Золотое кольцо России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 14:36, реферат

Описание работы

Россия – бескрайняя и многоликая страна, бесконечный источник удивительных впечатлений для любителей путешествий. Древние города, расположенные в самых разных частях страны, хранят память о давно прошедших временах. Так называемое Золотое кольцо России - это уникальные древние русские города, в которых можно найти следы почти любой эпохи из истории становления современной России.

Файлы: 1 файл

золотое кольцо.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

В начале XX века в Иванове строится ряд особняков, принадлежащих крупным фабрикантам города. Архитектура особняков вполне сопоставима со столичными образцами. Здесь применяются лучшие материалы: мрамор, редкие породы дерева, бронза. Архитектурный облик Иванова складывается из роскошных особняков и кирпичных корпусов текстильных фабрик. Это причудливое сочетание определяет своеобразный стиль города.
Несмотря на свой промышленный статус и, как следствие, революционное прошлое, Иваново остается художественным центром России. Ивановская область богата художественными традициями. Древние села Палех и Холуй известны своими лаковыми миниатюрами, школой иконописи. Шуя - церквами, монастырями и памятниками садово-парковой скульптуры. Основанный в 1225 г. владимирским князем Георгием город Юрьевец богат историческими памятниками.
Конечно, Иваново и памятники Ивановской области известны меньше, чем другие города Золотого кольца, а между тем, здесь немало архитектурных ансамблей разных эпох. Иваново продолжает оставаться текстильным центром страны, за что его называют «русским Манчестером» и «городом невест».

 

Калязин

Калязин – один из старинных городов Тверской земли, выросших на Волге. Первое известное поселение, упомянутое в одной из русских летописей на месте современного г.Калязина, называлось «Никола на Жабне». Располагалось поселение в устье реки Жабни. Его появление относится еще к концу XII столетия.

