Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 18:45, контрольная работа
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.
Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды
Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
После посещения детского сада наберите в ванну тёплой воды или включите душ, положите ребёнку игрушки дайте губку. Ничего так не успокаивает. Как звук струящийся воды.
№ 13
Исключите просмотр вечерних телепередач — это тяжело мерцание экрана.
Неблагоприятно влияет на нервную систему ребёнка.
№ 14
Прогуляйтесь с ребёнком по территории детского, поинтересуйтесь его переживаниями.
№ 15
Признаки готовности ребёнка к детскому саду, малыш может остаться без родителей, легко знакомится со сверстниками и взрослыми, проявляет интерес.
№ 16
Приучайте к режиму дня
№ 17
Приучайте к навыкам самообслуживания
№ 18
В первые дни можете побыть с ребёнком
№ 19
Главное помните, что это ваш малыш. Побольше проводите сейчас с ним времени. И вы убедитесь, что это ваш тот же крохотный человечек, который благодаря вам появился на свет.
№ 20
Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей.
№ 21
Не грустите, когда-то это должно было произойти, ваш птенец понемногу расправляет крылышки и пробует вылететь из теплого мягкого маминого гнёздышка!
А сейчас уважаемые родители предлагаем вам заполнить письма «Ожидание». Напишите, пожалуйста, каким бы вы хотели видеть своего ребёнка в конце учебного года, какие у вас ожидания от посещения детского сада, оправдаем ли мы ваши надежды. Мы даём вам честное слово, что их не откроем до необходимого момента. Они будут хранится в этом сундучке.
Уважаемые родители мы приглашаем вас в группу.
Давайте поиграем в разведчиков. Ваша задача найти себе пару, встретившись с другим человеком глазами и встать вместе.
И я вас попрошу в парах выполнять следующие задания
Встаньте
Плечо к плечу
Нога к ноге
Поменяйтесь парами
Встанье колено к колену
Плечо к плечу
Локоть к локтю
Ладонь к ладони
Взявшись за руки, образовали нечто целое - круг, коллектив.
Мы хотим, чтобы вы вот так прошагали все 5 лет рука об руку и стали одной большой дружной семьёй. Мы с вами сегодня хорошо поработали. И в завершении я предлагаю посмотрите на свои ладони и представьте на одной УЛЫБКУ на другой РАДОСТЬИ вот чтобы они не ушли от нас их надо крепко накрепко соединить в аплодисментах. Спасибо
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной в наше время. Практически каждая семья при поступлении ребенка в ДОУ сталкивается с этой проблемой.
Еще в 30-е годы прошлого века известный отечественный педагог и психолог Н.М.Аксарина сравнивала трудности адаптации ребенка к детскому саду с пересаженным деревом, требующим особого ухода и заботы садовника. Разлука с матерью, разрушение сложившихся стереотипов жизнедеятельности, новая обстановка, незнакомые люди, отсутствие точек соприкосновения с привычной жизнью – все это факторы, вызывающие стресс и часто приводящие к социальной и психологической дезадаптации ребенка.
В чем она выражается - хорошо известно родителям и педагогам. В первую очередь у ребенка изменяется эмоциональное состояние, появляется эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, становится раздражительным, капризным. Малыш то стремится к физическому контакту с взрослым, то, наоборот, сердито отвергает попытки близких людей взять его на руки, приласкать. Нередко родители говорят о том, что в детском саду ребенок тихий и спокойный, а после возвращения домой становится шумным и возбужденным. Разлука с родными происходит очень бурно: ребенок не отпускает маму, плачет после ее ухода, не хочет идти в группу, играть с другими детьми. Нередко снижается интерес к игрушкам, падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас. Эмоциональное неблагополучие сказывается также на сне и аппетите ребенка, состоянии здоровья.
Вышеприведенные проявления относятся в первую очередь к детям раннего возраста, однако, в более мягкой форме они характерны и для детей дошкольного возраста, впервые поступающих в детский сад.
Различаются три степени адаптации ребенка к дошкольному учреждению: легкая, средняя и тяжелая. Основными показателями протекания периода адаптации являются сроки нормализации эмоционального состояния малыша, появление положительного отношения к воспитателям и сверстникам, интереса к занятиям, играм и игрушкам, частота и длительность острых заболеваний.
Период легкой адаптации длятся примерно 1-2 недели. За это время у ребенка нормализуется сон, аппетит, эмоциональное состояние, налаживаются отношения с воспитателями и сверстниками, повышается активность (в общении, игре, на занятиях). Отношения с близкими людьми не нарушаются. Острых заболеваний не отмечается.
