Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 14:36, реферат
Россия – бескрайняя и многоликая страна, бесконечный источник удивительных впечатлений для любителей путешествий. Древние города, расположенные в самых разных частях страны, хранят память о давно прошедших временах. Так называемое Золотое кольцо России - это уникальные древние русские города, в которых можно найти следы почти любой эпохи из истории становления современной России.
С Х до середины XII века Ростов наряду с Суздалем являлся одним из центров Ростово-Суздальского княжества, входившего в состав Киевской Руси. К XI столетию в Ростовской земле утвердилось христианство, а Ростов стал центром обширной епархии. Со временем ростовская архиерейская кафедра стала одной из самых авторитетных в Русской православной церкви.
В эпоху феодальной раздробленности Руси (XII-XV вв.) Ростов сначала оказался включенным в состав Великого княжества Владимирского, а затем с 1212 года стал столицей самостоятельного княжества, которое впоследствии разделилось на несколько мелких уделов.
Накануне татаро-монгольского нашествия Ростов был одним из самых больших русских городов. Здесь шло каменное строительство, велось летописание, переписывались книги. Сохранились сведения о богатейших библиотеках, принадлежавших епископу Кириллу и князю Константину Всеволодовичу. На всю Северо-восточную Русь славилось духовное училище (Затвор), которое находилось в монастыре Григория Богослова.
В период иноземного ига ростовцы не раз поднимались на борьбу с угнетателями. Ростовские отряды участвовали в историческом сражении на поле Куликовом в сентябре 1380 года и осенью 1480 года в событиях, связанные со «стоянием на Угре», которое положило конец татаро-монгольскому игу.
Во второй половине XVI века через Ростов прошла сухопутная магистраль, которая связывала Москву с Архангельском.
Во второй половине XVII века в Ростове и на его окраинах развернулось грандиозное за всю средневековую историю города каменное строительство. Оно завершилось сооружением целого ряда построек в монастырях и на городском посаде, а также ансамбля митрополичьего дома, названного в XIX веке Ростовским кремлем.
Значительным явлением в городской жизни стала Ростовская ярмарка - ежегодный торг, занимавший третье место в России по товарообороту.
Современный Ростов - это, прежде всего, город-музей, обладающий драгоценными сокровищами русской национальной культуры. Путешественнику, приближающемуся к нему со стороны Москвы, открывается обращенный к озеру Неро южный фасад города. Своеобразие его архи-тектурно-художественного облика определяют ансамбли Ростовского кремля, Спасо-Яковлевского и Авраамиева монастырей. В этой торжественной панораме доминирует ансамбль кремля, который стоит в центре города на небольшом возвышении. Главный архитектурный комплекс Ростова сложился в основных своих чертах к концу XVII столетия. Большая часть кремлевских построек сооружена местными зодчими под руководством митрополита Ионы Сысоевича в 1670-х - 1680-х гг.
Ансамбль Ростовского кремля состоит из владычного двора и примыкающих к нему с севера и юга Соборной площади и митрополичьего сада.
На древнейшей в городе Соборной площади возвышается величественное пятиглавое здание Успенского собора. Он сооружен в 1508 - 1512 гг. на месте прежде бывших деревянной соборной церкви Х века и белокаменных храмов
Выставка «Археология земли Ростовской» (1-й этаж. Красной палаты), знакомит посетителей с древнейшей историей края
В залах южного крыла второго этажа выставлена коллекция русского и зарубежного фарфора, фаянса и гончарной керамики XVIII-XX вв.
В северном крыле находится музей личных коллекций. Основу его экспозиции составляет обширная коллекция ямских колокольчиков и бубенцов, собранная В. А. Кимом.
Экспозиция Белой палаты воссоздает атмосферу древлехранилища Ростовского музея церковных древностей конца XIX - начала XX вв.
Залы Самуилова корпуса заняты художественными экспозициями. В отделе древнерусского искусства экспонируются произведения иконописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XII-XIXвв.
Картинная галерея представляет собрание русской живописи XVIII-XX столетий. Здесь можно увидеть портреты церковных деятелей, дворянский и купеческий портрет, произведения В.Л.Боровиковского, Н.И.Аргунова, А.К.Саврасова, И. И. Шишкина, И.К.Айвазовского, В.Д.Поленова, И.И.Левитана, П.И.Петровичева.
