Традиционные жилища народов Дальнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:41, реферат

Описание работы

Цель написания реферата – выявить зависимость жилища от природно – климатических условий у народов, проследить изменения традиционных жилищ, их классификация.
Задачи:
Дать общую характеристику традиционным жилищам;
Проследить изменения жилищ во времени;
Дать классификацию жилищам.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Общая характеристика традиционных жилищ ……………………….. 4 – 7
Глава 2. Традиционные жилища коряков……………………………………………… 8
2.1. Типы поселений………………………………………………………………………… 8 - 10
2.2. Яранга………………………………………………………………………………………… 10 – 11
2.3. Землянка……………………………………………………………………………………. 11 – 12
2.4. Жилища у коряков в 1920-е гг. ………………………………………………… 12 - 14
2.5. Жилища у коряков в 1940-е гг. ………………………………………………… 14
2.6. Современные жилища коряков ………………………………………………. 14 – 15
Глава 3. Традиционные жилища алеутов …………………………………………….. 16 – 17
3.1. Внутреннее убранство……………………………………………………………… 17 – 18
3.2. Летние алеутские жилища………………………………………………………. 18
3.3. Жилища алеутов после прихода русских………………………………… 18 – 19
Заключение ………………………………………………………………………………………. 20
Приложения ……………………………………………………………………………………… 21 – 23
Литература ……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат традиционные жилища дальнего востока.docx

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Новые сёла создавались в начале на основе хозяйственного и этнического  принципов, но со второй половины 1940-х  годов они стали всё чаще нарушаться. Оленеводческие колхозы объединялись с рыболовецкими артелями, население  посёлков стало формироваться из чавчувенов и осёдлых жителей, при этом оленеводы селились уже на отдельной улице. Подобный принцип расселения сохраняется в большинстве случаев и сегодня. Со второй половины 1950 – х годов в связи с новой волной укрупнения колхозов: начал менятся национальный состав сёл. Коряки стали жить совместно с эвенами, ительменами, чукчами, быстро увеличилось приезжее население.

Развернувшиеся во второй половине 1950-х годов массовое жилищное строительство изменило традиционный облик корякских сёл. В качестве хозяйственных построек сохранялись традиционные крытые лабазы – помосты, амбары – балаганы, конические шалаши – кладовки из жердей. В некотором отдалении от сёл располагались вешала для юколы. Новой характерной чертой внешнего облика корякских сёл стали приусадебные участки.

2.2.  Яранга у коряков. (приложение 1)

Общераспространённым жилищем  кочевых коряков являлся особый тип шатра, известный в литературе под чукотским названием «яранга». Коряки называли его ляна. Основу корякской  яранги составляли 3 главных шеста  в виде большой треноги высотой до 5 метров. Вверху шесты связывали ремнями. Вокруг основной треноги ставили по кругу вертикальные колы (14 – 16 штук) высотой до двух метров. Они соединялись горизонтальной обвязкой из шестов. От обвязки к ширине основной треноги тянулись стропильные жерди. Остов покрывали двуми большими полотнишами из оленьих шкур с подстриженной шерстью. Благодаря распоркам верхняя часть яранги имела вид купола.

На основной треноги над очагом, на высоте 2 метров, укрепляли горизонтальный шест янбяхливол («отдельный муж»). С шеста свисали цепи с котлами и чайниками. Очаг всегда помещался в центре жилища несколько ближе к ходу. К стенам яранги с трёх сторон подвешивали спальные пологи  ёёна. В отличие от корякской яранги чукотская имела всего один полог, расчитанной на одну малую семью. В корякской же яранге обычно жило несколько родственных семей, количество обитателей в одной яранге достигало 25 и более человек (1908). Главным считался полог, расположенный прямо против хода. В нём жил хозяин яранги. Полог имел вид большого мехового ящика из оленьих шкур. Передняя его стенка могла подниматься и опускаться, задняя и боковые всегда были опущены и подогнуты под настил из прутьев и шкур, которыми покрывался пол яранги. Ночью, когда опускалась передняя стенка, полог оказывался плотно закрытым, поэтому даже при очень сильном морозе минут через 10 после того, как в полог забивались члены семьи, в нём становилось настолько тепло, что можно было раздеться догола. Спали в пологе ногами к задней стенке. Вдоль передней лежали подушка из оленьей стриженной шкуры, набитые волосом. Одеялом служили шкуры оленей.

