Водный транспорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 09:40, реферат

Описание работы

Россия располагает всеми современными видами транспорта, но ее транспортные коммуникации нуждаются в существенном совершенствовании.
Развитие российских портов и смежной транспортной инфраструктуры происходит неравномерно. Накопились значительные различия по уровням технологичности и капитализации портовых узлов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
1. История развития речного транспорта..………………………………….3
1. Речной транспорт………………………………………………………3
2. История развития речного транспорта в России……………………..3
3. Классификация судов…………………………………………………..7
2. Перевозки осуществляемые речным транспортом…………………….8
1. Грузовые перевозки……………………………………………….........8
2. Пассажирские перевозки…………………………………………....…8
3. Современное состояние и основные проблемы внутреннего водного транспорта……………………………………………..……………………9
1. Основные цели, задачи и принципы развития внутреннего водного транспорта……………………………………………………………..12
2. Региональные аспекты развития внутреннего водного транспорта.17
Заключение……………………………………………………………...........20

Файлы: 1 файл

водный транспорт россии.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

- создание условий  для эффективного функционирования  внутреннего водного транспорта  и повышение конкурентоспособности  предприятий отрасли;

- расширение  и развитие рынков транспортных услуг, предоставляемых внутренним водным транспортом.

Задачами по улучшению условий функционирования и повышению конкурентоспособности  отрасли являются:

1) улучшение условий судоходства на внутренних водных путях с учетом перспективы развития рынка услуг внутреннего водного транспорта и повышения требований безопасности, в том числе:

- реконструкция  внутренних водных путей и  улучшение эксплуатационных параметров  судоходных гидротехнических сооружений  для повышения их пропускной  способности;

- увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов и освещаемой обстановкой;

- создание судоходных  условий для доставки грузов  во вновь осваиваемые труднодоступные  районы, прежде всего в районы  Крайнего Севера, в том числе по малым и быстро мелеющим рекам;

- модернизация  технического флота и повышение  интенсивности его использования  для улучшения параметров водных  путей;

- развитие связи  и навигации посредством модернизации  существующих и внедрения новых  средств связи, спутниковой навигации и информатизации;

- развитие инфраструктуры  внутренних водных путей для  обеспечения перевозок по международным  транспортным коридорам, а также  для развития туристического  бизнеса, водного спорта и отдыха;

- обеспечение  развития внутренних водных путей и их инфраструктуры в соответствии с задачами и потребностями формирования транспортной инфраструктуры страны в целом;

2) развитие транспортного флота в соответствии с потребностями развивающегося рынка, в том числе:

- проведение  реновации судов, ремонта и модернизации флота на судоремонтных предприятиях отрасли;

- пополнение  флота за счет закупки судов  преимущественно российского производства;

- ускоренное  списание морально и физически  устаревших судов, подготовка  решения о запрещении эксплуатации судов, создающих угрозу для безопасности судоходства;

3) реконструкция портов и реформирование портовой деятельности, в том числе:

- улучшение  технического состояния причальных  сооружений в портах;

- модернизация  и замена морально и физически изношенного перегрузочного оборудования и иных технических средств и устройств;

- создание специализированных  портовых мощностей для освоения  новых видов грузопотоков;

- строительство  новых причалов и терминалов, прежде всего для переработки  контейнеров, минеральных удобрений, химических грузов и сжиженного газа;

- капитальный  ремонт и развитие припортовых  железнодорожных и автомобильных  подъездных путей;

- приоритетное  развитие портов в полосе международных  транспортных коридоров;

4) становление и развитие экономически состоятельных и инвестиционно привлекательных судоходных компаний путем стимулирования процессов реструктуризации и реформирования предприятий отрасли, повышения эффективности их работы, содействия процессам интеграции и образования крупных конкурентоспособных компаний при обеспечении конкуренции на рынке услуг внутреннего водного транспорта;

5) совершенствование государственного управления на внутреннем водном транспорте, в том числе:

- реструктуризация  государственных учреждений и  унитарных предприятий;

- совершенствование  механизма управления объектами  федеральной собственности;

6) расширение взаимодействия со смежными видами транспорта за счет внедрения качественно новых логистических схем и технологий организации транспортного процесса, прежде всего интермодальных перевозок;

