Адаптация к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 00:34, реферат

Описание работы

Проблема психофизиологической готовности к школе чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, а также успешность последующего развития и обучения детей в школе. Проведенный анализ литературы показал, что готовность к школе в современных условиях рассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Но готовность к учебной деятельности не охватывает полного феномена готовности к школе. Это становится особенно очевидным, если рассмотреть проблему со стороны адаптации к школе - того процесса и результата, который имеет место в первом классе.

Содержание работы

Введение………………………………..………………………………….……3
1. Младший школьный возраст……………………………………….…….5
2. Уровни адаптации в школе………………………………………......….7
3. Основные проблемы адаптации ребенка в школе………………...……9
3.1 Дисциплина………………………………………………..…………....….9
3.2. Учёт индивидуальных способностей ребёнка……………..……..….….9
3.3 Развитие ответственности…………………………………..……..….….11
3.4 Проблема агрессивности……………………………………………....….12
3.5 Речевое и эмоциональное общение……………………………….……..14
3.6 Общение с учителем………………………………………………….…...15
4. Как помочь ребенку в овладении счетом, чтением и письмом. Советы психолога Н.Л. Белопольской………………………………..…………………17
Заключение………………………………………………………………..…….19
Список литературы……..…………………………………….…………….….20

Файлы: 1 файл

АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ.rtf

— 186.66 Кб (Скачать файл)

В данном случае главный совет родителям - подбирайте учителя в соответствии с индивидуальными способностями ребенка.  Ребенок меланхолик чаще других нуждается в частых перерывах, что стоит рекомендовать его будущему учителю. Посоветуем родителям не оказывать давление на темперамент ребенка. Тренировка интеллектуальных навыков должна быть направлена на приучение его к длительным занятиям, требующим концентрации, напряженных размышлений. К этой цели ведут упражнения, интеллектуальные игры, при этом тема, форма и продолжительность занятий изменяются постепенно (от 10 до 15 минут), ребенок втянется в процессе обучения.

3.3 Развитие ответственности

           Ответственность и дисциплина в школе идут бок о бок и становятся двумя важнейшими факторами, от которых зависит успешная адаптация. Ответственность гораздо важнее, чем дисциплина, поскольку она определяет не только адаптацию ребенка в первом классе, но и дальнейшую адаптацию человека в жизни. Начиная заниматься с ребенком, развивая у него личную ответственность, мы закладываем фундамент зрелой личности. В жизни есть два типа ответственности:

Принятие ответственности на себя. Человек считает, что от него самого зависят его победы и поражения, и их причины ищет в себе.

Перенесение ответственности на других, снятие ее с себя. При ответственности второго типа человек склонен считать, что его неудачи и успехи зависят от других людей - родителей, учителей, сослуживцев или же от случая, обстоятельств. Он никогда не станет искать причину в себе.

Понятно, что ответственность невозможно развить у ребенка за месяц до школы, к ее вырабатыванию следует приступать как минимум за два года до школы. Постепенно внушая ребенку, что в его жизни все зависит только от него и таким образом он обретет уверенность в себе.

Развивая ответственность мы стараемся, предоставлять ребенку свободу в принятии решений. Если мы будем все решать  за него, то от ребенка нельзя требовать ответственности. Ответственность и автономность, самостоятельность личности - они  тесно связаны между собой,  из этого  следует, как можно чаще предоставлять свободу в принятии решений, но сразу же указывать ему на необходимость нести ответственность за свои поступки: «да, ты сам хотел это сделать., я предупреждаю., что может получиться в результате, а теперь решай, возьмешься ты за это или нет». Ребенок также должен видеть, что безответственность ведет к негативным последствиям.

 

3.4 Проблема агрессивности

          Агрессивность - один из мощных фактов, негативно влияющих на адаптацию, может создать и внутри личностные трения, и проблемы с успеваемостью. Агрессивность обычно понимается, как стремление причинить ущерб другому человеку, проявления ее могут быть физическими, так и вербальными, как прямыми, так и косвенными.

Существует понятие враждебности как проявление агрессии: это даже не действия и не слова, а общее предвзятое восприятие окружающих как врагов в сочетании с желанием не только навредить им, но и защититься от них. Повышенная агрессивность у ребенка, несомненно, приведет к множеству проблем в школе. При взаимодействии с классом, микро группой следствием агрессивности станет неприятие ребенка как личности, формирование негативного отношения к нему. Отсюда прямой путь к эмоциональному напряжению, стрессовому состоянию, что также укрепляет его агрессивность - образуется порочный круг, вернее восходящая спираль.