2.3.  Землянка у коряков.

У осёдлых коряков преобладающей формой жилища являлась особая разновидность полуземлянки с оригинальным сооружением на крыше в виде воронки. Такое жилище называлось лымгыян, было восьмиугольным в плане и углублялось в землю на полтора – два метра. Основу жилища составляли четыре столба высотой 5 – 7 метров. Их вкапывали в землю, посередине круглой ямы глубиной 1 – 1,5 метра. Стенки ямы укрепляли толстыми плахами, концы которых выступали над поверхностью земли. Крыша состояла из таких же плах, укреплённых в наклонном положении на перекладинах, соединяющих основные столбы. Стены и крышу покрывали сухой травой и дёрном.

Снаружи землянка имела вид пологого холмика. С одной её стороны, чаще всего обращённой к морю, делали небольшой коридор, служивший летним входом. Зимой он был наглухо закрыт. Зимним входом служило дымовое отверстие йыногыйнын, являвшееся одновременно и окном. Спускались в землянку по приставному почти вертикальному бревну гийигий с выемками. Обитателям землянки в течение дня приходилось по многу раз подниматься и спускаться по бревну и благодаря постоянной тренировке они достигали большой ловкости. Женщины ухитрялись легко и быстро, не глядя себе под ноги, спускаться по бревну, неся на спине деревянный сосуд с водой или держа в руке ребёнка.

Когда горел костёр, спускаться приходилось  в сплошном дыму, но дым застаивался  только в верхней части землянки. Достигалось это посредством  оригинального приспособления. В  потолке входного коридора имелось  небольшое отверстие, выполняющее  функции поддувала. Во время топки  очага оно открывалось, открытой была и дверь из коридора в землянку. Тем самым создавалась сильная  тяга по направлению к дымовому отверстию.

У каменских коряков на крыше вокруг дымового отверстия делался заслон из досок или деревянных плах, чтобы позёмка не засыпала вход в землянку. Землянки алюторцев и апукинцев не имели такого заслона. Иногда возле дымового отверстия сооружалось нечто вроде полукруглой ширмы из циновок и прутьев. Снега на восточном побережье выпадает очень много, и землянки алюторцев и апукинцев оказывались занесёнными до самого дымового отверстия. С.Н.Стебницкий отмечал, что «во время пурги можно въехать на землянку и заметить её только тогда, когда нарта наткнётся на верхушку входного бревна, торчащую из дымового отверстия».

Когда очаг не топили, дымовое отверстие  закрывали крышкой тыллытыл. Верхний конец входного бревна у каменцев, перенцев и итканцев вырезали в форме изображения человеческого лица, имеющего только глаза и рот. Бревно это считалось охранителем землянки. Летом же, когда открывали входной коридор, бревно либо лежало на крыше землянки, либо служило лестницей для подъёма в балаган.

2.4.  Жилища у коряков в 1920-е гг.

В начале 1920-х годов у коряков  существовало четыре основных типа жилых  построек: у кочевых – яранга, у осёдлых – дома, землянки и деревянные юрты. Традиционная яранга сохраняла своё значение в качестве основного жилья у оленеводов примерно до середины 1950-х годов, а в тундре и в более поздний период. У осёдлых же коряков традиционное жилище существенно изменилось уже к началу XX в. Архивные  документы, свидетельства очевидцев позволяют представить себе эту эволюцию.

