Аппликация из бумаги как средство развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 08:41, курсовая работа

Описание работы

Человек утверждается в предметном мире не только посредством мышления, а через посредство всех чувств [12]. Эстетическому воспитанию принадлежит в этом ведущая роль. В процессе изобразительной деятельности, в том числе аппликации, создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….…………………………..

3 стр.

ГЛАВА I Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………….……………...................
Исторический аспект эстетического воспитания детей. Сущность эстетического воспитания ……………………………………….………...
Значение развития эстетических чувств, задачи и этапы сенсорного развития …………………………….………………………
Особенности психического развития детей с общим недоразвитием речи. Психолого-педагогическая характеристика детей этой категории………………………………………………………………


5 стр.

5 стр.

11 стр.


16 стр.

ГЛАВА II Развитие эстетических чувств дошкольников с ОНР средствами аппликации из бумаги………………….………………………
Средства развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ОНР………………………….…………………………………..
Аппликация как вид деятельности детей дошкольного возраста. Задачи обучения аппликации детей дошкольного возраста с ОНР…………………………………………………….……………………
Содержание обучения детей дошкольного возраста с ОНР аппликации из бумаги……………………………………………………...



20 стр.

20 стр.


24 стр.

27 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….………………………...
31 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….………………………………...

Файлы: 1 файл

Аппликация из бумаги как средство развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ОНР.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Искусством силуэта  интересовались многие художники-профессионалы: Альбрехт Дюрер, Петер Пауль Рубенс. Это искусство привлекало и знаменитого  сказочника Ганса Христиана Андерсена.

В России в XIX веке наибольшей популярностью пользовались силуэты  Ф. И. Толстого, который создал многофигурные композиции разнообразного содержания.

Искусство силуэта привлекало и художников XX века М.В. Добужинского, К.А. Сомова. Крупными мастерами этого искусства считаются художники: Г. И. Нарбут, Н.В. Ильин, Е.С. Кругликова [8].

Многие художники-графики  и в настоящее время с успехом  используют силуэт как самостоятельное  средство художественного выражения  при создании экслибрисов, плакатов, в оформлении книг.

Аппликация — один из любимых детьми видов изобразительной  деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания.

Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Все виды изобразительной деятельности детей, в том числе и аппликация, направлены на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности.

Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.

Аппликация – декоративно-силуэтный  способ изобразительной деятельности. Вырезание из бумаги создают определенную гармонию. При этом у ребенка развивается  координация  движений рук самоконтроль, а в работе с бумагой, ножницами, клеем приобретаются технические навыки.

Основной задачей воспитания и обучения в процессе аппликации является приобретение детьми умений передавать впечатления о предметах  и явлениях с помощью выразительных образов. Приобщая детей к художественному творчеству, педагог должен воспитывать у них эстетическое отношение к окружающей жизни, способствовать накоплению эмоциональных впечатлений, формировать индивидуальные интересы, склонности, способности [12].

На занятиях аппликацией  решаются задачи развития эстетических чувств, сенсорного развития детей:

    • развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, восприятие пространства и времени);
    • формирование системы перцептивных действий;
    • формирование зрительно-моторной координации, межсенсорных связей и перцептивных операции;
    • развитие скорости и дифференцированного восприятия явлений и объектов,
    • развитие устойчивости, целостности и обобщенность восприятия;
    • формирование умений обозначить сенсорные признаки и перцептивные действия словом [5].

Задачи сенсорного воспитания должны реализоваться при соблюдении определенной последовательности и  поэтапности [18].

На начальном этапе  детей обучают восприятию простой  нерасчлененной формы. Затем переходят к обучению и тренировке восприятия формы, не вполне совпадающей с геометрической. Далее детей учат выделять в предмете главные детали, существенные и характерные признаки предметов. На следующем этапе детей учат составлять объекты из отдельных частей. Учат анализировать пространственные отношения отдельных элементов предмета. Формируют представления о пространственных отношениях.

На занятиях аппликацией  с детьми с ОНР решаются не только традиционные задачи, но и специфические  задачи по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка с ОНР.

Большое значение аппликация имеет для формирования навыков планирования деятельности. Проводятся специальные коррекционные занятия, на которых детей учат с помощью наглядных опор составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный результат с запланированным. Таким образом, аппликацию можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов деятельности, но и как инструмент коррекции и развития детей [9].

 

 

2.3. Содержание обучения детей дошкольного возраста с ОНР аппликации из бумаги.

 

В соответствии с общими принципами построения программ предусмотрено постепенное усложнение способов изображения и технических приемов, которыми дети должны овладеть во время обучения.

На занятиях в младшей  группе детей учат различать и  правильно называть круг, квадрат, треугольник. Действуя с различными по величине фигурами, дети учатся находить большие  и маленькие, одинаковые части.

В процессе занятий аппликацией  дети учатся правильно называть, различать  и соотносить с предметами цвета, обучаются простейшим ориентировкам  на плоскости листа бумаги, усваивают пространственные понятия: вверху, внизу, в углу, в середине, прямо, рядом, сбоку, друг за другом.

