Анализ внеучебной воспитательной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 08:30, методичка

Описание работы

Роль педагогического анализа в педагогической деятельности чрезвычайно велика. Чем глубже и обоснованнее педагог осуществляет анализ, проникает в сущность управляемого объекта и процессов, протекающих в нем, тем доказательнее и эффективнее его действия по упорядочению управляемой системы и переводу ее в новое, более высокое качественное состояние.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 23.43 Кб (Скачать файл)

Семинар на тему:  «Анализ  внеучебной воспитательной работы»

1.  Актуализация темы:

     Роль педагогического  анализа в педагогической деятельности  чрезвычайно велика. Чем глубже  и обоснованнее педагог осуществляет анализ, проникает в сущность управляемого объекта и процессов, протекающих в нем, тем доказательнее и эффективнее его действия по упорядочению управляемой системы и переводу ее в новое, более высокое качественное состояние.

     Цель:  провести со студентами семинар на тему «Анализ внеучебной воспитательной работы» и ознакомить их с основными понятиями этого процесса.

     Задачи:

  • Получить основные теоретические знания по данной теме (Основные требования к организации анализа педагогической деятельности, виды анализа педагогической деятельности, уровни анализа педагогической деятельности)
  • Ознакомиться со стадиями анализа педагогической деятельности

2.  Теоретическая часть.

     Раздаточный  материал  для студентов (приложение 1), содержащий основные теоретические  аспекты по данной теме. Выдается  один экземпляр на троих. Материал  изучается студентами самостоятельно в течении 25 – 30 минут.

3.  Практическая часть.

      После изучения теоретического материала приступаем к коллективному обсуждению вопросов практической части. Также студенты заполняют таблицу в лекционной тетради (приложение 2).

Как вы думаете почему необходимо анализировать педагогическую деятельность?

Назовите требования к  организации аналитической деятельности педагога.

Какая информация необходима для проведения анализа педагогической деятельности?

4. Оценка результативности.

     После выполнения  практической части и коллективного  обсуждения вопросов по данной  теме, студентам предлагается заполнить  тест в течении 20 – 25 минут  (приложение 3).

Приложение 1.

Анализ осуществляется на основе изучения результатов и эффективности  педагогической деятельности и в  то же время очень тесно связан с целеполаганием, прогнозированием, планированием педагогической деятельности. Чем глубже анализ, тем правильнее и конкретнее будут определены цели и задачи деятельности педагогов, коллектива на очередной период. Чем конкретнее цели, тем вернее, оптимальнее может  быть осуществлен отбор содержания и форм планируемой работы.

В результате анализа педагоги определяют:

-результаты педагогического  процесса;

-целесообразность проводимой  работы;

-факторы, которые обусловили  достигнутые результаты;

-эффективность используемых  средств, степень их влияния  на результаты педагогической  деятельности;

- достижения и недостатки  в организации педагогического  процесса, их причины;

- неиспользованные возможности  и резервы для дальнейшего  совершенствования педагогической  деятельности;

- пути развития педагогического  процесса и устранения причин  обнаруженных недостатков.

 

Опираясь на принципы анализа, разработанные Ю.А.Конаржевским, охарактеризуем основные требования к организации анализа педагогической деятельности.

1) Анализ педагогической  деятельности должен быть объективным  и предусматривать выявление  существенных черт анализируемого  объекта, отделение их от несущественных, учет как количественных, так  и качественных характеристик;  выявление причинно-следственных  связей, являющихся основой для  распознания наиболее существенных  сторон педагогического процесса.

2) Необходимо рассматривать  всю совокупность явлений в  их взаимосвязи и взаимодействии. Лишь через различные отношения  с другими явлениями педагогической  деятельности данное явление  может проявить свою сущность. Любой образовательный  процесс,  любое педагогическое явление,  в каких бы условиях они  ни протекали, обязательно существуют  во взаимодействии с другими.

3) Рассматривать предмет  анализа следует в процессе  возникновения, становления, изменения  и развития: вскрывать его противоречивый  характер, учитывать количественные  и качественные изменения, переходы  из одного состояния в другое, определять связь между прошлым,  настоящим и будущим предмета  анализа.

4) Анализ предусматривает  исследование педагогического процесса  как динамичной, целостной системы,  взаимодействующей со средой, характеризующейся  наличием совокупности внутренних  и внешних связей.

