Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 09:40, реферат
Россия располагает всеми современными видами транспорта, но ее транспортные коммуникации нуждаются в существенном совершенствовании.
Развитие российских портов и смежной транспортной инфраструктуры происходит неравномерно. Накопились значительные различия по уровням технологичности и капитализации портовых узлов.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. История развития речного транспорта..………………………………….3
1. Речной транспорт………………………………………………………3
2. История развития речного транспорта в России……………………..3
3. Классификация судов…………………………………………………..7
2. Перевозки осуществляемые речным транспортом…………………….8
1. Грузовые перевозки……………………………………………….........8
2. Пассажирские перевозки…………………………………………....…8
3. Современное состояние и основные проблемы внутреннего водного транспорта……………………………………………..……………………9
1. Основные цели, задачи и принципы развития внутреннего водного транспорта……………………………………………………………..12
2. Региональные аспекты развития внутреннего водного транспорта.17
Заключение……………………………………………………………...........20
- создание условий
для эффективного
- расширение и развитие рынков транспортных услуг, предоставляемых внутренним водным транспортом.
Задачами по
улучшению условий
1) улучшение условий судоходства на внутренних водных путях с учетом перспективы развития рынка услуг внутреннего водного транспорта и повышения требований безопасности, в том числе:
- реконструкция
внутренних водных путей и
улучшение эксплуатационных
- увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов и освещаемой обстановкой;
- создание судоходных
условий для доставки грузов
во вновь осваиваемые
- модернизация
технического флота и
- развитие связи
и навигации посредством
- развитие инфраструктуры
внутренних водных путей для
обеспечения перевозок по
- обеспечение развития внутренних водных путей и их инфраструктуры в соответствии с задачами и потребностями формирования транспортной инфраструктуры страны в целом;
2) развитие транспортного флота в соответствии с потребностями развивающегося рынка, в том числе:
- проведение реновации судов, ремонта и модернизации флота на судоремонтных предприятиях отрасли;
- пополнение
флота за счет закупки судов
преимущественно российского
- ускоренное
списание морально и физически
устаревших судов, подготовка
решения о запрещении эксплуата
3) реконструкция портов и реформирование портовой деятельности, в том числе:
- улучшение
технического состояния
- модернизация
и замена морально и физически
- создание специализированных
портовых мощностей для
- строительство новых причалов и терминалов, прежде всего для переработки контейнеров, минеральных удобрений, химических грузов и сжиженного газа;
- капитальный
ремонт и развитие припортовых
железнодорожных и
- приоритетное
развитие портов в полосе
4) становление и развитие экономически состоятельных и инвестиционно привлекательных судоходных компаний путем стимулирования процессов реструктуризации и реформирования предприятий отрасли, повышения эффективности их работы, содействия процессам интеграции и образования крупных конкурентоспособных компаний при обеспечении конкуренции на рынке услуг внутреннего водного транспорта;
5) совершенствование государственного управления на внутреннем водном транспорте, в том числе:
- реструктуризация государственных учреждений и унитарных предприятий;
- совершенствование
механизма управления
6) расширение взаимодействия со смежными видами транспорта за счет внедрения качественно новых логистических схем и технологий организации транспортного процесса, прежде всего интермодальных перевозок;
7) обеспечение безопасности судоходства на внутренних водных путях, включая экологическую безопасность, путем:
- создания системы
управления обеспечением
- регламентации и координации контрольных и надзорных функций государственных органов для повышения их эффективности в условиях снижения степени их вмешательства в деятельность субъектов рынка;
- создания специальных
судов и технических средств
по сбору, комплексной перерабо
- расширения
использования экологически
8) развитие страхования на внутреннем водном транспорте, в том числе:
- страхования пассажиров и экипажей судов;
- страхования
ответственности перед
- страхования
ответственности за негативное
воздействие на окружающую
Задачами по расширению и развитию рынков транспортных услуг являются:
1) развитие рынка внутренних перевозок, в том числе:
- увеличение
объемов перевозок нерудных
- освоение новых
грузопотоков, образующихся в результате
расширения внутреннего
- увеличение
объема грузовых перевозок в
районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях,
в том числе в связи с
прогнозируемым развитием
- расширение
географии перевозок за счет
освоения районов со слабо
развитой транспортной
2) обеспечение интеграции внутренних водных путей России в систему международных транспортных коммуникаций и увеличение грузооборота экспортно-импортных и транзитных перевозок, в том числе:
- освоение новых
экспортно-импортных
- организация
перевозок по международным
- развитие прямого
бесперевалочного сообщения
- переключение
существующих в международном
сообщении грузопотоков из
- развитие трансграничных
перевозок на основе
- обеспечение доступа российских судов на внутренние водные пути других государств;
- регулирование
на взаимной основе доступа
на внутренние водные пути
России судов под флагом
3) развитие рынка пассажирских перевозок, в том числе:
- совершенствование
механизма обеспечения
- развитие туристического
бизнеса, в первую очередь за
счет организации новых
- повышение
уровня обслуживания
Решение задач развития внутреннего водного транспорта предполагается обеспечить поэтапно.
