Уровень жизни населения: сравнительный анализ стран (США, Россия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Уровень жизни населения можно определить как сложную социально-экономическую категорию, отражающую степень удовлетворения потребностей населения в материальных благах и нематериальных услугах, а также условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей. В широком смысле понятие «уровень жизни населения» включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, образования, а также характеризует состояние здоровья, природную среду обитания и т.д. В более узком смысле под уровнем жизни понимается уровень удовлетворения потребностей и соответствующий ему уровень доходов.

Содержание работы

1. Теоретические подходы к измерению уровня жизни населения.
1.1. Понятие уровня жизни населения.
1.2. Индикаторы измерения уровня жизни населения.
2. Основные показатели уровня жизни населения стран.
2.1. Сравнительный анализ уровней жизни в России, США.
2.2. Основные направления повышения уровня жизни населения в странах.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсач 2.1.docx

— 256.19 Кб (Скачать файл)

Все эти факторы привели к росту  структурной безработицы примерно на 1,5%, согласно расчетам МВФ. Перспективы  быстрого улучшения ситуации с занятостью не очень хорошие. Экономике требуется  создавать около 150 тыс. рабочих мест ежемесячно только для того, чтобы  соответствовать увеличению числа  трудоспособного населения. В минувшем октябре этот показатель едва не был  достигнут, но в ноябре было создано  лишь 39 тыс. рабочих мест. 

Таким образом, проведя сравнительный  анализ России и США по нескольким основным показателям, мы можем заметить, что уровень жизни населения  России постепенно растет, хоть и с  небольшой скоростью в отличие  от США, где наблюдаются более  серьезные проблемы с рождаемостью и безработицей. 

2.2. Основные направления  повышения уровня жизни населения  в странах.

Повышение благосостояния населения  – важнейшая задача социальной политики. В Российской Федерации требуется  быстрее восстановить доходы и максимально  стимулировать платежеспособный спрос  населения. Задачи эти очень сложные.

Актуальная проблема народного  благосостояния – противоречие между  возрастающими потребностями населения, формирующимися на базе высоких технологических  достижений в ряде отраслей народного  хозяйства (приборостроение, электроника  и др.), и реальными возможностями  их удовлетворения, ограниченными низким уровнем развития производительных сил в потребительском секторе.

Мне кажется, что для улучшения  жизни населения требуется выработка  государственной Программы повышения  уровня и качества жизни.

В Программе повышения  уровня и качества жизни необходимо предусмотреть решение нескольких ключевых проблем, а именно:

1. Сделать минимальный  размер заработной платы равным  прожиточному минимуму.

2. Необходимо повысить  покупательную способность оплаты  труда. 

3. Повысить размер социальных  трансфертов населению для увеличения  доходов.

4. Усовершенствовать методику  расчёта прожиточного минимума.

5. Повысить среднюю заработную  плату работникам бюджетной сферы  до среднеобластного уровня.

Цель повышения уровня жизни граждан реализуется с помощью национальных проектов, из которых в настоящее время выделено 4 приоритетных: современное здравоохранение, доступное и комфортное жилье, качественное образование и развитие агропромышленного комплекса. Почему именно на эти сферы определены как приоритетные? Потому что именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» – образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему. Подробнее о каждом из них:

Приоритетный  национальный проект «Современное здравоохранение».

Состояние здоровья населения  в настоящее время характеризуется  низким уровнем рождаемости (10,5 случая на 1000 населения), высоким уровнем  общей смертности (16 случаев на 1000 населения). Одной из характерных  проблем России является смертность людей в трудоспособном возрасте. Ежегодно среди населения Российской Федерации регистрируется более 200 миллионов различных заболеваний. Показатели здоровья отрицательно сказываются  на продолжительности жизни, которая  в 2004 году составила 65,5 года, в том  числе у мужчин – 59 лет, у женщин – 72 года.