В 1134 году на Калязинской земле в устье реки Нерли князем Юрием Долгоруким был основан городок-крепость Кснятин (Коснятин Константин), сожженный во время княжеских междоусобиц.
В XV столетии на левом берегу Волги напротив монастыря «Николы на Жабне» был основан Макарьев монастырь, известный как Троицкий Калязинский первоклассный мужской монастырь, обязанный своим появлением монаху Кашинского Клобуковского монастыря Макарию (в миру Матвей Васильевич Кожин).
Троицкий Калязинский монастырь стал украшением города, центром его экономической и духовной жизни.
К 1511 году относится вклад в Макарьев монастырь Дмитровского князя Юрия Ивановича (село Пирогово - «Свистуха») - современная заречная часть города. А на Жабне уже был Никольский монастырь, принадлежавший Тверскому княжеству.
С тех пор город стал расти в трех частях. С XVI в. монастырь и город составляли одно целое.
Троицкий Калязинский монастырь за время своего существования переживал экономические и социальные изменения, становясь все более известным и богатеющим в хозяйственном отношении монастырем. В 1764 году при утверждении штатов Калязинский монастырь был признан первоклассным монастырем в Тверской епархии. В разное время он пользовался благоволением царствующих особ, а также удельных, тверских и московских князей и всегда служил государству и отечеству своим достоянием.
В «смутное» время по калязинской земле два раза прошли поляки. В 1609 году они разграбили и сожгли Никольскую слободу и с.Пирогово. В следующем году поляки разорили Макарьев монастырь, который долго защищал воевода Д.Жеребцов. Отстроенный в 1633-1654 гг. вновь, крупнейший на Тверской земле Калязинский монастырь долгое время сиял своей красотой и великолепием. Но в связи со строительством Угличской ГЭС и созданием Угличского водохранилища Троицкий монастырь в 1936-1940 гг. был разобран, и территория затоплена вместе со старой частью города. Навсегда ушли под воду историческая часть города Калязина, его жемчужина - Троицкий монастырь, Николаевский собор и многое другое.
В 1920 году после закрытия Троицкого монастыря решением Калязинского уездного исполнительного комитета его здания и территория служили нуждам различных ведомств. Ряд помещений бывшего монастыря был выделен под экспозицию историко-краеведческого музея, созданного И.Ф.Никольским в то же время. Вещи, переданные музею после закрытия монастыря, положили начало его коллекции. Позднее в 1940 году в связи с затоплением территории монастыря историко-краеведческий музей был переведен в здание бывшей церкви Богоявления (построена в 1781г.), где и располагается в настоящее время.
Основателем музея, его бессменным с 1920 по 1972 гг. руководителем был Иван Федорович Никольский (1899-1979гг.) - человек, который собирал, хранил, оберегал и приумножал коллекции городского музея. Многое, собранное его заботливыми руками, сегодня можно увидеть в экспозиции краеведческого музея.
В середине XVII столетия в Калязине и окрестностях развиваются различные промыслы и ремесла. Широкое распространение получили кузнечный, гончарный, сапожный, валяльный, портновский, кружевной и многие другие промыслы.
Одно из первых мест среди других промыслов занимал валяльный, Славился Калязин и своим плетеным кружевом. В XIX в. коклюшечное кружевоплетение достигло своего расцвета. Калязинские кружева сбывали в Москву и Санкт- Петербург, в ближние города по Волге, шел сбыт кружев и за границу.
До конца XVIII столетия на месте существовавшего до затопления Калязина были две слободы: Подмонастырская (или Калязинская), Никольская и село Пирогово. В 1775 г. по указу Екатерины II Калязину присваивается статус города. Чуть позднее в 1780 году город получает и свой герб, содержащий «старинные деревянные монастырские ворота в зеленом поле, означающие собою древность монастыря того, по которому имя сей город получил».
Во II половине XIX в. Калязин приобретает свой облик, происходит формирование городских улиц. От губернского центра Твери его отделяли 168 верст. На 1862 г. в Калязине проживало 7813 жителей, было 1190 домов, 7 церквей, крупный мужской монастырь, 3 пристани, 33 заводика.
В I половине XX столетия в Калязине начинается кооперирование кустарей в артели, Так. возникают сапожная артель «Кожобувь (1927 г.), сапоговаляльная «Красный Октябрь» (1928г.), портновская «Красный швейник» (1929 г.), артель по пошиву белья, одежды, обуви «Ударник» (1934 г.) Работали артель кузнецов, кожевенный завод. Многие из артелей впоследствии стали фабриками.
В связи с затоплением большой части городской территории и переносом Калязина на новое место в конце 1930-ых гг. ему предстояло фактически строиться заново. Но грянувшая Великая Отечественная война 1941-1945 гг. «заморозила» на долгие годы работу по реконструкции и новому строительству г.Калязина.
В 1943 году жители города и района собрали более 1 млн. рублей на строительство танковой колонны. Население г. Калязина и района внесло весомый вклад в общее дело Победы.
В 1971 году в Комсомольском парке на берегу Волги был установлен обелиск павшим в Великую Отечественную войну землякам. Хотя фронт и не прокатился по калязинской земле, памятники-обелиски можно увидеть не только в городе, но и во многих населенных пунктах района.
В послевоенные годы г.Калязин мирно развивается. В начале 1960-ых годов оживает жилищное строительство.
Примечательно историко-культурное наследие калязинского края. С калязинской землей связаны имена многих известных людей. В с.Спас-Угол Калязинского уезда родился знаменитый писатель-сатирик М.Е.Салтыков-Щедрин. В с.Губино А.С.Кожухов - партизан Великой Отечественной войны 1812 г. В с.Воскресенском родился С.А.Юрьев - ученый, публицист, театральный деятель. С 1839 по 1890-ые годы служил в местной церкви, а затем в Николаевском соборе Калязина священник, публицист, педагог И.С.Белюстин. В городе бывали И.А.Крылов, Д.И.Фонвизин, В.А.Жуковский, А.Н.Островский, Н.К.Рерих, народный художник РСФСР Е.А.Кацман.
Калязин - родина художника Н.С.Крылова, ученика А.Г.Венецианова. Близ города в конце XVIII в. жил крепостной художник, впоследствии академик, Е.Д.Камеженков.
И сегодня калязинский край привлекателен для многих деятелей в области истории, науки, культуры, образования.
В настоящее время городское население составляет 15,8 тыс. человек и 26 тыс. человек - по Калязинскому району.
В городе работает краеведческий музей, который имеет богатейшие коллекции ценнейших памятников истории и культуры.
Сегодня в Калязине большое значение придается культуре и туризму. Разработаны проекты: «Калязинские кружева», «Тверская - Атлантида» (улица-музей).
Идет полным ходом восстановление Вознесенского храма и часовни на Монастырских островах.

