Валютные и финансовые организации мира и регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 11:46, доклад

Описание работы

Появление этих институтов связано с ускорившимся в 60-е го&ды распадом мировой колониальной системы, с расширением регионального сотрудничества и экономической интеграции развивающихся стран. К региональным банкам относятся: Меж&американский банк развития (МаБР — учрежден в 1959 г.). Аф&риканский банк развития (АфБР — 1964 г.) и Азиатский банк развития (АзБР — 1966 г.). Кроме того, существуют: Арабский банк экономического развития Африки, Банк развития госу&дарств Центральной Африки, Западно-африканский банк разви&тия, Карибский банк развития, Центрально-американский банк экономической интеграции и др.

Файлы: 1 файл

семинар 4 (Автосохраненный).docx

— 78.48 Кб (Скачать файл)

Среди крупнейших программ, которые в настоящее время реализует ЕБРР, Т. Миров указал предоставление 10-летнего кредита в размере 500 млн. долл. компании "Российские железные дороги" /РЖД/ (RZHD) на проведение реструктуризации и укрепление капитала; открытие кредитной линии в 832 млн. долл. банкам UniCredit (Италия) и Societe Generale (Франция) для укрепления капитала их представительств и дочерних банков в странах Восточной Европы.

ЕБРР является участником крупнейших стабилизационных программ Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка.

2. ПАРИЖСКИЙ И ЛОНДОНСКИЙ КЛУБЫ  И ИХ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ  ФИНАНСОВО – КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

  Лондонский и Парижский клубы  кредиторов представляют собой  неофициальные неформальные международные  объединения.

ЛОНДОНСКИЙ КЛУБ - это форум для пересмотра сроков погашения кредитов, предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства-кредитора). Это объединение получило название «Лондонского клуба» в силу того, что переговоры по реструктуризации долга между суверенными должниками и коммерческими кредиторами часто проходят в Лондоне. Данный клуб является неофициальным органом, включающим в себя коммерческие банки.

Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, не имеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и организация носят гораздо более свободный характер.

В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет Банковский консультативный комитет, в его состав входят представители около 15 банков, предоставивших кредиты. Соглашение между консультативным комитетом и страной-должником о реструктуризации долга может быть официально подписано только в том случае, когда это соглашение поддерживают банки, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должника. В Лондонском клубе не пересматривают процентные платежи, но могут изменить сроки погашения.

В Лондонском клубе реструктуризация долга включает следующие этапы:

      1. Заявление о моратории. Это уведомление для всех кредиторов о том, чтобы они не осуществляли действия против страны-должника.
      2. Стратегическое планирование процесса урегулирования долга. Страна-должник должна разработать стратегию реструктуризации, определить объем дополнительных запрашиваемых средств, период консолидации и погашения долга.Необходимо также подобрать внешних финансовых советников и юридических консультантов.
      3. Взаимодействие с Банковским консультативным комитетом. БКК являются связующим звеном между должником и его кредиторами. Он согласовывает и документально оформляет соглашения о пересмотре долга от имени всех банков.
      4. Подготовка информационного меморандума. Информационный меморандум содержит необходимую информацию о положении страны-должника, которая требуется для принятия взаимного решения о пакете реструктуризации.
      5. Долги, подлежащие и не подлежащие реструктуризации (долги МВФ, Всемирному банку, ценные бумаги, размещенные по закрытой подписке и другие внешние долги правительства, его политических ведомств, учреждений и полугосударственных предприятий, а также долги, гарантированные любыми из этих органов).

ПАРИЖСКИЙ КЛУБ кредиторов это неформальное финансовое объединение лидирующих банков мира. Парижский клуб более влиятелен, чем Лондонский клуб, и объединяет представителей банков-кредиторов 19 стран; Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Канады, Нидерландов, Норвегии, России, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, Японии. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 г. для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств. В отличие от Лондонского клуба, Парижский клуб пересматривает долги официальным кредиторам. Когда возникает непосредственная угроза прекращения платежей, правительство страны-должника обращается к правительству Франции с официальной просьбой о проведении переговоров с представителями стран-кредиторов.

