СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА
1. Анализ теоретических источников
исследования открытой ринолалии………………………………………………………………………….5
1.1 История изучения ринолалии,
обусловленной врожденными расщелинами
губы и неба………………………………………………………...5
- Строение речевого аппарата
в норме и при патологии…………………...13
- Причины нарушения речи при
открытой органической врожденной ринолалии……………………………………………………………………16
- Психолого-педагогическая характеристика
детей с открытой ринолалией ( физическое,
речевое и психическое развитие)…………………………...17
ГЛАВА
2. Сравнительный анализ методик
логопедической работы по преодолению
открытой органической ринолалии, обусловленной
врожденными расщелинами губы и неба………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...38
ВВЕДЕНИЕ
В отечественной и зарубежной
литературе среди речевой патологии выделяют
ринолалию, как одну из сложных клинических
форм. Ринолалия – нарушение тембра голоса
и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими
дефектами речевого аппарата. При ринолалии
наблюдается назализованный тембр голоса,
артикуляция и фонация существенно отличаются
от нормы.
В России разработкой методологических
приемов по ринолалии занимались Е.Ф. Рау,1933г.,
Ф.А. Рау, 1933г., З.Г. Нелюбова ,1938г., В.В. Куколь,
1941г., А.Г. Ипполитова, 1955г., 1963, С.Г. Таптапова,
1963г., Т.Н. Воронцова, 1966г., Н.Н. Сереброва,
1969г., Л.И. Вансовская, 1977г., И.И. Ермакова,
1980г, 1984.
В коррекционной работе важно
знать специфику логопедического воздействия.
При осуществлении коррекционной работы
требуется особый психологический и педагогический
подход к детям, а также образование единого
коррекционно-образовательного пространства
вокруг каждого ребенка - ринолалика.
Влияние многократных хирургических
вмешательств при ринолалии, а также соматическая
ослабленность ребенка приводят к его
повышенной истощаемости, снижению работоспособности,
активности и выносливости. Только правильное
распределение лечебной и учебной нагрузки
позволит ребенку без лишнего напряжения
и утомления выполнить все задачи, стоящие
перед ним. Поэтому эффективность коррекционной
работы в большой степени зависит от четкой
организации совместной работы логопедов,
врачей и других специалистов.
Актуальность данной работы состоит в том,
что в настоящее время формирование навыков
правильной речи имеет большое значение,
поэтому очень важен поиск наиболее эффективных
форм работы.
Цель – анализ эффективных методик
преодоления нарушения речи при открытой
ринолалии.
В соответствии с поставленной
целью предстоит решить следующие задачи:
1. Проанализировать специальную
литературу по проблеме.
2. Изучить особенности
физиологии, анатомии, речи и психики
детей с открытой органической
врожденной ринолалией.
3. Изучить и проанализировать
методики логопедической работы
по преодолению открытой органической
врожденной ринолалии.
Предмет – система логопедического
воздействия при устранении недостатков
речи у детей с врожденными анатомо-функциональными
нарушениями, вызванными открытой ринолалией.
Объект
- особенности нарушения речи у детей с
открытой ринолалией, обусловленной врожденной
расщелиной речевого аппарата.
Глава 1. Анализ теоретических
источников исследования открытой ринолалии
1.1 История изучения
ринолалии, обусловленной врожденными
расщелинами губы и неба
История изучения ринолалии
претерпела длинный и тернистый путь развития,
в который включались врачи, психологи,
дефектологи.
Первые работы по ринолалии
написаны врачами. Их усилия были направлены
на полное оперативное восстановление
небного свода, чтобы вновь образованная
небная занавеска (мягкое небо) была достаточно
длинной и подвижной и могла бы соприкасаться
с задней стенкой глотки, изолируя полость
рта от полости носа. Считалось, что достижение
этого эффекта обеспечит возможность
произвольного замыкания прохода между
носоглоткой и носом и создаст предпосылки
для устранения носового оттенка в речи
или устранит его полностью.