 

Кострома

Кострома была основана в 1152 г. Юрием Долгоруким во время его военного похода в земли казанских болгар.
Из источников явствует, что «были в этом месте леса непроходимые, дремучие дебри», а скрывались здесь разбойники, от которых «и совсем проезду не было». Юрий Долгорукий «морем пламенным» расправился с разбойниками. А на выжженной земле появился город Кострома.

Существует несколько толкований названия города. Одни исследователи считают, что в основе названия лежит финское слово «кострум» - «крепость» (когда-то здесь жили финно-угорские племена). По другой версии название связывают с языческим обрядом. «Костромой» назывался в этих местах праздник, напоминающий масленицу.
Во времена татаро-монгольских нашествий город был разорен и сожжен. В 1272 г. костромичи разбили отряд татарских сборщиков дани у Святого озера, и татары были сброшены в воду. Разорение претерпел город в период борьбы Москвы и Твери за великое княжение. В XV веке Кострома трижды опустошалась пожарами.
С периодом «смутного времени» связана история подвига Ивана Сусанина. В 1613г. в Ипатьевском монастыре находился Михаил Романов, скрываясь от поляков. Иван Сусанин спас новую династию, заманив поляков в чащу.
XVII век - расцвет Костромы, превратившейся в богатый купеческий и ремесленный город. Особенным мастерством славились строители, иконописцы, кожевенники, кузнецы, серебренники, холщевники. Костромские кожевенные изделия известны были за границей. Славилось костромское мыло, по всей стране расходились костромские весы, замки, холсты.
Во второй половине XVIII века в жизни города происходят перемены. В 1773г. во время пожара сгорели все деревянные постройки в кремле, пострадала и значительная часть посада. Вскоре был утвержден генеральный план перестройки города. Существует легенда, что Екатерина II на вопрос, какой бы она хотела видеть Кострому, развернула свой веер. Кострома действительно спланирована по веерной системе. Центр города образовала обращенная к Волге площадь, к которой сходились улицы радиальных направлений.
В 1778г. Кострома стала столицей губернии. В связи с этим началось строительство новых административных зданий, формирующих застройку центральной площади города.
Сегодня Кострома - областной центр. Здесь развита лесообрабатывающая и металлургическая промышленности, а также производство льняных изделий. В городе имеется университет, высшее военное училище, сельскохозяйственная академия, технологический институт, духовная школа. Кострома по сей день сохраняет очарование русского купеческого города.

Богоявленский Анастасиин женский монастырь совмещал ранее три обители, существовавшие отдельно: Богоявленский мужской монастырь, Крестовоздвиженский и Анастасиинский женские монастыри. Основателем первого считается старец Никита, ученик Преподобного Сергия. После пожара в 1847 г. мужской монастырь был упразднен и передан в ведение женского Крестовоздвиженского. Анастасиин монастырь был основан в XV веке первой женой Ивана Грозного Анастасией Романовной. В 1764 г. был упразднен, а монахини переведены в Крестовоздвиженский монастырь. Через десять лет Анастасиин монастырь был восстановлен на прежнем своем месте под названием Крестовоздвиженского Анастасиина. При монастыре находились: училище для девиц духовного звания, живописная, золотошвейная и др. мастерские, богадельня для престарелых монахинь и больница для престарелых лиц духовного звания. Ныне монастырь является действующим.

Ипатьев Троицкий монастырь

Ипатьев Троицкий монастырь основал в 1330 г. татарский князь Чет, предок Годуновых. Князь Чет принял крещение по случаю. Проезжая в Москву через костромские земли, Чет тяжело заболел. Находясь при смерти, татарский князь удостоился чудесного явления. Чет узрел Пресвятую Богородицу с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским.