Назначаются прямые переговоры между страной- должником, которую представляют министр финансов или председатель Центрального банка, и ее кредиторами (страны- кредиторы представляют официальные лица из министерства финансов, экономики или иностранных дел). Представители МВФ, МБРР, региональных банков развития и ЮНКТАД участвуют в переговорах в качестве наблюдателей. В ходе переговоров вырабатывается комплекс рекомендаций, составляется протокол, в котором официально фиксируется согласованные условия. С юридической точки зрения, протокол носит только рекомендательный характер; в нем содержится предложение кредиторам и правительству страны-должника провести переговоры о заключении двусторонних соглашений о пересмотре условий погашения долговых обязательств. Хотя содержание согласованного протокола не имеет юридической силы, но положения протокола являются обязательными для подписавших его сторон. Представители стран-кредиторов и страны- должника должны заключить на основе положения протокола двусторонние соглашения, которые имеют обязательную силу и юридическое значение. Решения в Парижском клубе принимаются на основе консенсуса, т.е. предлагаемое решение должно устраивать представителей всех стран-кредиторов.

Россия является членом Парижского клуба с 1995 г. В настоящее время Россия уже погасила всю свою задолженность перед банками-кредиторами Парижского клуба.

Парижский клуб является неформальной организацией, объединяющей интересы стран-кредиторов (в большинстве стран ОЭСР) Клуб возник в 1956 г. как собрание частных банков-кредиторов для урегулирования внешнего долга. Он не имеет четкой организационной структуры и членства и формально открыт для всех стран, которые являются кредиторами и принимают практику работы этой организации Основными членами Парижского клуба являются развитые страны - члены ОЭСР Председателем Парижского клуба традиционно является высокое должностное лицо министерства финансов Франции, а его секретариат находится во французском казначействйстві.

Сегодня клуб является форумом для многосторонних переговоров западных банков и небанковских инвесторов с крупнейшими должниками (в основном это развивающиеся страны, и европейские страны с переходной е экономикой) Некоторые страны - члены клуба вместе е кредиторами и дебиторами, например, Бразилия и Россия. Во время переговоров стороны пытаются найти взаимоприемлемые условия реструктуризации долга УМО вы реструктуризации предусматривают консолидацию долга и консолидации платежей по обслуживанию долга, условия первого взноса по долгу, подлежащей реструктуризации, график платежей тощощо.

Условия, на которых реструктуруються долги развивающихся стран, Парижским клубом периодически пересматриваются известными среди них являются Торонто, Лондонские, неаполитанских и Лионские условия, Торонтской условия (Toronto terms), которые действовали в 1988-1991 pp, касались реструктуризации долгов наименее развитых стран, согласно которым страны-кредиторы должны были выбрать одну из таких альтерн тив взаимоотношений с этими странами:

      • частичное списание долгов (списание 33% чистой текущей стоимости долга и перенос платежей за остальной частью на 14 лет под рыночную ставку с восьмилетним периодом);
      • увеличение срока погашения долга (перенос сроков платежей на 25 лет, включая 14 лет льготного периода);
      • использование льготной процентной ставки (перенос платежей по долгам на 14 лет под рыночную процентную ставку, уменьшенную на 3,5 пункта, с восьмилетним льготным периодом)

Лондонские условия (London terms), согласованные в рамках Парижского клуба, действовали в 1991-1994 pp Они также предлагались наименее развитым странам По этим условиям страны-кредиторы могли списать около 50 0% чистой текущей стоимости долга черезз:

      • перенос платежей на 23 года с шестилетним льготным периодом под льготную процентную ставку;
      • сокращение платежей для обслуживания долга, согласно которым его размер уменьшается благодаря использованию льготной процентной ставки, с выплатой остальной части в течение 23 лет с пятилетним п льготным периодом.
      • выплаты всего долга в течение 25 лет с шестнадцатилетним льготным периодом

Согласно неаполитанских условиями (Naples terms), действующих с 1995 p, страны, получившие ранее льготы на основе Торонтской или Лондонских условий, могут получить дальнейшие льготы от кредиторов в вид ди списание 67% чистой текущей стоимости их долга Если средний доход на одного человека страны составляет не более 500 долл. США, а отношение суммы долга к экспорту не превышает 35%, может быть сп исано не более 50% стоимости долга конце 90-х годов неаполитанских условия применялись по инициативе МВФ и Всемирного банка для сокращения долгов беднейших стран с высокой задолженностьюістю.