На втором этаже церкви Одигитрии расположена выставка «Дерево в русском быту».
В здании Судного приказа находится музей финифти. Его экспозиция, состоящая преимущественно из произведений ростовских финифтяных мастеров XVIII-XX вв., отражает более чем двухвековую историю одного из самых известных русских художественных промыслов.
На северо-западе Ростова Великого на месте древней Варницкой слободы расположился Свято-Троицкий Варницкий монастырь. Он был основан в 1427 г. архиепископом Ростовским Ефремом на том самом месте, где стоял дом родителей Преподобного Сергия Радонежского - святых Марии и Кирилла.
Троице-Варницкий монастырь никогда не был богат. До второй половины XVIII века все сооружения монастыря были деревянными. В 1771г. епископ Ростовский Афанасий возводит в монастыре первый каменный храм - Троицкий собор. Тогда же была построена и колокольня. Троицкий собор был холодным, и зимой служба проходила во Введенском храме, построенном в 1828 г. Монастырь славился целебным колодцем.
После 1917г. монастырь был закрыт, а затем и разрушен. Запустение продолжалось до 1992 г., когда в память 600-летия со дня кончины Преподобного Сергия на месте Троицкого собора была построена часовня. В 1995 г. началось возрождение монастыря.
Первое упоминание о поселении на территории современного Рыбинска относится к XI в. Этот факт нам известен из «Повести временных лет». Поселение называлось Усть-Шексна и находилось при слиянии рек Волги и Шексны. Последние находки рыбинских археологов говорят о том, что Усть-Шексна была крупным металлургическим центром того времени и военным форпостом. Во время татаро-монгольского нашествия Усть-Шексна, как и многие русские поселения, была разорена и сожжена. А впоследствии и вовсе исчезла.
Возродилось поселение уже на правом берегу Волги с новым названием Рыбная слобода, о чем упоминается в летописи 1504 г. Населяли слободу рыбаки, поставлявшие рыбу к столу великого князя Московского. В XVI-XVII вв. Рыбная слобода представляла собой небольшое поселение. В 1615г. близ будущего Рыбинска была заложена Югско-Дорофеевская пустынь, которая впоследствии станет крупнейшим монастырем Ярославской губернии. Круто изменилась судьба Рыбной слободы в начале XVIII в. Петр|, основавший новую столицу России, решил соединить Санкт-Петербург с Волгой водными системами, так как водный транспорт был самым экономичным. Регулярное движение судов по первой такой системе - Вышневолоцкой - началось с 1722 г., и Рыбная слобода оказалась на водном пути из низовьев Волги в Петербург. Огромное количество грузов, в основном, хлебных, пошло водным путем к новой столице.
3 августа 1777 г. Рыбной слободе присвоен статус города. Ярославский генерал-губернатор А.П.Мельгунов писал Екатерине II: «…Поехал в Рыбную слободу, лежащую на самом берегу Волги, где тем приличнее быть городу, что опричь тутошного купечества обращается и постороннего торгового народа по причине великой судовой пристани, годовой ярмонки и еженедельных торжков . К тому же немало тут есть и каменного строения».
В нижней части города пристань с двумя лестницами к воде. Согласно легенде, по одной из этих лестниц входила в Рыбную слободу Екатерина II во время своей поездки по Волге в 1767 г. По второй лестнице она спустилась к Волге и продолжила свою поездку по России. В первой половине XIX в. были введены в строй две водные системы, соединившие Волгу в районе Рыбинска с Санкт-Петербургом. Это Мариинская система (по реке Шексна -1808 г.) и Тихвинская (по реке Молога -1811г.). С появлением этих водных путей в Рыбинском крае хлебная торговля и судоходство получили дальнейшее развитие. С каждым годом росло количество грузов, перевозимых через Рыбинск водным путем к Санкт-Петербургу. Основной движущей силой речного флота того времени были бурлаки. К середине XIXв., когда население города насчитывало около 7 тыс. человек, сюда приходили с низовьев и Уходили к Санкт-Петербургу с гружеными судами более 130 тыс. бурлаков. Поэтому Рыбинск называли «столица бурлаков»,
В 1842 г. была создана третья в России и первая в провинции Рыбинская биржа. К началу XX в. Рыбинская биржа была одной из крупнейших и авторитетнейших в стране. Ее членами были купцы со всей России.