Если адаптация средней тяжести, то нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание к дошкольному учреждению длится дольше – 15-40 дней. В этот период настроение малыша остается неустойчивым, сон и аппетит нарушен, активность снижена. В детском саду он пассивен, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, занятиям, мало разговаривает. Нередко наблюдаются изменения в деятельности вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, функциональные нарушения стула; усиливаются проявления диатеза. Для этого периода характерны респираторные заболевания, проходящие в острой форме.
При тяжелой адаптации ребенок начинает длительно и тяжело болеть, причем заболевания следуют одно за другим. Это свидетельствует о том, что защитные силы организма не справляются с нагрузкой, уровень стресса, который переживает ребенок в детском саду, превышает его ресурсы. Нередко и в поведении малыша отмечаются невротические проявления, например стойкий отказ от еды или невротическая рвота, ночные страхи, подавленное настроение, агрессивность.
Ребенок, тяжело привыкающий к условиям детского сада, может тихо плакать в углу, когда другие дети увлеченно играют в игрушки, он равнодушен к еде, развлечениям, контактам с воспитателями и сверстниками. Однако, бывает и наоборот, малыш бурно выражает протест против новых условий, с помощью крика, капризов, истерик и прямой агрессии пытается выразить свое несогласие с правилами жизни в детском саду, к которым никак не может приспособиться. Улучшение состояния ребенка при тяжелой адаптации происходит крайне медленно, в течение нескольких месяцев. При этом замедляются темпы развития по всем направлениям (познавательного, речевого, социально-эмоционального развития).
Следует отметить, что дошкольными педагогами и психологами разработан целый комплекс мероприятий, способствующих адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Это рекомендации по индивидуальному подходу на основе тщательно разработанных анкет и вопросников для родителей, посещение семей будущих воспитанников и пр. Тем не менее, попытки определить точки соприкосновения семьи и дошкольного учреждения, разработать общие подходы к ребенку оказались малоэффективными. Дети приходили в группу с любимой игрушкой, слышали свое «домашнее» ласкательное имя, смотрели на мамину фотографию, прикрепленную на стенке кроватки, ходили за руку
с понравившимся воспитателем, но продолжали страдать от разлуки с близкими, нарушения привычного образа жизни.
Существенную помощь в решении проблемы оказали научно-практические разработки психологов ( Н.М. Аксарина, К.Л. Печора, Л.Г. Голубева, Н.П. Жукова, Р.В.Тонкова-Ямпольская). Исследование характера и длительности протекания адаптационного периода позволило определить целый ряд факторов, оказывающих влияние на течение адаптации: возраст, состояние здоровья, уровень психического развития, индивидуальные особенности психологической направленности, темперамент, прошлый опыт социальной адаптации.
Продолжая линию поиска психологических механизмов адаптации, мы выделили еще два важных фактора, влияющих на адаптацию ребенка к ДОУ: качество привязанности ребенка к матери и стиль детско-родительских отношений.
Привязанность ребенка к матери
Значимость формирования у ребенка, начиная с первых месяцев жизни, привязанности к близким людям, в первую очередь к матери, является общепризнанной. Такая эмоциональная привязанность совершенно необходима для полноценного психического развития ребенка. Она дает ему чувство безопасности, способствует личностному развитию и успешной социализации.
В поведении ребенка признаки привязанности проявляются следующим образом. Лицо, к которому привязан ребенок, может лучше других успокоить и утешить малыша; ребенок чаще, чем у другим, обращается к нему за утешением, в его присутствии реже испытывает страх. Привязанность к определенным людям (матери) начинает проявляться у младенцев старше 6-ти месяцев. Чувство привязанности ребенка к матери достигает максимума между 12 и 18 месяцами и уменьшается к концу 2-го года жизни.
Психологи выделяют надежную, безопасную привязанность, а также два типа ненадежной привязанности (избегающую и тревожно-сопротивляющуюся). Наиболее благоприятной для психического развития является надежная привязанность, а наиболее неблагоприятной – ненадежная, тревожно-сопротивляющаяся привязанность.
Надежная привязанность.
В новой ситуации прочно привязанный ребенок активно исследует окружающее, в присутствии матери, расстраивается, когда она уходит, радуется, когда возвращается, часто ищет контакта с ней, помогающего преодолеть стресс. Если мама рядом, малыш проявляет интерес и дружелюбие к незнакомому человеку, без страха вступает с ним в контакт.
Ненадежная тревожно-сопротивляющаяся привязанность.
