Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 00:00, реферат
Цель работы — определить условия возникновения аддиктивного поведения подростков.
В соответствии с целью сформулированы задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы, описывающие возникновение и развитие аддиктивного поведения.
2. Провести анализ модели возникновения аддиктивного поведения подростков.
2. Оценить эффективность социально-педагогической программы первичной профилактики аддиктивного поведения подростков.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Количество подростков с аддиктивным поведением в нашей стране продолжает увеличиваться. За последние 10 лет число официально зарегистрированных наркоманов в Украине увеличилось в несколько раз. В реальности на каждого выявленного наркозависимого приходится десять скрытых случаев аддикции. В связи с этим начинает активно развиваться область психолого-педагогических, медицинских исследований, направленных на изучение возникновения, развития и последствий употребления подростками психоактивных веществ [5].
Наметилось несколько основных направлений исследований. Так в работах В.В. Гульдана, В.Ю. Завьялова и др. рассматриваются факторы, условия, причины употребления несовершеннолетними психоактивных веществ. Исследования С.В. Березина, Е.А. Назарова, В.Е. Рожновой, Т.Н. Рыбаковой, О.В. Шапатиной и др. направлены на изучение роли семьи в возникновении зависимого поведения подростков. Экспериментально выделяется ряд общих черт, свойственных подросткам, употребляющим наркотики и алкоголь: слабое развитие самоконтроля, самодисциплины; низкая стрессоустойчивость к внешним и внутренним факторам; неумение прогнозировать последствия действий и преодолевать трудности; эмоциональная неустойчивость; неумение найти выход из трудной ситуации. Как однако отмечают С.В. Березин, К.С Лисецкий, Е.А. Назаров эти черты свойственны также людям с нарушенной социальной адаптацией и подросткам без признаков аддикции.
Значимость рассматриваемой проблемы обусловило разработку множества программ профилактики аддиктивного поведения среди подростков и молодежи. Однако, отмечается недостаточная разработанность вопроса об условиях возникновения аддикции, без определения которых затруднительно создавать программы профилактики и оценивать их эффективность.
В период взросления перед подростком неизбежно возникают задачи, нерешенность которых искажает развитие личности на последующих возрастных этапах. Идея рассматривать период взросления, как процесс решения возникающих в ходе развития личности проблем (возрастных задач развития) обсуждалась уже в начале XX века Е. Шпрангером (1926), Р. Хавигхерстом (1948), В. Штерном, К. Гаррисоном (1975), Х. Ремшмидтом (1979), Э. Эриксоном и др. В нашей стране эта тема обсуждалась в работах М.Р. Гинзбурга, И.С. Кона, В.С. Мухиной, Д.И. Фельдштейна и др. В отношении профилактики наркомании задачи взросления начали изучаться недавно в исследованиях С.В. Березина, К.С. Лисецкого, Н.Ю. Самыкиной и др.
Задачи взросления традиционно
связываются с нормами и
Таким образом, обозначенные противоречия и определили актуальность темы курсовой работы.
Цель работы — определить условия возникновения аддиктивного поведения подростков.
В соответствии с целью сформулированы задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы, описывающие возникновение и развитие аддиктивного поведения.
2. Провести анализ модели возникновения аддиктивного поведения подростков.
2. Оценить эффективность социально-педагогической программы первичной профилактики аддиктивного поведения подростков.
РАЗДЕЛ I
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Суть аддиктивного поведения
Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. Процесс употребления такого вещества, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью подростка, лишает его воли к противодействию аддикции. Такая форма поведения характерна для подростков с низкой переносимостью психических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится универсальным средством бегства от реальной жизни. Для самозащиты подростки с аддиктивным типом поведения используют механизм, называемый в «мышлением по желанию»: вопреки логике причинно-следственных связей они считают реальным лишь то, что соответствует их желаниям. В итоге нарушаются межличностные отношения, подросток постепенно отчуждается от общества [11].
Веществами, предметами или действиями, которые могут быть средством для подростков с аддиктивной формой поведения, являются наркотики, алкоголь, табак, азартные игры (включая компьютерные), длительное прослушивание ритмической музыки, а также полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от жизненно важных обязанностей подростка на определенном этапе его жизни.
Аддиктивное поведение формируется постепенно. Начало отклонения связано с переживанием интенсивного острого изменения психического состояния подростком в связи с принятием определенных веществ или определенными действиями, возникновением понимания того, что существует определенный способ изменить свое психическое состояние, испытать чувство подъема, радости, экстаза. Далее формируется устойчивая последовательность прибегания к средствам аддикции. Сложные жизненные ситуации, состояния психического дискомфорта провоцируют аддиктивную реакцию. Постепенно такое поведение становится привычным типом реагирования на требования реальной жизни. Происходит формирование аддиктивного поведения как интегральной части личности, т.е. возникает другая личность, вытесняющая и разрушающая прежнюю. Этот процесс сопровождается борьбой, возникает чувство тревоги. Одновременно включаются защитные механизмы, способствующие сохранению иллюзорного чувства психологического комфорта. Защитные формулы таковы: «я не нуждаюсь в людях», «я поступаю так, как мне нравится», «если я захочу, то все изменится» и т.п. [11].
