Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 08:30, методичка
Роль педагогического анализа в педагогической деятельности чрезвычайно велика. Чем глубже и обоснованнее педагог осуществляет анализ, проникает в сущность управляемого объекта и процессов, протекающих в нем, тем доказательнее и эффективнее его действия по упорядочению управляемой системы и переводу ее в новое, более высокое качественное состояние.
Семинар на тему: «Анализ внеучебной воспитательной работы»
1. Актуализация темы:
Роль педагогического
анализа в педагогической
Цель: провести со студентами семинар на тему «Анализ внеучебной воспитательной работы» и ознакомить их с основными понятиями этого процесса.
Задачи:
2. Теоретическая часть.
Раздаточный
материал для студентов (приложение
1), содержащий основные
3. Практическая часть.
После изучения теоретического материала приступаем к коллективному обсуждению вопросов практической части. Также студенты заполняют таблицу в лекционной тетради (приложение 2).
Как вы думаете почему необходимо анализировать педагогическую деятельность?
Назовите требования к
организации аналитической
Какая информация необходима для проведения анализа педагогической деятельности?
4. Оценка результативности.
После выполнения
практической части и
Приложение 1.
Анализ осуществляется на основе изучения результатов и эффективности педагогической деятельности и в то же время очень тесно связан с целеполаганием, прогнозированием, планированием педагогической деятельности. Чем глубже анализ, тем правильнее и конкретнее будут определены цели и задачи деятельности педагогов, коллектива на очередной период. Чем конкретнее цели, тем вернее, оптимальнее может быть осуществлен отбор содержания и форм планируемой работы.
В результате анализа педагоги определяют:
-результаты педагогического процесса;
-целесообразность проводимой работы;
-факторы, которые обусловили достигнутые результаты;
-эффективность используемых средств, степень их влияния на результаты педагогической деятельности;
- достижения и недостатки в организации педагогического процесса, их причины;
- неиспользованные возможности
и резервы для дальнейшего
совершенствования
- пути развития педагогического процесса и устранения причин обнаруженных недостатков.
Опираясь на принципы анализа,
разработанные Ю.А.
1) Анализ педагогической
деятельности должен быть
2) Необходимо рассматривать
всю совокупность явлений в
их взаимосвязи и
3) Рассматривать предмет
анализа следует в процессе
возникновения, становления,
4) Анализ предусматривает
исследование педагогического
5) Любая программа анализа
должна строиться на основе
принципа главного звена.
6) В основе анализа
лежит комплексный подход, который
характеризуется следующим:
систем знаний; согласованностью
действий всех участников анализа; учетом
роли нравственных, ценностных и психологических
факторов при анализе любой
7) Необходимо обеспечить
целенаправленность анализа,
8) Анализом должны заниматься
все члены педагогического
9) Организация и проведение
анализа предусматривают
Для осуществления анализа педагогической деятельности в образовательном учреждении или первичном коллективе необходимо иметь следующую информацию:
1) четко сформулированные
воспитательные и
2) материалы, отражающие
достижение результатов
3) перечень педагогических
средств, которые
4) сведения об эффективности
влияния используемых
Учитывая классификацию видов педагогического анализа, предложенную Ю.А.Конаржевским, выделим виды анализа педагогической деятельности по различным признакам.
По объекту (что анализируется): а) анализ работы школы в целом; б) анализ работы отдельных структурных подразделений (начальных классов, клубных центров и т. п.); в) анализ работы класса, кружка, группы; г) анализ работы учителя, классного руководителя, руководителя кружка и т. д.
По субъекту (кто анализирует): а) анализ, проводимый директором, его заместителем; б) анализ, проводимый учителем, классным руководителем, руководителем кружка; в) анализ, проводимый учащимися; г) анализ с участием педагогов, учащихся, родителей и т.д.
По цели (для чего анализируется): а) объективная оценка педагогической деятельности; б) подведение итогов работы и определение задач на будущее; в) преодоление, ликвидация недостатков в работе; г) выявление педагогических резервов; д) регулирование хода воспитательного процесса на основе оперативной информации и данных внутришкольного контроля; е) обобщение передового педагогического опыта; ж) изучение результатов воспитательного процесса.
