Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 10:13, доклад
Система образования Великобритании развивалась на протяжении многих столетий и в настоящий момент подчинена строгим стандартам качества. Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет.
1. Общая характеристика системы образования в Великобритании 3
2. Особенности звеньев системы образования Великобритании 5
2.1 Дошкольное образование 5
2.2 Начальное школьное образование 6
2.3 Среднее образование 7
2.4 Дальнейшее (профессиональное) образование 9
2.5 Высшее образование 10
3. Управление системой образования в Великобритании и его финансирование 15
4. Достоинства и недостатки системы образования в Великобритании 18
Заключение 19
Список литературы 20
В грамматических школах дается общее полное среднее образование и осуществляется подготовка учащихся к обучению в высших учебных заведениях. Учебная работа в грамматических школах строится по принципу дифференцированного учебного плана. После окончания 5-го класса примерно 60% учащихся, сдавших экзамены и получивших общее свидетельство об образовании на обычном уровне, уходят из школы. Остальные 40% продолжают обучение по индивидуальным учебным планам в двухгодичном 6-ом классе, который является выпускным.
Среди многочисленной группы общеобразовательных школ в Англии выделяется небольшая группа школ прямого субсидирования департаментом образования и науки и частных школ. Среди последних особое значение имеют так называемые «паблик скулз» (Public Schools), выпускники, которых поступают в наиболее престижные университеты и впоследствии занимают высокие посты в политической и экономической иерархии британского общества.
Учебный год начинается в сентябре и заканчивается в конце июля. Его продолжительность – 40 недель. Он разделен на триместры, учебная неделя – пятидневная.
До настоящего времени в Великобритании не существовало единых школьных программ и учебников. Разработка учебных программ являлась прерогативой директоров и старших преподавателей школ. Однако в соответствии с Законом об образовании (1986 г.) преподаватели должны согласовывать учебные программы с местными органами образования.
Но на сегодняшний день,
реформы в образовательной
Выпускные экзамены в средней школе проводятся в два этапа: по достижении обязательного школьного возрастного минимума – 16 лет и в 18 лет.
Общее свидетельство об образовании, получаемое выпускниками школ, рассчитано в основном на учеников, предполагающих продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Большинство выпускников получают свидетельство о среднем образовании, Общее свидетельство об образовании имеет два уровня – обычный (О) и повышенный (А) [7].
Система дальнейшего образования представляет собой конгломерат большого количества разнообразных колледжей, учебных центров, институтов, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях – от профессионально-технического до высшего. В общей сложности в системе дальнейшего образования насчитывается около 700 специализированных учебных заведений – от местных колледжей, в которых обучается без отрыва от работы на производстве молодежь в возрасте 16-18 лет, до политехнических, комплексных учебных заведений, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях, включая и высший. Помимо указанных заведений, в системе дальнейшего образования работает более 7 тыс. вечерних институтов и центров по обучению взрослых. Эти учебные заведения ведут подготовку по различным специальностям или обеспечивают повышение образовательного и культурного уровня взрослого населения [1].
Все заведения системы
дальнейшего образования
По сравнению с предыдущими годами в общем студенческом контингенте растет численность учащихся дневного обучения.
С 60-х годов в системе
дальнейшего образования
В настоящее время
Отсутствие единых учебных
планов и программ (обучение ведется
по программам, одобренным местными органами
образования и
Всего в Великобритании около 170 вузов. Вузы подразделяются на университеты, колледжи высшего образования и, частично, колледжи дальнейшего образования, предоставляющие услуги высшего образования.
Колледжи высшего образования – это бывшие специальные колледжи, получившие после 1992 г. право присвоения степени бакалавра. Наиболее известны старые колледжи, такие как Лондонский колледж печатного дела или Лондонский колледж моды.
Если система профессиональных колледжей и специализированных институтов достаточно однородна и слабо дифференцирована, то университетский сектор отличается высокой степенью внутренней диверсификации [2].
Первые английские университеты – Оксфорд и Кембридж– дали название первому поколению британских вузов: «каменные», названные так из-за грубой каменной кладки стен. Оксфорд (1169 г.) и Кембридж (1209 г.) по своей организационной структуре относятся к федеративным или коллегиальным университетам (collegiate universities), т.е. университетам, основу которых составляют колледжи, наделенные высокой степенью автономии. Такая организационная структура способствовала динамичной адаптации первых университетов к меняющимся условиям – открытие новых колледжей и факультетов (а затем и исследовательских центров) проходило «безболезненно» для институционального фундамента университета. Сегодня Университет Кембриджа насчитывает 29 колледжей; Университет Оксфорда – 39 колледжей и 5 академических отделений. Ежегодно в Кембридже по 25 специальностям обучаются около 16 тыс. студентов и аспирантов, в Оксфорде – около 17 тыс [3].
До начала 19 в. других университетов в Англии не было. (Хотя Кембридж и Оксфорд постоянно расширялись за счет вхождения в их структуру новых колледжей). На территории Шотландии за этот период были построены четыре «каменных» университета: Университет Сент-Эндрюс (1411 г.), Университет Глазго (1451 г.), Университет Абердина (1495 г.) и Университет Эдинбурга (1583 г.). Эти университеты основывались как опорные точки английского политического влияния и располагались в наиболее крупных населенных пунктах. В 1997 г. «комиссия Диринга» пришла к выводу, что на экономическом положении Шотландии особенно благоприятно отразилась пространственная близость университетских центров к центрам индустриального и экономического развития.
