Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 18:24, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие сущности анализа урока производственного обучения.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретический аспект вопроса;
2. Выделить наиболее используемые методы анализа урока производственного обучения;
3. Проанализировать урок производственного обучения.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы анализа урока производственного обучения
1.1. Понятие урока производственного обучения
1.2. Понятие и сущность анализа урока производственного обучения
1.3. Виды анализа урока производственного обучения
Глава 2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
Заключение
Список используемых источников
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы анализа урока производственного обучения
1.1. Понятие урока производственного обучения
1.2. Понятие и сущность анализа урока производственного обучения
1.3. Виды анализа урока производственного обучения
Глава 2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
Заключение
Список используемых источников
Введение
Посещение и анализ
урока является наиболее
Посещая урок, перед педагогом каждый раз встает проблема: по каким критериям оценивать урок, как лучше анализировать его эффективность и качество? Сложность анализа урока объясняется чрезвычайной сложностью и многоплановостью самого урока. Анализ урока, прежде всего, должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.
В данной работе рассматривается одна из педагогических проблем – анализ урока производственного обучения.
Актуальность данной темы заключается в том, что в ходе анализа педагог получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить неиспользованные резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.
Целью исследования является раскрытие сущности анализа урока производственного обучения.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи:
Объектом курсового исследования является урок, который является основной формой теоретического и производственного обучения.
Предметом исследования является урок производственного обучения.
Методами исследования являются метод предварительного наблюдения и фиксирование увиденного в форме фотографии (т.е. отображение реальной действительности на бумаге).
Работа будет состоять из двух глав.
Первая глава носит общетеоретический характер, здесь будет раскрыто понятие урока производственного обучения, его сущность, а также виды анализа урока.
Вторая глава носит аналитический характер. Здесь будет проведен анализ урока производственного обучения.
Глава 1. Теоретические основы анализа урока производственного обучения
1.1.Понятие урока
Правильная организация учебной работы создает условия для систематического изучения и прочного усвоения учащимися учебного материала, предусмотренного программой.
Учебная, учебно-производственная и производственная деятельность учащихся протекает в различных организационных формах. Под организационной формой производственного обучения понимают способы организации ученического коллектива для учебно-производственной деятельности, формы руководства этой деятельностью, а также структуру построения учебных занятий. Основной формой как теоретического, так и производственного обучения является урок производственного обучения.
Урок производственного обучения - организационная форма, обеспечивающая главным образом фронтальное обучение всей группы учащихся, находящиеся в одинаковых учебно – производственных условиях (в учебных мастерских, на учебных полигонах, в учебных хозяйствах и т. д.). Выбор формы организации производственного обучения зависит от основных факторов, определяющих процесс вооружения учащихся профессиональными знаниями, умениями, навыками, его конечной цели и ближайших дидактических задач, содержание и методов, а также учебно-материальных условий.
Рассматривая урок производственного обучения, следует отметить, что он отличается от урока теоретического обучения по основным наукам, общетехническим и специальным предметам.
Цель урока производственного обучения заключается в том, что учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы и способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них навыков и умений выполнения производственных работ по определенной профессии.
К задачам производственного обучения относят:
Уроки производственного обучения в зависимости от основной дидактической цели и содержания изучаемого учебного материала подразделяются на следующие типы:
Педагогическая целенаправленность уроков предполагает перспективную последовательность воспитания и готовность к труду. Готовясь к конкретному уроку, мастер производственного обучения определяет дидактические и воспитательные задачи, вытекающие из поставленной цели, уровня подготовки учащихся и особенностей учебной группы, конкретных условий трудовой деятельности. Учитывается также и перспектива обучения. От отдельно взятого урока невозможно решить весь комплекс педагогических задач обучения. Но важно, чтобы на каждом уроке решалась определенная часть этого комплекса.