Усердно помолившись, князь получил исцеление, и тогда же построил каменную церковь Живоначальной Троицы с приделами апостола Филиппа и святого Ипатия. В церкви Чет поместил икону, изображавшую его видение. В монастыре погребены основатель его Чет и Иван Сусанин, отдавший жизнь за царя. В стенах монастыря находится Костромской объединенный историко-архитектурный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь».

 

Москва

Мог ли кто в XII веке помыслить, что городок, проявившийся в Суздальской земле, будет столицей государства!
В 1146 г. князь Юрий Владимирович Долгорукий вел войну против Изяслава Мстиславича, который, свергнув Игоря Ольговича, не по старшинству овладел великокняжеским престолом. Союзником Долгорукого был Новгород-Северский князь Святослав Ольгович, родной брат свергнутого Игоря. По случаю военных успехов князь Юрий Владимирович пригласил 4 апреля 1147 г. князя Святослава Ольговича «в Москов», где угощал и щедро одарил его.

В те времена, согласно летописному сказанию, на месте Москвы «стояли на Москве-реке села красные боярина хорошего Кучка Степана Ивановича». Археологические раскопки позволяют предположить, что заселение территории Москвы началось еще в эпоху неолита (около 8-3 тыс. до н.э.). В XII веке Москва была окраинным городом Владимиро-Суздальской Руси. В 1237-1238 гг. татары разорили и до основания сожгли ее.
Несмотря ни на что, Москва вновь была отстроена, и вскоре превратилась в столицу небольшого удельного княжества. Причины развития и стремительного возвышения Москвы на фоне постепенного упадка прежних центров Руси остаются предметом дискуссий. То ли выгодное расположение, то ли личные качества московских князей сыграли свою роль, но только уже в XIV-XV вв. Москва в остром соперничестве с Тверью стала центром объединения Руси и организатором борьбы с татаро-монгольским игом.
В Москве формировалось общерусское войско, которое в 1380 г. нанесло поражение татарским полчищам на Куликовом поле. И, несмотря на последующие набеги татар, Москва в XV веке превратилась в большой торгово-ремесленный город с многочисленным населением.
В конце столетия князь Иван III провозгласил себя «государем всея Руси», и Москва стала столицей русского централизованного государства.
В XVI веке Москва превосходила по площади и населению многие крупные европейские города. Ее границей тогда было нынешнее Садовое кольцо. Уже в то время сложились такие улицы, как Никольская, Ильинка, Варварка.
В период правления Ивана Грозного в Москве велось интенсивное каменное строительство, развивалась религиозная и культурная жизнь. В начале XVII века Москва стала центром событий «смутного времени».
Годы Смуты нанесли Москве непоправимый ущерб. Большая часть города сгорела, а численность населения резко сократилась. В последующее десятилетие город был полностью восстановлен.
В период правления Михаила Романова Москва вновь стала крупнейшим городом в Европе. Население увеличилось до 200 тысяч (!) человек. Развивались ремесла, торговля. Велось активное каменное строительство.
Значительные перемены в жизни столицы произошли в годы правления Петра I. Несмотря на то, что столицей Москва быть перестала, она сохранила значение политического, религиозного, культурного, экономического центра страны.
В XVIII веке в Москве появились светские учебные заведения, публичный театр, печатная газета, первый в России университет. Строились дворянские усадьбы, общественные здания, храмы, закладывались новые улицы и площади.
Москва сыграла большую роль в ходе Отечественной войны 1812 г. На военном совете в Филях решено было оставить город. Вместе с армией из Москвы ушло большинство населения - из 275 тысяч жителей осталось 10 тысяч. Пребывание в опустошенной Москве поставило армию Наполеона на край гибели. А тут еще вокруг Москвы развернулась партизанская война, и в город то и дело прорывались казачьи разъезды. Через месяц французская армия начала отступление из Москвы. При этом противнику удалось взорвать часть сооружений Кремля и некоторые другие постройки.
После освобождения сразу же началось восстановление города. Деятельность специально созданной Комиссии предусматривала не только восстановление разрушенного, но и создание нового.
Во второй половине столетия Москва превратилась в промышленный и торговый центр. Границы города расширились, появился первый общественный транспорт - линейки, в скором времени сменившиеся трамваями, на улицах установили сначала газовые, а потом и электрические фонари, вступила в действие линия телеграфной связи Москва - Петербург, постепенно установилось железнодорожное сообщение между Москвой и многими городами империи.
За двадцать лет с 1840 г. по 1860 г. население столицы выросло на 30% и составило 460 тысяч человек. Велось строительство фабрик, вокзалов, многоэтажных зданий банков и контор, торговых пассажей, магазинов.
Москва укрепила свой статус культурного центра России. Здесь открылись новые музеи, высшие учебные заведения, театры.
XX век сделал Москву ареной важных политических событий: революция 1905 г., Первая мировая война, Февральская революция 1917 г. и наконец революция Октябрьская. В 1918 г. Москва снова стала столицей. В предвоенные годы в городе были уничтожены десятки ценнейших памятников архитектуры. Жители столицы испытали всю тяжесть массовых репрессий 1930-1950 гг. II мировая война - время голода, страха и потерь. В послевоенные годы промышленность Москвы быстро достигла своего довоенного уровня. Возобновилось строительство. Были сооружены высотные здания, которые во многом изменили облик города.
Жилищный кризис вынудил власти начать массовое жилищное строительство. Создавались новые крупные районы, которые застраивались типовыми домами. Москва оставалась общественно-политическим центром страны. В 1991 г. в Москве был учрежден пост мэра. С декабря того же года, в результате распада СССР, Москва стала столицей Российской Федерации. В 1997 г. город отметил свое 850-летие.

