Аддиктивное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 00:00, реферат

Описание работы

Цель работы — определить условия возникновения аддиктивного поведения подростков.
В соответствии с целью сформулированы задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы, описывающие возникновение и развитие аддиктивного поведения.
2. Провести анализ модели возникновения аддиктивного поведения подростков.
2. Оценить эффективность социально-педагогической программы первичной профилактики аддиктивного поведения подростков.

Файлы: 1 файл

Основная часть с. 3-29.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)
  • описание методов и методик исследования результатов профилактической работы в соответствии с поставленными целями;
  • представление и интерпретация результатов.

3. Заключение об эффективности реализуемого подхода, профилактической социально-педагогической программы, соответствие полученных результатов целям профилактической работы, рекомендации по повышению эффективности организации профилактической работы, если есть необходимость — обоснование изменения подхода, программы, методов проведения профилактики.

 

2.3. Профессиональный  подход к профилактике аддиктивного  поведения

Традиционно педагогическая профилактика аддиктивного поведения сводилась к воспитанию, понимаемому в узком, специальном значении как процессу «педагогического воздействия», предъявления ребенку определенных нормативов и образцов поведения. Между тем, реальная устойчивость к давлению среды может быть сформирована лишь в том случае, если у ребенка развиты общие альтернативные механизмы эффективной социальной адаптации. Все это возможно лишь при включении ребенка во взаимодействие с широким кругом лиц и явлений, в процессе его обшей социализации.

Так, например, современное «aнтинаркотическое» обучение происходит строго с учетом вышеуказанных этапов и факторов формирования аддиктивного поведения, Основано оно на создании установок, которые дети вырабатывают сами в процессе обучения. Одним из главных требований выступает максимальное исключение возможности обратного эффекта — «повышенного интереса» т.е. сообщаемая детям информация не должна вызывать «поисковой активности» ребенка, желания на собственном опыте проверить достоверность приводимых фактов. Кроме того, отрицательная информация о воздействии тех или иных наркотических веществ, лекарственных препаратов не должна затрагивать возможности смертельного исхода, так как в случае возникновения мыслей о самоубийстве она может спровоцировать ребенка на реальное действие. Логика построения профилактических социально-педагогических программ основана на формировании у ребенка, прежде всего:

  • навыков самосохранения (нечаянно не выпить неизвестное лекарство, не быть пассивным курильщиком, избежать опасности соприкосновения с наркоманом, алкоголиком);
  • эмоционального неприятия «наркотических» форм поведения в качестве положительной ролевой модели (наркотизм в любой форме — это болезнь, больных жалко, а походить на «жалких» не престижно);
  • осознания возможности очень быстрого и незаметного для себя вовлечения в состояние зависимости (некоторым достаточно одной пробы, чтобы стать зависимым, но никто заранее не может гарантировать, что ты не относишься к таким людям);
  • собственной жизненной позиции, позволяющей формировать круг интересов, выстраивать позитивные отношения с людьми, не прибегая к «суррогатам» общения в виде сигареты, рюмки и прочего;
  • умения отстаивать свою точку зрения в любой ситуации [1].

В целом, профилактическая деятельность педагогов должна быть направлена на воспитание негативного отношения к психоактивным веществам на уроках и внеклассных мероприятиях. Такое направление деятельности предполагает индивидуальные и групповые формы коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы психофизического и социального характера [13].

Так, профилактика наркомании эффективна, если:

  • применяются как традиционные, так и современные подходы в профилактической работе;
  • профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • детям и взрослым представляется объективная информация о психоактивных веществах, их воздействии на человека и последствиях применения;
  • в процессе профилактической работы происходит формирование устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим и другим психоактивным веществам, адекватной самооценки, навыков общения и саморегуляции;
  • комплексные программы включают работу как с детьми, так и с родителями, которые проводятся совместно специалистами разных профилей (педагогами, психологами, медработниками и др.) [6].

