нанайцев зимники имели пирамидальную форму. Все эти сооружения из плах имеют и оригинальную терминологию, свидетельствующую о местном происхождении этих форм.

Не менее широко, чем двускатные, у народов Нижнего Аура были распространены и конические временные жилища. Чаще всего ими пользовались охотники в тайге, на морском побережье (ульчи, орочи, нивхи, удэгейцы). Их покрывали берестой, покрышками из рыбьих кож и т.п. Охотники и рыбаки (последние особенно зимой) сооружали иногда ветровые заслоны в виде односкатных навесов, опирающихся на горизонтальную жердь на стойках, полукруглых заграждений из брезента, обтягивающего несколько палок, укреплённых вертикально, и т.п.

Многообразие форм жилища на Нижнем Амуре было связано не только с  разнообразием природных условий. Оно и объясняется и сложным  этногенезом этих народов, вобравших в свой состав различные элементы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Традиционные жилища коряков

2.1. Типы поселений.

К началу XX века у коряков имелось два типа населённых пунктов: стойбища оленеводов ямкын и береговые поселки осёдлых жителей. Об их характере можно следить по материалам Приполярной переписи, стойбища, а их было зафиксировано более 180, представляли собой временные поселения. Каждая состояла в среднем из двух хозяйств. Имелись и более крупные, но их было мало, принадлежали они, как правило, богатым оленеводам. Стойбища иныло, наиболее известного в своё время стадовладельца, состояло, например, из семи хозяйств, общая численность жителей в стойбище достигла 52 человек.

В стойбище богатого оленевода яранга, в которой жил хозяин с родственниками, считалась главной, её легко было отличить от других жилищ. В повести К.Кеккетына «Хоялхот» дано яркое описание такой яранги (Кеккетын, 1939.). Большинство стойбищ входило в состав ключевых объединений. В границах кочевий территориальной группы они размещались довольно компактно, примерно в 10 – 15 километрах друг от друга, иногда в 20 – 30 км. В каждом стойбище хорошо знали границы своих пастбищ, передвигались на новое место исходя из своих потребностей. Границы всего кочевого объединения при этом никогда не нарушались, в каждом стойбище всегда знали, где располагаются соседи.

В летний период все стойбища собирались в местах традиционного промысла рыбы, образуя довольно многолюдные  временные посёлки, большинство  жителей которых составляли женщины, старики и дети. Взрослые оленеводы  уходили со стадами на летние пастбища. Никаких хозяйственных построек в стойбищах чавчувенов не было. Летом зимнюю одежду хранили на нартах, над которыми сооружался примитивный остров, покрытый старыми покрышками от яранги. Иногда делали помосты из жерлей на треногах. У оленеводов – алюторцев имелись травяные шалаши на помостах для хранения юколы.

Посёлки береговых коряков располагались  на морском побережье или в  приустьевой части рек и представляли собой довольно беспорядочное скопление  жилых и подсобных построек. В 1927 году имелось 57 таких селений; многие из них известны с середины  XIX века, некоторые упоминались ещё С.П.Крашенинниковым (Огрызко, 1973). В среднем в каждом посёлке насчитывалось 8 – 10 хозяйств в Тигильском районе – по 25 – 30 и даже по 50 хозяйств.

У коряков – апукинцев береговые посёлки напоминали поселения оленеводов, повторяя структуру кочевых объединений. Так посёлок Апука состоял из 6 самостоятельных селений – стойбищ, в каждом из них находилось от 2 до 6 хозяйств. Скорее всего, это свидетельствует о сравнительно недавнем оседании коряков – апуков. Лишившись оленей, они вынуждены были обосноваться на постоянное жительство по берегам рек, но ещё долго сохраняли привычку и вкусы оленеводов: посёлки, похожие на стойбища кочевников, жилища, малоотличавшиеся от яранг; и т.п. (История и культура коряков 1993).

К началу XX века береговые посёлки  поланцев, карагинцев и особенно гижигинских коряков испытали уже сильное влияние русской культуры. Они состояли из бревенчатых изб, перемежающихся с землянками якутского типа. Селения подразделялись на зимние и летние. Зимние находились, как правило, в 10 – 30 км от устьев рек, летние на местах промыслов и состояли в основном их шалашей и палаток. Своеобразный вид посёлком осёдлых коряков придавали хозяйственные постройки мемиймен, известные у русских как балаганы. Это помост на сваях высотой 3 – 4 метра, над которым устанавливали пирамидальный или двускатный шалаш, крытый сухой травой. Подняться в балаган можно было по приставному бревну с зарубками. В балаганах хранились орудия промысла и прочее снаряжение, но главным их назначением было хранение юколы, тюленьего жира, которых предварительно заливался в большие мешки калаус из цельной шкуры тюленя. Балаганы строились нередко и за чертой посёлка. Они тянулись длинными рядами по берегам рек в местах промысла рыбы. В древности балаганы использовались и как летние жилища (Крашенинников, 1949.С.131.). Формирование многих современных населённых пунктов корякского автономного округа тесно связано с процессами советского и колхозного строительства. К концу войны абсолютное большинство колхозов уже имело свои постоянные усадьбы. В большинстве случаев базой концентрации коренного населения служили уже существующие посёлки. У оленеводов села образовывались иногда на новом месте. Расположение их оказывалось далеко не всегда удачным, и они нередко по нескольку раз переезжали.

Информация о работе Традиционные жилища народов Дальнего Востока