Н. И. Пирогов (1844), Н. В. Воронцовский
(1875), П. Субботин (1894), М. И. Пайкин (1936) в
своих работах обсуждали вопрос о том,
в какой степени размеры неба способны
видоизменяться под влиянием оперативных
мероприятий; какие показатели размеров
неба благоприятствуют наиболее успешной
логотерапии при гнусавости.
Ученик Н. И. Пирогова Н. В. Воронцовский
в 1870 г. сообщал, что периостальная уранопластика
сделала самый замечательный шаг вперед
на пути к восстановлению нормальной речи.
Он считал причиной сохранения гнусавости
после уранопластики вторичное укорочение
мягкого неба, напряжение его по ширине
и недостаточность подвижности.
Однако, по его мнению, при ежедневном
правильном упражнении в произношении,
в чтении еще лучше, если возможно, под
наблюдением опытных руководителей в
училищах глухонемых, речь мало-помалу
становится внятнее.
Несмотря на достигнутые хирургами
успехи в коррекции анатомического дефекта
ротовой полости, никому из них не удалось
получить положительных результатов фонетического
оформления речи только с помощью оперативного
вмешательства. Становится общепризнанным,
что уранопластика сама по себе не ликвидирует
назального звучания в речи ринолаликов.
А. А. Лимберг отмечал, что хирург
должен реально представлять ту роль,
которая выпадает на его долю в деле лечения
щелинной деформации и преодоления дефекта.
Задача хирургического лечения — возможно
полное восстановление формы и величины
деформированных органов без нарушения
возможности нормального развития их
функции. Исправление извращенной и недостаточной
функции органа (особенности функции речи)
лишь редко и случайно дается само собой.
Хирургическое лечение только
строит стенки и клапаны как бы музыкального
инструмента речи. Окончательная отделка
и настройка этого инструмента и обучение
игре на нем лежит на ряде других дополнительных
методов лечения, как то: ортопедическом
лечении, ортодонтии и логопедии.
Большой вклад в изучение ринолалий
и стимуляцию развития логотерапии внесли
зарубежные специалисты.
Так, Лемонье, Б. Лангбек, Макуэн,
Кез и др. (начало XX в.) усовершенствовали
хирургическое лечение расщепления неба
и постоянно подчёркивали, что обучение
дает подросткам и взрослым для внятности
речи больше, чем хирургическое вмешательство.
В ходе постепенного медицинского
и педагогического изучения сущности
дефекта и возможностей его преодоления
выработались два направления в педагогических
методах устранения нарушений речи при
открытой гнусавости.
Одно из них — немецкое, — принятое
в Германии и в ряде других стран (Г. Гуцман,
1924; Г. Арнольд, 1959; М. М. Ванкевич, 1926; В.
А. Каретникова, 1927; М. Е. Хватцев, 1931, 1959).
Оно исходит из принципа первоначальной
иррадиации возбуждения, вызываемой сильными
раздражителями, благодаря которой в комплексную
деятельность нормальных речедвигательных
органов вовлекаются дефектные органы
(мягкое небо и др.). Применяемые упражнения
частично носят напряженный, силовой характер.
В немецкой школе логотерапевтические
мероприятия предполагалось сочетать
с применением электро- и вибромассажа,
после чего вводились занятия по артикуляционному
и дыхательному тренингу. Первые 2—3 месяца
больные должны были использовать фальцетный
голос, далее они переходили к овладению
грудным голосом.
Второе направление, условно
называемое французским, базируется на
постановке правильного дыхания и голоса.
(С. Борель-Мезони, 1929; В. Ведю, 1929). Это направление
основывается на физиологически естественных,
ненапряженных дифференцировках речевых
движений, преимущественно дыхательных.
Представители обоих направлений
исходили из необходимости достижения
произвольного замыкания небно-глоточного
затвора, что возможно при обеспечении
подвижности небной занавески, смыкании
валика Пассавана с небной занавеской
(мягким небом).
Наиболее ярким выразителем
немецкого направления является проф.
Г. Гуцман. В разработанной им методике
предлагается конкретная система упражнений
для улучшения небно-глоточного затвора.
Он рекомендует проводить речевую тренировку
с применением обтуратора или носового
зажима.