Землянка – традиционное полуподземное  жилище лымгыян. К середине 1920-х годов такие жилища уже выходили из употребления. Дольше всего они сохранились у коряков Пенжинской губы. В Тигильском, Карагинском и Олюторском районах они перестали быть жилыми постройками в году войны. Наиболее распространённым типом жилища у осёдлых коряков в середине 1920-х годов была деревянная «юрта» - нечто среднее между традиционной корякской полуземлянкой и якутским жилищем типа дьиэ. Врач Корякской культбазы И.И.Сабельников, описавший в 1935 г. такое жилище у коряков Апуки, характеризовал его как переходный тип от яранги к землянке, свойственный периоду оседания кочевников (История и культура коряков, 1993. С. 32). Стены и потолок такого жилища делались из жердей и обкладывались дёрном. От якутского жилища его отличало отсутствие окон – их функции выполняло дымовое отверстие. Им пользовались также и для хозяйственных надобностей, но в отличие от землянки лымгыян оно уже не служило входом в жилище. Другим отличием от «юрты» от землянки было наличие в ней железной печки, хотя часто её ещё заменял более привычный очаг. Подобные юрты – землянки составляли у осёдлых коряков в 1926 г. более половины всех жилищ.

Другим переходным типом, но уже  более современным, было жилище, отнесённое Приполярной переписью к категории  «дом». Точнее его было бы назвать  юрта – дом. Сооружалось оно из специально заготовленного леса или  плавника. В нём не было потолка, но уже имелись небольшие одинарные  окна, иногда настилались и полы. Стены дома вначале обкладывались  дёрном или присыпались землёй, потом  их стали обмазывать глиной. В жилище обязательно имелась железная печь. Чаще всего состоял такой дом  из коридора и комнаты, но встречались  дома из 2 – 3 комнат, которые располагались  с одной или по обе стороны  от коридора.

В середине 1920-х годов существовал  и другой тип дома – рубленный на мху, с потолком, полом, одинарными окнами и перегородками, во многом напоминавший русские избы. В домах – землянках долгие годы располагались различные учреждения и организации. В с.Анапка во второй половине 1930-х годов в современных зданиях размещались лишь склад рыбкоопа и школа. Все остальные постройки были домами-землянками, которые, по словам очевидца, казались «аккуратными и по-своему красивыми» (Шаталов, 1984. С. 190). До середины 1950-х годов из таких жилищ состояло абсолютное большинство корякских сёл.

Дом-землянку строили и затем  жили в ней несколько семей. Они  выбирали для неё по своему вкусу  место, сами определяли форму и размеры. Постепенно наружные стены стали  обливаться дощечками от бочек и  ящиков, внутри – фанерой и картоном, для обивки использовались также  ткань. Увеличились размеры окон, стали вставлять двойные рамы, кроме пола настилались потолки, стены белились известью или белой глиной, красились масляной краской.

2.5.  Жилища у коряков в 1940-е гг.

В начале 1940-х годов с помощью  государственных кредитов в оленеводческих колхозах началось строительство домов  для кочевников. Во многом они напоминали русские избы: рубленные по мху, с  крышей, потолком, полом, нормальными  окнами перегородками. Они имели  железные или чугунные печи, позднее  печи стали делать из кирпича-сырца  местного производства. Подобные дома существовали в 1920-е годы у ительменов и эвенов. Для коряков тогда  они не были характерны, хотя отдельные  корякские семьи их также имели.

Новое жилище предназначалось для  одной семьи. Оно состояло обычно из комнаты площадью от 6 до 18 кв. м. Иногда к ней пристраивались сени. В некоторых  более просторных домах выгораживалась кухня. В сравнение с «юртами» и землянками такое жилище было, безусловно, большим шагом вперёд, но массовое строительство рубленых домов было сопряжено с большими трудностями. Строили их из тополя и берёзы, которые росли не везде. Доставки к месту строительства требовала больших затрат. В таких условиях организовать строительство удавалось далеко не каждому колхозу. В колхозах Пенжинского района, например, первый рубленный дом построен лишь в 1943 г.

2.6. Современное жилище.

Плановое строительство жилых  домов активно развернулось с  конца 1950-х годов. С этого времени  корякские сёла стали застраиваться  преимущественно типовыми одно-, двух-, четырёх-, восьми- и шестнадцатиквартирными домами европейского типа. Каждая квартира состоит из одной, двух или трёх комнат, кухни и коридора-тамбура. До конца 1960-х годов дома строились с печным отоплением, позднее начался перевод жилищного фонда на центральное, а также строительство квартир со всеми коммунальными удобствами.