Во второй половине XIX в. на Волге начинается массовое развитие пароходства, и Рыбинск сразу становится одним из центров Волжского пароходства. К началу XX в. крупнейшие пароходные компании России: «Общество «По Волге, «Самолет, «Кавказ и Меркурий» имели в Рыбинске свои пристани. Собственные пароходы заводят и рыбинские купцы. К этому времени бурлаков на Волге практически не остается.
Вторая половина XIX в. стала временем появления в Рыбинске крупных промышленных предприятий. В 1859 г. купец Н. Журавлев строит в селе Аббакумове близ Рыбинска крупнейшую в Европе канатную фабрику, а затем судостроительный и кирпичный заводы (затоплены при строительстве Рыбинского моря). Купец Головкин основал чугунолитейный завод (ныне АО «Станкостроительный завод»). Гпавные железнодорожные мастерские ныне стали АО «Раскат». Наибольшее развитие получила мукомольная промышленность. Продукция мельницы Е. Калашникова шла за рубеж, в Англию и Аргентину. Мельница А.Галунова сохранилась до наших дней - мельзавод в Копаеве. Во второй половине XIX в. в связи с дальнейшим развитием хлебной торговли и появлением крупной промышленности в городе открывают свои отделения крупнейшие банки России: Государственный, Волжско-Камский, Русско-Азиатский и др. Большие нововведения происходят в культурной и духовной жизни города. В 1860 г. основывается Софийский женский монастырь и открывается первая типография. В 1864 г. выходит в свет первая в истории Рыбинска газета «Рыбинский листок». В 1864 г. открывается первая общественная библиотека - при бирже, в 1880 г. открывается земская библиотека - ныне Центральная библиотека. В 1876 г. построено новое каменное здание театра по проекту известного архитектора В.А. Шретера, в 1921 г. здание сгорело, на этом месте сейчас городской сквер.
Коренным образом лицо города изменилось в 30- гг. XXв. Именно в этот период Рыбинск стал крупным промышленным центром. Еще в конце 20-х гг. бывший завод «Русский Рено» выпустил первые авиационные моторы. В 1934 г. состоял-ся выпуск образованного в городе авиационного института имени С.Орджоникидзе. Рыбинская авиационно-технологическая академия - одно из ведущих учебных и научно-исследовательских учреждений в стране в области технологий производства авиадвигателей.
Строительство собора имело долгую историю. Еще в 1811 г. в связи с ростом города и ведущимся обширным строительством встал вопрос о строительстве в городе нового храма. Мнения купцов разделились: большинство стремилось сохранить старый Преображенский собор как "древность благоукрашенную усердием предков... оставить нерушимою в память и пример будущим своим родам"; другие, ссылаясь на ветхость здания, не находили другого достойного места.
Долгие 20 лет шел этот спор, и в результате в 1838 г. подрядчики приступили к его разборке. 29 июня 1851 г. торжественным архиерейским чином архиепископ Евгений (Казанцев) освятил только что устроенный храм.
Построенный по проекту ректора Академии художеств А.И.Мельникова новый собор, вмещающий более 3000 молящихся, соединили галереей, служившей одновременно папертью, с колокольней, под которой устроили главный вход.
В 1991 г. при соборе зарегистрирована церковная община, которой в 1996 г. передали в пользование колокольню собора.
Троицкий монастырь всегда был крупным землевладельцем. Принадлежавшие монастырю земли имели большие государственные льготы, что способствовало развитию торговли и ремесел. На территории вокруг монастыря постепенно создавались слободы мастеровых людей. Так появились Иконная и Поварская, Конюшенная и Тележная, Пушкарская и Стрелецкая слободы.
