Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 05:57, курсовая работа
Процесс воспитания - это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.
Согласно одной из распространенных ныне концепций процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания - это саморазвивающаяся система, единица которой - развивающаяся воспитательная ситуация.
Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов. Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания - социологического, психологического, технологического, социально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования.
Введение 3
Глава 1. Воспитание как система. Сущность системного подхода к воспитанию
1.1 Особенности воспитательного процесса и его содержание 4
1.2 Системный подход к воспитанию и его идея 8
1.3 Воспитания 10
1.4 Принадлежности воспитания 12
Глава 2. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
2.1НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ
ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 14
2.1 Педагоги-новаторы и их концепции 16
2.2 Воспитательные подходы 19
2.3 Концепция насилия 20
Глава 3. Авторские концепции и авторские школы воспитания
3.1 Школы 23
3.2 Обобщение 28
Приложение 29
ЛИТЕРАТУРА 38
- учебная деятельность: квази чтение и квази письмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.
Школа-парк (М.А.Балабан)
Концептуальные положения
Особенности содержания
Содержание образования резко отличается от традиционного тем, что вместо казенного набора ЗУНов, предлагаемых программой, каждая парк-студия предлагает ученикам возможности умственного развития по своему предмету познания. А само предметное развитие рассматривается как локальное (хотя и сопряженное с другими сферами) углубление членораздельной организации мира. В парке-школе действует открытый набор всяких других, менее академических, но не менее актуальных для развития студий (от кухонных, авторемонтных и столярных до торговых, спортивных и компьютерных), для того чтобы профессионально выполнять те образовательные функции, которые испокон веков выполнял весь конгломерат автономных видов семейного, трудового и даже уличного ученичества.
Сахновская школа (А. А. Захаренко)
Воспитательная система сельской школы имеет определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением (отдаленностью от культурных центров), спецификой учебно-воспитательного процесса, численностью и составом педагогов и учащихся, наличием учебно-методической базы и др.
При создании воспитательной системы сельской школы следует учитывать малочисленность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, многочисленные и постоянные контакты сельской школы с социумом.
Идея воспитательных центров в школе
Идея воспитательных центров в школе состоит в создании и разработке их технологий. Такими центрами стали: школьное здание с его кабинетами, рекреациями; школьный двор с дорожками, клумбами, фонтаном, скамейками для отдыха; зеленые уголки классов.Центры предусматривают целенаправленное воздействие на личность и активное участие каждого педагога и школьника в работе.
Идеи средового подхода
Смысл идеи средового подхода состоит в воспитании грамотного, творческого, интеллигентного труженика села в условиях школы и социума. Исходя из особенностей среды и поставленных задач и создавались ведущие воспитательные центры, на развитие которых направлялись усилия педагогов, школьников и родителей. Например, краеведческий музей стал одним из самых социально значимых центров села. В экспозициях музея отражены история села, его далекое прошлое и настоящее, его быт и культура, судьбы его жителей.
Основополагающей идеей воспитательной системы А.А. Захаренко является систематический, совместный, созидательный, творческий, социально значимый труд. Все, что есть в школе и вокруг нее, сделано руками самих ребят, их родителей и учителей.
Цели воспитательной системы
Школа для всех или Школа Ямбурга (Е. А. Ямбург)
Учебная платформа
Школа, известная по имени ее директора и разработчика адаптивной модели образования . В советские времена эксперимент по созданию учебного заведения, способного подстроить стандартизованную и прямолинейную систему школьного обучения под ребенка, проводился фактически тайно. Нужны были разные методики обучения, рассчитанные на разные категории учеников. Опыт зарубежных коллег изучался подпольно и так же подпольно внедрялся в практику.
Гибкий подход, декларируемый адаптивной школой, - это возможность постоянно выбирать. В том числе и приемы обучения. Скажем, в вальдорфских школах учатся только по вальдорфским канонам, в школе Амонашвили - в соответствии с одноименной методикой. А здесь педагогический инструментарий может быть любым. Главное - чтобы он подходил детскому коллективу.
3.2 Обобщение
Анализ рассмотренных выше концепций, а также названных в списке литературы, позволяет сделать некоторые общие выводы. Прежде всего обращает на себя внимание, что в представленных концепциях отсутствует общетеоретический подход к воспитанию как непрерывному процессу – от дошкольного до послевузовского. Это подтверждается тем, что большая часть концепций относится к школьному образованию, гораздо меньшая – вузовскому и еще меньше – к дошкольному. Общим устремлением, объединяющим все концепции, является их ориентация на идею воспитания целостной личности, однако ядром этой целостности у разных авторов выступают разные ценности – Культура, Мир, Человек, Отечество и т.п. Слишком большой разброс мнений присутствует также в определении предмета воспитания: чувства, система социальных ролей, духовность, направленность на успех и др.
Однако несмотря на эти рассогласования, необходимо признать, что проявление авторских воспитательных программ и концепций символизирует собой признание важности воспитания как социокультурного феномена и фактора, способного придать современному образовательному процессу новое качество.
В заключении приведем слова известного
историка и культуролога Д.С. Лихачев:
«Я мыслю себе XXI век развития гуманитарной
культуры, культуры доброй и воспитывающей...
Образование, подчиненное задачам воспитания,
разнообразие средних и высших школ, возрождение
чувства собственного достоинства, не
позволяющего талантам уходить в преступность,
возрождение репутации человека как чего-то
высшего, которой должно дорожить каждому,
возрождение совестливости и понятия
чести – вот в общих чертах то, что нам
нужно в XXI веке».
Приложение
Авторские системы воспитания
Современные воспитательные концепции
Системное построение процесса воспитания |
Системно-ролевая теория формирования личности |
Воспитание как педагогический компонент социализации |
Формирование образа жизни, достойной Человека | |
Авторы |
Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, В.А. Караковский «Воспитание? Воспитание... Воспитание!» |
Н.М.
