Появление этих институтов
связано с ускорившимся в 60-е го&ды распадом
мировой колониальной системы, с расширением
регионального сотрудничества и экономической
интеграции развивающихся стран. К региональным
банкам относятся: Меж&американский
банк развития (МаБР — учрежден в 1959 г.).
Аф&риканский банк развития (АфБР —
1964 г.) и Азиатский банк развития (АзБР
— 1966 г.). Кроме того, существуют: Арабский
банк экономического развития Африки,
Банк развития госу&дарств Центральной
Африки, Западно-африканский банк разви&тия,
Карибский банк развития, Центрально-американский
банк экономической интеграции и др.[34].
Учредителями банков кроме развивающихся
стран соответствующих регионов стали
и другие государства: США, Япония, отдельные
страны Западной Евро&пы. Это позволило
расширить финансовые возможности их
дея&тельности.
Банки имеют сходные цели, осуществляют
однотипные опе&рации, сотрудничество
между собой и с другими международ&ными
институтами. Развивающиеся страны-участницы
получают их финансовую поддержку для
реализации преимущественно ин&фраструктурных
проектов, а также на развитие предприятий
до&бывающей и обрабатывающей отраслей.
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ)
ЕИБ учрежден в 1958 г. странами — членами
ЕС. Целями со&здания Банка провозглашались
долгосрочное (20—25 лет) фи&нансирование
слабо развитых регионов, осуществление
совме&стных проектов стран-участниц,
совершенствование отраслевой производственной
структуры европейских государств, а также
льготное (до 30—40 лет) кредитование ассоциированных
участ&ников.
Совет управляющих, состоящий из министров
финансов стран-участниц, и Директорат
— президент и несколько его за&местителей
— возглавляют Банк. Такие страны, как
ФРГ, Фран&ция, Англия и Италия, обладают
наибольшей долей уставного капитала,
составляющего примерно 15 млрд евро. Размер
резерв&ного капитала превышает 10% уставного
фонда.
ЕИБ привлекает средства на европейском
и международных рынках капитала, осуществляя
систематическую эмиссию обли&гаций,
номинал которых выражается в долларах
США, евро и других валютах. Развитие энергетики,
транспорта, телекоммуни&каций — основные
направления вложений Банка. Дополняя
средства заемщиков, его кредиты традиционно
покрывают не более половины стоимости
расходов по проектам и могут пре&доставляться
в евро и других валютах. Рыночная конъюн-ктура
определяет размер платы за кредит. Такие
страны, как Италия, Англия, Франция и Ирландия,
являются лидирующими заем&щиками Банка.
В последние годы Банк как агент Европейского
Союза за счет специальных фондов осуществляет
кредитование инфра&структурных проектов,
в частности развитие энергетики. Мел&кие
и средние смешанные компании при этом
получают ресур&сы от определенных кредитных
учреждений стран-участниц, ко&торым
Банк предоставляет финансовую поддержку.
Помимо этого ЕИБ на льготных условиях
финансирует развивающиеся страны — ассоциированные
члены ЕС. В последние годы XX в., например,
он планировал профинансировать на 30%
польский проект строительства крупной
международной автомагистрали, общая
сумма которого оценивалась в 2,2 млрд евро.
Кроме ЕИБ в рамках ЕС и Европейской валютной
системы (ЕВС) действуют и друше, менее
масштабные кредитно-финан&совые организации,
в том числе Европейский фонд валютного
со&трудничества (ЕФВС) и Европейский
денежный фонд сотрудни&чества (ЕДФС)[35].
Эти организации выполняют возложенные
на них учредителями функции и решают
свои задачи.
Европейский банк реконструкции и развития
(ЕБРР)
ЕБРР учрежден в 1991 г. для содействия странам
Централь&ной и Восточной Европы, в том
числе СНГ, в становлении ры&ночной экономики.
Учредителями Банка в настоящее время
яв&ляются 60 государств, включая все
европейские страны, РФ, ряд стран других
регионов мира (США, Японию) и такие органи&зации,
как ЕС и ЕИБ. Уставный капитал составляет
20 млрд евро. Банк осуществляет свою деятельность
в странах операций, число которых достигло
26 после вступления в него в 1996 г. Боснии
и Герцеговины. Штаб-квартира ЕБРР располо&жена
в Лондоне, а 28 представительств — во всех
странах опера&ций (кроме Армении). В
отличие от других стран, РФ имеет четыре
представительства: центральное — в Москве
и региональные — в Санкт-Петербурге,
Екатеринбурге и Владивостоке.
Совет управляющих во главе с Председателем
и двумя заместителями руководит Банком
и состоит из министров финансов или управляющих
центральными банками стран-участниц
и представителей от ЕС и ЕИБ. Многие свои
полномочия он делегирует Совету директоров,
осуществляющему руководство п&вседневной
деятельностью и состоящему из Президента,
четырех заместителей и 23 директоров.
Каждый из директоров входит в состав
одного из трех комитетов Совета: ревизионного,
по бюджетным и административным вопросам,
по финансовой и операционной политике.
Кроме того, организационная структура
Банка включает ряд территориальных и
отраслевых отделов, а также другие функциональные
подразделения (департаменты и отделы).
