Анализ форм, видов, причин девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - анализ форм, видов, причин девиантного поведения и профилактики агрессии у подростков
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Рассмотреть проблемы детей с девиантным поведением и их психологические особенности.
3. Обобщить опыт работы по профилактике девиантного поведения, в политехническом колледже

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. НАУЧНО ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1. История изучения девиантного поведения………………..
1.2. Девиантное поведение в подростковой среде……………..
1.3. Основные формы подростковой девиации…………………
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ СКЛОННЫМИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
2.1. Организация исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

девиантное поведение.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

- пьянство способствует  созданию криминальной ситуации;

- пьянство является способом вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, организаторами которой выступают взрослые.

Выделим основные причины алкоголизации подростков.

1. Алкоголь как  средство самоутверждения. Одна  из причин пьянства подростков  — усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом и юношеском возрасте считается символом мужественности, состоятельности.

2. Алкоголь как  реклама. Привлекательность для  подростков спиртных напитков  усугубляется популяризацией употребления  алкоголя в кино, телевизионных передачах, рекламных роликах и проспектах.

3. Алкоголь как  времяпрепровождение. В связи  с резким уменьшением числа  внешкольных детских и юношеских  учреждений, падением престижа деятельности  общественных организаций, завышенной платой за всевозможные дополнительные образовательные услуги (обучение музыке, танцам и т. д.) большинство подростков испытывает избыток свободного времени. Употребление алкоголя становится чуть ли не основным смыслом жизни.

4. Алкоголь как  компенсация психических отклонений от нормы. Психологической предпосылкой развития алкоголизма у детей часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности.

5. Алкоголь как  иллюзорная реальность. Некоторые подростки употребляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний.

2. Наркомания  как форма проявления девиантного  поведения подростков.

Известно, что  наркомания — это пристрастие  к веществам, вызывающим состояние  эйфории. Эти вещества различны как по составу, так и по действию на организм человека. Злоупотребление ими наносит вред, как индивиду, так и обществу в целом.

По статистическим данным в России число наркоманов перешло 7% и составляет более 10 млн. человек. В России уже нет людей не сталкивавшихся с наркотиками: либо они пробовали их сами, либо их друзья, знакомые, родственники, либо им предлагали наркотики.

Вопросы формирования наркотической зависимости в  подростковом возрасте привлекают к  себе все более пристальное внимание специалистов различных областей, так как количество подростков, втянутых в наркоманию, возрастает с каждым годом. Кроме того, известен тот факт, что лишь незначительная часть несовершеннолетних, страдающих наркоманией, обращается за помощью самостоятельно, в то время как 5-7% от всех подростков уже имеют опыт хотя бы разового употребления наркотиков.

Употребление  наркотических веществ стало  серьезной молодежной проблемой, которая  характеризуется:

- массовым увеличением  злоупотребления наркотическими препаратами среди детей и подростков, причем у подростков влечение к наркотику очень долго остается психическим;

- «омоложением»  контингента лиц, употребляющих  наркотические средства, до возраста 13-14 лет;

- переходом  от «легко доступных» психоактивных веществ, какими являлись в 80-х годах транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли, к таким дорогостоящим и престижным наркотикам, как кокаин, героин, «экстази», наносящим более разрушительное действие на организм подростков, вызывающим быстрое привыкание к наркотикам и приводящим к деградации личности;

- изменением  социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотические  препараты. Если еще лет пять  тому назад это были дети  из неблагополучных семей, где  ведущими были такие асоциальные  факторы, как пьянство или криминальность родителей, жестокие внутрисемейные отношения, то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных семей с высоким достатком.

Подростковая  наркомания обладает целым рядом  специфических особенностей, а также тенденций к злокачественному течению. Подростковые наркомании сложны для диагностики, лечения, социальной реабилитации. Они требуют длительной лечебной и реабилитационной работы по реконструкции личности подростка, восстановлению утраченных социальных связей.

3. Проституция  как форма проявления девиантного  поведения подростков.

Проституция (вступление в половую связь за плату) —  это одна из разновидностей половой  деморализации, другими проявлениями которой считаются вступление в  половую связь лиц, не достигших половой зрелости, вступление в случайные половые связи, беспорядочная половая жизнь.