На первом этапе (2003 – 2005 годы) основными целями реформирования будут являться преодоление негативных тенденций, кризисных явлений, возникших на внутреннем водной транспорте при его переходе к функционированию в рыночной системе хозяйствования, и создание объективных предпосылок для устойчивого функционирования и дальнейшего развития внутреннего водного транспорта.
На втором этапе
(2006 – 2015 годы), наряду с закреплением
достижений первого этапа, предполагается
завершить процесс
Решение задач развития и реформирования внутреннего водного транспорта предполагается обеспечить путем координации и взаимодействия органов государственного управления и коммерческих структур.
Основной сферой деятельности государства в решении задач развития отрасли будут являться:
- сохранение
и развитие сети внутренних
водных путей и
- надзор и
контроль за обеспечением
- создание и
совершенствование единых
- защита экономических
интересов российских
- кадровое обеспечение отрасли;
- решение оборонных и других специальных задач;
- содействие
повышению роли бизнеса в
3.2 Региональные аспекты развития внутреннего водного транспорта
Функционирование и развитие внутреннего водного транспорта как части транспортной системы Российской Федерации должны способствовать формированию и укреплению экономической основы для самостоятельного социально-экономического развития регионов.
В европейской части страны, где функционирует Единая глубоководная система, главной задачей является повышение эффективности использования этой системы для нужд экономики страны и регионов, ее полноценное использование в международном транспортном коридоре “Север – Юг”.
В северо-западном регионе основным потенциалом развития водного транспорта является увеличение экспортно-импортных грузовых перевозок, в первую очередь за счет переключения грузопотоков из портов стран Балтии в российские порты, включая вновь строящиеся. Основными факторами расширения перевозок являются улучшение условий судоходства на Волго-Балтийском водном пути, который уже в настоящее время имеет загрузку, близкую к расчетной, и решение проблемы прохождения судов под мостами на р. Неве в г. Санкт-Петербурге. Учитывая ожидаемое увеличение экспортно-импортных и транзитных грузопотоков, связанное прежде всего со строительством новых портов в Финском заливе, предусматривается разработка технико-экономических обоснований строительства второй нитки шлюзов на Волго-Балтийском водном пути и строительства обходного канала Ладога – Финский залив вокруг г. Санкт-Петербурга.
В центральном регионе перспективы развития внутреннего водного транспорта и освоения международного транспортного коридора “Север – Юг” связаны прежде всего с ликвидацией лимитирующего по глубинам участка Единой глубоководной системы Городец – Нижний Новгород. Для решения этого вопроса планируется привлечь заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В южном регионе (нижнее течение р. Волги, Волго-Донской судоходный канал и нижнее течение р. Дона) перспективы развития водного транспорта связаны с увеличением объемов перевозок грузов не только по международному транспортному коридору “Север – Юг”, но и по трассе Азов – Астрахань, которая может эффективно использоваться для перевозки нефти из Каспийского региона в страны Европы. Для освоения перспективных грузопотоков предусматривается строительство второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла на р. Дон и завершение реконструкции этого гидроузла.
Важным направлением деятельности по повышению конкурентоспособности внутреннего водного транспорта в европейской части страны является развитие портов, расположенных в зоне действия международного транспортного коридора “Север – Юг” и по трассе Азов – Астрахань. Во взаимодействии с соответствующими субъектами Российской Федерации на базе этих портов предусматривается создание региональных логистических центров с использованием современных информационных технологий.
Во взаимодействии с субъектами Российской Федерации должен быть реализован комплекс мер по развитию круизного туризма. Предусматривается разработка региональных программ развития туризма и соответствующей инфраструктуры, ориентированной на обслуживание речных круизов.
С учетом общности интересов, комплексности задач, решаемых при развитии водного транспорта в европейском регионе, работа федеральных органов исполнительной власти будет осуществляться как с конкретными субъектами Российской Федерации, так и с их ассоциациями (“Большая Волга”, “Северо-Запад” и др.).
Перспективы развития водного транспорта в Сибири, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке связаны прежде всего с планами дальнейшего хозяйственного освоения этих регионов, недостаточным развитием в них других видов транспорта и с формированием таких транспортных коридоров, как Северный морской путь и Транссиб.
Дальнейшее освоение Северного морского пути приведет к более интенсивному использованию рек Сибири и Крайнего Севера для транспортировки судами продукции из этих регионов на мировые рынки. Прогнозируется увеличение объемов перевозок прежде всего леса, нефтеналивных грузов и других грузов из пунктов, расположенных на реках Оби, Енисее и Лене.