Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является создать полную экономико-географическую характеристику транспортного комплекса Республики Саха (Якутия).
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
Описать факторы, определяющие развитие транспорта республики.
Исследовать пассажирооборот и грузооборот.
Описать виды транспорта Якутии.
Выявить пространственные особенности транспортной сети региона.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Факторы, определяющие формирование развития
транспортного комплекса……………………………………….…………….4
Природные факторы…………………………………………………….4
Социально-экономические факторы…………………………………..6
Глава 2. Общая характеристика транспортного комплекса………………..8
Виды транспорта………………………………………………………..8
Пассажирооборот и грузооборот……………………………………..12
Характеристика транспортной сети ………………………………..16
Глава 3. Пространственные особенности развития и
формирования транспортной сети потоков груза и пассажиров
(в разрезе улусов республики)………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………………………..24
ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный
федеральный университет им.М.
Биолого-географический факультет
Кафедра географии
Транспортный комплекс Якутии
(курсовая работа)
Выполнила: ст. IV курса гр. ГО-о8
Жиркова А.В.
Проверила: Гнатюк Г.А.
К.г.н.
Якутск 2012
Содержание.
стр.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Факторы, определяющие формирование развития
транспортного комплекса……………………………………….……………
Глава 2. Общая характеристика транспортного комплекса………………..8
Глава 3. Пространственные особенности развития и
формирования транспортной сети потоков груза и пассажиров
(в разрезе улусов республики)…
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..24
Введение.
Якутия – самый крупный по территории регион Российской Федерации, продолжает оставаться на карте мира одной из самых труднодоступных в транспортном отношении территорией.
Для ее транспортного развития
влияют множество различных факторов,
как природных, так и социально-экономических,
решение проблем которых
Социально-экономическое развитие и жизнедеятельность республики с ее огромной территорией, на тысячи километров удаленной от крупных промышленных центров России, во многом определяется состоянием и эффективностью функционирования транспортной системы.
Целью данной курсовой работы является создать полную экономико-географическую характеристику транспортного комплекса Республики Саха (Якутия).
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
Объектом изучения является транспортный комплекс РС(Я). Предмет изучения – виды транспорта с их основные показатели.
Для написания данной курсовой работы были использованы данные со статистических справочников по РС(Я) за последние годы, научные статьи, а также различные интернет-источники.
Глава 1. Факторы, определяющие формирование развития
транспортного комплекса.
1.1.Природные факторы
Республика Саха (Якутия)
расположена в северо-восточной части
евразийского материка и является самым
большим регионом Российской Федерации.
Общая площадь континентальной и островной
(Ляховские, Анжу и Де-Лонга, входящие в
состав Новосибирских островов Северного
Ледовитого океана) территории Якутии
составляет 3,1 млн. кв. км. Более 2/5 территории
республики находится за Северным полярным
кругом. Протяженность Якутии в широтном
направлении — 2500 км, в меридиональном
— 2000 км. Самая западная точка — на границе
с Эвенкийским автономным округом (105°в.д.),
восточная — на границе с Чукотским автономным
округом (165° в.д.), южная - на Становом хребте
(55°3039 с.ш.), северная материковая — на
мысе Нордвик (74° с.ш.) и северная островная
— на острове Генриетты (77°с.ш.).
Якутия характеризуется многообразием
природных условий и ресурсов, что обусловлено
физико-географическим положением ее
территории. Большую часть занимают горы
и плоскогорья, на долю которых приходится
более 2/3 ее поверхности, и лишь 1/3 расположена
на низменности. Самая высокая точка —
гора победа (3147 м) — находится на
хребте Черского.
Почти вся континентальная территория
Якутии представляет собой зону сплошной
многовековой мерзлоты, которая только
на крайнем юго-западе переходит в зону
ее прерывистого распространения. Средняя
мощность мерзлого слоя достигает 300-400
м, а в бассейне реки Вилюй — 1500 м: это максимальное
промерзание горных пород на земном шаре.
В горах восточной Якутии 485 ледников общей
площадью 413 кв. км и с запасом пресной
воды около 2 тыс. куб. м.
Климат резко континентальный, отличается
продолжительным зимним и коротким летним
периодами. Максимальная амплитуда средних
температур самого холодного месяца —
января и самого теплого — июля составляет
70-75°с. По абсолютной величине минимальной
температуры (в восточных горных системах
— котловинах, впадинах и других понижениях
до минус 70°с) и по ее суммарной продолжительности
(от 6,5 до 9 месяцев в год) республика не
имеет аналогов в северном полушарии.
Якутия — один из наиболее речных (700 тыс.
рек и речек) и озерных (свыше 800 тыс.) районов
России. Общая протяженность всех ее рек
составляет около 2 млн. км, а их потенциальные
гидроэнергоресурсы оцениваются почти
в 700 млрд. кВт. Крупнейшие судоходные реки:
Лена (4400 км), Вилюй (2650), Алдан (2273), Колыма
(2129), Индигирка (1726), Олекма (1436), Анабар
(939) И Яна (872 км).
Территория Якутии входит в пределы четырех
географических зон: таежных лесов (почти
80% площади), тундры, лесотундры и арктической
пустыни. Из деревьев преобладает даурская
лиственница (85% лесной площади), также
повсеместно распространены сосна, кедровый
стланик, ель, береза, осина, в южных районах
— кедр сибирский, в горных — душистый
тополь и чозения.
Эксплуатационные запасы
лесных ресурсов республики оцениваются
в 10,3 млрд. куб. м.
1.2.Социально-экономические факторы.
Республика Саха (Якутия) со своими природно-ресурсными потенциалами имеет возможность для дальнейшего развития экономики.
Площадь Якутии (3103,2 тыс. кв. км) составляет 1/5 часть территории Российской Федерации. По своим размерам Якутия превосходит Францию, Австрию, ФРГ, Италию, Швецию, Англию, Финляндию и Грецию вместе взятые.
Промышленность Якутии ориентирована на добычу и обогащение сырья, так как республика богата природными ресурсами.
Население в республике распределено не равномерно. Значительная его часть сконцентрирована в центральной, западной и южной части республики. В городах проживает около 65% населения. Плотность населения – 0,3 чел/кв.км.
На характер расселения заметное
воздействие оказывают
Республика Саха (Якутия) относится к тем немногим регионам Российской Федерации, в которых сохраняются сравнительно высокие показатели естественного прироста населения. Для республики характерно сохранение относительно высокого уровня рождаемости по сравнению со среднероссийским уровнем и многими другими российскими субъектами.
В отрасли народного хозяйства
огромную роль в экономике республики
имеют горнодобывающая
Глава 2. Общая характеристика транспортного комплекса.
2.1. Виды транспорта.
1. Виды транспорта у коренных народов Якутии. В прежние времена основным видом транспорта у якутов были лошади. А для малочисленных народов Севера средствами для передвижения служили оленьи и собачьи упряжки.
По сравнению с оленем лошадь намного сильнее, мощнее на санных грузоперевозках, выносливее под вьючной поклажей. Но наряду с этим с трудом передвигается по сильно пересеченной местности.
Для грузоперевозок на ближние расстояния из-за тягловых достоинств , несмотря на медлительность, применялся упряжной бык.
Олень может совершенно свободно передвигаться и перевозить груз по тайге и гористым местам.
Собачьи упряжки удобнее использовать для перевозок там, где нет сенокосных угодий и можно добыть вдоволь рыбы на корм собакам. На одну очень длинную нарту запрягают до 10-12 собак.
По мере постепенного развития путей-дорог, взаимопосещений, товарного обмена все активнее и шире стали использоваться водные пути. В старые времена было наиболее удобно привозить грузы в верховья реки Лены и сплавлять их по реке.
Транспорт в республике развивался весьма интенсивно, особенно после войны. Все значимее становятся для благополучия северян перевозки людей и грузов по воде, воздуху, железной дороге и автомобильным транспортом, а также перекачки жидкого топлива и воды по трубам.
