Адаптация детского организма к условиям ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2015 в 11:03, контрольная работа

Описание работы

Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности связаны с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Когда ребенок впервые поступает в детское учреждение, для него меняются все основные параметры среды: материальная обстановка (интерьер группы), встречи с незнакомыми взрослыми, непривычно большое число сверстников, несовпадение приемов обращения и воспитания дома и в дошкольном учреждении. Определенные социальные условия требуют соответствующих этим условиям форм поведения. В этом случае говорят об адаптации.

Содержание работы

 Понятие адаптации.
 Факторы, утяжеляющие течение адаптационного периода.
 Классификация тяжести адаптации детей .
 Организация жизни детей в период адаптации в дошкольном учреждении.
 Практическое задание: представить информацию о работе с детьми в период адаптации конкретном ДОУ
 Выводы
 Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная адаптация.docx

— 41.50 Кб (Скачать файл)

Подводя итоги, можно сказать, что неблагоприятное течение адаптации к дошкольному образовательному учреждению ведет к замедлению интеллектуального развития, негативным изменениям характера, нарушениям межличностных контактов с детьми и взрослыми, т.е. к ухудшению психического здоровья.

 

Организация жизни детей в период адаптации в дошкольном учреждении

 

С поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое помещение, таящее в себе много неизвестного. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды.

Поэтому для успешной адаптации детей в ДОУ необходимо:

    • Тщательно подобрать педагогов в формирующиеся группы, недопустимо менять их во время адаптации.
    • Предварительно ознакомить родителей с условиями работы ДОУ.
    • Соблюдать постепенное заполнение групп, в группу первую младшую можно принимать не более трех детей в неделю.
    • Соблюдать гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей.
    • Сохранить в первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек.
    • Информировать родителей об особенности адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт.

Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов “ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок” и обязательно включающей игры и упражнения. Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:

1. Создание эмоционально  благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка  положительную установку, желание  идти в детский сад. Это зависит  в первую очередь от умения  и усилий воспитателей создать  атмосферу тепла, уюта и благожелательности  в группе. Если ребенок с первых  дней почувствует это тепло, исчезнут  его волнения и страхи, намного  легче пройдет адаптация. Чтобы  ребенку было приятно приходить  в детский сад, нужно “одомашнить”  группу. Мебель лучше разместить  таким образом, чтобы она образовала  маленькие комнатки, в которых  дети будут чувствовать себя  комфортно. Хорошо, если в группе  будет небольшой “домик”, где  ребенок может побыть один, поиграть  или отдохнуть. Желательно рядом  с “домиком” разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и, в конце концов, прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления эмоций нет.

Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.

Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный” альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома

2. Работа с родителями, которую желательно начать еще  до поступления ребенка в детский  сад. Необходимое условие успешной  адаптации — согласованность  действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным  особенностям ребенка в семье  и детском саду.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.

Задача воспитателя — успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке

3. Формирование у ребенка  чувства уверенности. Одна из  задач адаптационного периода  — помочь ребенку как можно  быстрее и безболезненнее освоиться  в новой ситуации, почувствовать  себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если  узнает и поймет, что за люди  его окружают; в каком помещении  он живет и т.д. Для формирования  чувства уверенности в окружающем  необходимо:

    • знакомство, сближение детей между собой;
    • знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми;
    • знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);
    • знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.);
    • знакомство с педагогами и персоналом детского сада;

Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это! В каком бы возрасте ребенок не пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.

трудность адаптация дошкольное учреждение

 

Работа с детьми в ДОУ в адаптационный период

 

Дети, впервые приходящие в детский сад, по-разному ведут себя в группе. У нас в группе 20 детей в возрасте от 2-х до 3-х лет. Основная часть детей первоначально негативно реагирует на попытки нового взрослого вступить с ними в контакт, отдалить от мамы, ввести в новое групповое помещение. При этом одни дети проявляют реакции протеста — кричат, рыдают, не отпускают родителей, удерживая за одежду, отказываются от еды, игрушек, могут проявлять агрессивные действия — отталкивать, бить, разбрасывать, портить вещи, ломать игрушки. Другие ведут себя пассивно: не противятся отрыву от мамы, робки, не вступают в контакты с другими детьми, самостоятельно не организуют игру, находятся в стороне, в уголке, не откликаются на призывы взрослого, всхлипывают или плачут, в глазах у таких детей слезы, страх, тревожность, боязнь, отмечаются навязчивые движения (сосание пальца, накручивание волос, предметов одежды на палец, проявляют активный протест с отсрочкой — в домашней обстановке.