В 1782 г. слободам и селам был присвоен статус посада и название «Сергиевский». Капитальное строительство в городе вела в основном только Лавра. Поблизости от монастыря были построены монастырские гостиницы, богадельни, лавки, доходные дома и т. д. Такому строительству способствовал приток богомольцев, возросший в связи с постройкой благоустроенного шоссе (1845) и открытием железной дороги (1865) между Москвой и Сергиевым Посадом. Экономическая жизнь города также находилась в зависимости от нужд монастыря. В связи с большим спросом у паломников на предметы религиозного культа здесь было развито производство крестов, подсвечников, икон и т.д.
Но наибольшую популярность завоевала сергиевская игрушка. Недаром Сергиев Посад называли «столицей потешного царства». Купить игрушку у стен Лавры - значит совершить богоугодное дело. Ведь сам Преподобный Сергий резал игрушки на потеху ребятишкам. Монастырь не отставал от местных промышленников.
Монахи в XIX веке развивали широкую хозяйственную деятельность: были созданы собственные предприятия — кирпичный завод, бумажные фабрики, типография. Эти заведения сдавались в аренду или обслуживались наемными рабочими.
В настоящее время Сергиев Посад - крупнейший административный, промышленный, культурный и туристический центр Подмосковья, жемчужина «Золотого Кольца». Удобное месторасположение города на транспортных артериях, соединяющих регионы России с Москвой, прекрасное автомобильное и железнодорожное сообщение способствуют развитию города и района.
Троице-Сергиев монастырь стоит на невысоком холме Маковце, при слиянии речек Кончуры и Вондюги. Монастырь был основан в 30-х-40-х годах XIV века братьями Варфоломеем и Стефаном. Варфоломей, принявший монашеский сан с именем Сергий, вошел в историю не только как основатель монастыря, но и как активный сторонник московских князей, выступавший за объединение русских земель вокруг Москвы. Именно он благословил князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой.
В 1355 г. в Троицком монастыре впервые в северо-восточной Руси был введен общежитийный устав, что вызвало перестройку всей обители. Монастырь стал походить на небольшой деревянный городок, состоящий из трех частей: общественной, жилой и оборонительной. За прочной оградой - прямоугольник келий, внутри которого - церковь и трапезная. Любопытно, что эту планировку монастырь пронес через все последующие столетия и сохранил до наших дней.
Преподобный Сергий скончался в 1392 г. В 1422 г. состоялась канонизация Преподобого Сергия и закладка белокаменного Троицкого собора над его могилой.
В монастыре получил крещение Иван Грозный, в годы правления которого придавалось большое значение превращению монастыря в мощную крепость, имевшую важное значение на подступах к Москве. Вместо деревянной ограды в 1540-1550гг. была выстроена мощная стена с башнями из кирпича и камня.
В 1608-1610 гг. монастырь шестнадцать месяцев находился в осаде польско-литовских интервентов. Подвиг защитников обители приобрел широкую известность и способствовал росту авторитета монастыря.
При Петре I монастырь по-прежнему сохранял значение царской крепости. В 1689 г. во время стрелецкого бунта в Москве царь Петр укрылся за стенами монастыря.
В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны монастырь был удостоен почетного звания Лавры, что подчеркивало главенствующую роль монастыря среди других церковных учреждений.
С 1919 по 1946 гг. монастырь был закрыт. Храмы были изъяты из ведения монастыря, монахи разогнаны или репрессированы.
Сегодня Лавра - действующий мужской монастырь, духовный центр православной России. На территории монастыря находятся Московские Духовные академия и семинария, а также музей-заповедник. Все они по-своему служат сохранению духовных традиций, истории и памятников этого удивительного места, где жива душа России. Многочисленные лаврские сооружения, возведенные на протяжении XV-XIX веков лучшими мастерами России, представляют собой своеобразное пособие по истории русского зодчества, музей под открытым небом. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Самые древние церкви Сергиева Посада - это расположенные с юго-восточной стороны от Троице-Сергиевой лавры , у поножия холма, «на Подоле» - церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм мученицы Параскевы Пятницы. В 1547 г. на месте деревянной приходской церкви Служней слободы выстроили сразу две каменные церкви. Введенская церковь была построена на средства боярина И.Хабарова, строительство Пятницкой церкви финансировал Троицкий монастырь.