По содержанию (каков характер анализа): а) комплексный анализ, т.е. охватывающий различные стороны, виды педагогической деятельности; б) тематический или локальный; в) параметрический, позволяющий ежедневно анализировать основные показатели педагогической деятельности.
По повторяемости (как часто осуществляется анализ): а) периодически повторяющийся; б) постоянный (оперативный или текущий); в) итоговый.
Приведенная классификация позволяет увидеть совокупность признаков, характеризующих анализ, и в то же время она не исчерпывает все многообразие аспектов и ситуаций аналитической работы педагога.
Анализ педагогической деятельности на практике осуществляется на нескольких уровнях: стихийно-эмпирическом, эмпирическом и теоретическом.
На стихийно-эмпирическом уровне цель аналитической деятельности не осознается педагогом. Это приводит к не связанным друг с другом и не до конца осознанным действиям по изучению явлений, что служит свидетельством несистематической работы по анализу воспитательного процесса. При эмпирическом уровне анализа его целью является установление внешних связей между отдельными фактами, характеризующими воспитательный процесс с различных сторон. Предметом аналитической деятельности на этом уровне выступают педагогические явления и факты. Педагог ограничивается изучением внешних связей явлений, не раскрывая их сущности, он формулирует цель анализа, но не умеет ее расчленить на подцели.
Для научного уровня характерна единая целевая организация. С одной стороны, педагог формулирует цели анализа, достижение которых окажет позитивное воздействие на стабилизацию всей управляемой системы, а с другой — конструирует те из них, которые влияют на стабилизацию самой функции педагогического анализа. На своем высшем (научном) уровне развития анализ позволяет соотнести между собой изначальные цели и полученные результаты, тем самым раскрывая причины и сущность изучаемого педагогического явления. Научный уровень означает переход в аналитической деятельности от описания к объяснению и прогнозированию. Такой уровень анализа воспитательной работы предусматривает участие в этой деятельности всего педагогического коллектива, а также учащихся и родителей.
Общую логику анализа (его стадии) можно условно представить с помощью двух взаимосвязанных мыслительных операций, анализа и синтеза:
синтез 1 — анализ — синтез 2
Поскольку основу анализа, как правило, составляют воспитательные задачи, покажем, как можно описать эти стадии.
Синтез 1: вывод о том, как в целом решена поставленная задача, факты, цифры, подтверждающие этот вывод.
Анализ: что делалось для решения поставленной задачи, какая воспитательная работа проводилась, что и как повлияло на ее решение (характеристика степени влияния различных педагогических средств на решение задачи).
Синтез 2: выводы о наиболее эффективных педагогических средствах, неиспользованных возможностях и резервах, причинах снижения результативности воспитательной работы.
На всех стадиях в большей
или меньшей степени
-описание явления в
целом, обобщенная
-расчленение явления,
предмета анализа (системы,
-сравнение с тем, что было и что стало, с идеальным состоянием явления, его состоянием для различных ситуаций и условий;
-установление причинно-
-классификация признаков в предмете анализа, выделение основной характеристики, обобщение, синтезирование, позволяющее сделать выводы по результатам анализа;
-абстрагирование, предложение о возможных путях развития данного элемента (системы).
Приложение 2.
После прочитанного теоретического
материала студентам
Вид анализа |
Примеры анализа |
Приложение 3.
Тест:
1. Виды анализа не выделяются по:
А. Объекту.
Б. Целесообразности.
В. Цели.
Г. Содержанию.
Д. Результату.
2. Основу анализа составляют:
А. Задачи.
Б. Объект.
В. Результат.
3. В процессе анализа обосновывается:
А. Содержание.
Б. Цель
В. Результат.
4. Программа анализа должна строиться на основе принципа:
А. Центрации.
Б. Индивидуализации.
В. Главного звена.
5. Предмет анализа следует рассматривать с точки зрения:
А. Становления.
Б. Развития.
В. Планирования.
Г. Возникновения.
Д. Целеполагания.
Е. Изменения.
6. Анализ – это:
А. Интегрированный процесс, благодаря которому в каждой конкретной ситуации могут своевременно приниматься эффективные решения тех или иных задач, встающих перед участниками педагогического процесса.