Таланчук |
М.И.Рожков, Л.В. Байбородова, О.С.Гребенюк, С.Л. Паладьев и др. «Организация воспитательного процесса в школе» (2000г.) |
Н.Е. Щуркова «Образ жизни, достойной Человека и его формирование у школьника» и др.* |
Понятие «воспитание» |
Воспитание - целенаправленное управление процессом развития личности |
Воспитание - процесс человековедения, протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей * |
Воспитание - педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека * |
Воспитание - целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребёнка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нём и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека * |
Цели воспитания |
Цель
- всестороннее гармоничное развитие личности
Принципы:
|
Цель - формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей ** |
Цель
-
|
Цель
- личность, способная строить свою жизнь,
достойную Человека.
|
Содержание воспитания |
Основа содержания: общечеловеческие ценности (Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир) Пути реализации:
|
Основа содержания: совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребёнку в том или ином возрасте * |
Содержание воспитания должно обеспечить развитие всех сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной. * |
Основу содержания составляют три направления: философическое, * диалогическое, * этическое воспитание * |
Механизм реализации |
Функционирование воспитательной системы Воспитательная система - это сложное социально-педагогическое образование, включающее в себя комплекс взаимосвязанных компонентов: цели, деятельность, субъекты деятельности, отношения, освоенная среда, управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему. |
Использование форм и методов социального наследования через оказание педагогической помощи учащимся в освоении и выполнении социальных ролей. Система воспитательных функций:
Методы воспитательной деятельности = функциям* |
Формы, методы и приёмы воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся; их правильный выбор (см. таблицу) |
Постепенное, пошаговое движение:
|
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса |
Критерии факта:
Критерии качества:
|
Критерии - это показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему социальных ролей Критерии воспитанности производны от социальных ролей: сколько социальных ролей, столько и критериев* |
Нецелесообразно использовать единые для всех ОУ критерии и показатели. Должны быть конкретными, доступными для измерения, понятными для детей и взрослых. Важные компоненты:
|
Главный критерий - воспитанность учащихся, три главных основания... могут выполнять роль показателей воспитанности
|
Воспитание ребёнка как человека культуры |
Педагогическая поддержка ребёнка и процесса его развития |
Самовоспитание школьников |
Воспитание на основе потребностей | |
Авторы |
Е.В.Бондаревская «Педагогика: личность в гуманистически ориентированных теориях и системах воспитания» (1999г.) |
О.С. Газман Газета «1 сентября» №119 1995г. «Потери и обретения в воспитании после 10 лет перестройки» Н.Б.Крылова, Т.В.Анохина, С.М. Юсфин «Классный руководитель» 2000г. №3 |
Г.К. Селевко «Руководство по организации самовоспитания школьников» |
В.П.Созонов «Организация воспитательной работы в классе» (2000г.) |
Понятие «воспитание» |
Воспитание - процесс помощи ребёнку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. |
Воспитание - специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. Педагогическая поддержка - превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем. |
Самовоспитание - процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности. |
Воспитание - деятельность педагога, направленная на создание Психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:
|
Цели воспитания |
Цель - целостный человек культуры. (ядро такой личности - субъектность) Человек культуры - свободная личность* Человек культуры - гуманная личность* Человек культуры - духовная личность* Человек культуры - творческая и адаптивная личность* Цель конкретизируется в личностном образе ребёнка. (принципы*****) |
Цель - идеал Цель - дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные условия. Нормы поддержки (8) |
Цель - воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещённого, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своём профессиональном деле, способного к постоянному самосовершенствованию. Принципы *(зачитать) |
Цель - обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащегося. Принципы:
|
Содержание воспитания |
Основа содержания: субъективный опыт личности с его ценностями и смыслами, умениями и способностями, социальными навыками и способами поведения. Компоненты л-го опыта:
|
Основа содержания: базовая культура личности, включающая в себя оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой. Приоритетные направления базовой культуры:
|
ЗУНы, позволяющие вести ребёнку работу по самопознанию, самоутверждению, самореализации. Они приобретаются в учебной и внеклассной деятельности, в процессе которой создаются социальные ситуации - пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекватных способов поведения. Благодаря этому формируется потребность и способность осуществлять работу по самосовершенствованию. |
Содержание воспитания должно служить целям жизни воспитанника и быть связано со становлением мотивационно-потребностной сферы личности ребёнка. |
Механизм воспитания |
Воспитание - процесс субъект-субъектного взаимодействия. Ключевые слова - педагогическая помощи и поддержка. Компоненты технологии личностно-ориентированного воспитания:
|
Взаимосвязанные действия педагога и ребёнка, выполняемые на 5 этапах:
«Воспитание без желания самого ребёнка совершенствовать себя невозможно» (О.С. Газман)
|
Технология самовоспитания: Теория, Практика, Методика. (см. схему) |
Необходимость знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности ребёнка; осознавать, что каждому этапу личностного развития соответствует:
Учёт ведущих для данного возраста потребностей: Младших школьник - психологический комфорт, игра; Средний школьник - самоутверждение; Старший школьник - поиски себя, философствование, мечты. |
Критерии и показатели эффективности |
Критерии воспитанности:
Вместо модели выпускника - образ свободной духовной личности, ориентируемый на ценности мировой и национальной культуры. |
Критерии результативности воспитательного процесса:
|
Постоянно действующий режим диагностики и самодиагностики. Применяется 100-бальная шкала измерения методов педагогического наблюдения. |
Два пути оценивания результатов воспитательной деятельности:
|
ЛИТЕРАТУРА
Информация о работе Анализ авторских подходов к содержанию воспитания