Кремль - древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, духовно-религиозный и историко-художественный центр столицы. Каждое сооружение Кремля - страница истории города. Когда-то стены Кремля были границами Москвы.

Сегодня - это центр столицы. Кремль расположен на левом берегу реки Москвы, на Боровицком холме. В плане Кремля лежит неправильный треугольник площадью 27,5 га. Южная стена обращена к реке, северо-западная - к Александровскому саду, восточная - к Красной площади.

 

 

Переславль-Залесский

У Плещеева озера, в ста километрах от Москвы раскинулся Переславль-Залесский. Издавна селились люди вокруг озера, плескавшего волны даже при небольшом ветре. Здесь в 1152 г. на пересечении торговых путей князь Юрий Долгорукий основал новый город.

Переславль некогда был богат и знаменит. Само название города переводится с древнерусского как «перенявший славу». Самым известным переславским князем был Александр Невский, родившийся в городе и ушедший затем княжить в Новгород. Переславцы не забыли имя великого полководца. На Красной площади князю Александру Невскому благодарные земляки установили памятник.
После присоединения в 1302 году к Московскому княжеству Переславль видел почти всех великих князей и царей. В эпоху правления Ивана Грозного Переславль стал оплотом опричнины. Царь, собираясь перенести столицу из Москвы в Вологду, рассматривал Переславль как стратегический пункт. Стоявший близ дороги, ведущей на Вологду, Никитский монастырь в 1561-1564 гг. был превращен в неприступную крепость.
В начале XVII века Переславль-Залесский был захвачен польско-литовскими интервентами, которых в 1609 г. войска Скопина-Шуйского выбили из города. Вместе с ополчением Минина и Пожарского переславцы приняли участие в освобождении Москвы.
Конец века был ознаменован для Переславля небывалым оживлением. В 1688 г. Петр I начал строить на Плещеевом озере «потешную флотилию», положившую начало русскому флоту. Со всей страны стали съезжаться сюда плотники, кузнецы, лесорубы, резчики, оказавшие влияние на развитие ремесел в городе.
Современный Переславль, несмотря на целый ряд крупных промышленных предприятий, остается заповедным местом. Город пленяет каждого каким-то особенным уютом, спокойствием узких улочек, тихим течением Трубежа, перевернутыми лодками возле аккуратных домиков, расположившихся по обе стороны улицы-реки. В связи с развитием туризма Переславль стал одним из самых привлекательных мест на «Золотом кольце». А отдых здесь - на любой вкус! Обилие впечатлений, полученных после осмотра достопримечательностей города, сосновый бор и охота, озеро и рыбалка. А если надоела мирская суета - четыре действующих монастыря, ансамбли которых созданы в XIV-XVII вв.
Горицкий Успенский монастырь возник в XVI в. при Иване Калите. Монастырь находится на возвышенности у южного берега Плещеева озера. Благодаря своему местонахождению он виден отовсюду. Памятников XVI в. в монастыре не сохранилось, существующий ансамбль сложился в XVII-XVIII вв.
В настоящее время в стенах Горицкого монастыря расположен Переславский историко-художественный музей (вт. - вс. — с 9.00 до 17.00). Коллекция музея насчитывает десятки тысяч экспонатов, огромная библиотека хранит редкие грамоты и книги, прижизненные издания великих русских писателей. Из сорока семи залов музея почти половина занята картинной галереей. Представлены Шишкин, Маковский, Юон, Коровин и другие мастера русской живописи.