Общая численность сотрудников Банка
превышает 1100 человек (учитывая представительства
в странах операций).
ЕБРР взаимодействует со многими международными
инсти&тутами, и в первую очередь с Группой
ВБ. Он привлекает к участию в осуществлении
различных проектов также частные на&циональные
коммерческие банки, инвестиционные фонды
и другие кредитно-финансовые учреждения.
Качеству финанси&руемых проектов, и
прежде всего очевидности и реальности
экономических выгод для страны от их
реализации, Банк тради&ционно уделяет
пристальное внимание.
Привлекая средства на международных
рынках на весьма вы&годных условиях,
ЕБРР предоставляет свои услуги по коммерческим
ценам. Главным образом это дополнение
усилий других кредиторов для оказания
поддержки предприятиям, нуждающимся
в финансовых ресурсах. Гарантии на экспортные
креди&ты и розничные банковские услуги
он не предоставляет. Банк действует как
в государственном, так и в частном секторах
экономики, принимая на себя риски, непосильные
многим нацио&нальным и зарубежным инвесторам.
Банк ежегодно выделяет 2,5—2,7 млрд евро
на реализацию но&вых проектов в странах
операций. За все время существования
на реализацию более 1000 проектов было
выделено около 25 млрд евро.
Основными функциями ЕБРР являются:
- прямое финансирование, т.е.
предоставление кредитов на реализацию
конкретных проектов;
- инвестирование средств в акционерные
капиталы, а также гарантирование размещения
акций государственных и частных предприятий:
- предоставление гарантий для содействия заемщикам
в получении доступа к источникам
капитала;
- финансирование с помощью посредников
мелких и средних предприятий.
К числу операционных приоритетов Банка
относятся: разви&тие частного сектора,
охват всех стран операций, работа с фи&нансовыми
посредниками, вложения в акционерные
капиталы. Кроме того, он стремится обеспечивать
экологически чистое и устойчивое развитие
экономики стран операций, в том числе
пу&тем повышения эффективности энергоиспользования.
В своей деятельности Банк придерживается
следующих основ&ных принципов:
- ограничение объема финансирования
пределами 35% об&щих издержек по каждому проекту;
- требование к другим, в частности
промышленным инвесто&рам, приобретения контрольных пакетов акций или достаточных прав на управление предприятиями;
- предоставление на проекты
частного сектора не более двух третей
суммы заимствуемых средств и не менее
одной трети ак&ционерного капитала;
- требование к другим участникам софинансирования выде&ления дополнительных средств;
- непредоставление средств инвесторам для приобретения уже выпущенных или вновь выпускаемых акций;
- необязательность денежной
формы доли местного участни&ка проекта.
Прямое финансирование предоставляется
главным образом совместным предприятиям,
и в первую очередь с участием ино&странного капитала. При их кредитовании Банк обычно не тре&бует правительственных гарантий. Кредиты выдаются в любой СКВ, но в основном в долларах США и евро, и погашаются в той же валюте, в которой были выданы. В последнее время Банк начал фондировать кредиты (привлекать для них средства) в ря&де местных валют.
Минимальная сумма кредитов
ЕБРР составляет 5 млн ев&ро, однако он находит возможности для работы с мелкими и средними предприятиями. В последние годы средние размеры его кредитов в государственном секторе составляли 25, а в ча&стном — 16 млн евро. Срочность кредитов обычно составляет 5—10 лет, а в исключительных случаях (инфраструктурные проекты) — до 15 лет. Плата за кредит устанавливается с маржой, превышающей ставку ЛИБОР. Кредиты могут предоставляться под «плавающий» или фиксированный процент, а также в не&которых других вариантах. Основная сумма кредитов погаша&ется равными долями каждые полгода.
Финансируемые клиенты обязаны
обеспечивать страхование традиционно
страхуемых рисков, к которым Банк не относит по&литические риски и риски неконвертируемости местных валют. Кредиты обеспечиваются залогом активов финансируемых про&ектов: движимое и недвижимое имущество, акции, переуступка прав и т.д. Кредиты ЕБРР исключаются из сумм государствен&ного долга при его реструктуризации, т.е. Банк имеет статус при&вилегированного кредитора.
Инвестирование средств в акционерные
капиталы осуществля&ется путем подписки на обыкновенные и привилегированные акции или в других формах. При этом Банк не приобретает кон&трольные пакеты акций и не принимает прямой ответственно&сти за управление предприятиями. Он может также гарантиро&вать размещение акций, выпущенных государственными или част&ными предприятиями.
Предоставление гарантий практикуется
для оказания помощи заемщикам в получении
доступа к источникам капитала. Гаран&тии могут быть от всех рисков, частные и др. При этом кредит&ный риск должен быть известен и приемлем для Банка.
Финансирование с помощью посредников
является инструмен&том работы с мелкими и средними предприятиями. Для этого выбранным Банком финансовым учреждениям предоставляется среднесрочное и долгосрочное финансирование в форме кре&дитных линий. Аналогичное финансирование в отдельных слу&чаях может предоставляться правительствам стран, которые че&рез коммерческие или инвестиционные банки направляют полу&ченные ресурсы мелким и средним предприятиям.
Результаты деятельности Банка
отражаются в его балансе (табл. 14.4).
|