Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 18:24, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие сущности анализа урока производственного обучения.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретический аспект вопроса;
2. Выделить наиболее используемые методы анализа урока производственного обучения;
3. Проанализировать урок производственного обучения.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы анализа урока производственного обучения
1.1. Понятие урока производственного обучения
1.2. Понятие и сущность анализа урока производственного обучения
1.3. Виды анализа урока производственного обучения
Глава 2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
Заключение
Список используемых источников
2) анализ по степени сложности:
• структурный (поэтапный),
• системный,
• аспектный,
• комплексный, др.;
3) анализ по общим основаниям:
• психологический, педагогический, дидактический, валеологический;
• методический, предметный, содержательный;
• целевой, выборочный, полный, краткий, др.
Рассмотрим анализ урока производственного обучения по степени сложности.
Структурный анализ урока является основой для всех анализов. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет дополнительные этапы урока. Структурный (поэтапный) анализ – это выделение и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность. Целью данного анализа является развитие познавательных способностей учащихся.
Примерная схема структурного анализа урока:
1. Тема, цели урока.
2. Содержание урока.
3. Виды деятельности учителя и учеников.
4. Результаты урока.
Аспектный анализ урока осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока, например, цели урока; структуре и организации урока; содержанию урока; деятельности учителя на уроке; деятельности учащихся на уроке; домашнему заданию; санитарно-гигиеническим условиям урока; психологическим аспектам урока.
Аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.
Примерные цели и программы аспектных анализов уроков:
1. Планирование учителем образовательных, воспитательных и развивающих задач урока.
2. Организация учителем повторения пройденного материала.
3. Оптимальность типа и структуры урока.
4. Соблюдение требований к содержанию уроков.
5. Выбор методов, приемов и средств обучения.
6. Характер взаимоотношений учителя и учащихся.
7. Подготовка учащихся к выполнению домашнего задания.
8. Организация закрепления изученного учебного материала.
Комплексный или полный анализ урока – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и выводы учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов, результативность урока. Комплексный (полный) анализ может быть осуществлен одновременно несколькими экспертами и является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока.
Примерная схема комплексного (полного) анализа урока может быть такова:
1. Цели, задачи урока.
2. Готовность учителя и учащихся к уроку.
3. Организационная структура урока.
4. Содержание урока.
5. Методическое обеспечение урока.
6. Поведение и деятельность учащихся на уроке.
7. Характеристика деловых качеств учителя.
8. Общие результаты урока.
Системный анализ урока предполагает рассмотрение учебного занятия как единой системы с точки зрения решения его главной дидактической цели и одновременно реализации трех ее функций: обучения, воспитания, развития (триединая цель урока).
Системный анализ — это
совокупность взаимосвязанных
В основе системного анализа лежат взаимосвязанные дидактические компоненты урока: цель — содержание — методы — формы — результат (Т.И. Шамова)
другой вариант — два
Суть системного анализа урока в том, чтобы не вырывать части из целого, а рассматривать их в целом уроке и в связи с этапами урока.