К основным направлениям приоритетного  национального проекта в сфере  здравоохранения относятся:

«Развитие первичной медицинской  помощи, которое предусматривает  следующие мероприятия:

– подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;

– увеличение заработной платы  медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов  и «скорой помощи»;

– укрепление материально-технической  базы диагностической службы первичной  медицинской помощи, скорой медицинской  помощи;

– профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление  и лечение больных ВИЧ;

– дополнительная иммунизация  населения в рамках национального  календаря прививок;

– введение новых программ обследования новорожденных детей;

– дополнительная диспансеризация  работающего населения;

– оказание медицинской  помощи женщинам в период беременности и родов в государственных  и муниципальных учреждениях  здравоохранения.  
 Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:

– увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской  помощи;

– строительство новых  центров высоких медицинских  технологий, подготовка для этих центров  высококвалифицированных врачей и  среднего медицинского персонала».

Развитие профилактики и  первичной медицинской помощи стало  приоритетным, так как в прошлом  система здравоохранения ориентировалась  на оказание стационарной медицинской  помощи, что привело к недофинансированию первичной медицинской помощи. Направление  средств на развитие диагностики  позволяет создать такую систему, при которой снизятся затраты  на лечение, так как болезнь всегда легче предупредить, чем лечить. Дорогостоящая медицинская помощь не имеет эффективных механизмов финансирования, не все граждане могут  ее получить, поэтому при декларировании ориентированной на человека политики необходимо сделать ее как можно  более доступной.

Приоритетный  национальный проект «Качественное  образование»

К основным направлениям в  области образования относятся  стимулирование работы педагогов, в  высшей школе – объединение учебы  и науки, развитие инновационного образования.

Из федерального бюджета  с января 2006 года финансируется дополнительное вознаграждение учителей за классное руководство (1000 рублей). Такую меру посчитали необходимой, так как  классный руководитель – тот человек, который в большей мере стимулирует  своих учеников к получению знаний. Ежегодно путем открытого конкурса и общественной экспертизы будут  выбираться 10 тыс. наиболее достойных  поощрения учителей. Число победителей  распределяется по регионам пропорционально  количеству городских и сельских школьников. Размер поощрения составит 100 тыс. рублей. Ежегодно помощь от государства (1 миллион рублей) будут получать 3 тысячи общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы. Средства будут направлены в форме  субсидий из федерального в региональные бюджеты. Финансовая поддержка предназначена  для приобретения лабораторного  оборудования, программного и методического  обеспечения, модернизации материально-технической  и учебной базы, повышения квалификации и переподготовки работников общеобразовательных  учреждений.

Инновационное образование  – это образование, не столько  ориентирующееся на передачу знаний, сколько позволяющее овладеть базовыми компетенциями для самостоятельного получения знаний, так как информация все время устаревает. Инновационное образование тесно связано с практикой. Сегодня традиционное образование как система получения знаний отстает от реальных потребностей современной науки и производства. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний – за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. В 2007 году предполагалось выбрать 30 ВУЗов, использующих обучение по инновационным программам. «Система образования в инновационном вузе должна быть открыта современным научным исследованиям и современной экономике. В учебном плане такого вуза должны присутствовать такие формы, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно-исследовательских организациях. Технологическое оснащение учебного процесса должно соответствовать уровню, достигнутому в европейских и американских университетах».

Приоритетный  национальный проект «Доступное и комфортное жилье»

Основные направления  реализации национального проекта  – развитие рынка ипотечного кредитования, предоставление льгот и субсидий на приобретение жилья молодым семьям, субсидирование местных властей  для стимуляции строительства.

Сегодня основная проблема на рынке ипотечного кредитования –  большие объемы и малые сроки  возврата кредита. У банков не хватает  собственных долгосрочных ресурсов, для того чтобы выдавать ипотечные  кредиты на срок больше 15 лет. В мировой  практике эта проблема решается через  выпуск банками долгосрочных ипотечных  облигаций, позволяющий им привлечь средства частных инвесторов. Чем  больше денег окажется у банка, тем  больше он сможет выдать кредитов под  более низкие проценты. Другой вариант  решения проблемы – рефинансирование ипотечных кредитов. Требования по ипотечным кредитам перенаправляются в другой финансовый институт, который  сам выпускает ипотечные ценные бумаги и размещает их на фондовом рынке. Правительством РФ был создан собственный оператор вторичного рынка  со 100-процентным государственным капиталом  – ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК). Эта  организация обеспечивает рефинансирование ипотечных кредитов в большом  объеме, благодаря чему появляется возможность развивать ипотеку.

