Транспортный комплекс Якутии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является создать полную экономико-географическую характеристику транспортного комплекса Республики Саха (Якутия).
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
Описать факторы, определяющие развитие транспорта республики.
Исследовать пассажирооборот и грузооборот.
Описать виды транспорта Якутии.
Выявить пространственные особенности транспортной сети региона.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Факторы, определяющие формирование развития
транспортного комплекса……………………………………….…………….4
Природные факторы…………………………………………………….4
Социально-экономические факторы…………………………………..6
Глава 2. Общая характеристика транспортного комплекса………………..8
Виды транспорта………………………………………………………..8
Пассажирооборот и грузооборот……………………………………..12
Характеристика транспортной сети ………………………………..16
Глава 3. Пространственные особенности развития и
формирования транспортной сети потоков груза и пассажиров
(в разрезе улусов республики)………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………………………..24

Файлы: 1 файл

Транспортный комплекс Якутии.docx

— 127.84 Кб (Скачать файл)

 

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный  федеральный университет им.М.К.Аммосова»

Биолого-географический факультет

Кафедра географии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Транспортный комплекс Якутии

(курсовая работа)

 

 

 

 

 

Выполнила: ст. IV курса гр. ГО-о8

Жиркова А.В.

 

Проверила: Гнатюк Г.А.

К.г.н.

 

 

 

 

Якутск 2012

Содержание.

стр.

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1.  Факторы, определяющие формирование развития

транспортного комплекса……………………………………….…………….4

    1. Природные факторы…………………………………………………….4
    2. Социально-экономические факторы…………………………………..6

Глава 2. Общая характеристика транспортного комплекса………………..8

    1. Виды транспорта………………………………………………………..8
    2. Пассажирооборот и грузооборот……………………………………..12
    3. Характеристика транспортной сети ………………………………..16

Глава 3. Пространственные особенности  развития и 

формирования транспортной сети потоков груза и пассажиров

(в разрезе улусов республики)………………………………………………20

Заключение……………………………………………………………………23

Список использованной литературы………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Якутия – самый крупный  по территории регион Российской Федерации, продолжает оставаться на карте мира одной из самых труднодоступных в транспортном отношении территорией.

Для ее транспортного развития влияют множество различных факторов, как природных, так и социально-экономических, решение проблем которых является задачей современной экономики  республики.

Социально-экономическое  развитие и жизнедеятельность республики с ее огромной территорией, на тысячи километров удаленной от крупных  промышленных центров России, во многом определяется состоянием и эффективностью функционирования транспортной системы.

Целью данной курсовой работы является создать полную экономико-географическую характеристику транспортного комплекса Республики Саха (Якутия).

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

  1. Описать факторы, определяющие развитие транспорта республики.
  2. Исследовать пассажирооборот и грузооборот.
  3. Описать виды транспорта Якутии.
  4. Выявить пространственные особенности транспортной сети региона.

Объектом изучения является транспортный комплекс РС(Я). Предмет  изучения – виды транспорта с их основные показатели.

Для написания данной курсовой работы были использованы данные со статистических справочников по РС(Я) за последние  годы, научные статьи, а также  различные интернет-источники.

 

Глава 1.  Факторы, определяющие формирование развития

транспортного комплекса.

1.1.Природные факторы

Республика Саха (Якутия) расположена в северо-восточной части евразийского материка и является самым большим регионом Российской Федерации. Общая площадь континентальной и островной (Ляховские, Анжу и Де-Лонга, входящие в состав Новосибирских островов Северного Ледовитого океана) территории Якутии составляет 3,1 млн. кв. км. Более 2/5 территории республики находится за Северным полярным кругом. Протяженность Якутии в широтном направлении — 2500 км, в меридиональном — 2000 км. Самая западная точка — на границе с Эвенкийским автономным округом (105°в.д.), восточная — на границе с Чукотским автономным округом (165° в.д.), южная - на Становом хребте (55°3039 с.ш.), северная материковая — на мысе Нордвик (74° с.ш.) и северная островная — на острове Генриетты (77°с.ш.). 
 Якутия характеризуется многообразием природных условий и ресурсов, что обусловлено физико-географическим положением ее территории. Большую часть занимают горы и плоскогорья, на долю которых приходится более 2/3 ее поверхности, и лишь 1/3 расположена на низменности. Самая высокая точка — гора победа (3147 м) — находится на