В итоге аддиктивная часть личности подростка полностью определяет его поведение. Он отчуждается от общества, затрудняются контакты со сверстниками и окружающими людьми не только на психологическом, но и на социальном уровне, нарастает одиночество. Вместе с этим появляется страх перед одиночеством, поэтому аддикт предпочитает стимулировать себя поверхностным общением, находиться в кругу большого числа людей. Но к полноценному общению, к глубоким и долговременным межличностным контактам такой подросток не способен, даже если окружающие и стремятся к этому. Главное для него — те предметы и действия, которые являются для него средствами аддикции.
Проблема аддиктивного поведения подростков включает не только анализ таких известных явлений, как наркомания и алкоголизм, но и гораздо менее исследованных, таких как, например Интернет-зависимость. Изучение механизма возникновения и развития этих явлений даст возможность понять их реальное место в структуре межличностных отношений подростков и прогнозировать последствия их распространения [25].
1.2. Классификация аддиктивного поведения
Несмотря на широкий научный интерес и актуальность, многие формы аддиктивного поведения не исследовались достаточно подробно. Кроме этого в настоящий момент нет полной классификации, в которой терминологически и содержательно были бы описаны все формы аддиктивного поведения.
Анализ литературы по данной теме и практический опыт работы некоторых исследователей позволил составить классификацию, отражающую основные формы аддиктивного поведения подростков [18].
Таблица 1.1. Аддиктивное поведение подростков
Химические аддикции |
Биохимические аддикции |
Нехимические аддикции |
|
|
|
Из табл. 1.1. видно, что аддиктивное поведение подростков делится на три группы: химические, нехимические и биохимические аддикции. Отраженные в таблице формы искажают объективную реальность индивида и формируют определенную зависимость от этого поведения.
Химические агенты, употребляемые индивидом, с целью изменения психических состояний оказывают токсическое воздействие на организм подростка. Длительное и систематическое употребление этих химических веществ приводит к развитию прогридиентных заболеваний, проявляющихся синдромом алкогольной наркоманической зависимости, в динамике которых наблюдаются характерные нервно-психические и соматические расстройства, а так же возникают социальные конфликты.
К наиболее распространенным химическим агентам вызывающим аддиктивное поведение относят:
Биохимические аддикции представляют промежуточный уровень между химическими и нехимическими аддикциями, они связанны с нарушением процессов употребления пищи. В их структуре выделяют анорексию — болезненную худобу, обусловленную нарушением приема пищи и булемию или «волчий голод» — состояние, при котором человек не способен ограничивать прием большого количества пищи. Причина данного рода расстройств кроется в глубоких психологических защитных личностных механизмах, где болезненное отношение к своему телу (анорексия) и потребность в постоянном насыщении (булемия) являются своего рода ритуалом, «защищающим» личность от психотравмирующих ситуации. Анорексия как правило остро проявляется именно в подростковом возрасте и является результатом желания подражать более красивым и стройным идеалам, и компенсацией своего мнимого уродства [6].
Что касается проблем нехимических
аддикций, то здесь так же можно
отметить, что все они в большей
степени связаны с
Гэмблинг представляет собой поведение, связанное с патологическим стремлением индивида к азартным играм. При этом наблюдается четкая картина формирующийся зависимости, при которой индивид практически не может самостоятельно справится с этим.
Расточительство или транжирство представляют собой форму поведения, при которой индивид не способен контролировать свои материальные средства, а напротив тратит их без основания и необходимости, на вещи не всегда ему необходимые. Эта зависимость у подростков представляет собой «социальную игру» в которой он играет приятную для него роль «сильного» и «состоятельного» человека, который многое может себе позволить.
Клептомания — это болезненное пристрастие к мелкому воровству. При этом воровство происходит не с целью обогащения, а с целью получения удовольствия от самого процесса обмана и собственной ловкости. Зачастую подростки-клептоманы воспитываются в состоятельных семьях, где не требуется использовать воровство, чтобы выжить. Возможно, центральным звеном в этой модели поведения лежит своеобразный азарт и потребность подростка в испытании сильных чувств.
С появлением новых компьютерных технологий и активном вхождении Интернета в жизнь людей, все чаще стала проявляться Интернет-аддикция. Содержание данной формы сводится к болезному пристрастию подростка к Интернету. При этом пристрастие может выражаться в общении на чатах, или постоянном «хождении» по сайтам определенного содержания (сексуальные, эзотерические, астрологические и др.). Как правило, наблюдается зависимость от сайтов сексуального и мистического содержания, а так же от сайтов, в которых подросток имеет возможность погрузиться в мир компьютерных игр (компьютерный гэмблинг). При этом, как показывают наблюдения, при невозможности посещать Интернет, или наложении запрета на его пользование, подросток начинает испытывать эмоциональный и физический дискомфорт [25].
Зависимость от деструктивных культов проявляется в том, что подростки, которые не могут самостоятельно разрешить возникающие внутриличностные и межличностные конфликты, не видящие жизненных перспектив, нуждающиеся в поддержке и признании, которых не получают в своем окружении, могут быть вовлечены в нетрадиционные религиозные системы (секты). Здесь следует отметить, что негативной называют зависимость от любого объекта, который вызывает привыкание и невозможность отказа от него, и который деструктивно влияет на психологическое и физиологическое состояние человека. Объектом может быть как психоактивное вещество (и тогда мы говорим о различных формах наркомании), так и патологическая система взаимоотношений (и тогда мы говорим, в том числе, и о сектантстве как форме патологенных взаимоотношений) [20].