Занятия декоративной аппликации развивают у детей чувство  ритма, симметрии. Это важно для  подготовки детей к декоративному  рисованию [26].

Основные программные  задачи включают обучение приемам выкладывания и наклеивания форм на бумагу.

В средней группе необходимо продолжать расширение знаний детей  о форме окружающих предметов (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, полосу, овал).

Дети учатся составлять предметные изображений более сложного строения, с большим количеством деталей. Продолжается интенсивное усвоение знаний о цвете (используются основные и некоторые оттенки цветов). Детей учат видеть красоту различных цветосочетаний, развивать у них умение чувствовать цвет как одно из средств выразительности аппликационных работ.

Продолжается развитие у детей различных пространственных представлений и ориентировок. Знакомство с понятиями: между, на одинаковом расстоянии, с края и т.д.

Кроме того, продолжается закрепление навыков, полученных в младшей группе. Важно продолжать развитие понимания ритма, так как в этой группе дети не только выполняют декоративные аппликации, но и занимаются декоративным рисованием.

Большое внимание уделяется  обучению детей технике работы ножницами. В течение учебного года дети должны овладеть различными элементарными приемами вырезывания: их нужно научить правильно держать ножницы и пользоваться ими, разрезать бумагу по прямой линии, делать косые срезы и вырезывать предметы округлой формы. Следует совершенствовать и технику наклеивания.

В старшей группе детям  продолжают давать различные знания о форме предметов. Учат находить и выделять знакомые формы в предметах, различать квадрат, прямоугольник по их основным признакам: четыре прямых угла, равные противоположные стороны. Эта задача достаточно легко решается в аппликации, так как дети имеют возможность, накладывая один четырехугольник на другой, сравнивая и сопоставляя, делать правильные выводы и умозаключения.

В старшей группе не только уточняют знания детей о различных  цветах, но и учить дифференцировать цвета, выделяя яркие, светлые и темные. Решение этой задачи позволит сделать аппликации более выразительными, обогатить их колорит, расширить цветовую культуру восприятия.

Дети шестого года жизни довольно быстро усваивают  также понятия вверху, внизу, посередине, друг за другом, рядом, но испытывают трудности в определении левой и правой стороны, часто заменяя одно понятие другим. В связи с этим задача прочного овладения детьми различными пространственными представлениями и понятиями по-прежнему является важной.

Продолжается дальнейшее обучение детей приемам вырезывания  ножницами, так как от этого зависит  качество аппликаций. При этом не только отрабатываются и закрепляются приемы, которыми дети овладели в средней  группе, но и формируются новые, более сложные и рациональные: вырезывание одинаковых фигур из бумаги, сложенной гармошкой, и симметричных — из бумаги, сложенной вдвое.

В подготовительной к  школе группе учат определят и  правильно называть многоугольники с разным количеством углов, отличать ромб от квадрата, параллелограмм от четырехугольника, трапеции. Детей учат дифференцировать оттенки основных спектральных тонов, продолжать учить различать холодные и теплые цвета, светлые и темные, правильно называть оттенки, использовать образные названия). Важно научить детей не только различать и правильно называть цвета бумаги, но и активно использовать цвет как одно из средств выразительности аппликаций [25].

В этом возрасте детей  продолжают обучать ориентировке на плоскости листа бумаги, добиваясь правильных и точных определений. Особое внимание нужно обратить на то, что дети плохо усвоили (например, правый нижний угол, верхний левый угол). Нужно научить детей понимать различные термины: напротив, по парам, на одном уровне и другие.

Большое внимание уделяется выразительности детских работ, передаче динамичности, образности, творческому решению в цвете, удачной композиции, развитию индивидуальных способностей детей. Необходимо также развивать у детей художественный вкус, творческую активность, самостоятельность не только в процессе изобразительной деятельности, но и в формировании культуры восприятия произведений искусства и окружающей действительности. Решение этих важных задач невозможно без расширения знаний детей о цвете, форме, строении, пропорциях предметов, их характерных особенностях и взаимосвязях.

Происходит дальнейшее усложнение приемов вырезывания, на предъявление более высоких требований к качеству работы. Наряду с этим должна решаться более сложная задача: превратить ножницы из технического инструмента в изобразительный. Нужно научить детей как бы рисовать ножницами, овладеть навыками силуэтного вырезывания без предварительной прорисовки линии контура с передачей характерных особенностей различных силуэтов.

В этом возрасте необходимо развивать у детей умение самостоятельно планировать изображение, начинать работу с вырезывания и наклеивания главных крупных элементов, постепенно дополняя более мелкие и заканчивая деталями для передачи характерных особенностей, создания выразительного образа.

Возрастает требовательность к организации самого процесса изготовления аппликации; работать быстро, аккуратно, использовать рациональные приемы вырезывания, разумно расходовать бумагу, аккуратно  убирать свое рабочее место.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В соответствии с поставленными задачами исследования были изучены история и современное понятие объекта исследования – эстетического воспитания. Было выяснено, что под эстетическим воспитанием понимают процесс целенаправленного воздействия, направленного на формирование у ребенка способности воспринимать и видеть красоту в искусстве, жизни, оценивать ее; эстетических чувств, вкусов и идеалов личности, развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

«Входными» воротами, через которые человек воспринимает все богатство и разнообразие красок, форм и звуков, запахов является сенсорный аппарат организма, сенсорная восприимчивость, развитие которой является необходимым условием полноценной встречи личности с эстетическим объектом.

В дошкольном детстве основными задачами развития эстетических чувств является: формирование перцептивных (обследовательских) способностей, системы сенсорных эталонов и умений самостоятельно применять их в практической и познавательной деятельности.

У детей с общим  недоразвитием речи, наряду с нарушениями формирования всех компонентов речевой системы, отмечаются нарушения вторичного порядка, выраженные в особенностях формирования сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Возможности преодоления недостатков психического развития детей с ОНР зависят от своевременного и адекватного коррекционно-педагогического воздействия в условиях специального обучения.

В ходе исследования, было выяснено, что основными средствами развития эстетических чувств у детей  дошкольного возраста с ОНР являются такие виды искусства, как: музыка, театр, художественная литература, изобразительное и декоративное искусство, а также природа и предметная среда, окружающая ребенка (в том числе и специально организованная среда).

Аппликация – декоративно-силуэтный способ изобразительной деятельности, является одним из любимых детьми видов изобразительной деятельности и эффективным средством развития эстетических чувств детей. На занятиях аппликацией происходит развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, восприятия пространства и времени), формируется система перцептивных действия и зрительно-моторная координация, межсенсорные связи, а также формирование умения обозначить сенсорные признаки и перцептивные действия словом, особенно важные для детей с ОНР.

Задачи развития эстетических чувств необходимо реализовывать при соблюдении определенной последовательности и поэтапности, с постепенным усложнением способов изображения и технических приемов, что и находит отражение в содержании обучения детей аппликации.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1

Богатеева З.А. Занятия  аппликацией в детском саду. М., 1988г.

2

Болотина Л.Г., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика.М., 1997

3

Борев Ю.Б. Эстетика: В 2 т. – М., 2000г

4

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988г.

5

Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. М.,1985г.

6

Выготский Л.С. Собрание сочинений, 1 часть.

7

Григорьева Г.Г. Изобразительная  деятельность дошкольников.М., 1997г.

8

Гусакова М.А. Аппликация.М., 1987

9

Жукова Н.С., Мастюкова  Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

10

Зееман М. Растройство  речи в детском возрасте. / Пер. с  чешского; Под ред. и с предесловием В.К. Трутнева и С.С. Ляпидевского. – М., 1962.

11

Киященко Н.И. Эстетика жизни. Учебное пособие для учащ. лицеев и гимназий в 3 ч. Ч. 3 . - Инфра-М, ФОРУМ , 2000г.

12

Ковалев Н.Е и др., "Введение в педагогику"

13

Краткий словарь по эстетике. ред. Овсянников, М.Ф.; Изд-во: М.: Просвещение, 1983 г.

14

Лабковская Г.С. (сост.) - Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя.,М. Издательство: Просвещение - 1983г.

15

Левитов Н.Д. Детская и  педагогическая психология. М., 1964 г.

16

Лихачев. Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985г.

17

Логопедия / Учебное пособие  для студентов педагогических вузов // Под ред. Волковой Л.С. М., 1989.

18

Мамайчук И.И., Ильина М.Н., Помощь психолога ребенку с  задержкой психического развития: Научно-практическое руководство., СПб, 2004г.

19

Методика обучения изобразительной  деятельности и конструированию, под  ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М., 1979 г.

20

Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. Минск, 1994 г.

21

Морозова О.М., Тихева Е.И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. – 1993 №5.

22

Островская Л.Ф., Ветлугина  Н.А. Эстетическое воспитание в детском  саду.М., 1970г.

23

Плеханов А., Морозова О.М., Манасенина М. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. 1994, №2.

24

Поддъяков Н.Н., Аванесова  В.М., Сенсорное воспитание в детском  саду., М., 1981г.

25

Программа «Радуга». Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. М., 1991г.

26

Программа воспитания и  обучения в детском саду// под ред. Васильевой М.А., М., 1985 г. 

27

Рукавицын, М.М. Принадлежит  народу : о народности литературы и  искусства., М.: Худож. лит., 1990г.

28

Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника.М., 1970г.

29

Цеева Л.Х.,Петрова Н.В. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. Майкоп., 2004г.

30

Шацкая   В .Н.  Общие   вопросы   эстетического   воспитания   в   школе . - М.: АПН РСФСР, 1955г.

31

Эстетическая культура и воспитание человека. Пособие для  клуб. работников / Л. П. Печко ; Всесоюз. науч.-метод. центр нар. творчества и культ.-просвет. Работы.,М., 1991г.

Информация о работе Аппликация из бумаги как средство развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ОНР