5) Любая программа анализа  должна строиться на основе  принципа главного звена. Главное  звено — это тот элемент  системы, на который можно эффективно  воздействовать, влиять в первую  очередь, ибо без этого невозможно  достичь цели, так как главное  звено связано с другими звеньями  необходимыми связями. Педагогический  процесс — явление настолько  многогранное и сложное, что  проанализировать все его стороны  просто невозможно. Изучение главного  воздействующего фактора, причин  его возникновения дает возможность  педагогу выработать меры по  регулированию педагогического  процесса и тем самым нейтрализовать  действие других факторов, менее  существенных или случайных.

6) В основе анализа  лежит комплексный подход, который  характеризуется следующим: выделением  в анализируемом явлении или  процессе сторон, подлежащих изучению  с позиции различных наук; единством  цели и направлением педагогического  анализа, их субординации и  координации, подчинением всех  частных целей главной; соответствием  методов изучения содержанию  исследуемых явлений; взаимодействием  различных

систем знаний; согласованностью действий всех участников анализа; учетом роли нравственных, ценностных и психологических  факторов при анализе любой педагогической проблемы.

7) Необходимо обеспечить  целенаправленность анализа, что  предусматривает четкую формулировку  и глубокое осмысление общей  и частных целей педагогического  анализа. Второй стороной данного  требования выступает планирование, ибо план — это модель действий  субъекта анализа по достижению  намеченной цели (целей). Отсюда вытекает  обязательность планирования аналитической  деятельности.

8) Анализом должны заниматься  все члены педагогического коллектива. Это предусматривает широкое  внедрение самоанализа в деятельность  каждого педагога. Учителю важно  увидеть связь между методами, которые он применяет, и достигнутыми  результатами, выяснить причины  успеха или неудач в работе. Необходимым является привлечение  к анализу воспитательного процесса  детей и родителей. Участие  в анализе всех членов коллектива позволяет увидеть различные стороны педагогического процесса, обеспечить активную и ответственную позицию каждого за организацию и результат работы.

9) Организация и проведение  анализа предусматривают решение  воспитательных задач. Участие  в аналитической работе формирует  у учащихся активность, ответственность  за принимаемые решения и планируемые  дела, развивает аналитические умения, потребность в самоанализе. Постоянная  воспитательная работа, проводимая  педагогами на основе материалов  анализа в течение всего учебного  года, обобщение результатов, подведение  итогов дисциплинируют, стимулируют  учителей и учащихся, предполагают  более серьезную и вдумчивую  работу по самообразованию.

Для осуществления анализа  педагогической деятельности в образовательном  учреждении или первичном коллективе необходимо иметь следующую информацию:

1) четко сформулированные  воспитательные и организационно-педагогические  задачи, а также конкретно зафиксированные  планируемые результаты;

2) материалы, отражающие  достижение результатов педагогической  деятельности;

3) перечень педагогических  средств, которые использовались  для решения поставленных задач  и достижения намеченных результатов;

4) сведения об эффективности  влияния используемых педагогических  средств.

 

Учитывая классификацию  видов педагогического анализа, предложенную Ю.А.Конаржевским, выделим виды анализа педагогической деятельности по различным признакам.

По объекту (что анализируется): а) анализ  работы школы в целом; б) анализ работы отдельных структурных подразделений (начальных классов, клубных центров и т. п.); в) анализ работы класса, кружка, группы; г) анализ работы учителя, классного руководителя, руководителя кружка и т. д.

По субъекту (кто анализирует): а) анализ, проводимый директором, его заместителем; б) анализ, проводимый учителем, классным руководителем, руководителем кружка; в) анализ, проводимый учащимися; г) анализ с участием педагогов, учащихся, родителей и т.д.

По цели (для чего анализируется): а) объективная оценка педагогической деятельности; б) подведение итогов работы и определение задач на будущее; в) преодоление, ликвидация недостатков в работе; г) выявление педагогических резервов; д) регулирование хода воспитательного процесса на основе оперативной информации и данных внутришкольного контроля; е) обобщение передового педагогического опыта; ж) изучение результатов воспитательного процесса.

По содержанию (каков характер анализа): а) комплексный анализ, т.е. охватывающий различные стороны, виды педагогической  деятельности; б) тематический или локальный; в) параметрический, позволяющий ежедневно анализировать основные показатели педагогической деятельности.