Различные виды деморализации в сфере полового поведения несовершеннолетних особенно распространены среди девочек, о  чем свидетельствует количество дефлорированных девочек 12-13 летнего возраста, число обращений несовершеннолетних по поводу производства аборта, распространение среди них венерических заболеваний.

Говоря о  детской и подростковой проституции, все немногочисленные научные отечественные  источники рассматривают в качестве основного объекта сексуальной деятельности девочку-проститутку, замалчивая, что в обществе существует и другой вид детской проституции — гомосексуальная проституция. При этом мальчики могут оказывать платные сексуальные услуги в качестве «профессионалов», для которых это занятие является постоянным и основным источником заработка; «мальчиков по вызову», подрабатывающих таким образом; «мальчиков на подхвате», которые время от времени получают доход от оказанных ими услуг.

Таким образом, на сегодняшний день подростковую проституцию необходимо рассматривать, прежде всего, как острейшую социальную проблему, как один из видов социальной патологии, который выделяется по следующим признакам: отдача себя многим лицам; отдача себя за вознаграждение; полное равнодушие к личности получающего сексуальные услуги.

4. Преступность  как форма проявления девиантного  поведения подростков.

Преступность  несовершеннолетних и молодежи во всем мире является одной из самых актуальных социальных проблем. Рост такой преступности характерен, прежде всего, для развитых капиталистических стран. К основным причинам преступности несовершеннолетних и молодежи западные специалисты относят безработицу среди молодежи, неуверенность молодых людей в будущем, неудовлетворенность современным способом управления обществом.

Мотивы совершения преступлений. Тяжелое материальное положение сокращает возможности  подростков для удовлетворения своих  интересов и желаний, что часто  толкает несовершеннолетних на совершение преступлений. Недостаток средств для приобретения каких-либо вещей они восполняют противоправным способом.

Для несовершеннолетних осужденных характерны такие преступления, как изнасилования, кражи, грабежи, разбои, убийства, телесные повреждения, нарушения правил безопасности движения, вымогательство, угон автотранспортных средств. Мотивами совершения корыстных преступлений являются следующие побуждения: желание завладеть ценной вещью, потребность иметь собственные деньги для приобретения вещей, радиоаппаратуры, мотоцикла и т. д. В основе этих преступлений лежит желание не отстать от моды, иметь то же, что и сверстники, хотя и добытое преступным путем. Наиболее распространенные мотивы совершения насильственных преступлений: жажда мщения, проявление «мужских» качеств, «закалка воли», «рисковать и ничего не бояться», «не быть белой вороной». В числе мотивов рецидивов (повторных преступлений) встречаются такие, как «пострадавшие не оказывали сопротивления», «появилось чувство уверенности», «хороший сбыт похищенного», «руководство опытного вожака».

Часть подростков, совершая преступление, расценивает  это как озорное действие. Они  не видят грани, где нарушение  переходит в преступление. Подавляющая  часть из последней категории  правонарушителей расценивают свое нарушение как проявление отваги, силы и смелости.

5. Агрессия как  форма проявления девиантного  поведения подростков.

Очевиден тот  факт, что агрессия и противоправное поведение взаимосвязаны. Действительно, противозаконные действия по большей части сопровождаются агрессивными действиями. Это могут быть корыстные преступления, в которых агрессия носит инструментальный характер, т.е. служит достижению каких-либо целей (убийство для получения жилплощади, физическое насилие при ограблении, угрозы с целью вымогательства денег). В случае других, насильственных, преступлений непосредственно проявляется враждебное поведение. Насилие в целом как наиболее опасная форма агрессивного поведения запрещается законом и контролируется государством.

Агрессивные подростки, нарушающие законы, не доверяют окружающим, избегают ситуаций, в которых могут оказаться в эмоциональной зависимости. Они менее доброжелательно относятся к сверстникам, часто смешивают секс и агрессию, практически не чувствуют вины за агрессивное поведение. Они во многом напоминают маленьких детей, чьи импульсы подчиняются больше внешним, а не внутренним ограничениям. Такие подростки действуют практически во вред себе, потому что в результате своих действий еще более лишаются привязанностей и попадают под жесткий контроль представителей власти, к которым не испытывают ни доверия, ни уважения. Тем не менее, в условиях жестко регламентированного внешнего контроля (заключения) они нередко чувствуют себя комфортно, порой даже более чем на свободе.