хребте Черского. 
 Почти вся континентальная территория Якутии представляет собой зону сплошной многовековой мерзлоты, которая только на крайнем юго-западе переходит в зону ее прерывистого распространения. Средняя мощность мерзлого слоя достигает 300-400 м, а в бассейне реки Вилюй — 1500 м: это максимальное промерзание горных пород на земном шаре. В горах восточной Якутии 485 ледников общей площадью 413 кв. км и с запасом пресной воды около 2 тыс. куб. м. 
 Климат резко континентальный, отличается продолжительным зимним и коротким летним периодами. Максимальная амплитуда средних температур самого холодного месяца — января и самого теплого — июля составляет 70-75°с. По абсолютной величине минимальной температуры (в восточных горных системах — котловинах, впадинах и других понижениях до минус 70°с) и по ее суммарной продолжительности (от 6,5 до 9 месяцев в год) республика не имеет аналогов в северном полушарии. 
 Якутия — один из наиболее речных (700 тыс. рек и речек) и озерных (свыше 800 тыс.) районов России. Общая протяженность всех ее рек составляет около 2 млн. км, а их потенциальные гидроэнергоресурсы оцениваются почти в 700 млрд. кВт. Крупнейшие судоходные реки: Лена (4400 км), Вилюй (2650), Алдан (2273), Колыма (2129), Индигирка (1726), Олекма (1436), Анабар (939) И Яна (872 км). 
 Территория Якутии входит в пределы четырех географических зон: таежных лесов (почти 80% площади), тундры, лесотундры и арктической пустыни. Из деревьев преобладает даурская лиственница (85% лесной площади), также повсеместно распространены сосна, кедровый стланик, ель, береза, осина, в южных районах — кедр сибирский, в горных — душистый тополь и чозения.

  Эксплуатационные запасы лесных ресурсов республики оцениваются в 10,3 млрд. куб. м. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Социально-экономические факторы.

Республика Саха (Якутия) со своими природно-ресурсными потенциалами имеет возможность для дальнейшего развития экономики.

Площадь Якутии (3103,2 тыс. кв. км) составляет 1/5 часть территории Российской Федерации. По своим размерам Якутия превосходит Францию, Австрию, ФРГ, Италию, Швецию, Англию, Финляндию  и Грецию вместе взятые.

Промышленность Якутии ориентирована  на добычу и обогащение сырья, так  как республика богата природными ресурсами.

Население в республике распределено не равномерно. Значительная его часть  сконцентрирована в центральной, западной и южной части республики. В  городах проживает около 65% населения. Плотность населения – 0,3 чел/кв.км.

На характер расселения заметное воздействие оказывают природно-климатические  и экономические факторы. Наибольшей плотностью населения отличаются улусы  с относительно благоприятными условиями  для ведения сельскохозяйственного  производства: Мегино-Кангаласский, Намский, Чурапчинский, Хангаласский и Усть-Алданский, а также города Якутск и Нерюнгри с развитой промышленностью и  транспортной схемой (1,2—2,8 чел. на 1 кв. км). Наименьшей плотностью населения  выделяются улусы с экстремальными природно-климатическими условиями, неблагоприятными для жизни и хозяйственной  деятельности: Оленекский, Аллаиховский, Жиганский, Булунский, Момский, Эвено-Бытантайский, Анабарский, Абыйский и Среднеколымский (0,01—0,08 чел. на 1 кв. км). В остальных  улусах республики число жителей  на 1 кв. км колеблется от 0,1 до 0,9 человек

Республика Саха (Якутия) относится к тем немногим регионам Российской Федерации, в которых  сохраняются сравнительно высокие  показатели естественного прироста населения. Для республики характерно сохранение относительно высокого уровня рождаемости по сравнению со среднероссийским уровнем  и многими другими российскими субъектами.

В отрасли народного хозяйства  огромную роль в экономике республики имеют горнодобывающая промышленность, топливно-энергетический комплекс,  также лесная и деревообрабатывающая промышленность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Общая характеристика транспортного комплекса.

2.1. Виды транспорта.

1. Виды транспорта  у коренных народов Якутии. В прежние времена основным видом транспорта у якутов были лошади. А для малочисленных народов Севера средствами для передвижения служили оленьи и собачьи упряжки.

По сравнению с оленем лошадь намного сильнее, мощнее на санных грузоперевозках, выносливее под вьючной  поклажей. Но наряду с этим с трудом передвигается по сильно пересеченной местности.

Для грузоперевозок на ближние  расстояния из-за тягловых достоинств , несмотря на медлительность, применялся упряжной бык.

Олень может совершенно свободно передвигаться и перевозить груз по тайге и гористым местам.

Собачьи упряжки удобнее  использовать для перевозок там, где нет сенокосных угодий и можно добыть вдоволь рыбы на корм собакам. На одну очень длинную нарту запрягают до 10-12 собак.

 

  1. Речной транспорт.