Далее наступает период, когда поведение воспитанников становится более адекватным, они могут организовывать игровые и предметные действия. Правда, происходит это только в привычной обстановке и в одиночестве, любые попытки воспитателя «присоединиться» заканчивались неуспехом — ребенок либо отворачивался, демонстрируя нежелание общаться, либо прекращал действия, наблюдались также аффективные вспышки возбуждения, неустойчивость настроения. В первые дни пребывания детей в ДОУ воспитатель приучает их к определенному поведению в группе. Однако мы часто сталкиваемся с тем, что они «не слышат, не понимают, не хотят» делать то, что им предлагают взрослые. Трудности эти вызваны эмоциональным состоянием детей (стрессом в связи с адаптацией); изменением ситуации общения (непониманием того, что слова воспитателя: «Дети, уберите игрушки», — относятся и к нему тоже); нарушениями речи (причем, не столько умением самого ребенка говорить, сколько нарушением понимания речи окружающих); невозможностью «удержать» (запомнить) всю инструкцию до конца (как правило, дети запоминают только последние слова фразы); несформированностью речевого способа овладения общественным опытом; незнанием норм поведения.

При изменении обстановки, распорядка дня, появлении новых взрослых, новых игр и т. д. у детей отмечались напряженность и протестные реакции. У части детей эти процессы проходили быстро, в течение двух недель. У нескольких детей процесс адаптации проходил очень тяжело, в течение двух месяцев ребенок никак не мог привыкнуть к детскому саду. По утрам у таких детей слезы и крики, в течение дня они также часто плачут и вспоминают маму. Очень небольшая группа детей прошла адаптацию быстро и безболезненно, в течение недели.

Для легкой и быстрой адаптации в своей работе с детьми мы считаем главным принятие ребенка таким, каков он есть и тесное сотрудничество с семьей.

Воспитателем готовится подборка специальных игр, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания:

- хороший эффект дают  разнообразные игры с песком  и водой, сухой бассейн;

- затормаживают отрицательные  эмоции монотонные движения руками  или сжимание кистей рук, поэтому  для детей готовятся такие  игры, как нанизывание шариков  на шнур, резиновые игрушки - пищалки, крупные детали конструктора  “Лего” и др.

- лучшее лекарство от  стресса – смех. Для того чтобы  создавать такие ситуации, в которых  ребенок будет смеяться готовится  подбор игрушек-забав, кукол бибабо.

Воспитатели готовят фонотеку со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями, картотеки художественного слова на все режимные моменты для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки

За день до прихода ребенка в детский сад педагог-психолог передает воспитателям всю информацию о ребенке, которая была получена из беседы с родителями. Это помогает построить работу с вновь пришедшим ребенком на основе учета личностных особенностей, его опыта и привычек

Все привычки ребенка в период адаптации сохраняются.

В первые дни (1-2) мама присутствует в детском саду вместе с ребенком. Это помогает ребенку чувствовать себя более уверенно и снижает тревожность самой мамы по поводу пребывания ее ребенка в детском саду.

Придя в детский сад, ребенок сам выбирает себе понравившийся шкафчик и картинку-меточку для него, это помогает ребенку быстрее привыкнуть к мысли, что шкафчик “его” - это уголок его частной жизни.

Первые дни ребенка приводят не к завтраку, а к прогулке. И оставлять ребенка без мамы рекомендуется именно на прогулке, поскольку дети на улице чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей, чтобы их отвлечь.

Рекомендуем приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит смог бы прижать к себе и почувствовать себя более спокойно.

Рекомендуем приносить небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями. Если взгрустнулось, имея такой альбом, ребенок всегда имеет возможность открыть его и увидеть маму или папу, взять игрушечный телефон и, глядя на фотографию, поговорить с родными.

В психологически напряженной, стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю, сильную пищевую реакцию, поэтому воспитатели стараются чаще предлагать детям попить, поесть сухарики.

Информация о работе Адаптация детского организма к условиям ДОУ