В наибольших количествах и относительно дешевле осуществляются перевозки по воде. Значение речного транспорта в условиях Якутии исключительно велико, особенно в летние сезоны, ввиду нередкого отсутствия других путей в это время. Общая протяженность судоходных частей рек Лены, Алдана, Вилюя, Витима, Яны, Индигирки и Колымы – 12,3 тыс. км. Но, с другой стороны, использование речных путей затруднено тем, что реки на очень долгий срок покрываются льдом. По судоходным рекам суда могут ходить лишь чуть более 100 дней. К тому же реки летом сильно мелеют, и тогда появляются каменистые и песчаные перекаты и мели. На каменистых шиверах и перекатах глубина судового хода уменьшается до 0,5-0,8 м, что сильно усложняет речные перевозки. Например, на Индигирке, где находятся 20 порогов, скорость течения достигает 4 м в сек.
По сравнению с другими видами транспорта возросли перевозки железнодорожным транспортом, сохранились и перспективы его роста. Ввиду того, что железная дорога уже почти дошла до г. Якутска, значение железнодорожных грузоперевозок будет возрастать.
Из-за удорожания стоимости топлива существенно снизились грузоперевозки автотранспортом. Если на этот вид транспорта в 1992 г. Приходилось 36,6% всего объема перевозок, то в 2005 г. С учетом коммерческих перевозок на его долю пришлось лишь 29,4% общего объема. В весовом исчислении автотранспортом было перевезено в 2001 г. В 5 раз меньше грузов, чем в 1992 г. (21,2%). Незначительно, но к 2005 г. Возросли как по объему, так и по доле в общих перевозках (6,3%) грузоперевозки трубопроводным транспортом.
Резко уменьшился по сравнению
с прошлыми годами объем морских
перевозок, однако в последнее время
наблюдается некоторое
Воздушные перевозки авиатранспортом также резко снизились, сохранившись лишь на 56% от прежнего объема.
В настоящее время грузы из-за пределов республики поступают через речной порт Осетрово, находящийся в верховьях р. Лены, по Северному морскому пути, Амуро-Якутской железнодорожной магистрали и по авиатрассам.
Железнодорожные перевозки имеют преимущество перед другими видами транспорта в том, что железная дорога работает круглогодично и почти независимо от погодных условий. Обладая при этом большой грузоподъемностью.
Автомобильный транспорт
удобен тем, что груз можно возить
небольшими партиями и быстро доставлять
по весьма разветвленной сети дорог
до большинства отдаленных населенных
пунктов. Общая протяженность
Имеется 37 аэропортов, принимающих самолеты, 14 из них – крупные.
Таблица 1. Основные показатели транспорта
1990 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования (на конец года): |
|||||||||||
автомобильные дороги с твердым покрытием, км |
3549 |
7292 |
7339 |
7356 |
7430 |
7528 |
7566 |
8232 |
8246 |
8322 |
8104 |
железнодорожные пути, км1) |
156 |
165,2 |
165,2 |
165 |
165 |
165 |
165 |
519 |
519 |
525 |
525 |
внутренние водные судоходные пути, тыс. км |
19,0 |
16,1 |
16,1 |
16,8 |
16,8 |
16,8 |
16,8 |
16,7 |
16,7 |
16,7 |
16,7 |
магистральные трубопроводы, км |
1563 |
1809 |
1818 |
1821 |
1821 |
1769 |
1769 |
2085 |
2248 |
2354 |
2434 |
Перевезено грузов транспортом общего пользования, тыс. тонн 2): |
42947 |
15136 |
14930 |
14508 |
16179 |
17695 |
19493 |
19722 |
22578 |
23667 |
17598 |
Грузооборот транспорта общего пользования, млн. тонно-км 2): |
22696 |
7106 |
7246 |
6888 |
6520 |
6898 |
6905 |
7836 |
8536 |
8464 |
7676 |
Перевезено пассажиров транспортом общего пользования, тыс. чел.3): |
215127 |
100362 |
99301 |
95954 |
96233 |
95593 |
81006 |
82508 |
86989 |
89322 |
87869 |
Пассажирооборот транспорта общего пользования, млн. пассажиро-км 3): |
4678 |
1942 |
2059 |
2233 |
2360 |
2467 |
2350 |
2429 |
2664 |
3150 |
3702 |