По повторяемости (как часто осуществляется анализ): а) периодически повторяющийся; б) постоянный (оперативный или текущий); в) итоговый.

Приведенная классификация  позволяет увидеть совокупность признаков, характеризующих анализ, и в то же время она не исчерпывает  все многообразие аспектов и ситуаций аналитической работы педагога.

Анализ  педагогической деятельности на практике осуществляется на нескольких уровнях: стихийно-эмпирическом, эмпирическом и теоретическом.

На стихийно-эмпирическом уровне цель аналитической деятельности не осознается педагогом. Это приводит к не связанным друг с другом и не до конца осознанным действиям по изучению явлений, что служит свидетельством несистематической работы по анализу воспитательного процесса. При эмпирическом уровне анализа его целью является установление внешних связей между отдельными фактами, характеризующими воспитательный процесс с различных сторон. Предметом аналитической деятельности на этом уровне выступают педагогические явления и факты. Педагог ограничивается изучением внешних связей явлений, не раскрывая их сущности, он формулирует цель анализа, но не умеет ее расчленить на подцели.

Для научного уровня характерна единая целевая организация. С одной стороны, педагог формулирует цели анализа, достижение которых окажет позитивное воздействие на стабилизацию всей управляемой системы, а с другой — конструирует те из них, которые влияют на стабилизацию самой функции педагогического анализа. На своем высшем (научном) уровне развития анализ позволяет соотнести между собой изначальные цели и полученные результаты, тем самым раскрывая причины и сущность изучаемого педагогического явления. Научный уровень означает переход в аналитической деятельности от описания к объяснению и прогнозированию. Такой уровень анализа воспитательной работы предусматривает участие в этой деятельности всего педагогического коллектива, а также учащихся и родителей.

Общую логику анализа (его стадии) можно условно представить с помощью двух взаимосвязанных мыслительных операций, анализа и синтеза:

синтез 1 — анализ — синтез 2

Поскольку основу анализа, как  правило, составляют воспитательные задачи, покажем, как можно описать эти стадии.

Синтез 1: вывод о том, как в целом решена поставленная задача, факты, цифры, подтверждающие этот вывод.

Анализ: что делалось для решения поставленной задачи, какая воспитательная работа проводилась, что и как повлияло на ее решение (характеристика степени влияния различных педагогических средств на решение задачи).

Синтез 2: выводы о наиболее эффективных педагогических средствах, неиспользованных возможностях и резервах, причинах снижения результативности воспитательной работы.

На всех стадиях в большей  или меньшей степени осуществляются следующие мыслительные операции:

-описание явления в  целом, обобщенная характеристика  элемента, предмета (системы) анализа; 

-расчленение явления,  предмета анализа (системы, элемента) на составные части;

-сравнение с тем, что  было и что стало, с идеальным  состоянием явления, его состоянием для различных ситуаций и условий;

-установление причинно-следственных  связей;

-классификация признаков  в предмете анализа, выделение основной характеристики, обобщение, синтезирование, позволяющее сделать выводы по результатам анализа;

-абстрагирование, предложение  о возможных путях развития данного элемента (системы).

 

 

 

Приложение 2.

После прочитанного теоретического материала студентам предлагается заполнить таблицу.

Вид анализа

Примеры анализа

   

 

Приложение 3.

Тест:

1. Виды анализа не выделяются по:

А. Объекту.

Б. Целесообразности.

В. Цели.

Г. Содержанию.

Д. Результату.

 

2. Основу анализа составляют:

А. Задачи.

Б. Объект.

В. Результат.

 

3. В процессе анализа  обосновывается:

А. Содержание.

Б. Цель

В. Результат.

 

4. Программа анализа должна  строиться на основе принципа:

А. Центрации.

Б. Индивидуализации.

В. Главного звена.

5. Предмет анализа следует  рассматривать с точки зрения:

А. Становления.

Б. Развития.

В. Планирования.

Г. Возникновения.

Д. Целеполагания.

Е. Изменения.

6. Анализ – это:

А. Интегрированный процесс, благодаря которому в каждой конкретной ситуации могут своевременно приниматься  эффективные решения тех или  иных задач, встающих перед участниками  педагогического процесса.

Информация о работе Анализ внеучебной воспитательной работы