Аркин Е. А. о подвижной игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:48, реферат

Описание работы

Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. (3)
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях (

Содержание работы

1. Характеристика и значение подвижных игр для развития дошкольника…………………………………………………………….3
2. Краткая биография Е. А. Аркина. Научно – педагогическая
деятельность ученого....……………………..........................................5
3. Положения Е. А. Аркина о подвижной игре………………………….7
Заключение………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

реферат по ФИЗО.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХхх

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

« Аркин Е. А. о подвижной игре»

 

 

 

 

 

Выполнила:

ХХХХХХХХХХХХХ

ХХХХХХХХХХХ

 

 

 

 

 

 

Москва

Ххххх

Содержание:

  1. Характеристика и значение подвижных игр для развития дошкольника…………………………………………………………….3
  2. Краткая биография Е. А. Аркина. Научно – педагогическая

деятельность ученого....……………………..........................................5

3.  Положения Е. А. Аркина о подвижной игре………………………….7

Заключение………………………………………………………………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика и значение подвижных игр для развития дошкольника

 

Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. (3)

В процессе физического  воспитания детей дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая  роль. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях (3)

Подвижная игра является одним из основных средств и методов  физического воспитания, которое  позволяет эффективно разрешать  оздоровительные и воспитательно  – образовательные задачи: оказывает всестороннее воздействие на  физическое развитие и оздоровление ребенка.

Подвижная игра оказывает, прежде всего, физическое воздействие: она требует, чтобы организм выполнял ряд физиологически важных движений, и таким образом, в значительной степени способствует правильному росту и развитию. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника. Так как организм функциональное единое целое, повышенная деятельность одной системы органов влияет на повышение деятельности других органов. При быстрых движениях во время игры улучшается процесс дыхания, в результате чего происходит более быстрое насыщение крови кислородом, более обильный обмен веществ, повышенное кровообращение Повышенная деятельность сердца и легких улучшает координацию движений и реакции нервных центров, ускоряет все биологические процессы в организме, оказывает влияние и на психическую деятельность.(3)

Оздоровительный эффект, в процессе подвижной игры достигается путем положительных эмоций и творчества, которые благотворно влияют на психику ребенка. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. (3)

Эмоциональный подъем создает  у детей стремление к достижению целей и выражается в осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировки в пространстве, в ускоренном темпе выполнения задачи, тем самым повышается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия (4)

В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым, совершенствует движения. При такой устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолевать препятствия.

Как двигательная деятельность подвижные игры обладают определенной спецификой: они требуют от ребенка  быстрой реакции и неожиданные  изменения игровой  обстановки, Двигательная активность тренирует нервную систему, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения, т. к. в различных ситуациях, возникающих в игре, создаются необходимости: в изменении характера движений и действий, степень мышечного напряжения, быстрого изменения направления движений.

В подвижной игре ребенок  учится регулировать степень напряжения внимания и мышечной деятельности: в зависимости от складывающейся игровой ситуации он может чередовать движения с отдыхом, что содействует  воспитанию наблюдательности, сообразительности, способности ориентироваться в условиях окружающей среды, находить выход из создавшейся ситуации. Иными словами у ребенка развиваются такие психофизические качества как смелость, ловкость, быстрота, целеустремленность и т. п. (4)

Например, в играх «Ловишки», «Салки», «Жмурки», ребенок должен следить за действиями водящего, ему нужно убегать в противоположную сторону, когда же ребенок почувствует безопасность – замедляет темп движения, тормозит,  а при новом приближении водящего вновь ускоряет движение.

Одним из исследователей подвижных игр является выдающийся ученый и педагог Ефим Аронович Аркин (1873 – 1948)

 

Биография Е. А. Аркина. Научно – педагогическая деятельность ученого в области изучения подвижных игр дошкольников

 

Ефим Аронович Аркин (1873 – 1948) крупный научный деятель, действительный член Академии педагогических наук РСФСР, основоположник отечественного дошкольного воспитания, заложивший основы физического воспитания ребенка.

Е. А Аркин родился  в г. Пинске Минской губернии в  многодетной семье мещанина. После  окончания 2 – ой  Киевской гимназии с золотой медалью, поступил в Киевский университет на медицинский факультет. Работал врачом в г. Дмитрове  в Дмитровском уезде Московской губернии. Обширная врачебная практика дала ему возможность увидеть серьезные проблемы, связанные со здоровьем взрослых и детей. В этот период им были опубликованы статьи в медицинских журналах «Российский врач», «Детская медицина», где поднимал вопросы сохранения и укрепления здоровья, лечения и профилактики заболеваний.

В 1907 – 1909 г. г. началась его  научно – педагогическая деятельность. В 1911 г. им была издана книга « Физиология человека», в ней раскрывались особенности  и закономерности функционирования органов и систем. 