Дети «группы риска» склонны к социальной дезадаптации, различным формам отклоняющегося поведения, в том числе делинквентного и аддиктивного. Они нуждаются в комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи и особых условиях организации учебного процесса. Создание же усилиями социальных педагогов, учителей-предметников, родителей и психологов образовательной среды, отвечающей актуальному психологическому состоянию детей, позволяет осуществить определенную степень познавательной и личностной реабилитации, формировать эмоционально-позитивное отношение к школе. Необходимо создать для детей такую среду, в которой свободно и полно развивались бы их умственные силы, где они получили бы правовую поддержку и социальную защиту и постепенно научились бы пользоваться своими способностями (зачастую скрытыми), знаниями, навыками, находя новые сферы для приложения своих творческих сил (то, что мы называем социальной адаптацией) [14].

Цель социально-педагогических профилактических мероприятий —  создать личный иммунитет против приема первой дозы, вызвать отвращение ко всем видам и формам приема наркотических веществ, причем не только на уровне понимания, знаний и умений, но на уровне ощущений, эмоций, идущих из подсознания. Это можно сделать, если ввести элементы ненавязчивого воздействия на сознание и подсознание ребенка в процесс каждодневной педагогической деятельности, в процессе обучения и воспитания [17].

Специалисты, имеющие  опыт работы с детьми по профилактике аддиктивного поведения, указывают  на необходимость дифференцированного подхода в зависимости от возраста ребенка, так как младший, средний и старший периоды школьного детства существенно отличаются друг от друга многими показателями, характеру и степени сформированности ценностных ориентации, сфере интересов и потребностей, социальными условиям для формирования положительного или отрицательного отношения к потреблению психоактивных веществ [18].

Формирование негативного  отношения к наркотизации осуществляется через воспитание у подростков мотивации здорового образа жизни. Одурманивающие вещества нередко служат не только «пропуском» в определенную компанию, но и используются школьниками как способ снятия напряжения, скованности при общении. Наконец, подросткам, в значительной степени присуще подчинение внешнему давлению, подражание человеку, который им интересен, для них привлекателен, авторитетен [1].

В связи с этим особую важность для ранней профилактики аддикций приобретает развитие у подростков навыков социальной адаптации, в том числе и коммуникативных. Подросток должен освоить эффективные схемы поведения, позволяющие ему устанавливать контакт (проще говоря, знакомиться) с малознакомым человеком, снимать напряжение в ситуации возможного конфликта с окружающими, а также схемы «позитивного отказа» (уметь отказаться от предложения знакомого, не обижая его).

Таким образом, ведение  профилактической работы среди подростков с целью формирования и развития устойчивых внутриличностных механизмов поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни не только крайне необходимо, но и сможет создать достаточно прочный барьер для возможного вовлечения подростков в противоправную деятельность [24].

Социально-педагогическая профилактическая работа с подростками  направлена, прежде всего, на тренировку, активизацию и развитие основных психологических механизмов, которые участвуют в формировании нравственной культуры личности, формирование социальных навыков.

Образовательный компонент  строится с учетом следующих особенностей подросткового возраста:

  1. Высокая степень информированности о видах и действии наркотических средств.
  2. Знание о доступности и распространенности наркотиков в обществе.
  3. Распространенное представление о «безвредности» некоторых видов наркотиков.
  4. Большое количество «мифов», преувеличений в знании о действии последствии употребления наркотиков.
  5. Часто встречающиеся представления о некоторых видах наркотик как об атрибуте успеха, «крутости».
  6. Прочная связь в сознании некоторых видов деятельности (развлечение, свободное времяпровождение) с употреблением наркотиков [8].

Профилактика аддиктивного поведения, особенно наркомании, требует специальных знаний, обучения, владения элементами правильного воздействия на психику подростков.

Одним из важнейших аспектов профилактики наркомании считается  разработка и внедрение в деятельность образовательных учреждений специализированных образовательных программ по формированию здорового образа жизни, предупреждения злоупотребления психоактивными веществами, адаптированных к уровню и потребностям различных возрастных групп (приложения Ж, З).