По мере постепенного развития путей-дорог, взаимопосещений, товарного  обмена все активнее и шире стали  использоваться водные пути. В старые времена было наиболее удобно привозить  грузы в верховья реки Лены и сплавлять  их по реке.

Транспорт в республике развивался весьма интенсивно, особенно после  войны. Все значимее становятся для  благополучия северян перевозки  людей и грузов по воде, воздуху, железной дороге и автомобильным  транспортом, а также перекачки  жидкого топлива и воды по трубам.

В наибольших количествах  и относительно дешевле осуществляются перевозки по воде. Значение речного  транспорта в условиях Якутии исключительно  велико, особенно в летние сезоны, ввиду нередкого отсутствия других путей в это время. Общая протяженность судоходных частей рек Лены, Алдана, Вилюя, Витима, Яны, Индигирки и Колымы – 12,3 тыс. км. Но, с другой стороны, использование речных путей затруднено тем, что реки на очень долгий срок покрываются льдом. По судоходным рекам суда могут ходить лишь чуть более 100 дней. К тому же реки летом сильно мелеют, и тогда появляются каменистые и песчаные перекаты и мели. На каменистых шиверах и перекатах глубина судового хода уменьшается до 0,5-0,8 м, что сильно усложняет речные перевозки. Например, на Индигирке, где находятся 20 порогов, скорость течения достигает 4 м в сек.

 

  1. Другие виды транспорта.

По сравнению с другими  видами транспорта возросли перевозки  железнодорожным транспортом, сохранились  и перспективы его роста. Ввиду  того, что железная дорога уже почти  дошла до г. Якутска, значение железнодорожных  грузоперевозок будет возрастать.

Из-за удорожания стоимости  топлива существенно снизились  грузоперевозки автотранспортом. Если на этот вид транспорта в 1992 г. Приходилось 36,6% всего объема перевозок, то в 2005 г. С учетом коммерческих перевозок на его долю пришлось лишь 29,4% общего объема. В весовом исчислении автотранспортом было перевезено в 2001 г. В 5 раз меньше грузов, чем в 1992 г. (21,2%). Незначительно, но к 2005 г. Возросли как по объему, так и по доле в общих перевозках (6,3%) грузоперевозки трубопроводным транспортом.

Резко уменьшился по сравнению  с прошлыми годами объем морских  перевозок, однако в последнее время  наблюдается некоторое улучшение  положения.

Воздушные перевозки авиатранспортом  также резко снизились, сохранившись лишь на 56% от прежнего объема.

В настоящее время грузы  из-за пределов республики поступают  через речной порт Осетрово, находящийся  в верховьях р. Лены, по Северному  морскому пути, Амуро-Якутской железнодорожной  магистрали и по авиатрассам.

Железнодорожные перевозки  имеют преимущество перед другими  видами транспорта в том, что железная дорога работает круглогодично и  почти независимо от погодных условий. Обладая при этом большой грузоподъемностью.

Автомобильный транспорт  удобен тем, что груз можно возить небольшими партиями и быстро доставлять по весьма разветвленной сети дорог  до большинства отдаленных населенных пунктов. Общая протяженность республиканских  автодорог около 25 тыс км. Из них 11% укреплены бетоном или асфальтом, 20% имеют гравийную отсыпку, 10% - грунтовую, 50% - зимники.

Имеется 37 аэропортов, принимающих  самолеты, 14 из них – крупные.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Основные показатели транспорта

 

1990

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Эксплуатационная длина  путей сообщения общего пользования (на конец года):

                     

автомобильные дороги с твердым  покрытием, км

3549

7292

7339

7356

7430

7528

7566

8232

8246

8322

8104

железнодорожные пути, км1)

156

165,2

165,2

165

165

165

165

519

519

525

525

внутренние водные судоходные пути, тыс. км

19,0

16,1

16,1

16,8

16,8

16,8

16,8

16,7

16,7

16,7

16,7

магистральные трубопроводы, км

1563

1809

1818

1821

1821

1769

1769

2085

2248

2354

2434

Перевезено грузов транспортом  общего пользования, тыс. тонн 2):

42947

15136

14930

14508

16179

17695

19493

19722

22578

23667

17598

Грузооборот транспорта общего пользования, млн. тонно-км 2):

22696

7106

7246

6888

6520

6898

6905

7836

8536

8464

7676

Перевезено пассажиров транспортом  общего пользования, тыс. чел.3):

215127

100362

99301

95954

96233

95593

81006

82508

86989

89322

87869

Пассажирооборот транспорта общего пользования, млн. пассажиро-км 3):

4678

1942

2059

2233

2360

2467

2350

2429

2664

3150

3702

Информация о работе Транспортный комплекс Якутии