Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 23:07, курсовая работа
Уровень жизни населения можно определить как сложную социально-экономическую категорию, отражающую степень удовлетворения потребностей населения в материальных благах и нематериальных услугах, а также условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей. В широком смысле понятие «уровень жизни населения» включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, образования, а также характеризует состояние здоровья, природную среду обитания и т.д. В более узком смысле под уровнем жизни понимается уровень удовлетворения потребностей и соответствующий ему уровень доходов.
1. Теоретические подходы к измерению уровня жизни населения.
1.1. Понятие уровня жизни населения.
1.2. Индикаторы измерения уровня жизни населения.
2. Основные показатели уровня жизни населения стран.
2.1. Сравнительный анализ уровней жизни в России, США.
2.2. Основные направления повышения уровня жизни населения в странах.
Заключение
Список используемой литературы
yi – доля доходов,
n – число социальных групп;
cum yi – кумулятивная (исчисленная нарастающим итогом) доля дохода.
Коэффициент Джини изменяется
в пределах от 0 до 1. При равномерном
распределении этот коэффициент
стремится к нулю, а чем выше
поляризация доходов в
6) Децильные коэффициенты
дифференциации доходов и
7) Соотношение средних значений дохода и потребления в границах верхней и нижней децилей.
8) Доля квинтельных (децильных) групп населения (домашних хозяйств) по уровню среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода в совокупном доходе общества.
VII.Малообеспеченные слои населения.
1) Прожиточный минимум (порог бедности).
2) Минимальный потребительский бюджет.
3) Минимальный размер заработной платы
4) Минимальный размер пенсии.
5) Покупательная способность минимальной заработной платы.
6) Покупательная способность минимальной пенсии.
7) Коэффициент (уровень) бедности.
8) Дефицит дохода.
9) Зоны бедности.
10) Социальный портрет бедности.
Последний вариант Системы показателей уровня жизни в международной статистика ООН разработан в 1978 г. и включает 12 основных групп показателей:
1. Рождаемость, смертность
и другие демографические
2. Санитарно-гигиенические условия жизни.
3. Потребление продовольственных товаров.
4. Жилищные условия.
5. Образование и культура.
6. Условия труда и занятость.
7. Доходы и расходы населения.
8. Стоимость жизни и потребительские цены.
9. Транспортные средства.
10. Организация отдыха.
11. Социальное обеспечение.
12. Свобода человека.
Кроме названных групп Статистической комиссией ООН был выделен общий раздел, охватывающий рад информационных показателей, необходимых для оценки уровня жизни, но не являющихся, по мнению экспертов ООН, непосредственными его характеристиками. Сюда включены следующие показатели: Национальный доход, валовой внутренний доход (ВВП) на душу населения и среднегодовой коэффициент его роста; Объем и виды социального обслуживания; расходы на личное потребление населения, их структура и среднегодовой коэффициент роста, плотность населения; работа средств связи, печать и др.
Рассмотрим уровень жизни
как функцию и результат
Общепризнанной методикой
измерения человеческого
Специалисты ООН, разработавшие Концепцию и методику расчета ИРЧП, прямо утверждают, что этот индекс является показателем качества жизни населения. Они проводят ежегодную оценку потенциала населения практически всех государств мира и определяют место каждого из них в ранжированном ряду по этому показателю.
ИРЧП является составным индексом, включающим три показателя, отражающих наиболее важные аспекты уровня жизни:
- ожидаемую продолжительность жизни при рождении;
- достигнутый уровень образования;
- реальный объем ВВП
в расчете на душу населения
(в долларах США на основе
паритета покупательной
ИРЧП определяется как средняя арифметическая из индексов трех указанных показателей.
Индекс каждого показателя рассчитывается по формуле:
где, Хmin, Хmax – фактическое, минимальное и максимальное Хфакт значения i-го показателя соответственно.
Для расчета индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении (I1) минимальное значение принимается равным 25 годам, а максимальное – 85 годам.
