Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 22:03, курсовая работа
Цель исследования - исследовать процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Объектом исследования: процесс адаптации детей раннего возраста.
Предметом исследования является психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста в ГОУ Д.с. №1637 г. Москвы.
Введение…………………………………………………………….……..
3
Глава 1. Теоретические подходы к процессу адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ в психолого-педагогической литературе……
8
1.1 Структура процесса адаптации ………………………………….
8
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста…………………………………………………………….…
14
1.3 Особенности успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада………………………………………………
24
Выводы по первой главе………………………………………..………..
31
Глава 2 Изучение психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада………………………………
32
2.1 Диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к новым условиям…………………………………………..
32
2.2 Содержание, формы, методы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада …………………………………
40
2.3 Анализ результатов диагностического исследования……..……
45
Выводы по второй главе …………………………………………………
54
Заключение………………………………………………………………….
55
Список литературы…………………………………………………………
57
Приложения…………………………………………………………………
61
Выяснено, что очень важно выявить проблемы, которые могут возникнуть в периоде адаптации, и посоветовать родителям, как подготовить ребенка к детскому саду.
Благодаря такому методу работы воспитатель заранее может узнать об особенностях развития и поведения малыша - своего будущего воспитанника. При поступлении детей в группу воспитатель ведет наблюдение за их поведением и отражает его в листе адаптации до тех пор, пока оно не нормализуется. Если же ребенок заболевает, это в листе отмечается особо, и по возвращении малыша после болезни тщательное наблюдение продолжается, по меньшей мере, в течение трех дней. Психолог, педагог могут на основании этих наблюдений предлагать индивидуальные назначения, облегчающие процесс адаптации.
Для дальнейшей работы с детьми раннего возраста важно знать, как протекает адаптация всей группы в целом. Исходными данными при анализе процесса служат сведения о том, какова готовность малышей к поступлению в ДОУ и каковы результаты адаптационного периода, проходящего под наблюдением воспитателей, психолога, врача.
В результате проведенного анализа было выяснено, что для успешной адаптации ребенка к посещению детского дошкольного учреждения, необходимо одновременное проведение адаптационных мероприятий с ребенком в семье и в детском саду. (Табл. 7)
Таблица 7 -
Мероприятия, рекомендуемые для подготовки детей к поступлению в детское учреждение и организации периода адаптации
Мероприятие |
В семье |
В детском саду |
Ведение адаптации |
Поступление детей в соответствии с графиком приема детей Укороченное время пребывания в детском саду. Соблюдение рекомендаций по адаптации |
Ведение адаптационных листов. Ежедневное наблюдение педагога-психолога. |
Режим |
По возрасту ребенка, максимально приближенный к детскому саду. |
Соблюдение гибкого режима |
Питание |
Сбалансированное и рациональное питание. Привитие навыков самостоятельности |
Привитие навыков самостоятельного приема пищи. При отказе от питания не кормить насильно. |
Гимнастика и массаж |
По возрасту. Овладение родителями элементарными приемами массажа, ЛФК, гимнастики. |
Занятия, соответствующие возрасту. |
Закаливание |
Закаливание по любой методике |
Закаливание по щадящей схеме в учреждении |
Воспитательное воздействие |
Занятия по возрасту, особое внимание уделить развитию игровых навыков и умению занять себя. |
На период адаптации - игровая деятельность с элементами занятия |
При этом особое внимание необходимо уделять согласованности действий родителей и воспитателей, соблюдению общего подхода к ребенку в семье и детском саду. Родители не должны оставаться в стороне.
Еще до поступления в детский сад можно сделать прогноз адаптации ребенка к нему. Принять решение о возможности посещения ребенком садика.
Здесь необходима работа по психологическому просвещению взрослых, в процессе которой, воспитатели и родители получают знания о симптомах трудной адаптации, рекомендации по улучшению адаптации к общим условиям детского дошкольного учреждения каждого конкретного ребенка с его выраженной индивидуальностью.
Только совместными действиями родителей и педагогов, направленными на адаптацию ребенка к условиям содержания в детском саду можно сгладить негативные проявления в поведении, психологическом и эмоциональном состоянии ребенка.
Факторы, определяющие успешность адаптации малыша к детскому саду связаны с психическим и физическим состоянием его здоровья.
Во-первых, это – состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту, малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями. Токсикозы, заболевания матери в период беременности вызывают неблагополучное созревание сложных систем организма ребенка, ведающих приспособлением к изменяющимся условиям внешней среды. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние, и как следствие – заболевание.
Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому. Малыш остро нуждается в чувстве защищенности и опоры, которые дает ему близкий человек. Потребность в безопасности у маленького ребенка так же велика, как в еде, сне, теплой одежде.
Третьим фактором, сугубо психологическим, является степень развития у ребенка опыта общения с окружающими и предметной деятельности. В раннем возрасте на смену ситуативно-личностному общению приходит ситуативно-деловое, в центре которого становится овладение ребенком совместно с взрослым миром предметов, назначение которых сам малыш открыть не в состоянии. Взрослый становится для него образцом для подражания, человеком, который может оценить его действия, прийти на помощь.
Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, необходима поэтапная работа всех участников (родителей, воспитанников и педагогов).
Первый этап включает в себя информационное сопровождение.
Цель первого этапа - заинтересовать родителей, имеющих детей раннего возраста в услугах ДОУ.
На следующем этапе особенно важна информация для родителей о необходимости соблюдения режима дня. Для успешной адаптации ребенка к условиям детского учреждения необходимо развитие предметной деятельности ребенка и создание в доме для него отдельного игрового уголка с набором игрушек.
Таким образом, когда процессы социализации в семье успешны, ребенок сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности окружающей его группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты поведения частью его сознания. Он воспринимает нормы таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени.
Успешное проведение рекомендуемых мероприятий, также, позволит достичь наилучших результатов в состоянии физического здоровья ребенка. Дети успешно адаптированные к условиям детского дошкольного учреждения меньше болеют.
При проведении контрольного этапа анализа сравниваются результаты по «Картам наблюдений» в начале адаптационного периода и через месяц посещения детьми детского сада.
На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.
Выводы ко второй главе
Таким образом, адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского дошкольного образовательного учреждения предполагает мобилизацию профессиональных сил всего педагогического коллектива. А также, стратегии сотрудничества, партнерства и сотворчества всех специалистов, а не только воспитателей возрастных групп. Руководитель детского дошкольного учреждения заботится о том, чтобы педагоги детсада совершенствовали свои коммуникативные навыки для установления контактов с семьями.
Персонал детского учреждения может способствовать успешной адаптации детей к условиям детсада, имея необходимое методическое оснащение для разработки технологий общения с родителями и проведения на профессиональном уровне необходимых диагностических процедур.
Данные проведенного исследования свидетельствуют о том, что важно поддерживать любую ориентированность родителя на повышение своего воспитательного потенциала, ввиду многообразия психологического воздействия на ребенка адаптационного периода при поступлении в детское дошкольное учебное заведение. При этом, компетентное профессиональное общение педагога с родителями проявляется в способности обеспечить высокое качество пространства общения по стилю и выбранной стратегии, актуальности содержания и умелому сочетанию многообразия форм сотрудничества и методов активизации родителей.
Заключение
В настоящей работе исследована адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
В процессе работы были исследованы особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада в ДОУ №1637 г. Москва. В исследование включены различные методы: наблюдение, анкеты, опросные листы, беседы и др.
В зависимости от продолжительности адаптационного периода можно выделить разные варианты адаптации ребенка к дошкольному учреждению и разделить детей на три группы: группу легкой адаптации (25% детей), адаптации средней тяжести (55%) и группу тяжелой адаптации (20%).
При этом особое внимание следует уделить согласованности действий родителей и воспитателей, соблюдения общего подхода к ребенку в семье и детском саду. Здесь необходима работа по психологическому просвещению взрослых, где воспитатели и родители получают знания о симптомах трудной адаптации, рекомендации по улучшению адаптации к общим условиям детского дошкольного учреждения каждого конкретного ребенка с его выраженной индивидуальностью.
Результаты начального этапа, диагностического исследования адаптации детей к условиям детсада показали, что при поступлении в детсад у всех детей наблюдаются признаки неблагополучия в эмоциональной сфере, психологический дискомфорт. Малыши отказываются от общения с другими людьми, от игрушек, болезненно реагируют на расставание с родителями, в группе ведут себя беспокойно, часто капризничают, плачут, постоянно просятся домой. К сверстникам и воспитателю относятся равнодушно или сторонятся их.
В результате профилактической и коррекционной работы воспитателя дети начинают откликаться на его обращение по имени, реагировать на ласку и предложения поиграть, обращаться к нему за помощью и поддержкой, если возникают затруднения при соблюдении режимных процедур и если что-нибудь не получается. Малыши пытаются найти у воспитателя утешение в своей тоске по дому и разлуке с мамой. Постепенно дети начинают активно пользоваться игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и окружающую обстановку группы.
Контрольная диагностика через месяц после посещения детского сада показала, что у малышей развивается интерес к другим детям, появляется потребность в общении с ними. Дети стремятся привлечь к себе внимание товарища, улыбаются, смеются при встрече с ровесником, заглядывают в глаза, предлагают игрушки стремясь удержать его внимание. Дети начинают интересоваться совместными играми со сверстниками, появляются избирательные симпатии к некоторым детям.
По результатам диагностики выявлено, что в младшей группе детского сада «Яблонька» №1637 г. Москвы на начальном этапе у 10 детей выявлена легкая степень адаптации, у 14 средняя и у 8 тяжелая степень адаптации.
Через месяц повторное обследование детей показало, что число детей с легкой степенью адаптации составляет 14 человек, со средней 17, а тяжелая форма адаптации осталась у одного ребенка. Его родителям рекомендовано амбулаторное обследование состояния здоровья ребенка.
Таким образом, подтверждена гипотеза нашего исследования о том, что для изучения психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада необходима диагностика адаптации ребенка к ДОУ.
Список использованной литературы
Информация о работе Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада