Анализ теоретических источников исследования открытой ринолалии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время формирование навыков правильной речи имеет большое значение, поэтому очень важен поиск наиболее эффективных форм работы.
Цель – анализ эффективных методик преодоления нарушения речи при открытой ринолалии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Анализ теоретических источников исследования открытой ринолалии………………………………………………………………………….5
1.1 История изучения ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами губы и неба………………………………………………………...5
1.2 Строение речевого аппарата в норме и при патологии…………………...13
1.3 Причины нарушения речи при открытой органической врожденной ринолалии……………………………………………………………………16
1.4 Психолого-педагогическая характеристика детей с открытой ринолалией ( физическое, речевое и психическое развитие)…………………………...17
ГЛАВА 2. Сравнительный анализ методик логопедической работы по преодолению открытой органической ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами губы и неба………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РФ КУРСОВАЯ.docx

— 67.53 Кб (Скачать файл)

Звук к представляет определенную трудность для детей и не всегда получается по подражанию, несмотря на упражнения в покашливании. Поэтому может использоваться механический способ постановки от звука т.

Логопедические занятия в дооперационный период предотвращают возникновение серьезных патологических изменений в функционировании органов речи. Одновременно подготавливается активность мягкого нёба; нормализуется положение корня языка; усиливается мышечная деятельность губ; вырабатывается направленный ротовой выдох. Тем самым создаются условия для более эффективных результатов операции и последующей коррекции.

Рано начатое логопедическое воздействие уменьшает дегенеративные изменения мышц глотки

После операции (через 15-20 дней) многие специальные упражнения повторяются. Основная их цель в этом периоде — развитие эластичности и подвижности мягкого нёба и выработка полноценного нёбно-глоточного смыкания. В значительном числе случаев возникает необходимость «растягивания» мягкого нёба, так как оно может в послеоперационный период уменьшиться в длину за счет рубцевания.

Для растяжения свежих рубцов применяется прием, имитирующий проглатывание. Одновременно проводится и массаж.

В послеоперационный период необходимо развить подвижность мягкого нёба, устранить неправильный уклад органов артикуляции и подготовить произношение всех звуков без назального оттенка.

Дети с ринолалией, посещающие специальный детский сад, под руководством логопеда овладевают правильным произношением звуков. Занятия проводятся как в группе, так и индивидуально. На индивидуальных занятиях применяются специальные упражнения, направленные на устранение специфических для этой аномалии дефектов.

При составлении индивидуального плана логопед должен придерживаться следующих направлений: нормализация звуковой стороны речи и устранение лексико-грамматического недоразвития.

Включается ряд специальных разделов:

Звуки, подлежащие постановке, коррекции, уточнению или дифференциации. Обращается внимание на нарушение собственно артикуляции звуков и на степень назализации при их произнесении.

Ритмико-слоговая структура. Вычленяются трудности произношения звуков в сложных позициях (типа ССГ), а также в многосложных словах и в конце фразы.

Фонематическое восприятие и состояние слухового контроля за собственной речью.

В первом периоде обучения в детском саду на индивидуальных «Занятиях проводится уточнение произношения гласных звуков а, э, о, у, ы согласных я, я'; ф, ф'; в, в'; т, т'; постановка и первоначальное закрепление звуков: к, к '; с, с'; г, г'; л, л'; б, б”

Во втором периоде озвучиваются звуки: и, д, д”, з, з”, ш, р.

В третьем периоде отрабатываются звук ж, аффрикаты и продолжается работа над уточнением артикуляции пройденных ранее звуков. Одновременно ведется интенсивная работа над устранением назального оттенка.

Большое место отводится дифференциации рото-носовых звуков: м - п; м' - п'; н - д; н – т”; м - б; м' - б'.

В специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи специфические дефекты устраняются на индивидуальных логопедических занятиях.

В процессе коррекционной работы над нормализацией фонетической стороны речи необходимо контролировать эффективность логопедической работы.

Предложенные Л. И. Вансовской критерии дают возможность более четко расчленить комплексные нарушения речи при ринолалии и оценить коррекционное воздействие по двум аспектам (устранение назализации и дефектов артикуляции).

Установлены следующие оценки речи:

Нормальная и близкая к норме, т.е. сформировано звукопроизношение и устранена назализация.

Значительное улучшение речи - сформировано звукопроизношение, имеется умеренная назализация.

Улучшение речи - сформирована артикуляция не всех звуков, имеется умеренная назализация.

Без улучшения - не сформирована артикуляция звуков, сохраняется гиперназализация.

На результативность коррекционного воздействия большое влияние оказывает активное участие родителей в воспитании нормальной речи у детей с расщелиной.

Среди некоторых факторов, оказывающих влияние на результаты коррекции (возраст, в котором сделана операция, ее качество, возраст, в котором началось логопедическое обучение, продолжительность обучения), выделяется и фактор сотрудничества с семьей ребенка.