Смыкание небной занавески
с валиком Пассавана и вследствие этого
улучшение небно-глоточного затвора достигается
при накладывании обтуратора или зажимании
крыльев носа, так как в это время образуется
сильное давление во рту, которое способствует
подъему небной занавески кверху. В основе
речевых упражнений — использование голоса
повышенной громкости.
Продуктивность громкого произношения
обусловливается тем, что при громкой
речи имеет место сильная иннервация всех
внутренних частей ротовой полости; при
этом повышается активность небной занавески.
Речевые упражнения рекомендуется
начинать с тренировки в произнесении
сочетания ana, в котором первый звук а произносится голосом обычной
высоты и силы, а сочетание па сильнее, причем второй звук а «выталкивается» с особой силой
и более высоким голосом. Аналогично отрабатывается
произношение других гласных звуков. Постепенно
переходят к произношению отработанных
сочетаний звуков без обтуратора или носового
зажима. Определенный минимум упражнений,
по словам Г. Гуцмана, пациент должен проделывать
ежедневно в течение всей своей жизни.
Принцип первоначальной иррадиации
возбуждения отражен в ряде других работ.
Так, Бейсс предлагает в работе с ринолаликами
использовать акцентуированный шепот,
так как такой шепот требует точного функционирования
затвора небной занавески и, следовательно,
улучшает его.
Фрешельсом предложен толчкообразный
метод устранения дефекта речи. При таком
методе работы одновременно с энергичной
фонацией или произнесением коротких
звуковых сочетаний производятся резкие
толчкообразные направления движения
крепко сжатых кулаков, поднятых до уровня
груди. Предполагается, что развиваемая
при этом энергия иррадирует на все работающие
в этот момент мускулы и заставляет их
производить добавочную работу, ведущую
к развитию и укреплению небного затвора.
Методика М. Е. Хватцева. Принципы немецкой школы на
основании личного опыта были модифицированы
М. Е. Хватцевым.
Изложенная им методика, обобщающая
практику многих специалистов, как отечественных,
так и зарубежных, даже в самых трудных
случаях дает положительные результаты,
но требует от логопеда высокого мастерства
и тонкого знания анатомии и физиологии
речевого аппарата, а от больных — напряжения
и прилежания. Он рекомендует сложный
комплекс упражнений для развития речевого
аппарата больного, большое количество
механических приемов работы.
Трудность этой методики и недостаточная
эффективность неоднократно подчеркивались
самим автором.
«Пройденный в 3—4 месяца курс
в особо тяжелых случаях не дает еще вполне
чистой (негнусавой) и отчетливой внятной
речи: на первых порах, несмотря на проделанную
звукосочетательную работу и закрепление
отдельных звуков в речи, вновь усвоенные
звуки живой речи тормозят и извращают
друг друга, часто совсем выпадают и заменяются
старыми установками и т.п.».
Французское направление с
некоторой модификацией развивалось в
ряде работ советских авторов (Ф. A. Pay, E.
Ф. Pay, З. Г. Нелюбова, Т. Н. Воронцова,А.Г.Ипполитова).
В этих работах указывалось
на необходимость логопедической помощи
при ринолалии как до, так и после операции.
Однако в большинстве случаев делался
акцент на послеоперационной работе и
лишь очень осторожно говорилось о возможности
дооперационных занятий.
В 1931 году был опубликован реферат
Ф. A. Pay «Дооперационные логотерапевтические
упражнения при врожденных небных щелях».
В этой работе рекомендовалось
вести занятия по воспитанию правильного
произношения в дооперационном периоде
по общепринятой методике постановки
звуков. Ф. A. Pay высказывал мнение, что воспитание
правильных артикуляций до операции труднее,
а неправильно воспитанные движения могут
осложнить логопедическую работу после
операции. В связи с этим он рекомендовал
очень осторожный подход к формированию
произношения при дооперационных занятиях.
В 1933 г. выходит в свет «Практическое
руководство по исправлению речи при различных
видах гнусавости» Е. Ф. Pay, в котором излагается
методика работы в одиннадцати занятиях.
