Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 10:13, доклад
Система образования Великобритании развивалась на протяжении многих столетий и в настоящий момент подчинена строгим стандартам качества. Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет.
1. Общая характеристика системы образования в Великобритании 3
2. Особенности звеньев системы образования Великобритании 5
2.1 Дошкольное образование 5
2.2 Начальное школьное образование 6
2.3 Среднее образование 7
2.4 Дальнейшее (профессиональное) образование 9
2.5 Высшее образование 10
3. Управление системой образования в Великобритании и его финансирование 15
4. Достоинства и недостатки системы образования в Великобритании 18
Заключение 19
Список литературы 20
Создание Открытого университета явилось началом развития в стране высшего заочного образования. Университет ведет подготовку по следующим направлениям: гуманитарному, естественному, социальным наукам, математике, педагогике и технологии производственных процессов. Обучение строится на основе самостоятельного изучения учебников, методических материалов, рекомендованной литературы (60% учебного времени), учебных теле- и радиопрограмм (10%), работы с тьютором или преподавателем (15%), выполнения практических работ, контрольных письменных заданий (15%).
Система экзаменов в университетах
определяется хартиями, однако в большинстве
случаев проводится два основных
экзамена – в конце 1-го и 3-го годов
обучения; по результатам экзаменов
обычно устанавливается вид и
уровень присваиваемой степени.
Выпускникам высших учебных заведений
присваиваются академические
По своему образовательному
уровню степени, присуждаемые в университетах,
разделены на первые и высшие. В
большинстве университетов
Первые академические степени бывают двух видов – почетные и обычные. Учебный курс, рассчитанный на получение почетной степени, предполагает глубокое изучение ограниченного числа предметов (в большинстве случаев основного и одного-двух вспомогательных). Курс, ведущий к получению обычной степени, рассчитан на изучение более широкого круга дисциплин.
Высшими степенями, присуждаемыми в вузах, являются степени магистров наук, искусств и философии; докторов философии, литературы, права. Степени магистра наук или искусств присваиваются после получения степени бакалавра и дальнейшего обучения (1-2 года) или выполнения научно-исследовательской работы. В последнее время введена степень магистра философии, которая в основном присуждается за научно-исследовательскую работу, проведенную в течение 2-х лет и более. Следует отметить, что степень магистра вообще мало распространена в стране, и ее часто присуждают лицам, которые не смогли пройти полный курс докторской подготовки.
Степень доктора философии можно рассматривать как первую ученую степень в Англии. Она присваивается после подготовки и успешной защиты диссертации, которая является результатом научных исследований. Обычно такая работа требует не менее 3 лет.
За выдающийся вклад в науку или практику университеты присваивают высшие степени доктора наук или литературы.
Процедура приема в вузы Англии обусловлена наличием двух секторов высшего образования. В университеты принимаются лица, имеющие общее свидетельство об образовании (General Certificate of Education), включающее не менее двух предметов, соответствующих избранному виду специальности, которые сданы на повышенном уровне. Прием в университеты осуществляется в централизованном порядке. Более 90% абитуриентов поступают в эти вузы через Центральный совет по приему. В адрес совета направляется заявление, в котором абитуриент указывает избираемую специальность и название не более 5 университетов, где он хотел бы заниматься. Совет рассматривает, заявление и направляет его в одно из учебных заведений, которое на основании конкурса документов принимает окончательное решение о зачислении. В ряде случаев при поступлении требуется школьная характеристика, иногда абитуриент вызывается для собеседования или тестирования. В некоторых университетских колледжах Оксфорда и Кембриджа проводятся конкурсные вступительные экзамены [7].
Прием в политехнические колледжи до настоящего времени проводится на индивидуальной основе: абитуриенты сами подают заявления в выбранный вуз. Вопрос о приеме также решается на основе конкурса документов об образовании. Требования в целом несколько ниже, чем в университеты: достаточно иметь один предмет в общем свидетельстве об образовании, сданный на повышенном уровне.
Центральным органом управления образования в Великобритании является: Департамент образования и науки.
Департамент образования
и науки принимает
Следует отметить, что департаменты образования не контролируют деятельность отдельных учебных заведений. Такой контроль возложен на Королевскую инспекцию и местные органы образования. Королевская инспекция осуществляет общий надзор, который распространяется на все виды образования, кроме университетского, хотя в последнее время правительственные круги все чаще выступают с предложением о работе инспекторов и в университетах.
Непосредственный контроль за деятельностью учебных заведений систем школьного и дальнейшего образования осуществляется местными органами образования.
Характерной особенностью системы образования в Англии является преобладание государственного сектора. Процесс «огосударствления» системы образования начался значительно позже, чем в других странах Западной Европы.
В последние десятилетия
влияние государства на развитие
образования еще более
Системой образования руководит Министерство образования, которое вырабатывает общенациональные стандарты, рекомендации, инспектирует учебные заведения, субсидирует до 60% школьного бюджета. Каждая школа сама определяет свой учебный план, руководствуясь рекомендациями Министерства. Значительные права имеют муниципалитеты. Они финансируют остальные 40% общественных затрат на школы. Министерские субсидии распределяются в зависимости от того, руководствуется ли учебное заведение рекомендациями центра, а также от успешности работы заведения.