Претендовать на субсидии при покупке жилья могут молодые  семьи. Молодой считается семья, «возраст супругов в которых не превышает 30 лет, либо семьи, состоящие из одного родителя в возрасте до 30 лет и одного и более детей, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.

По оценкам экспертов, этот проект не соответствует современной  реальности. «Возраст» семьи, принимающей  решение о рождении первого ребенка, в последнее время вырос. Л. В. Пепеляева предлагает повысить возраст  «молодой» семьи до 35 лет, тем  самым увеличив количество семей, которые  смогут поучаствовать в проекте  и получить субсидии.

Темпы строительства в  среднем по России остаются низкими  из-за нехватки земельных участков. К строительству остается неподготовленной коммунальная инфраструктура. Обычно средства на ее создание привлекаются из кармана строительных компаний. В результате растут цены на жилье. Новый Градостроительный кодекс обязал городские власти предоставлять  под застройку участки уже  со всей необходимой инфраструктурой. Эта норма вступила в действие с 1 октября 2005 года и должна была помочь развернуть массовое строительство. Но на такое строительство очень  часто не оказывается денег в  местном бюджете. В рамках национального  проекта местным властям частично субсидируются процентные ставки по кредитам на оснащение земельных  участков коммунальной инфраструктурой. По мнению Председателя Комитета общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления В. Л. Глазычева, создание рынка ЖКХ – мощнейший  импульс для развития всей экономики.

Приоритетный  национальный проект «Развитие АПК»

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в  себя три направления: «Ускоренное  развитие животноводства»; «Стимулирование  развития малых форм хозяйствования»; «Обеспечение доступным жильем молодых  специалистов (или их семей) на селе».

С 1991 по 2005 годы произошло  сокращение поголовья скота более  чем в два раза. Растет импорт мяса и мясопродуктов (34%). Ускоренное развитие животноводства планируется  реализовать за счет:

- повышения доступности  долгосрочных кредитов, привлекаемых  на срок до 8 лет;

- роста поставок по  системе федеральной аренды племенного  скота, техники и оборудования  для животноводства благодаря  увеличению уставного капитала  ОАО «Росагролизинг», снижению ставки за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и продлению срока аренды техники и оборудования для животноводческих комплексов до 10 лет;

- совершенствования мер  таможенно-тарифного регулирования путем утверждения объемов квот и таможенных пошлин на мясо и отмены ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.

Стимулирование развития малых форм хозяйствования – увеличение объемов реализации продукции, произведенной  на личных подсобных хозяйствах и  крестьянских хозяйствах. Планируется  снизить для них ставки по кредитам (субсидировать часть затрат на уплату процентов), развивать инфраструктуры обслуживания этих хозяйств (кооперативов).

С. Ю. Глазьев говорит о  том, что «Чем успешнее будет антимонопольная  политика и чем эффективнее меры по декриминализации товаропроводящей сети, тем меньше потребуется государственных  субсидий». Рентабельность АПК планируется  повысить в 2 раза, при этом снижая объемы государственных субсидий. Развитию бизнеса в АПК сейчас мешает еще  одна проблема. Это недоприватизированность, земля сейчас не может быть использована в качестве залога, не содействует привлечению инвестиций извне. В.В. Лабинов (исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли) предлагает оценить земли в денежном выражении и распределить между пайщиками не абстрактную «землю», а уже эти средства. Полезной была бы и опосредованная поддержка сельского хозяйства со стороны государства (через госзаказы – бесплатное питание для инвалидов, молоко для школьников и т. п.). Для таких госзаказов необходимо создание единого координатора, ликвидировать межведомственную разобщенность. Например, для реализации заказа «бесплатное молоко для школьников» необходимо согласовать действия Министерства образования, Министерства сельского хозяйства и Министерства здравоохранения.

Информация о работе Уровень жизни населения: сравнительный анализ стран (США, Россия)