Индекс достигнутого уровня образования (I2) рассчитывается как средняя арифметическая, взятая из двух субиндексов: индекса грамотности среди взрослого (в возрасте от 15 лет и старше) населения (i1) весом ⅔ и индекса совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учебных заведений (для лиц моложе 24 лет) (i2) с весом ⅓:
I2 = i1∙ ⅔ + i2 ∙ ⅓
При исчислении индексов грамотности i1 и i2 Xmin принимается равным 0, а Xmax = 100%. При расчете индекса реального ВВП на душу населения принимается Xmin равным 100 дол. ППС, а Xmax = 40000 дол. ППС.
Таким образом,
Чем ближе значение этого
индекса к 1, тем выше степень развития
человеческого потенциала в стране
и тем ближе общество находится
на пути к желаемым целям. На данном
этапе такими целями специалисты
ПРООН считают повышение
Естественно, рассматриваемый показатель нельзя считать всеобъемлющей единицей измерения развития человеческого потенциала, но анализ его значений достаточно наглядно показывает, сколько еще предстоит сделать стране для достижения вышеназванных ориентиров.
Глава 2. Основные показатели уровня жизни населения стран.
2.1. Сравнительный анализ уровня жизни в России и США
Проведем исследование уровня жизни населения по основным показателям:
1. Рождаемость, смертность
и другие демографические
Рассмотрев демографическую ситуацию страны за последние годы (рис.1), мы приходим к выводу, что численность населения России падает. К 2016 г. ожидается сокращение численности населения РФ до 134 млн., а без иммиграционного притока — до 125—130 млн. чел. При таких темпах через 200 лет население России сократится до 10 миллионов человек. Часто это связывают с ростом смертности в России, но главную роль играет чрезвычайно низкая рождаемость в России, примерно 1,3 рождения на женщину за всю её жизнь (сейчас по данным статистики рождаемость поднялась до 1,6 человека на женщину, что не обеспечивает простого воспроизводства. Это связывают как с влиянием пронаталистской государственной демографической политики, так и с приходом последней волны молодежи, родившейся в советское время, и с повышенной рождаемостью мигрантов из Средней Азии).
Как известно из демографической теории, чтобы нация не вымирала, коэффициент рождаемости в ней должен быть (при нынешнем уровне смертности) примерно 2,2 ребенка на женщину.
Однако, с небольшим, но все
же ростом рождаемости повышается и
коэффициент смертности (рис.2). С
начала 1990-х всего за 4 года смертность
у нас полуторакратно подскочила. Это
по демографическим законам просто невозможно:
Уровень рождаемости в США и общее количество рождений в 2009 году по сравнению с предыдущим годом существенно уменьшились. Согласно предварительным результатам аналитического доклада Центра по контролю и профилактике заболеваний Национального центра статистики здравоохранения, снижение рождаемости связано с экономическим спадом. Данный анализ показал, что общий коэффициент рождаемости в 2009 г. оказался на 4% ниже, чем годом ранее.
В докладе сообщается, что показатели рождаемости в 2009 г. опустились до 13,5 рождений на 1000 женщин. Общее число рождений в США снизилось с 4,2 млн. в 2008 г. до 4,1 млн. в 2009 г.
При распределении рождаемости по возрастным группам, выяснилось, что наиболее резко рождаемость сократилась в подростковой среде и у женщин в возрасте от 20 до 30 лет, достигнув «рекордно низкого уровня»:
Что касается уровня смертности в США, то он значительно снижается за счет улучшения качества медицинских услуг и развития медицины в целом.
2. Образование и культура.
Во всех передовых государствах
развитие образования является важнейшей
задачей социальной политики страны.
А что же в России? К сожалению,
до 2005 года подобного внимания к
этой сфере не было: ни в отношении
разработки каких-либо программ модернизации
системы образования, ни в отношении
решения проблемы обеспечения кадрами.
