Звук к представляет определенную
трудность для детей и не всегда получается
по подражанию, несмотря на упражнения
в покашливании. Поэтому может использоваться
механический способ постановки от звука
т.
Логопедические занятия в дооперационный
период предотвращают возникновение серьезных
патологических изменений в функционировании
органов речи. Одновременно подготавливается
активность мягкого нёба; нормализуется
положение корня языка; усиливается мышечная
деятельность губ; вырабатывается направленный
ротовой выдох. Тем самым создаются условия
для более эффективных результатов операции
и последующей коррекции.
Рано начатое логопедическое
воздействие уменьшает дегенеративные
изменения мышц глотки
После операции (через 15-20 дней)
многие специальные упражнения повторяются.
Основная их цель в этом периоде — развитие
эластичности и подвижности мягкого нёба
и выработка полноценного нёбно-глоточного
смыкания. В значительном числе случаев
возникает необходимость «растягивания»
мягкого нёба, так как оно может в послеоперационный
период уменьшиться в длину за счет рубцевания.
Для растяжения свежих рубцов
применяется прием, имитирующий проглатывание.
Одновременно проводится и массаж.
В послеоперационный период
необходимо развить подвижность мягкого
нёба, устранить неправильный уклад органов
артикуляции и подготовить произношение
всех звуков без назального оттенка.
Дети с ринолалией, посещающие
специальный детский сад, под руководством
логопеда овладевают правильным произношением
звуков. Занятия проводятся как в группе,
так и индивидуально. На индивидуальных
занятиях применяются специальные упражнения,
направленные на устранение специфических
для этой аномалии дефектов.
При составлении индивидуального
плана логопед должен придерживаться
следующих направлений: нормализация
звуковой стороны речи и устранение лексико-грамматического
недоразвития.
Включается ряд специальных
разделов:
Звуки, подлежащие постановке,
коррекции, уточнению или дифференциации.
Обращается внимание на нарушение собственно
артикуляции звуков и на степень назализации
при их произнесении.
Ритмико-слоговая структура.
Вычленяются трудности произношения звуков
в сложных позициях (типа ССГ), а также
в многосложных словах и в конце фразы.
Фонематическое восприятие
и состояние слухового контроля за собственной
речью.
В первом периоде обучения в
детском саду на индивидуальных «Занятиях
проводится уточнение произношения гласных
звуков а, э, о,
у, ы согласных я, я'; ф,
ф'; в, в'; т, т'; постановка и первоначальное
закрепление звуков: к, к ';
с, с'; г, г'; л, л'; б, б”
Во втором периоде озвучиваются
звуки: и, д, д”,
з, з”, ш, р.
В третьем периоде отрабатываются
звук ж,
аффрикаты и продолжается работа над уточнением
артикуляции пройденных ранее звуков.
Одновременно ведется интенсивная работа
над устранением назального оттенка.
Большое место отводится дифференциации
рото-носовых звуков: м - п; м'
- п'; н - д; н – т”; м - б; м' - б'.
В специальной школе для детей
с тяжелыми нарушениями речи специфические
дефекты устраняются на индивидуальных
логопедических занятиях.
В процессе коррекционной работы
над нормализацией фонетической стороны
речи необходимо контролировать эффективность
логопедической работы.
Предложенные Л. И. Вансовской
критерии дают возможность более четко
расчленить комплексные нарушения речи
при ринолалии и оценить коррекционное
воздействие по двум аспектам (устранение
назализации и дефектов артикуляции).
Установлены следующие оценки
речи:
Нормальная и близкая к норме,
т.е. сформировано звукопроизношение и
устранена назализация.
Значительное улучшение речи
- сформировано звукопроизношение, имеется
умеренная назализация.
Улучшение речи - сформирована
артикуляция не всех звуков, имеется умеренная
назализация.
Без улучшения - не сформирована
артикуляция звуков, сохраняется гиперназализация.
На результативность коррекционного
воздействия большое влияние оказывает
активное участие родителей в воспитании
нормальной речи у детей с расщелиной.
Среди некоторых факторов, оказывающих
влияние на результаты коррекции (возраст,
в котором сделана операция, ее качество,
возраст, в котором началось логопедическое
обучение, продолжительность обучения),
выделяется и фактор сотрудничества с
семьей ребенка.
Логопед инструктирует родителей
об используемых приемах коррекции и значительную
часть хорошо отработанных упражнений
рекомендует для систематического применения
в домашних условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Устранение патологической
назализации голоса при ринолалии, несмотря
на многообразие применяемых приемов,
представляет известную трудность. Определяется
она в первую очередь тяжестью дефекта
и характером хирургического вмешательства,
которое не всегда достигает хорошего
анатомического и функционального эффекта.
Восстановление тембра осложняется тем,
что при врожденных расщелинах твердого
и мягкого нёба страдает механизм голосообразования,
так как иннервация мягкого нёба влияет
на функцию голосовых складок. Коррекционная
работа требует воздействия на всю систему
голоса и речеобразования. Патофизиологические
исследования, выявляющие особенности
дыхания, фонаций и артикуляции у данного
контингента, расширяют представление
о структуре дефекта и позволяют выбирать
более обоснованные и целенаправленные
методы логопедической работы. Особенно
важными являются ранние профилактические
и комплексные коррекционные мероприятия,
которые могут ослабить развитие дефекта
и способствовать скорейшей социальной
реабилитации лиц с врожденными аномалиями
нёба.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ермакова И. И. Коррекция речи
при ринолалии у детей и подростков. -М.,
1986.-С.43.