7) обеспечение безопасности судоходства на внутренних водных путях, включая экологическую безопасность, путем:

- создания системы  управления обеспечением безопасности  на внутреннем водном транспорте;

- регламентации  и координации контрольных и надзорных функций государственных органов для повышения их эффективности в условиях снижения степени их вмешательства в деятельность субъектов рынка;

- создания специальных  судов и технических средств  по сбору, комплексной переработке и утилизации различных видов отходов, образующихся при эксплуатации или попадающих в водную среду в результате аварий объектов водного транспорта, включая затонувшее имущество;

- расширения  использования экологически чистых  судовых источников энергии и экологически безопасных перегрузочных технологий;

8) развитие страхования на внутреннем водном транспорте, в том числе:

- страхования  пассажиров и экипажей судов;

- страхования  ответственности перед третьими  лицами при перевозках опасных  грузов и лоцманской проводке судов;

- страхования  ответственности за негативное  воздействие на окружающую среду  при эксплуатации объектов водного  транспорта.

Задачами по расширению и развитию рынков транспортных услуг являются:

1) развитие рынка внутренних перевозок, в том числе:

- увеличение  объемов перевозок нерудных строительных  материалов;

- освоение новых  грузопотоков, образующихся в результате  расширения внутреннего производства  и потребления промышленной и  сельскохозяйственной продукции,  добычи и использования природных  ресурсов страны и развития торгово-хозяйственных связей между регионами;

- увеличение  объема грузовых перевозок в  районах Крайнего Севера и  приравненных к ним местностях, в том числе в связи с  прогнозируемым развитием экономики  этих районов на основе освоения новых месторождений природных ископаемых;

- расширение  географии перевозок за счет  освоения районов со слабо  развитой транспортной инфраструктурой,  включая развитие грузовых перевозок  по малым рекам Сибири и  Дальнего Востока;

2) обеспечение интеграции внутренних водных путей России в систему международных транспортных коммуникаций и увеличение грузооборота экспортно-импортных и транзитных перевозок, в том числе:

- освоение новых  экспортно-импортных грузопотоков, образующихся в результате расширения  внешнеэкономической деятельности российских хозяйствующих субъектов (прежде всего из внутренних речных портов);

- организация  перевозок по международным транспортным  коридорам;

- развитие прямого  бесперевалочного сообщения между  незамерзающими российскими и  иностранными портами в зимний период;

- переключение  существующих в международном  сообщении грузопотоков из портов  стран Балтии и Украины в  российские речные и устьевые  порты;

- развитие трансграничных  перевозок на основе двусторонних  договоров с сопредельными государствами;

- обеспечение  доступа российских судов на  внутренние водные пути других  государств;

- регулирование  на взаимной основе доступа  на внутренние водные пути  России судов под флагом иностранного  государства;

3) развитие рынка пассажирских перевозок, в том числе:

- совершенствование  механизма обеспечения социально  значимых пассажирских перевозок;

- развитие туристического  бизнеса, в первую очередь за  счет организации новых круизных  и туристических маршрутов, в  том числе и на неиспользуемых  в настоящее время для этих целей внутренних водных путях;

- повышение  уровня обслуживания пассажиров  и туристов, развитие береговой  инфраструктуры.

Решение задач  развития внутреннего водного транспорта предполагается обеспечить поэтапно.

На первом этапе (2003 – 2005 годы) основными целями реформирования будут являться преодоление негативных тенденций, кризисных явлений, возникших на внутреннем водной транспорте при его переходе к функционированию в рыночной системе хозяйствования, и создание объективных предпосылок для устойчивого функционирования и дальнейшего развития внутреннего водного транспорта.

На втором этапе (2006 – 2015 годы), наряду с закреплением достижений первого этапа, предполагается завершить процесс институционального реформирования отрасли и системы ее государственного управления, активно внедряться в систему мировых хозяйственных связей, в первую очередь за счет вхождения в европейскую и мировую транспортные системы и путем организации транзитных перевозок в рамках международных транспортных коридоров.

Решение задач  развития и реформирования внутреннего  водного транспорта предполагается обеспечить путем координации и  взаимодействия органов государственного управления и коммерческих структур.