Здесь делалась первая попытка дать краткую
последовательную методику логопедических
занятий с применением принципа воспитания
правильного произношения звуков при
зажатых крыльях носа.
В 1938 году была выпущена «Книга
по исправлению недостатков произношения»
З. Г. Нелюбовой с краткой методической
запиской, в которой было приведено восемь
разделов работы с больными и излагались
приемы воспитания речи при врожденных
расщелинах.
По сравнению с предыдущими
работами, З. Г. Нелюбова вводила много
новых приемов: массаж небной занавески,
специальные упражнения для небной занавески
(позевывание, глотание по нескольку капель
воды при запрокинутой голове, покашливание
при высунутом языке). Она уделяла много
внимания формированию голосовыдыхательной
струи и постановке диафрагмального дыхания.
Предлагалось также широко использовать
очень громкий голос, твердую атаку при
произношении звуков речи. Здесь впервые
отмечалась необходимость развития слухового
внимания ринолалика к своей речи и указывались
возможности предотвращения возникновения
тикообразных и хореических движений
мышц лица.
Таким образом З. Г. Нелюбовой
была представлена система речевых упражнений
при ринолалии.
Трудности логопедической работы
при ринолалии заставляли искать новые
пути воздействия на дефект. В 1952—1955 гг.
нами был обобщен опыт работы с такими
больными в статьях «Логопедические приемы
работы при открытой гнусавости и псевдобульбарном
параличе» (1952) и «Приемы логопедической
работы при открытой гнусавости» (1955).
Несмотря на успехи преодоления
дефекта, достигнутые многими логопедами,
методика логопедического воздействия
при ринолалии оставалась несовершенной.
Результаты работы часто не были достаточно
эффективными. В таких случаях больных
направляли на повторную операцию для
удлинения небной занавески.
Иногда они оперировались по
3—4 раза, но речь их так и оставалась дефектной.
В работах Т. Н. Воронцовой (1966)
была проведена дифференциация логопедического
воздействия после уранопластики у взрослых
больных. В зависимости от длины, подвижности
мягкого неба и развития глоточной мускулатуры
ею были выделены 3 группы больных и показана
специфика работы с ними. Прослеживалась
также последовательность и сочетание
применения логои физиотерапии, были определены
этапы воздействия и их содержание.
Изыскивая наиболее эффективные
пути преодоления дефекта, специалисты-логопеды
совместно с врачами обращались к новым
способам анализа дефекта. Так, логопедом
Н. И. Серебровой совместно с врачом Л.
В. Дмитриевым (1969) был применен метод рентгенографии,
позволяющий видеть динамику коррекционной
работы с детьми с ринолалией и прогнозировать
возможность полного восстановления функции
речи одними логопедическими приемами.
Применение этого метода показало,
что эффективность логопедической работы
зависит от ряда факторов: от подвижности
мягкого неба и задней стенки глотки, от
расстояния между задней стенкой глотки
и мягким небом, от ширины средней части
глотки.
Был предложен один из вариантов
логопедической работы при данном речевом
нарушении: на логопедических занятиях
больные обучались основным правилам
речевого выдоха. Он должен производиться
при напряжении небной занавески, опущенном
корне языка, возможно большем опускании
нижней челюсти. Одновременно с отработкой
правильного речевого дыхания методика
предусматривала коррекцию голоса и артикуляции
звуков.
Наблюдения Н. И. Серебровой
подтвердили предположения о том, что
для нормального звучания голоса не обязательно
полное смыкание мягкого неба с задней
стенкой глотки. Если расстояние между
мягким небом и задней стенкой глотки
меньше, чем расстояние между мягким небом
и спинкой языка, то в процессе обучения
можно получить речь без носового оттенка.
Таким образом, применение метода
рентгенографии в практике коррекции
дефектов произношения при ринолалии
позволило до начала занятий предвидеть
результаты коррекции речи и наметить
план работы. Учитывалось, что в процессе
занятий улучшается подвижность мягкого
неба, задней стенки глотки и незначительно
сокращается расстояние между ними.
История развития учения о ринолалии
показывает, что специалисты-логопеды
и врачи, предлагая определенные методики
устранения дефекта речи при открытой
ринолалии, стремились к образованию и
укреплению небно-глоточного затвора.