2. Ипполитова А. Г. Открытая
ринолалия. - М., 1983.–С. 95.
3. Коррекционные возможности
массажа / Н. В. Дорох // Логопед. – 2004.-№3.
– С. 62-69.
4. Логопедия: Учебник для пед.
вузов / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской
С.Н. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС,
2003.-302с.
5. Основы логопедической работы
с детьми: учеб.пособие для логопедов-студентов
пед. Уч-щ / под общ. Ред. Г.В. Чиркиной.-[3-е
изд., испр.]. -М.: АРКТИ, 2005.
6. Психолого-педагогическая
характеристика детей с врожденной расщелиной
губы и неба / Т. В. Волосовец, Е.А. Соболева//
Практичская психология и логопедия. –
2006. - №2. – С.34-37.
7. Развитие фонематического
восприятия у детей с врожденными расщелинами
неба / Г.И. Соломатина// Логопед.- 2005.-№3.-С40-48.
8. Учебное пособие для студентов
педагогических институтов по специальности
«Дефектология»/Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева,
Е.М. Мастюкова и др.- М.: Просвещение, 1989.-528с.
9. Чиркина Г. В. Дети с нарушениями
артикуляционного аппарата. - М,1969.
10. Шабалина Т.И. Индивидуальные
логопедические занятия по формированию
фонетической стороны речи у детей с ринолалией
/ Т.И. Щабалина // Дефектология. - 2002.-№2.
11. Балабанова В.П., Богданов Л.Г.
и др. Диагностика нарушений речи
у детей и организация логопедической
работы в условиях дошкольного
учреждения. - СПб.: Детство-пресс.- 2000. –
С. 240.
12. Белякова СВ., Фролова Л.Е., Врожденные
пороки развития лица и челюстей: заболеваемость,
смертность, факторы риска.- Сб. Стоматология.-№5.-
1995.- С. 72-74.
13. Ботезагу Г.А. Врожденные расщелины
верхней губы и неба.- Кишинев: Штиница.-
1980. –С. 142.
14. Вансовская Л.И. Методы обследования
больных с открытой ринолалией. - М.: Просвещение.
- 1974. – С. 34-39.
15. Вансовская Л.И. Фонетические нарушения
и пути их устранения у больных с открытой
ринолалией. - Л., 1977. – С. 16.
16. Вансовская Л.И. Устранение нарушений
речи при врожденных расщелинах неба.-
СПб.: Гиппократ.- 2000. –С. 136.
17. Вильсон Д.К. Нарушение голоса
у детей. - М.:Медицина.- 1990. –С. 448.
Витвенская Н.О., Гончаков Г.В., Притыко
А.Г., Соболева Е.А., Корытько В.А. Коррекция
речи у детей с врожденной расщелиной
неба. Методические рекомендации №3. -М.:
НПЦ ЭМП.- 1998.-С. 12.
18. Волкова Л.С., Селиверстова
В.И. Хрестоматия по логопедии. М.:Владос.-
1997. – С. 120-162.
19. Волосовец Т.В. Воспитание и развитие
речи у детей с врожденными расщелинами
губы и неба. - М.: 2001.-С. 10.
20. Воронцова Т. Н. Основные пути профилактической
работы с детьми первого года жизни с врожденными
расщелинами губы и неба. - М: МГПИ.- 1982.
- С. 89-99.
21. Герасимова А.С., Королева И.В.: К вопросу
о разработке карт для логопедического
обследования пациентов с врожденной
расщелиной неба.- СПб.: Университет.- 2001.-
С. 240.
22. Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Ермакова
И.И., Таптапова С.Л. Фониатрия и фонопедия.-
М.: Медицина.- 1990. – С. 220-229.
23. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса
у детей и подростков. - М.: Просвещение.-
1996- С. 43.
24. Краузе Е.Н. Логопедия.- СПб.: Корона.-
2003. –С. 208.
25. Фролова Л.Е. «Врожденные
расщелины губы и неба» – М. 1973.
26. Селиверстова В.И. Понятийно-терминологический
словарь логопеда.- М.: Владос.- 1997. –С. 400.
27. Таптапова С.Л. Коррекционно-педагогическая
работа при нарушениях голоса. - М.: Просвещение.-
1984. –С. 110.
28. Хватцев М.Е Логопедия: Работа с
дошкольниками.- М.:Аст.-2002.-С. 168-174.
29. Чиркина Г.В. Нарушения речи при
ринолалии и пути их коррекции М.: Просвещение.-1987.
–С. 34.
30. Поваляева М.А. Справочник
логопеда. - Ростов- на- Дону: Феникс.- 2002.-С.
448.
31. Соболева Е.А. Ринолалия.-
М., 2006. – 127с.
32. Воронцова, Т. Н. Принципы,
методы и система исследования
лиц, страдающих ринолалией на
почве врожденных расщелин губы
и нёба. / Т. Н. Воронцова / Логопедия.
Методическое наследие / Под ред.
Л. С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. I: Нарушения
голоса и звукопроизносительной
стороны речи: В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия.
Дизартрия. — С. 75-90.