Но за каждым ребенком в классе стоят его родители, и дети, которые не ответят, на агрессию впрямую, могут осложнить ситуацию, включив в конфликт родителей. Конфликт перейдет на другой уровень и тем самым микроконфликт разрастется в запутанный клубок, отрицательных отношений.

Агрессивный ребенок может попасть в группу так называемых «изолированных» детей. С ними никто не хочет вступать во взаимодействие, общаться. Его не примут в компанию, не пригласят на день рождения, не позовут играть на перемене. И ребенок очень быстро почувствует свою обособленность, изолированность, что не замедлит негативно сказаться на его психоэмоциональном статусе.

Основные причины появления агрессии:

Копирование поведения родителей. Если родители проявляют агрессию в отношениях между собой не как случайную, а как устойчивую, постоянную форму взаимодействия, или ребенок наблюдает ее у родителей по отношению к другим людям - он научится ей независимо от самого себя. Не давайте укорениться агрессии в семье в роли устойчивой стратегии на вашем, взрослом уровне.

Научение агрессии в процессе непосредственного приобретения негативного опыта: участие, а не пассивное наблюдение. Это происходит, если ребенок сам включается в агрессивное взаимодействие - с родителями, братьями, сестрами, родственниками, соседями, компанией во дворе. Пример: если ему удалось силой отобрать игрушку, которую он никак не мог выклянчить, ребенок сообразит, что агрессией проще добиться своего. Родители должны вовремя заметить проявление агрессии и дать верную оценку его действиям.

Чрезмерное увлечение видео, телевидением, компьютерными играми. Установлено, что все эти источники обеспечивают сильный канал развития агрессивности у личности. Родители должны отслеживать материал, просматриваемый детьми. Найти мультфильмы, фильмы-комедии, фильмы о животных - которые не несут в себе агрессию.

 

3.5 Речевое и эмоциональное общение

          Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям. Именно в школе, без эмоциональной поддержки со стороны родителей и без подсказки с их стороны о том, что следует сказать («благодарю», «спасибо», «позвольте задать вопрос» и др.) в той или иной ситуации, ребенок вынужден брать ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношение с учителем и сверстниками. Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Также бессознательно он пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определенной социальной смелости.

Реально в человеческих отношениях можно различить следующие типы поведения в ситуации фрустрации:

Активно включаемый, адекватно лояльный, стремящийся к преодолению фрустрации тип поведения - адаптивная (высоко позитивная) форма социального нормативного реагирования. Ребенок ищет речевые и эмоциональные формы, содействующие установлению положительных отношений.

Активно включаемый, неадекватно лояльный, фиксированный на фрустрации тип поведения - адаптивная форма социального нормативного реагирования. Ребенок как бы сдает свои позиции без сопротивления, спешит извиниться или просто подчиниться противной стороне.

Активно включаемый, адекватно нелояльный, агрессивный, фиксированный на фрустрации тип поведения - негативная нормативная форма социального реагирования. Ребенок совершает эмоциональный речевой или действенный выпад на агрессию со стороны другого.

Активно включаемый, адекватно нелояльный, игнорирующий, фиксированный на  фрустрации тип поведения - негативная нормативная форма социального реагирования. Ребенок демонстрирует полное пренебрежение направленной на него агрессии, т.е. открытое игнорирование в ответ на агрессию, такая позиция позволяет сохранить чувство собственного достоинства, чувство личности.

Пассивный, не включаемый тип поведения - неразвитая, неадаптивная форма социального реагирования, т.е. никакого общения не происходит. Ребенок избегает общения, замыкается в себе. Такая позиция размягчает чувство собственного достоинства ребенка, лишает его уверенности в себе.

В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Как указывал Л.С. Выготский, история культурного развития ребенка в результате, может быть определена «как социогенез высших форм поведения». Только в недрах коллектива возникает индивидуальное поведение. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношение ребенка с взрослыми и сверстниками. Реально имеются две формы общения: «Ребенок - взрослый», и «Ребенок - дети». Эти сферы взаимодействуют друг с другом через иерархические связи. В сфере «ребенок - взрослый» помимо отношений «ребенок - родитель» возникают новые отношения «ребенок - учитель», поднимающие ребенка на уровень общественных требований к его поведению. Только учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку, оценивает его поведение, создает условия для социализации поведения ребенка, приведение его к стандартизации в системе социального пространства - обязанностей и прав. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам.