Недалеко от Горицкого монастыря расположен другой монастырь, Троицкий Данилов, возникший в 1508г. Монастырь был основан иноком Даниилом, впоследствии крестным отцом Ивана Грозного. Главное здание монастыря - Троицкий собор - построено в 1532 г. В 1662 г. костромские мастера Гурий Никитин и Сила Савин покрыли стены собора фресковой росписью. Особенно интересно изображение Христа в куполе. В 80-90-х гг. XVII века на средства князей Барятинских были сооружены Всехсвятская церковь, колокольня, Трапезная и Братский корпус. Все здания монастыря скомпонованы в единый ансамбль, который возвышается над деревянной застройкой бывшей монастырской слободы. Ныне это действующий монастырь.
При въезде в город со стороны Москвы стоит Федоровский монастырь. Согласно легенде, монастырь возник уже в XIV веке, но известность он приобрел после того, как в 1557 г. у Ивана Грозного родился сын Федор, названный так в честь святого, которому посвящен монастырь. В честь рождения сына царь повелел построить в монастыре собор Федора Стратилата. А на месте рождения царевича Федора была поставлена часовня «Крест», сохранившаяся до наших дней. Часовня находится в трех километрах южнее Переславля-Залесского.
К северу от города на возвышенном берегу Плещеева озера расположился Никитский монастырь. Это древнейший монастырь в городе. Он основан в начале XII века. Монастырь получил известность во второй половине XII века к моменту смерти Никиты Столпника - переславского чудотворца. Сохранилась часовня на месте его кельи. Центром архитектурного ансамбля монастыря является Никитский собор, построенный по повелению Ивана Грозного в 1564 г. Этот храм превосходит по размерам все храмы XVI века. Внушительные стены и башни монастыря (XVI в.) помогали охранять подступы к городу с севера и выдержали польско-литовскую осаду в XVII веке. С 1993 г. Никитский монастырь является действующим мужским монастырем.
Никольский монастырь в Рыбной слободе существует с 1350 г. Каменные сооружения появились здесь в конце XVII века. Из построек более всего сохранилась надвратная церковь Петра и Павла (1748 г.). С 1993 г. - это действующий женский монастырь.
От древнего города, строительство которого завершил сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский, сохранились только земляные валы и Спасо-Преображенский собор (1157). Старейшее сооружение Северо-восточной Руси, один из ранних образцов Владимиро-Суздальского зодчества. Храм предельно прост и скромен, но сколько в нем силы и мощи! Он поражает своей суровостью и неприступностью. Внутреннее убранство храма, к сожалению, утрачено. Но отдельные фрагменты росписи, иконы, церковная утварь находятся в крупнейших московских музеях. В соборе похоронены сын и внук Александра Невского. На площади перед храмом сооружен памятник полководцу.
На Красной площади недалеко от Спасо-Преображенского собора в 1585 г. была поставлена церковь Петра Митрополита в честь видного церковного деятеля XIVв. первого митрополита Москвы Петра. Форма шатра этого храма унаследована от деревянных русских церквей. Каменные шатровые церкви — большая редкость. К этому типу храмового строительства относится всемирно известный храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве.
Не забыта переславцами история создания «потешной флотилии». Один из уцелевших петровских ботов - «Фортуна» - хранится в музее «Ботик». Музей-усадьба «Ботик» (вт.-вс. с 9.00 до 17.00) расположена в трех километрах южнее города на берегу Плещеева озера.
Овеянное легендами Плещеево озеро, изумительное по красоте и чистоте, представляет одну из главных ценностей Переславля-Залесского. Для сохранения уникальной природно-исторической среды на территории города в 1988 году создан Переславский национальный парк.