Художественный Педагогический Музей Игрушки основан в 1918 г. В Сергиевом Посаде находятся НИИ игрушки и единственный в стране колледж игрушки. Вместе с музеем игрушки этот необычный комплекс сохраняет за городом славу «столицы потешного царства». Именно здесь родилась известная во всем мире русская матрешка.
В экспозициях музея прослежена история русской игрушки, здесь есть возможность провести экскурс в область детской культуры многих зарубежных стран.
Одиннадцать километров отделяют Сергиев Посад от города Хотьково, расположенного на реке Паже. Основная летопись города началась с появления здесь в 1308 году древнейшего в Подмосковье Покровского Хотькова монастыря.
Согласно Житию Преподобного Сергия Радонежского здесь принял монашеское пострижение брат Преподобного Стефан, здесь же были погребены их родители - ростовские бояре Кирилл и Мария.
Поначалу существовавший как обитель смешанного типа для проживания здесь и мужчин, и женщин, в 1544 г. Покровский монастырь царской грамотой был передан под управление Троице-Сергиева монастыря и превращен в девичий.
Одним из указов Петра I в обитель были приглашены мастерицы кружевного и золотошвейного дела из Голландии, которые обучали монахинь этим искусствам. Поэтому все богомольцы, шедшие в Троицу, старались приобрести кружево или искусно вышитый платок.
Сейчас монастырь представляют постройки XVIII-XIX веков. Главные из них - Покровский собор (1811-1816) и Никольский храм (1899-1904 ).
Поселение Радонеж возникло на реке Паже примерно в XI веке
С Радонежем связано имя Преподобного Сергия Радонежского, который будучи отроком, жил в Радонеже вместе с родителями.
Первым Радонежским князем был Андрей Владимирович, сын знаменитого сподвижника Дмитрия Донского в Куликовской битве Владимира Храброго. При Андрее Владимировиче Радонеж стал столицей небольшого удельного княжества, защищавшего Москву с севера. К этому времени Радонеж из села превращается в город.
В ходе событий «смутного времени» Радонеж запустел. Царским указом он был пожалован в 1616 г. Троицкому монастырю, который переселил на территорию Радонежа крестьян из других своих вотчин. Возродилось поселение с названием Городок.
Рядом с Преображенским храмом (1836-1842 гг.), построенном на средства прихожан, в 1988 г. установлен памятник Преподобному Сергию. У подножия лежит камень с надписью «Сергию Радонежскому благодарная Россия». В 1989 г. селу Городок возвращено древнее название Радонеж.
В 1355 г. в Троицком монастыре был введен общежитийный устав, регламентировавший все стороны монашеской жизни. Новый порядок, а также увеличение числа иноков вызвали перестройку всей обители. Вместо свободно расположенных келий возник четко распланированный деревянный городок, состоящий из трех зон: общественной, жилой и оборонительной. Эту схему плана монастырь сохранил до наших дней.
Особый этап в истории монастыря - канонизация его основателя Сергия Радонежского в 1422 г. Это событие было отмечено торжественной закладкой белокаменного Троицкого собора над гробом Сергия.
В 1608-1610 гг. шестнадцать месяцев Троице-Сергиев монастырь находился в осаде 30-тысячного отряда польско-литовских интервентов. Ратный подвиг защитников монастыря приобрел широкую известность в стране и способствовал дальнейшему росту авторитета обители.
В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула "лавра" В середине XVIII в. Троице-Сергиева лавра по количеству принадлежавших ей земель и душ была первой не только среди духовных, но и среди светских феодалов. Во владении монастыря находилось 214 тысяч десятин земли и более 106 тысяч душ крепостных крестьян в 15 губерниях и 45 городах страны.
В 1764 г. в результате секуляризации монастырских земель (объявления их государственной собственностью) Лавра лишилась всех своих владений. Для содержания "штата": 100 иноков и 100 служителей, средства выделялись государством.
С 1919 по 1946 г. Троицкий монастырь был закрыт.
На рубеже третьего тысячелетия Троице-Сергиева лавра - действующий мужской монастырь, духовный центр всей православной России.
Памятники. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1993 г.). Многочисленные лаврские сооружения, возведенные на протяжении XV - XIX вв. лучшими мастерами России, представляют собой своеобразное наглядное пособие по истории русского зодчества.