Для этого необходимо наличие небной занавески
достаточной длины и подвижности и возможность
смыкания с ней валика Пассавана. Существенное
значение имеет также соотношение расстояний
между мягким небом и задней стенкой глотки
и между мягким небом и спинкой языка.
В связи с этим в процессе логопедических
занятий необходимо работать не только
над созданием условий для укрепления
небно-глоточного затвора, но и учитывать
всю симптоматику ринолалий, в частности
дефектное положение языка в полости рта.
1.2 Строение речевого
аппарата в норме и при патологии
В норме небо – это образование,
которое разобщает полости рта, носа и
глотки. Оно состоит из твердого и мягкого
неба. Твердое небо имеет костную основу.
Спереди и по бокам его обрамляет альвеолярный
отросток верхней челюсти с зубами, а сзади
– мягкое небо. Твердое небо покрыто слизистой
оболочкой, поверхность которой позади
альвеол имеет повышенную тактильную
чувственность. Высота и конфигурация
твердого неба влияют на резонанс.
Мягкое небо является задним
отделом перегородки между полостями
носа и рта. Само мягкое небо представляет
мышечное образование. Передняя треть
его практически неподвижна, средняя наиболее
активно участвует в речи, а задняя – в
напряжении и проглатывании. При подъеме
мягкое небо удлиняется.
Мягкое небо анатомически и
функционально связано с глоткой. Вместе
они образуют небно-глоточный механизм,
участвующий в дыхании, глотании речи.
При дыхании мягкое небо опущено и частично
прикрывает отверстие между глоткой и
полостью рта. При глотании мягкое небо
натягивается, поднимается и приближается
к задней стенке глотки, которая соотвествено
движется навстречу и вступает в контакт
с небом. Одновременно сокращаются и другие
мышцы: языка, боковых стенок глотки, ее
верхнего сжимателя.
В процессе речи постоянно повторяется
очень быстрое мышечное сокращение, которое
приближает мягкое небо к задней стенке
глотки по направлению кверху и сзади.
При поднятии оно вступает в контакт с
валиком Пассавана. Движется мягкое небо
во время речи вверх и вниз очень быстро,
время открытия или закрытия носоглотки
колеблется от 0,01 до 1 сек. Степень поднятия
его зависит от беглости речи, а так же
от фонем, которые в данный момент произносятся.
Максимальное поднятие неба наблюдается
при произнесении звуков «а, с», а наибольшее
его напряжение при «и». Это напряжение
чуть уменьшается при « у » и незначительно
на «о, а, э».
В свою очередь объем полости
глотки меняется при фонации разных гласных.
Глоточная полость занимает наибольший
объем при произношении звуков «и, у», наименьший
при а и промежуточный между ними при «э, о».
При дутье глотании, свисте мягкое
небо поднимается еще выше чем при фонации
и закрывает носоглотку, в то время как
глотка суживается.
Существует так же функциональная
связь между мягким небо и гортанью. Она
выражается в том, что малейшее изменение
положения небной занавески влияет на
положение голосовых связок. А возрастание
тонуса в гортани влечет за собой более
высокий подъем мягкого неба.
При врожденной органической
открытой ринолалиии дефекты в строении
артикуляционного аппарата обуславливают
нарушение его функции.
Виды врожденных расщелин различают
по величине, форме, протяженности, расположению
(на губах, твердом, мягком небе).
Расщелины
Сквозные Изолированные
Односторонние Двусторонние
Полные Скрытые Неполные
I. Изолированные
расщелины.
1. Изолированная
полная расщелина губы – зубы и небо в
норме, захвачен нижний отдел носового
отверстия с повреждением кожно-хрящевого
отдела; бывает односторонняя (лево- или
правосторонняя) и двусторонняя.
- Неполная расщелина губы –
затронута часть губы, несращение по краю
губы, нет повреждений кожно-хрящевого
отдела носа.
- Изолированная полная расщелина
твердого неба – несращение доходит до
резцовой кости; бывает левосторонняя
и правосторонняя.