Лионские условия (Lyon terms), согласованные в декабре 1996 г, могут применяться к наименее развитых стран с высокой задолженностью на втором этапе реструктуризации вместе с неаполитанских условиями Они и предусматривают сокращение чистой текущей стоимости долга на 80% с выплатой остальной части в течение 40 лет за восьмилетнего льготного периодду.

По результатам переговоров с должниками члены Парижского клуба подписывают Согласованный протокол (Agreed Minutes) реструктуризации долга Условия согласованного протокола вступают в силу только после того,, как страна-кредитор и страна-должник договорятся на двусторонней основе о перечне кредитов, подлежащих реструктуризацииї.

Лондонский клуб кредиторов - консультативный комитет крупнейших банков-кредиторов, который заседает в связи с переговорами их с правительствами стран-должников по вопросам реструктуризации частной задолженности, как правило, переговоры ведутся одним из банков от имени и по поручению других банков, участвующих в консультативном совете Лондонский клуб не имеет четко определенной структуры и собирается в составе тех банков, которые имеют наибольшие требования к стране-должнику, дело которой они рассматривают в рамках Лондонского клуба банки заключают с правительством страны-должника соглашение или о ежегодной реструктуризации долга, или о многолетней реструктуризации, которой подлежат только выплаты основного долга Все другие просроченные суммы должны быть выплачены в момент подписания соглашения о реструктуризации Лондонским клубом предусмотрены такие мероди, направленные на реструктуризацию долга: выкуп со скидкой правительством страны - должником частного долга своих компаний у иностранных банков, обмен со скидкой долгов на другие активы (например, акции национальных компаний), сокращение платежей для обслуживания долга и предоставление новых займов для выплаты старых долгов В 90-е годы XX века через механизм Лондонского клуба прошли такие страны, как Аргентина, Боливия, Бразилия, Болгария, Мексика, Нигерия, Польша, Филиппины и др.

Одной из главных предпосылок подписания соглашения о реструктуризации есть, как правило, принятия страной программы Международного валютного фонда по структурной перестройки экономики и осуществления экономических реформ.

3. Банк международных расчетов.

Банк международных расчетов (БМР). Создан в 1930 г. и является старейшим международным финансово-кредитным институтом, деятельность которого направлена на развитие международного сотрудничества в сфере валютных отношений. Учредителями МБР выступили Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Франция и Япония. Месторасположение БМР — Базель (Швейцария).  
 
В БМР 34 члена (2000), в том числе Россия с 10 февраля 1996. Официально США не участвовали в создании банка международных расчетов, так как не могли получать репарационные платежи с Германии. Поэтому на акции банка международных расчетов подписались частные американские банки во главе с банкирским домом J.P. Morgan.  
 
Идея о создании банка возникла в связи с решением, а точнее с проблемой решения вопроса о репарационных платежах Германии странам- победительницам в первой мировой войне и о расчетах по займам. 
 
Американский план взимания германских репараций и расчетов европейских стран-должников коммерческих банков США по военным долгам предусматривал так называемую коммерциализацию военных долгов. Согласно этому плану, получившего название “плана Юнга” (по имени его автора ), Германия должна была выпустить внешний заем на рынках частных капиталов США и ряда стран Западной Европы. Доходы Германии от этого займа направлялись на уплату репараций странам-победительницам, которые должны были из этих сумм погасить свой долг по военным займам, полученным в США. 
 
БМР предназначалась роль механизма, способствующего выпуску и распространению облигаций германского займа на рынках частных капиталов. 
 
Он должен осуществлять расчеты по этому займу и конверсию доходов от займа в репарационные платежи. 
 
Основной капитал банка установлен в 500 млн. золотых швейцарских франков, эквивалентных 145161290,32 г. чистого золота. Капитал разделен на 
 
200 тыс. акций по 2500 франков каждая. Оплаченный капитал составляет 125 млн. франков, или 25% общей суммы основного капитала. 
 
75% акций БМР принадлежит центральным банкам и 25% - частным банкам и лицам, банки-учредители располагают более 50% акций. Высшим органом управления Банка является общее собрание руководителей Центральных Банков стран, имеющих акции банка. Физические и частные юридические лица, располагающими акциями банка, в собрании не участвуют. Общее собрание созывается, как правило, один раз в год для того, чтобы утвердить доклад о деятельности банка, его баланс, счет прибылей и убытков. Текущими делами банка руководит Совет директоров, в состав которого входят 8 управляющих центральными банками европейских стран: Англии, ФРГ, Франции, Бельгии, Италии, Швейцарии, Швеции и Нидерландов и 5 представителей финансовых, промышленных и торговых кругов, назначаемых этой восьмёркой. БМР имеет валютно-экономический отдел, осуществляющий исследования в области международных валютно-кредитных отношений. Выпускает ежегодный обзор, в котором даёт информацию и исследования международных валютно-кредитных отношений за год, и текущий бюллетень. 
 