Работа по первичной  профилактике и максимально раннему  выявлению наркомании и токсикомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать  посильное участие те, кто непосредственно  отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, воспитатели, практические психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел [8].

Многие педагоги испытывают трудности в планировании и организации профилактической работы. Профилактика употребления наркотиков среди подростков — достаточно непростой в психологическом, правовом и организационном отношении процесс. Вся профилактическая работа с детьми должна быть тщательно продуманной, осторожной, максимально тактичной. Антинаркотическая профилактическая работа в подростковой среде требует от социального педагога ответственного, вдумчивого и профессионального подхода, наличия определенных познаний и их постоянного расширения.

В ходе выполнения курсового  исследования произведен анализ многих авторских программ профилактики аддиктивного поведения подростков. Наиболее известными из них были:

  • программа «За здоровый образ жизни», в частности учебно-практический семинар для старшеклассников «Спасибо. Нет!» (А.Л. Нелидов, 2000);
  • обучающая программа «Ваше здоровье» (адаптированная В.В. Гульданом, О.Л. Романовой, И.В. Иванниковой);
  • проблемно-ориентированный курс по социально-психологической адаптации подростков «На пороге нового века: программы, устремленные в будущее» (С.В. Кривцова, М.Н. Достанова, Е.Б. Кнорре, Е.А .Климова и др.);
  • программа «Путешествие во времени» (серия «Жизнь без наркотиков», О.В. Журавлева, С.П. Зуева, М.Н. Нижегородова);
  • программа формирования здорового жизненного стиля (Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский);
  • реабилитационная программа «Перекресток» (А.В. Терентьева, О.И. Ивашин, В.В. Москвичев).

Обобщив данные теоретического анализа концепций и программ, можно выделить наиболее общие принципы организации социально-педагогической работы с подростками, которые предлагают их авторы:

1. Системность (ориентация на межведомственное взаимодействие).

2. Дифференцированный подход к различным субъектам профилактики (дети, подростки, молодежь, родители, педагоги и др.).

3. Профилактика аддиктивного поведения сводится к:

  • информированию о последствиях злоупотребления психоактивными веществами;
  • формированию навыков здорового образа жизни и антинаркотических установок;
  • формирование эффективных стратегий преодоления кризисных ситуаций (стрессоустойчивость);
  • развитию коммуникативных навыков, способности противостоять давлению группы (умение сказать «нет»);
  • формированию мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, ценности здорового образа жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подростковый возраст  во всех педагогических концепциях предстает как кризисный, характеризующийся амбивалентностью, которая может быть как предпосылкой формирования зависимого поведения, так и становления идентичности личности. Для подросткового возраста свойственна определенная степень социально-психологической дезадаптированности, по причине которой подростков часто относят к категории детей «группы риска». От современной системы образования требуется не только усвоение знаний, умений и навыков, но и повышение адаптационного потенциала личности, расширение возможностей самореализации учащегося. Организация социально-педагогической работы с подростками должна строиться, исходя из актуальных для них ценностей, а не из ожиданий взрослых.

Аддиктивное поведение  является одной из форм девиантного (отклоняющегося) поведения и понимается как зависимость от объектов неживой природы, в отличие от термина «зависимое поведение», которое характеризуется влечением к обладанию как объектов неживой, так и живой природы (например, зависимость от других людей). Основными формами аддиктивного поведения являются зависимость от психоактивных веществ (чая, кофе, алкоголя, табака, наркотиков), Интернет-зависимость, зависимость от деструктивных культов.

Формирование аддиктивного поведения при соответствующих  условиях может быть обусловлено как внешними (социально-политическими, экономическими, социально-психологическими, педагогическими), так и внутренними (индивидуально-биологическими и индивидуально-психологическими особенностями личности) факторами.

Информация о работе Аддиктивное поведение подростков