Возникновение второго поколения британских вузов связано с индустриальной революцией и потребностью в квалифицированных управляющих. Новые университеты закладываются в промышленных центрах – Лондоне и Дархеме в 1836 г. Затем в Манчестере (1851 г.), в Бирмингеме (1900 г.), в Ливерпуле (1903 г.), в Бристоле (1909 г.), в Рэдинге (1926 г.). Эти университеты стали известны как «краснокирпичные». Среди них выделяется созданная в 1895 г. на базе Университета Лондона Лондонская Школа Экономики и Политических наук, получившая статус «компании с ограниченной ответственностью». В середине ХХ века ЛШЭ избрала приоритетом своего развития интернационализацию обучения. Сегодня ЛШЭ представляет собой «глобальный» университет, чьи филиалы располагаются в 136 странах [3].
Большинство университетов второй волны в противоположность коллегиальным Оксфорду и Кембриджу – унитарные, организованные на базе факультетов. Исключение составляет Университет Лондона, насчитывающий 19 колледжей, а также ряд ассоциированных институтов. На сегодняшний день в лондонском университете обучается 115 тыс. студентов, это второй по величине университет Великобритании после Открытого Университета.
Третье поколение вузов возникло после Второй мировой войны, когда были основаны университеты в Ноттингеме (1948 г.), Киле (1949 г.), Эксетере (1922 г.), Сассексе, Уорвике, Кенте и Эссексе (60-ые годы). Эти специализированные вузы, ориентированные на задачи послевоенного развития и, в частности, на скорейшее развитие новых технологий, получили название «стеклянных», созданных из стекла и бетона.
60-е годы – период
экспериментов в Британском
Другой эксперимент – создание в 1973 г. первого (и последнего) частного университета Великобритании: Университета Бэкингема. Этот единственный вуз, не получающий государственного финансирования, специализируется на курсах финансового менеджмента и бизнес-администрирования.
К негосударственным вузам, помимо Университета Бэкингема, принадлежат частные бизнес-школы (самая известная из них – Риджент Бизнес Скул), специализирующиеся на программах МВА. Однако они не составляют значимого сегмента британской системы образования.
Несмотря на существующие между университетами трех поколений различия в ориентациях и целевых группах, их принято относить к «старым» университетам. К «новым» относятся вузы (в основном – бывшие политехнические колледжи), получившие статус университетов после 1992 г. В 1992 г. таких «новых» университетов насчитывалось 33. Сейчас их число увеличивается [3].
Верхние строчки рейтингов «новых» университетов занимают вузы, более других ориентированные на интернационализацию обучения – Университет долины Темзы, Университет Хертфордшира, недавно открывший свое представительство в Москве.
Присвоение статуса
Отличительный признак британского
академического образования – доминирующая
ориентация на фундаментальную научно-
Ориентация на исследовательскую деятельность отражается и на присваиваемых вузами степенях. Чтобы получить британский диплом бакалавра, необходимо проучиться три (Англия, Уэльс, Северная Ирландия) или четыре (Шотландия) года. Однако есть степени, для получения которых необходим опыт практической работы, при этом, срок обучения соответственно возрастает. Дизайнерам, например, требуется пройти подготовительный курс, а затем – основной трехлетний. Для получения степени в области медицины, стоматологии и архитектуры нужно учиться до 7 лет. В последнее время, благодаря сближению институтов рынка и традиционных университетов распространение получают «гибридные» программы и комплексные курсы (sandwich courses), включающие в себя получение опыта работы по специальности в процессе обучения.
Особое внимание уделяется постдипломному научно-исследовательскому курсу, завершающемуся присвоением степени магистра философии (MPhil, Master of Philosophy). Получение этой степени предваряет работу над докторской диссертацией (PhD). В Великобритании большинство программ, ведущих к получению степени доктора, – это чисто исследовательские проекты. Никаких лекций или учебных семинаров они не включают.
Несмотря на тенденцию
к унификации, разнообразие присваиваемых
степеней сохраняется сегодня как
дань академической традиции. В некоторых
шотландских университетах
Деятельность университетов регулируется их королевскими хартиями или уставами.
Формально университет возглавляет канцлер, назначаемый
королевой и являющийся, как правило, церемониальной
фигурой. Реально главой
администрации университета является вице-канцлер или
ректор (Шотландия). Руководящие органы
университетов – совет и сенат.
Совет – высший административный орган,
который формирует преподавательский
и вспомогательный состав, решает финансовые
вопросы. Сенат – академический орган.
Председателем совета и сената является
вице-канцлер, который выбирается. Состав
органов управления также избирается.
В органы управления в последнее время
стали входить на паритетных началах представители
профессорско-
Учебный год в вузах Великобритании начинается в октябре и делится, как правило, на триместры по 8-10 недель каждый. Продолжительность летних каникул четыре месяца – с 1 июня по 30 сентября [6].
Основными видами занятий в вузах Великобритании являются лекции, семинары, лабораторные работы, а также тьюториалы (индивидуально-групповой метод обучения, предполагающий занятия с 2-10 студентами, которые проводятся тьютором не реже одного раза в неделю). Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Практические занятия вынесены за рамки учебного плана и не учитываются при расчете баланса учебного времени. Традиционный академизм университетов привел к тому, что производственная практика либо совсем не включается в программу подготовки, либо занимает в ней незначительное место, хотя многие университеты требуют от студентов самостоятельного приобретения практического опыта. В некоторой степени решению этой проблемы способствует обучение по системе сэндвич-курсов, в соответствии с которой работа на производстве является неотъемлемой частью учебного процесса и чередуется с теоретическим обучением. Такая форма стала применяться и в университетах, но наиболее широкое распространение она получила в системе дальнейшего образования и, в частности, в политехнических колледжах [7].
Информация о работе Аналитический обзор системы образования в Великобритании