- Изолированная неполная расщелина
твердого неба – небольшого размера от
0,5 см; лево- и правосторонняя.
- Изолированная субмукозная
(скрытая) расщелина твердого неба – слизистая
оболочка твердого неба в норме, нарушена
костная ткань, расщелина обнаруживается
при пальпации.
Изолированные расщелины мягкого
неба: полная – расщелина доходит до твердого
неба, неполная – раздвоение маленького
язычка или небольшая расщелина мягкого
неба.
II. Сквозная расщелина
– несращение проходит сквозь
зубы, губы, альвеолярный отросток, твердое
и мягкое небо.
Сквозная двухсторонняя расщелина
– расщелины проходят по обе стороны межчелюстной
кости, ни с одной стороны нет срастания
неба с носовой перегородкой, при этом
резцовая кость продвинута вперед, и может
занимать горизонтальное положение, происходит
нарушение зубных рядов – неправильное
положение зубов, их избыток или недостаток.
Сквозная односторонняя расщелина
– одна из сторон срослась с носовой перегородкой.
1.3 Причины нарушения
речи при открытой органической врожденной
ринолалии
Врожденная органическая открытая
ринолалия возникает:
при врожденных расщелинах
лица, губ, твердого и мягкого неба;
при врожденном укорочении
мягкого неба.
Причины:
Недостаток или избыток микроэлементов
в обмене веществ у матери при беременности
(меди, марганца, особенно цинка).
Применение матерью во время
беременности лекарств, особенно в первый
триместр (жаропонижающие, антибиотики,
противосудорожных, переизбыток витамина
А);
Болезни, перенесенные матерью
в 1 половину беременности (грипп, паротит,
дизентерия, коревая краснуха, малярия,
брюшной тиф).
Взаимодействие с химическими
веществами в 1 половину беременности
(бензин, ядохимикаты, хлорная известь,
окись азота).
Психические травмы, потрясения,
стрессы у матери во время беременности.
Гинекологические болезни и
их медикаментозное лечение.
Эндокринные заболевания матери.
Возраст родителей
Число предшествующих прерываний
беременности
Плохое питание.
Облучение.
Критическими периодами воздействия
вредностей на формирование лица, верхней
губы и неба эмбриона являются от четырех
до восьми недель беременности, от четырех
до шести недель – расщелины лица от семи
до восьми недель – расщелины верхней
губы и неба.
1.4 Психолого-педагогическая
характеристика детей с открытой ринолалией
( физическое, речевое и психическое развитие)
Тяжесть нарушений речи у лиц
с ринолалией зависит от совокупности
структурных и функциональных изменений
и в немалой степени – от социально –психических
условий развития ребенка. Как правило,
целый ряд нарушений в костно-мышечном
аппарате речи: сужение верхней челюсти,
твердого неба, деформация верхнего ряда
зубов, изменения соотношения базисов
челюсти. Так же нарушаются нормальное
переплетение и тонус мышц неба и необходимое
их физическое натяжение. Мышцы значительно
ослабляются, питающие их сосуды суживаются,
что ведет к развитию рубцовой ткани. Слизистая
оболочка задней стенки глотки становиться
истонченной и атрофичной, при этом глоточный
рефлекс снижается. Вялость артикуляторного
аппарата (губ, нижней челюсти и языка)
проявляется в слабости круговой мышцы
рта, вплоть до невозможности удержать
губами самые мягкие предметы. При несращении
губы и неба вырабатывается целый ряд
приспособительных движений губ, носа
и мягкого неба. С их помощью дети, артикулируя
звуки, стараются помешать выходу воздуха
через нос. Затворы образуются на уровне
корня языка, голосовых связок, сжатием
и втягиванием крыльев носа. Постепенно
устанавливается патологическая связь
артикулярных движений с работой мимических
мышц. « Игра» мимических мышц особенно
выражена при произнесении смычных и щелевых
звуков. Речь сопровождается движениями
крыльев носа, бровей, сужением ноздрей,
сокращением лобных мышц и поднятием верхней
губы. Чем обширнее дефект, тем большие
нарушения претерпевает детский организм
в период своего развития.