Такие дети , оказавшись в новой ситуации могут держаться рядом с матерью, но даже в ее присутствии проявляют очень слабую исследовательскую активность. В случае разлучения с матерью они переживают сильный стресс. Но, когда она возвращается, эти дети испытывают противоречивые эмоции: с одной стороны тянутся к матери, но, явно сердясь на нее за уход, отталкивают. Сопротивляющиеся малыши совершенно не доверяют незнакомцам, даже в присутствии матери.
Ненадежная избегающая привязанность.
В новой обстановке дети с данным видом непрочной привязанности не возражают против ухода матери и не обращают внимания на ее возвращение. Избегающие малыши часто довольно общительны с незнакомцами, но могут избегать и игнорировать их, также как и мать.
Почему у одних детей складываются уверенные, надежные привязанности к близким людям (прежде всего к матери), а у других нет? Для того, чтобы ответить на все эти вопросы, определим, что во взаимоотношениях родителей с детьми способствует развитию привязанности.
Прежде всего, это способность взрослого чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка, будь то взгляд, улыбка, плач или лепет. Обычно дети привязываются к родителям, которые быстро и позитивно реагируют на проявленную ребенком инициативу, вступают с ним в общение и взаимодействие, соответствующее его познавательным способностям и настроению. Для иллюстрации рассмотрим две ситуации.
Аленка, девочка полутора лет, играет на полу с игрушками. Мать заканчивает работу по хозяйству, подходит к ней и наблюдает за игрой: «Какая красивая кукла! Ты положила ее в кроватку и накрыла одеяльцем, молодец Аленка!» Девочка улыбается и продолжает играть. Мама берет книгу, начинает читать. Через несколько минут Аленка берет детскую книжку, подходит к матери и пытается забраться к ней на колени. Мать сажает дочку на колени, спрашивает:
«Хочешь, чтобы я почитала тебе эту книжку?». Аленка отвечает «да», мама начинает читать.
Другая полуторагодовалая девочка, Катя, играет с игрушками. Закончив свои дела, мать говорит ей» «Подойди ко мне, я почитаю тебе интересную книжку». Ребенок оборачивается, но продолжает увлеченно играть с куклой. Мать берет дочку на руки и говорит: «Давай почитаем». Катя вырывается, протестует и возвращается к своим игрушкам. Позднее, закончив игру, она берет детскую книжку, подходит к маме, пытается влезть
к ней на колени. «Нет, - говорит мама, - ты не хотела читать, когда я тебе предлагала, а теперь я занята»
В первой ситуации мать была отзывчива и внимательна к ребенку, она ориентировалась на его потребности (дала возможность доиграть), чутко реагировала на собственную инициативу малыша (просьбы почитать книжку). Во второй ситуации мать больше склонна «подстраивать ребенка под себя», не считаясь с его потребностями и желаниями.
Исследования привязанности ребенка к матери показали, что она может оказывать влияние и на его адаптацию к ДОУ. Адаптационный период у детей с различными типами привязанности протекает по–разному. В большинстве случаев легкая форма адаптации свойственна детям с надежной привязанностью, адаптация средней тяжести – детям с ненадежной привязанностью, тяжелая – также соотносится с ненадежной привязанностью, преимущественно тревожно-сопротивляющегося типа.
Второй фактор адаптации ребенка к новой психологической среде - это характер детско-родительских отношений, сложившихся в семье. Известно, что тип взаимодействия родителей с детьми во многом влияет на психическое развитие ребенка, формирование его личности и это влияние тем сильнее может проявиться в критический момент переживания психологического стресса, которым, несомненно, является период адаптации к детскому саду.
Результаты исследования показали, что при средней или тяжелой форме адаптации, отношение к ребенку родителей характеризовалось: высоким уровнем строгости в воспитании, значительной эмоциональной дистанцией во взаимоотношениях, низким уровнем принятия ребенка, низкой или средней степенью сотрудничества с ним.
Чаще всего при неблагоприятном протекании адаптации отмечается дефицит следующих характеристик эмоционального взаимодействия: способность матери к сопереживанию ребенку; эмоциональное принятие; стремление к телесному контакту; ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия
При наличии дефицита выраженности характеристик эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия можно говорить о дисгармоничном эмоциональном взаимодействии матери с ребенком.
Необходимо подчеркнуть, что эмоциональное взаимодействие родителей и детей, возникающее в самом начале жизни ребенка оказывает огромное влияние на все последующее развитие. В процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью и другими близкими у ребенка формируются так называемые «рабочие модели» себя, других людей и межличностного взаимодействия, которые в дальнейшем помогают ему ориентироваться в новых ситуациях, интерпретировать их и соответствующим образом реагировать. Внимательные, чуткие, заботливые родители формируют у ребенка чувство базового доверия к миру; создается