Дальнейшее развитие банка было прервано валютным кризисом, охватившим многие капиталистические страны, и второй мировой войной. Но банк не был ликвидирован, а был сохранен в качестве подсобного фонда МВФ. 
 
Устав БМР запрещает выпускать банкноты, представлять ссуды правительствам, открывать на имя правительств текущие счета, держать в своем распоряжении акции и владеть недвижимым имуществом или устанавливать контроль над каким-либо предприятием. 
 
Операции с коммерческими банками он производит только с согласия ЦБ страны, на территории которой эти банки функционируют. 
 
С 1982 года БМР предоставляет промежуточный кредит под гарантию ЦБ странам, ожидающим кредит МВФ, чтобы избежать кризиса их международной валютной ликвидности. Такие кредиты получили Венгрия, Мексика, Аргентина, Югославия. Для поддержания политики расширенного доступа стран с дефицитным платежным балансом к кредитам фонда БМР совместно с 17 центральными банками предоставили Фонду кредит в 2,5 млрд. долларов в 1982 году.

Структура и цели банка

Основными целями деятельности МБР являются содействие сотрудничеству между центральными банками, обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций, а также выполнение функций доверенного лица или агента при проведении международных расчетов его членов.  
 
Органами управления МБР являются Общее собрание акционеров, Совет директоров из управляющих центральных банков, президент банка и администрация. Общее собрание акционеров созывается ежегодно и состоит из представителей центральных банков стран-членов. Голоса акционеров распределяются пропорционально количеству подписных акций, выделенных центральному банку каждой страны.  
 
Заседания Совета директоров МБР проводятся не реже 10 раз в год. Совет директоров назначает президента банка, который контролирует деятельность администрации.  
 
Ресурсы МБР формируются за счет акционерного капитала и привлеченных средств. Акционерный капитал банка принадлежит центральным банкам стран-членов (свыше 80 %) и частным акционерам. Акции МБР дают всем акционерам равные права на получение дивидендов, но частные акционеры, как правило, не имеют права голоса или представительства на общих собраниях. Привлеченные ресурсы МБР формируются по большей части за счет краткосрочных вкладов центральных банков.  
 
МБР был создан как международный банк центральных банков, которые являются одновременно его учредителями и клиентами. Операции с коммерческими и другими банками, а также с частными лицами МБР может осуществлять только с согласия центрального банка той страны, резидентами которой являются потенциальные клиенты. Согласно уставу банка его операции должны соответствовать валютной политике стран, участвующих в этих операциях.

Основные направления деятельности МБР включают:

  • - проведение банковских операций — депозитных, ссудных, валютных, фондовых и др. В частности, БМР совершает операции по приему средств центральных банков на текущие счета и во вклады; по приему во вклады средств правительств — на основании соглашений, в которых он выступает доверенным лицом; операции купли-продажи и хранение золота (за собственный счет и за счет центральных банков); операции купли-продажи иностранной валюты и ценных бумаг, за исключением акций (за собственный счет и за счет центральных банков); операции по краткосрочному финансированию центральных банков и т.д.;
  • - выполнение роли координационного центра валютной и кредитной политики стран-членов. В процессе деятельности БМР происходят регулярные встречи управляющих центральных банков, которые обсуждают ситуацию в валютно-кредитной сфере и другие вопросы, представляющие общий интерес, а также могут вырабатывать совместные решения по координации своей валютной и кредитной политики и проведению интервенций на валютных рынках;
  • - контроль за международной банковской деятельностью, которая не подпадает под национальное законодательство ни одной из стран. Деятельность БМР по выработке правил проведения международных банковских операций привела к созданию Базельского комитета по банковскому надзору, который является форумом для обсуждения специфических проблем надзора, осуществляет координацию распределения надзорных полномочий между национальными ведомствами в отношении иностранных филиалов банков, занимается вопросами укрепления надежности и стабильности международной банковской системы;

Информация о работе Валютные и финансовые организации мира и регионов