 

3.6. Общение с учителем

 

Ребенка надо готовить не только к общению с одноклассниками, но и к общению с учителем. Стиль общения учителя с детьми определяет их поведение в классе во время урока, в игровой комнате и в других местах, отведенных для занятий и развлечений. Учитель на уроке имеет возможность воздействовать на класс и каждого ребенка в отдельности через те принятые формы, предписанные традициями и правилами школы. Обычно учитель стоит перед учениками класса, а дети должны сидеть и внимать учителю, когда он  объясняет. Учитель ходит между рядами и контролирует работу каждого, когда дети пишут, рисуют, считают, и т.д. Учитель занят на уроке выполнением рабочего плана обучения детей.

 

4.Как помочь ребенку в овладении счетом, чтением и письмом. Советы психолога Н.Л. Белопольской

 

Письмо. Прежде всего, следует сказать, что обучение письму в современной школе проводится по специальной методике безотрывного письма, с которой подавляющее число родителей незнакомо. В детском саду детей учат писать только печатными буквами.

Чтение. На первом этапе обучения чтению имеет смысл выучить группу звуков, разъяснить ребенку разницу между гласными (тянутся) и согласными (произносятся отрывисто) звуками. Затем нужно показать, как из согласного и гласного звуков можно составлять слоги. Из выученных букв - звуков (буквы пишутся, звуки произносятся) составляют 3 - 4 - слога, например, ма, ра, жа, на. Требуйте от ребенка, чтобы он произносил первый звук до тех пор, пока не прочитает второй (м - м - м - м - а - а). Так формируется слияние звуков в слоги. На первых порах дети читают нараспев, выделяя гласные звуки и помогая себе тем самым сливать звуки в слоги и слоги в слова.

Ребенок должен самостоятельно найти определенные слоги среди других и прочитать их. Потом из знакомых слогов составляют несколько слов (рама, наша, мама, и т.д.) и читают их несколько раз по слогам. Затем добавляют несколько новых букв - звуков (гласных и согласных), составляют из них новые слоги и новые слова. Потом можно перейти к чтению закрытого слога (уж, ан) и сравнить открытый слог с закрытым, так как, не уяснив разницу между ними, ребенок будет допускать ошибки типа перестановок, читая слоги то слева направо, то справа налево.

Если самый первый этап обучения чтению прошел успешно, то ребенку будет нетрудно перейти к чтению многосложных слов и предложений. Прочитав новое слово, ребенок должен не глядя в текст повторить его и осознать, что оно значит. Иногда даже простые слова, прочитанные с неправильным ударением, остаются непонятыми детьми.

Обучение счету. Устный счет, которому придается большое значение в начальной школе, основан на групповом счете, т.е. на знании состава числа.

Ознакомьте ребенка с понятием «состав числа» можно на наглядном примере. Для начала лучше взять не большое число 3 или 4. Ребенку предлагают, например, разложить 3 палочки на 2 кучки. Очень скоро ребенок убедится, что возможны только два варианта: 1 и 2 или 2 и 1. Это и есть модель понятия «состав числа», т.е. чтобы получить число 3 надо к 1 прибавить 2 или к 2 прибавить 1. Тоже упражнение проделываются и с другими числами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Период адаптации ребенка к школе является очень важным для его развития как личности. На этом этапе от меня требуется максимальное внимание как к ребенку самому, его внутреннему миру, так и к своему отношению к ребенку. При этом необходимо помнить, что ребенок начинает сталкиваться с новыми жизненными ситуациями и его реакция на них является доминирующей в формирование характера и последующему качеству обучения. Способность ребенка, так или иначе, реагировать на новый внешний мир зависит от темперамента, уровня воспитания в семье, а также от приобретенного опыта поведения в предыдущей социальной группе (детский сад).

Возникающие  неизбежные ограничения в поведении, а также новые для него требования могут сильно ослабить его отношения к школе. Для адекватной и позитивной адаптации ребенка к школе необходимо активно участвовать в его психологической подготовке.

Конечно, человек творит себя сам, но и родители влияют на его дальнейшую жизнь и личностные особенности.

 

Список литературы

 

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [текст]: учебник / В.С. Мухина// - М.: «Академия», 1999 г. - 456с.

Реан А.А., Костромина С.Н. «Как подготовить ребенка к школе»  [текст]: / А.А. Реан, С.Н. Костромина// - М.: «Питер.ком» 1998 - 160с.

Спиваковская А.С. Популярная психология для родителей  [текст]: / А.С. Спиваковская, Ю.Е. Алешина// - М.: Союз, 1997 - 304с.

Фридман Л.М. Психология воспитания [текст]: / Л.М. Фридман// - М.: ТЦ «Сфера», 1999 - 208с.


 



 



Информация о работе Адаптация к школе