Несмотря на весьма интенсивное  жилищное строительство, ведущееся  в 1960 – 1980-е годы, обеспечить современным  жильём коренное население не удалось. В 1989 г. более 170 семей народностей Севера вообще не имело квартир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Традиционные жилища алеутов.

Ко времени прихода русских  алеуты жили в полуподземных жилищах, называемых барабара или по-алеутски, улах. Их каркас строили из прибитого к берегу плавника и китовых костей, покрывали вязанками сухой травы, шкурами и поверх всего – дёрном. В крыше оставляли несколько четырёхугольных отверстий, через которые по бревну с зарубками, служившему лестницей, попадали в помещение и осуществлялась вентиляция. Некоторые жома достигали 60 метров и более в длину и 15 метров – в ширину. Жилища обычно ориентировали на восток, который особо почитался алеутами. «И сколько мне случалось видеть признаки прежних юрт, - писал И.Вениаминов, - то почти всегда они строены длиною с востока к западу и, кажется, не всегда потому, чтобы строение приноровить вдоль ветров, дующих сильнее прочих»

Жилища у западных и восточных  групп у алеутов различались: «На некоторых островах, - писал  И.Георги, - ведутся отчасти по старинному обыкновению, а отчасти и по причине каменистой от земли обнажённой подошвы малыя фута в три глубиною землянки же, в коих живут по одной только семье. Большая половина островитян имеет и летние хижины (барабора), подобно также камчадальским. Они огромнее, стоят поверх земли и преисполнены людей»

Летних жилищ у западных алеутов  не отмечено. В сообщениях путешественников не говорится, что летом они не живут на одном месте, а во время  своих перемещений и на дальних  промыслах устраиваются на ночлег в  вырытых ямах, выстланных мхом и  травой, покрываясь парками и циновками. Ночуют они также под байдарами  или сооружениями из байдар, весел  и длинных жердей, покрывая их шкурами. Роль общественного дома у западных алеутов выполняло самое большое  в селении жилище, где жил тойон  с семьей.

Стационарное полуподземное жилище восточных алеутов улягамах вмещало от 10 до 40 семей, часто всё селение. Структура, устройство и организация внутреннего пространства подобных жилищ подробно описаны многими авторами (Венеаминов, Сарычёв, Коровин, Лэнтис, Соловьёв, Георги, Кук и Мерк и др.). В книге Кука дано подробное описание строительства и внутреннего вида жилища на о-ве Уналашка (восточные алеуты).

3.1. Внутреннее убранство.

Внутренние несущие столбы, расположенные  вдоль стен жилища, выделяли места  отдельных семей. От столбов к  стене шли невысокие перегородки  – внизу из досок, наверху из циновок, которые разделяли помещение  на отсеки. Невысокие перегородки  из досок – аюк (высотой менее 1 м) отделяли семейные помещения от середины жилища. Вдоль стен сооружались нары, отдельные для каждой семьи. Г.А. Сарычёв писал: «Внутри юрты, по сторонам её, живут алеуты семьями, одна подле другой. В нарочно сделанных отделениях, где травяные рогожи  постланы вместо постелей»; «днём сидят на оных, упражняясь в рукоделии, а ночью спят, одеваясь своими парками».

Под нарами хранилась утварь. Вдоль  стен в семейном помещении сооружали  полки кихъян, которые устилались циновками. В зимнее время на  них хранились пищевые припасы. Над полками устраивали ещё небольшие полки итгусин, где каждая семья держала свои пожитки.

За нарами часто выкапывали дополнительные секретные хранилища агаяк. Их могли использовать и как кладовые, и как спальни для детей. А при внезапных нападениях врагов «в них прятались и отсиживались».

Жилища отапливали и освещали жировые  лампы из камня или глины, которые  выполняли также роль очагов. Хранительницей очага считалась женщина.

В передней, восточной, стороне жилища помещался тойон со своими женами и детьми, затем в соответствии с занимаемым положением размещались  остальные семейства – каждое со своим имуществом в отдельном  помещении.

Информация о работе Традиционные жилища народов Дальнего Востока