Логопед инструктирует родителей об используемых приемах коррекции и значительную часть хорошо отработанных упражнений рекомендует для систематического применения в домашних условиях.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Устранение патологической назализации голоса при ринолалии, несмотря на многообразие применяемых приемов, представляет известную трудность. Определяется она в первую очередь тяжестью дефекта и характером хирургического вмешательства, которое не всегда достигает хорошего анатомического и функционального эффекта. Восстановление тембра осложняется тем, что при врожденных расщелинах твердого и мягкого нёба страдает механизм голосообразования, так как иннервация мягкого нёба влияет на функцию голосовых складок. Коррекционная работа требует воздействия на всю систему голоса и речеобразования. Патофизиологические исследования, выявляющие особенности дыхания, фонаций и артикуляции у данного контингента, расширяют представление о структуре дефекта и позволяют выбирать более обоснованные и целенаправленные методы логопедической работы. Особенно важными являются ранние профилактические и комплексные коррекционные мероприятия, которые могут ослабить развитие дефекта и способствовать скорейшей социальной реабилитации лиц с врожденными аномалиями нёба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. -М., 1986.-С.43.

2.  Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия. - М., 1983.–С. 95.

3. Коррекционные возможности массажа / Н. В. Дорох // Логопед. – 2004.-№3. – С. 62-69.

4. Логопедия: Учебник для пед. вузов / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2003.-302с.

5. Основы логопедической работы с детьми: учеб.пособие для логопедов-студентов пед. Уч-щ / под общ. Ред. Г.В. Чиркиной.-[3-е изд., испр.]. -М.: АРКТИ, 2005.

6. Психолого-педагогическая характеристика детей с врожденной расщелиной губы и неба / Т. В. Волосовец, Е.А. Соболева// Практичская психология и логопедия. – 2006. - №2. – С.34-37.

7. Развитие фонематического восприятия у детей с врожденными расщелинами неба / Г.И. Соломатина// Логопед.- 2005.-№3.-С40-48.

8. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дефектология»/Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.- М.: Просвещение, 1989.-528с.

9. Чиркина Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. - М,1969.

10.  Шабалина Т.И. Индивидуальные логопедические занятия по формированию фонетической стороны речи у детей с ринолалией / Т.И. Щабалина // Дефектология. - 2002.-№2.

11. Балабанова В.П., Богданов Л.Г. и др. Диагностика нарушений речи  у детей и организация логопедической  работы в условиях дошкольного  учреждения. - СПб.: Детство-пресс.- 2000. –  С. 240.

12. Белякова СВ., Фролова Л.Е., Врожденные пороки развития лица и челюстей: заболеваемость, смертность, факторы риска.- Сб.  Стоматология.-№5.- 1995.- С. 72-74.

13. Ботезагу Г.А. Врожденные расщелины верхней губы и неба.- Кишинев: Штиница.- 1980. –С. 142.

14.  Вансовская Л.И. Методы обследования больных с открытой ринолалией. - М.: Просвещение. -  1974. – С. 34-39.

15. Вансовская Л.И. Фонетические нарушения и пути их устранения у больных с открытой ринолалией. - Л., 1977. – С. 16.

16. Вансовская Л.И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба.- СПб.: Гиппократ.- 2000. –С. 136.

17.   Вильсон Д.К. Нарушение голоса у детей. - М.:Медицина.- 1990. –С. 448.

Витвенская Н.О., Гончаков Г.В., Притыко А.Г., Соболева Е.А., Корытько В.А. Коррекция речи у детей с врожденной расщелиной неба. Методические рекомендации №3. -М.: НПЦ ЭМП.- 1998.-С. 12.

18.  Волкова Л.С., Селиверстова В.И. Хрестоматия по логопедии. М.:Владос.- 1997. – С. 120-162.

19. Волосовец Т.В. Воспитание и развитие речи у детей с врожденными расщелинами губы и неба. - М.: 2001.-С. 10.

20. Воронцова Т. Н. Основные пути профилактической работы с детьми первого года жизни с врожденными расщелинами губы и неба. - М: МГПИ.- 1982. - С. 89-99.

21. Герасимова А.С., Королева И.В.: К вопросу о разработке карт для логопедического обследования пациентов с врожденной расщелиной неба.- СПб.: Университет.- 2001.- С. 240.

22. Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Ермакова И.И., Таптапова С.Л. Фониатрия и фонопедия.- М.: Медицина.- 1990. – С. 220-229.

23. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. - М.: Просвещение.- 1996- С. 43.

24. Краузе Е.Н. Логопедия.- СПб.: Корона.- 2003. –С. 208.

25. Фролова Л.Е. «Врожденные расщелины губы и неба» – М. 1973.

26. Селиверстова В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда.- М.: Владос.- 1997. –С. 400.

27. Таптапова С.Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. - М.: Просвещение.- 1984. –С. 110.

28.  Хватцев М.Е Логопедия: Работа с дошкольниками.- М.:Аст.-2002.-С. 168-174.

29.  Чиркина Г.В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции  М.: Просвещение.-1987. –С. 34.

30. Поваляева М.А. Справочник  логопеда. - Ростов- на- Дону: Феникс.- 2002.-С. 448.

31.  Соболева Е.А. Ринолалия.- М., 2006. – 127с.

32.  Воронцова, Т. Н. Принципы, методы и система исследования  лиц, страдающих ринолалией на  почве врожденных расщелин губы  и нёба. / Т. Н. Воронцова / Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. I: Нарушения  голоса и звукопроизносительной  стороны речи: В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. — С. 75-90.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Анализ теоретических источников исследования открытой ринолалии