Горицкий монастырь

Горицкий Успенский монастырь возник в XVI в. при Иване Калите. Монастырь находится на возвышенности у южного берега Плещеева озера. Благодаря своему местонахождению он виден отовсюду. Памятников XVI в. в монастыре не сохранилось, существующий ансамбль сложился в XVII-XVIII вв.

В настоящее время в стенах Горицкого монастыря расположен Переславский историко-художественный музей (вт. - вс. — с 9.00 до 17.00). Коллекция музея насчитывает десятки тысяч экспонатов, огромная библиотека хранит редкие грамоты и книги, прижизненные издания великих русских писателей. Из сорока семи залов музея почти половина занята картинной галереей. Представлены Шишкин, Маковский, Юон, Коровин и другие мастера русской живописи.

 

 

Плес

Плес был основан в 1410 году князем Василием I-м как военное укрепление на Волге, охранявшее подступы к Москве и приволжским городам. Однако сама история города началась задолго до этого времени. Народное предание гласит, что вначале на этом месте был древний город Чувиль.

Многочисленные раскопки в окрестностях современного Плеса обнаружили останки цивилизации: зола, уголь, черепки глиняной посуды, железные топоры, ножи, огнива, серпы, различные украшения. Эти находки относят к периоду IX — XIII веков, к жизнедеятельности древнерусских и славянских племен меря и кривичей. Предполагается, что Чувиль был уничтожен полчищами Батыя в XIII веке и позже другими набегами.
Плес удачно стратегически расположен. Волга здесь не петляет, что позволяет увидеть противника с большого расстояния. Город строился на высоком берегу реки, окруженный с двух сторон высокими обрывами. Деревянная крепость дополнительно была ограждена рвами и земляными валами.

Плес в течение продолжительного времени был в центре военных событий. Переходил из одних рук в другие. Но постепенно, ближе к XVIII веку, он перестал быть укрепленным пунктом. Сожженные деревянные крепости больше не восстанавливались. На этом месте в 1699 году был построен каменный собор, два каменных корпуса для присутственных мест.
Удобное экономическое расположение Плеса привело к активной торговле и производству. В 1778 году город стал уездным центром. В Плесе была полотняная фабрика, два солодовенных завода, две пивоварни, казенный соляной склад, 10 кузниц, несколько торговых лавок с шелковыми, бумажными, полотняными и шерстяными изделиями. Отсюда доставлялась рыба к царскому столу. Мужчины поселения ловили рыбу, нанимались гнать лес, тянули бечеву. Девки и бабы пряли и ткали.

При интенсивном развитии промышленности в Иваново-Шуйском районе Плес вплоть до постройки в 1871 году железной дороги Иваново-Кинешма являлся основным портом на Волге для всего текстильного края. Однако после — торговая жизнь города утихает, превращая этот живописный край в излюбленное место отдыха состоятельных господ. Развитие судоходства привлекло сюда немало туристов из буржуазных кругов Москвы. Сюда на этюды приезжали многие известные художники: И.Е.Репин, В.В. Верещагин, И.Л.Левитан.
Про последнего говорили, что “Плес прославил Левитана. Левитан прославил Плес”. После появления картин Левитана в Плес стало стекаться много дачников. Город отличался здоровым климатом, чистым свежим воздухом. Красивые высокие берега Волги, обилие свежих продуктов и культурный вид городка сделали его любимым местом многих людей, особенно москвичей и петербужцев.
Сегодня Плес, похоже, все так же живописен. Набережная усеяна кафешками с видом на Волгу. В городе — два пансионата «Плес» и «Русь». В общем, это прекрасное место для отдыха в провинции.

Информация о работе Золотое кольцо России