1.2.Понятие и сущность
анализа урока
Основным критерием анализа урока считается конечный результат: достигнута ли цель урока, что усвоили учащиеся, как усвоили? Важно определить, каким путем решали задачу, каким способом добились усвоения материала, каковы пути достижения этого результата. Такая информация создает основу для управления процессом усвоения знаний, развития умственных способностей учащихся и формирования у них познавательных и практических умений.
Дидактическая наука требует комплексного подхода к анализу урока с точки зрения и результата, и процесса. Поэтому основу анализа составляют компоненты дидактической структуры и основные дидактические категории.
С одной стороны, определяется уровень актуализации, формирования новых понятий и способов действия, продвижения в развитии тех или иных свойств личности учащихся, результаты этапа применения и т.д. С другой – соответствие урока требованиям дидактических принципов, достижение целей урока, осуществление связи обучения с жизнью и т.д.
Следует обратить внимание педагога прежде всего на необходимость отработки таких умений: правильно формулировать цели урока; учиться: планировать работу, конспектировать, составлять план решения задачи. В любом случае важнейшая цель анализа урока (а также критерий оценки его эффективности) – изучение того, как раскрывается на уроке интеллектуальный и эмоциональный мир самого педагога, богатство его знаний и отношений, как изменяются духовные интересы и потребности учащихся, как развиваются их память и мышление, как формируется их гражданская зрелость.
Высокий профессионализм педагога и заключается в том, чтобы, опираясь на свой опыт, научно-педагогические знания, умение предвидеть неожиданную, незапланированную ситуацию, построить интересный, эффективный, развивающий урок.
Анализ урока – это один из главных инструментов управления качеством образования.
С.Л. Рубинштейн под анализом понимал "мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии".
В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям. Урок анализируется с позиций деятельности учителя и учеников, отдельных дифференцированных групп учеников (учащиеся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др. позиций. Учитель и руководящий работник, посещающий урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа. Поэтому в педагогической копилке каждой школы должен быть набор различных схем анализа урока, в том числе и авторских методик обучения.
Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.
Умение проводить наблюдения за сложными
педагогическими явлениями, анализировать
их, обобщать и делать научно обоснованные
выводы служит действенным средством совершенствования
профессионально-
Цель анализа заключается в оценке работы учителя с позиций соответствия его урока достижениям современной педагогики и психологии, определении дальнейших перспектив в совершенствовании педагогического мастерства. Анализ урока осуществляет ряд функций:
- контрольную (вспомогательную);
- обучающую (основную);
-воспитывающую (помогающую учителю определить направление самообразования и самовоспитания).
В связи с этим в анализе урока должны быть четко охарактеризованы:
- во-первых, научность изучаемого материала, его соответствие программе, качество знаний (контрольная функция);
- во-вторых, отмечены достижения и недостатки в работе учителя, соответствие методов обучения передовому опыту и рекомендациям по повышению педагогического мастерства (обучающая функция):
- в-третьих, оценены деловые и этические качества учителя, его речь, культура общения и т. д. (воспитывающая функция).
При анализе урока учителя необходимо учитывать его индивидуальность, особенности, дарования, сильные стороны. Нельзя навязывать общие одинаковые рекомендации, приемы, методы. Что годится для одного, нецелесообразно для другого. Всякие рекомендации по улучшению проведения уроков должны обязательно опираться на достижения учителя, на его сильные стороны. Недостатки и слабости надо объяснить таким образом, чтобы было ясно, как надо работать над собой.
1.3.Типы и виды анализа урока производственного обучения
Для выбора типа и вида анализа урока необходим учет нескольким отправных позиций. Урок рассматривается сегодня не столько как деятельность учителя, сколько как деятельность ученика, т.е. как форма учения. Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательно-методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны.
Существует несколько классификаций анализа урока:
1) анализ по цели посещения:
• контроль (оперативный, тематический, фронтальный, персо классно-обобщающий, обобщающий);
• экспертиза для определения уровня компетентности учителя;
• обучение самоанализу урока;
• помощь в повышении профессиональной компетентности