Отличительная черта британской модели управления высшим образованием – обилие и многообразие специализированных агентств-посредников. К ним относятся Агентство по обеспечению качества, ответственное за оценку качества курсов обучения, Агентство по статистике высшей школы, отвечающее за сбор статистических данных и недавно созданный Аналитический институт высшей школы, выполняющий исследования по заказу Правительства. Контролирующие функции возложены на Королевскую инспекцию [10].
Финансирование системы образования в Великобритании осуществляется за счет средств централизованного бюджета. В 2013 году на образование было выделено порядка 80,5 миллиардов фунтов стерлингов (4,186 трл рублей), в 2004 – 60 миллиардов фунтов стерлингов. 60% из всех средств идет на финансирование дошкольного, начального, среднего школьного образования.
Высшее образование платное и для своих граждан, и для иностранцев. Для последних - дороже. Студенты-граждане страны могут учиться в долг, который начинают отдавать лишь после получения диплома и устройства на работу с минимальной заработной платой в размере 21 тысячи фунтов в год. Если же этого не происходит, возвращать долг не нужно. В последнее время в парламенте все больше депутатов склоняются к тому, чтобы повысить стоимость обучения [9].
Система финансирования высшего образования Великобритании – это система «финансирования по формуле» (предполагающая распределение средств в зависимости от показателей приема студентов, трудоемкости и материалоемкости их обучения), основанная на ежегодных блок-грантах, которые составляют 80% выделяемых средств и распределяются Правительством через соответствующие Советы. Например, в 2003 г. Совет по финансированию высшего образования Англии распределил между английскими университетами 5,485 млн. фунтов, из них на преподавание было направлено 3,399 млн. фунтов, на исследования – 1,042 млн. Исследования дополнительно финансируются через Исследовательские Советы (так называемая «система двойной поддержки»).
По подсчетам Департамента
образования и
Именно финансирование стало рычагом воздействия на систему образования в период реформы. Начиная с 1980-х гг. Правительство проводит ряд мероприятий по сокращению расходов на университетское образование с целью более рационального использования средств. В период с 1989 по 1997 гг. финансирование в расчете на каждого студента упало на 36%. В 2003-2004 гг. расходы на высшее образование составили 7,5 млрд. фунтов (около 0,8% ВВП Великобритании).
Сокращение финансирования
помимо оптимизации расходов преследовало
несколько целей –
Исследования взаимодействия высшего образования и бизнеса показали дефицит вложений в инфраструктуру университетов приблизительно на 8 млрд. фунтов, из которых задолженность по инфраструктуре научных исследований составляет 3,2 млрд., по инфраструктуре педагогического процесса – 4,6 млрд.
Традиционно, фундаментальные научные исследования составляли основу британского академического образования. 8% всех научных публикаций в мире приходятся на Великобританию. Однако усиливающаяся конкуренция на исследовательском рынке потребовала от Правительства новых шагов в этом направлении. Предусматривается дальнейшее увеличение инвестиций в 2005-06 годах на 1,25 миллиарда фунтов, что по сравнению с 2002-03 годами составит приблизительно 30%. Предполагается также существенное увеличение поступлений капитала в университеты, общей суммой до 500 миллионов фунтов стерлингов для развития научной инфраструктуры.
Любопытная иллюстрация
– отказ значительного
Одного увеличения финансирования недостаточно для достижения финансовой устойчивости университетов. В качестве средств реализации данной задачи Департаментом образования называются «формирование собственных фондов» и «более тесное сотрудничество с бизнесом». Особое внимание при этом уделяется развитию собственно университетских корпораций. Так, в течение 2001 года, университеты создали на своей базе 175 новых компаний. Среди них – инновационные компании, вроде Ecertec на базе Университета Лидса, которая нацелена на создание новых материалов для авиационной промышленности.
Особая роль в стратегическом развитии исследовательской составляющей деятельности университетов отводится Фонду Инноваций в Высшем Образовании. Этот фонд образует постоянный третий поток финансирования наряду с фондами финансирования учебного процесса и научных исследований. Данная структура будет дополнена системой научно-исследовательских налоговых кредитов, которые должны поддержать вклад коммерческих предприятий в научные исследования. Правительство обещает увеличить размер Фонда с 80 миллионов фунтов в 2004–05 годах, до 90 миллионов фунтов в 2005–06 годах [3].
На сегодняшний день существуют
две противоположные оценки системы
образования Великобритании. Согласно
одной из них, британская модель представляет
собой типичный пример болонской
образовательной системы и
Несмотря на очевидное противоречие двух данных оценок, они отражают значимые аспекты британской системы образования. Попытаемся выделить достоинства данной системы:
Информация о работе Аналитический обзор системы образования в Великобритании