6. Суицидальное  поведение как форма проявления девиантного поведения подростков.

Самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») — это  умышленное лишение себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.

Суицидальное  поведение - осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни.

Самоубийства  подростков встречаются существенно  чаще, чем у детей, причем лишь немногие из них достигают своей цели. Частота законченных суицидов подростков не превышает 1 % от всех суицидальных действий. Суицидальное поведение в этом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе — шантажа. Зачастую лишь у 10 % подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90% — это крик о помощи. В группе подростков возрастает роль психических расстройств, например депрессии. К признакам депрессии присоединяются чувство скуки и усталости, фиксация внимания на мелочах, склонность к бунту и непослушание, злоупотребление алкоголем и наркотиками.

В целом можно  говорить о значительном влиянии  на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. Другим чрезвычайно важным фактором, к сожалению относительно мало изученным, выступает влияние подростковой субкультуры. Так, в ответ на сообщения в СМИ в 1999 г. о самоубийстве Игоря Сорина, лидера молодежной поп-группы «Иванушки интернешнл», несколько девочек-подростков последовали примеру своего кумира.

После 14 лет  суицидальное поведение проявляется  приблизительно одинаково часто  и у девушек и у юношей. В  подростковом возрасте суицидальное поведение  нередко связано с интимно-личностными  отношениями, например несчастной любовью. Как группа, молодые люди склонны к депрессии. Степень депрессии часто является показателем серьезности суицидальной угрозы. 

Таким образом все эти данные помогают более глубоко и детально разобраться в причинах отклоняющего поведения у подростков и разработать наиболее эффективные методы работы с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ СКЛОННЫМИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

 

2.1. Организация исследования

 

Проанализировав теоретические вопросы первой части курсовой работы, нами был разработан исследовательский комплекс, направленный на диагностику обучающихся, воспитывающихся в неполной семье. В качестве исследовательской площадки была выбрана средняя общеобразовательная школа.

Теоретические положения первой части курсовой работы будет являться основой нашего исследования.

Первым этапом исследовательской  работы будет  диагностика детей, воспитывающихся в неполных материнских  семьях, в ходе которой будут выявлены основные проблемы социализации детей из неполных семей.

  • состояние психологической неустойчивости ребенка (высокая тревожность, проявления различных видов агрессивных реакций, неадекватная самооценка);
  • нарушение детско-родительских отношений.

Это обусловит  разработку и апробирование программы деятельности специалиста по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей. Данная программа будет носить комплексный характер и направлена на работу с детьми, родителями, педагогами и включает в себя несколько направлений по реализации программы: диагностическое, коррекционное, образовательное.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Безруких М. М. Все цвета кроме черного.- М.: «Вентана-Граф», 2002

2. Вострокнутов Н. В., Харитонова Н.К Семья и дети. – М.: «Вариант», 2003 3. Дом, где исцеляются души. Под редакцией Тростанецкой Г.Н.,- М.: «Образование-культура», 2003. 
4. Макеева А. Г.- «Не допустить беды». М., «Просвещение» ,2004. 
5. Панков Д.Д., Румянцев А.Г. «Медицинские и психологические проблемы школьников-подростков: разговор учителя с врачом», М.: «АПК и ПРО», 2003. 
6. «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними в общеобразовательной среде»,под ред. Шипицыной Л.М., М.: «Образование-культура», 2003.  
7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003. Ст. сб./ Госкомстат России. - М., 2003.  
8. «Руководство по реабилитации несовершеннолетних»,под ред. Валентика Ю.В.- М.: «Генжер» 2002.  
9. «Чтобы подросток не вырос подранком» , под ред. Тростанецкой Г.Н., М.: «Эфлакс», 2003. 
10. Хасан Б.И., Дюндик Н.Н. и др. «Образование в области профилактики аддиктвных форм поведения».- М.: «Просвещение»,2001 . 
11. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л. «Наркоситуация в молодежной среде». М.: «Генжер» , 2003. 
12. Айхорн А. Трудный подросток. М., 2001. 
13. БандураА., Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999. 
14.БэронР., РичардсонД. Агрессия. СПб., 1999. 
15. КаминерА.М., МайороваЕ.А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодежи. М., 2003.

Информация о работе Анализ форм, видов, причин девиантного поведения