Основной сферой деятельности государства в решении  задач развития отрасли будут являться:

- сохранение  и развитие сети внутренних  водных путей и гидротехнических  сооружений;

- надзор и  контроль за обеспечением безопасности  судоходства и экологической  безопасности;

- создание и  совершенствование единых правил  предпринимательской деятельности на внутреннем водном транспорте, контроль за их соблюдением;

- защита экономических  интересов российских судовладельцев  на мировом рынке перевозок;

- кадровое обеспечение  отрасли;

- решение оборонных  и других специальных задач;

- содействие  повышению роли бизнеса в развитии  внутреннего водного транспорта.

3.2 Региональные аспекты развития внутреннего водного транспорта  

Функционирование  и развитие внутреннего водного  транспорта как части транспортной системы Российской Федерации должны способствовать формированию и укреплению экономической основы для самостоятельного социально-экономического развития регионов.

В европейской части страны, где функционирует Единая глубоководная  система, главной задачей является повышение эффективности использования этой системы для нужд экономики страны и регионов, ее полноценное использование в международном транспортном коридоре “Север – Юг”.

В северо-западном регионе  основным потенциалом развития водного  транспорта является увеличение экспортно-импортных грузовых перевозок, в первую очередь за счет переключения грузопотоков из портов стран Балтии в российские порты, включая вновь строящиеся. Основными факторами расширения перевозок являются улучшение условий судоходства на Волго-Балтийском водном пути, который уже в настоящее время имеет загрузку, близкую к расчетной, и решение проблемы прохождения судов под мостами на р. Неве в г. Санкт-Петербурге. Учитывая ожидаемое увеличение экспортно-импортных и транзитных грузопотоков, связанное прежде всего со строительством новых портов в Финском заливе, предусматривается разработка технико-экономических обоснований строительства второй нитки шлюзов на Волго-Балтийском водном пути и строительства обходного канала Ладога – Финский залив вокруг г. Санкт-Петербурга.

В центральном регионе  перспективы развития внутреннего  водного транспорта и освоения международного транспортного коридора “Север –  Юг” связаны прежде всего с  ликвидацией лимитирующего по глубинам участка Единой глубоководной системы  Городец – Нижний Новгород. Для решения этого вопроса планируется привлечь заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В южном регионе (нижнее течение  р. Волги, Волго-Донской судоходный канал и нижнее течение р. Дона) перспективы развития водного транспорта связаны с увеличением объемов перевозок грузов не только по международному транспортному коридору “Север – Юг”, но и по трассе Азов – Астрахань, которая может эффективно использоваться для перевозки нефти из Каспийского региона в страны Европы. Для освоения перспективных грузопотоков предусматривается строительство второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла на р. Дон и завершение реконструкции этого гидроузла.

Важным направлением деятельности по повышению конкурентоспособности внутреннего водного транспорта в европейской части страны является развитие портов, расположенных в зоне действия международного транспортного коридора “Север – Юг” и по трассе Азов – Астрахань. Во взаимодействии с соответствующими субъектами Российской Федерации на базе этих портов предусматривается создание региональных логистических центров с использованием современных информационных технологий.

Во взаимодействии с субъектами Российской Федерации должен быть реализован комплекс мер по развитию круизного туризма. Предусматривается разработка региональных программ развития туризма и соответствующей инфраструктуры, ориентированной на обслуживание речных круизов.

С учетом общности интересов, комплексности задач, решаемых при  развитии водного транспорта в европейском регионе, работа федеральных органов исполнительной власти будет осуществляться как с конкретными субъектами Российской Федерации, так и с их ассоциациями (“Большая Волга”, “Северо-Запад” и др.).

Перспективы развития водного транспорта в Сибири, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке связаны прежде всего с планами дальнейшего хозяйственного освоения этих регионов, недостаточным развитием в них других видов транспорта и с формированием таких транспортных коридоров, как Северный морской путь и Транссиб.

Дальнейшее освоение Северного  морского пути приведет к более интенсивному использованию рек Сибири и Крайнего Севера для транспортировки судами продукции из этих регионов на мировые  рынки. Прогнозируется увеличение объемов  перевозок прежде всего леса, нефтеналивных грузов и других грузов из пунктов, расположенных на реках Оби, Енисее и Лене.

Информация о работе Водный транспорт