А ведь именно образованные, а, следовательно,
обеспеченные люди по статистике гораздо
менее склонны к совершению преступления
(хотя, конечно, при этом также важно
решить проблему трудоустройства). Более
того, страна не может активно развиваться
с безграмотным населением. Здесь
всё дело в очень быстро меняющихся,
совершенствующихся технологиях производства.
Чтобы идти в ногу со временем, нужно
быстро учиться, повышать свою квалификацию,
что невозможно с отсутствием
качественного образования в
стране. И, наконец, любое государство
стремится утвердить в обществе
определённые приоритеты и ценности,
что также сделать куда проще
с грамотным населением. Решение
всех данных проблем на самом высоком
уровне даёт стране объективные преимущества
для дальнейшего роста
К настоящему времени сложились
объективные причины
Несмотря на это, среди специалистов существует две крайние позиции: одни считают, что наше образование – лучшее в мире, другие – что безнадёжно отставшее. Но истина, как обычно ей свойственно, находится где-то посредине. Наше высшее образование по-прежнему востребовано, в том числе и за рубежом. Но стоит ли бояться его модернизации? Ведь поиск новых, более эффективных методов работы необходим не потому, что старые плохи, а потому, что могут существовать и другие, более совершенные. Таким образом, можно согласиться, что наша система образования нуждается в модернизации, только вот вопрос – в какой.
США- богатейшая страна, по многим показателям устойчиво занимающая первые места в мире. Страна лидирует по количеству полученных ее гражданами Нобелевских премий. Богатство, сила, здоровье — вот те качества, которыми гордится Америка и которыми стремятся обладать американцы.
Однако мнение, что США самая развитая страна в области технологий - это миф. К примеру большинство работников, занятых именно в высокотехнологи-ческих секторах американской экономики, - не американцы. Это прежде всего выходцы из Советского Союза, Индии и Китая. Более того на самых ведущих факультетах американских университетов, на которых готовят программистов, математиков, физиков, абсолютное большинство составляют выходцы из других стран мира. То есть, на самом деле технологическую составляющую, то что сегодня есть в США, осуществляют выходцы из других стран.
Следует заметить, что США практически вошли в отрицательную фазу своего развития. Они не способны сами устранить технологические проблемы. Можно говорить, что США уже не в состоянии готовить высококлассных специалистов, которые были бы способны поддерживать тот технологический уровень, который достигли США в 60-70 годах прошлого века.
3. Условия труда и занятость.
Согласно
опубликованным данным Росстата, уровень
безработицы в России в июне составил
6.1%, снизившись по сравнению с маем
2011 года на 0.3 п.п. (безработица в мае
составляла 6.4%). По сравнению с июнем
2010 года улучшение еще более
В численности экономически активного населения 76,0 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,6 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
Общая
численность безработных, классифицируемых
в соответствии с критериями МОТ,
в 3,2 раза превышает численность
безработных, зарегистрированных в
государственных учреждениях
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 64,9% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в июне 2011г. составила 31,4%, среди безработных женщин - 39,4%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.
Наиболее тревожным аспектом экономики США в настоящий момент является неспособность создавать рабочие места. В ноябре 2010 года уровень безработицы в стране составлял 9,8%, что гораздо выше среднего уровня в 5%, который наблюдался накануне финансового кризиса. Более того, многие американцы постепенно перестают надеяться найти работу. Если бы рабочая сила в стране продолжила расти докризисными темпами, то сейчас уровень безработицы был бы 12%.
В долгосрочной перспективе безработица представляет серьезную проблему. Более половины официально зарегистрированных безработных не могут трудоустроиться более чем шесть месяцев. Снижение активности в строительном и производственном секторах привело к возникновению значительного числа рабочих, чьи профессиональные навыки не требуются. В то же время проблемы на рынке жилья уменьшили мобильность населения — многие люди не могут продать свои дома и переехать в те районы, где ситуация с трудоустройством лучше.
Информация о работе Уровень жизни населения: сравнительный анализ стран (США, Россия)