В годы Первой мировой  войны Е. А. Аркин был организатором устройства детей беженцев в детские сады и интернаты. В эти годы он начал работу по подготовке воспитателей детских садов. После революции Аркин активно включился в работу Наркомроса и Московского отдела народного образования в качестве постоянного консультанта дошкольного отдела, состоял профессором в педагогических ВУЗах, в том числе на факультете дошкольной педагогики 2 – го МГУ (впоследствии МГПИ им. Ленина, ныне МПГУ).

Проблемы физического  воспитания детей, их психического и физического здоровья занимали центральное место в научной и педагогической деятельности Е. А. Аркина, он - один из первых исследователей начала XX столетия, кто ставил вопрос об оздоровительной функции физической культуры для дошкольников, рассматривая ее как основное средство оздоровления.

  Е. А. Аркин проводил обширную педагогическую, научную и пропагандистскую работу, привлекая к ним воспитателей детских садов г. Москвы.  Начиная с 1921, Е. А. Аркиным было написано и издано большое количество книг. Наиболее известные работы: «Дошкольный возраст» (1921), «Ребенок от года до четырех» (1931), «Детский сад в системе социальной гигиены и биологии». Е. А. Аркиным создано и опубликовано около 90 научно – методических трудов, получивших широкое призвание в таких изданиях «Вестник просвещения», «Дошкольное воспитание» (являясь  членом редакционной коллегии), «Искусство и дети» и др., целью которых было изучение психофизических особенностей детей дошкольного возраста, а также определение задач, принципов, содержание работы с детьми по физической культуре.  Книга «Дошкольный возраст», в которой были изложены научные данные об анатомо – физиологических и психофизических особенностях и обоснованы принципы физического воспитания, а также дан ценный материал по детской гигиене, развитию движений, подвижной игре и другим вопросам физического воспитания, в дошкольном мире того времени стала практически настольным руководством для воспитателей и ценным пособием для студентов дошкольных учреждений. (5)

 Е. А. Аркин был одним из последователей теории подвижных игр П. Ф. Лесгафта

 

Положения Е. А. Аркина о подвижной игре

 

Общеизвестно, что в  дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. В своей работе «Ребенок в дошкольные годы» Е. А. Аркин говорит о детстве, как о периоде «…созревания, выучки, воспитания и самовоспитания, а игра служит подготовительной школой, ссылаясь на теорию Гросса, «тем орудием упражнения, которое придает несовершенным и незаконченным задаткам формы, требуемые жизнью» (1. стр. 217)

Одним из положений Е. А. Аркина является положение «Игре должно принадлежать в воспитании ребёнка – дошкольника самое выдающееся место – этого требуют её высокая воспитательная ценность и особенности детской организации, она должна служить рычагом воспитания, но не единственным орудием его». (1)

«Подвижные игры, при их умелом использовании, вносят радость в жизнь ребёнка и способствуют укреплению организма, путём развития и усовершенствования двигательного аппарата, приучение к дисциплине, сосредоточению и планомерности действий» (1)

По мнению Аркина «…игра как никакая другая деятельность, способна организовать все силы ребенка, наполнить его существо самыми яркими эмоциями и таким образом в одно время и заглушать зарождающееся чувство усталости доводить до высшей степени работоспособность организма» (2. стр. 45) 

 Итак, Е. А Аркин видел преимущества подвижной игры среди физических упражнений в:

- эмоциональной насыщенности, которая придает подвижной игре особую привлекательность, мобилизующей силы детей, доставляющей радость и удовлетворение;

 - характере двигательной деятельности, содействующей работе значительной массы крупной мускулатуры (бег, прыжки, бросание);

- разнообразии движений, устраняющих опасность утомления;

- возможности регулировать самими детьми темп и энергию движения;

- проявлении личной инициативы;

- развитии психических  качеств – смелости, дисциплине, находчивости. (4)

Особая заслуга Е. А. Аркина состоит в глубоком изучении и обосновании воспитательной и  оздоровительной роли подвижной игры, прочно вошедшей в жизнь детского сада. В своих исследованиях Е. А. Аркин обращал внимание на то, что специально подобранные игры могут развивать различные органы чувств (слух, зрение, обоняние), психофизические, личностные качества. Подвижная игра рассматривалась ученым практически как эффективный психотренинг. (5) Отмечал, что педагогу необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей при распределении различных видов детской деятельности в режиме дня, т. е учитывать подъем и спад активности ребенка. Наибольший подъем активности детей приходиться на утренние часы (10.00 – 12.00) и на часы поле дневного сна (15.30 – 17.00), следовательно, именно в эти часы лучше проводить занятия и игры, в том числе и  подвижные.  (5)

Воспитательная ценность подвижных игр для правильного развития движений и общего укрепления организма зависит от целесообразного их выбора, от правильного руководства ими и от умелого проведения. (1)

При выборе подвижных  игр надо учитывать не только возраст  и уровень развития двигательного аппарата данной группы, но и индивидуальные особенности отдельных детей. Для детей младшей группы следует выбирать игры очень несложные по сюжету; содержание их должно быть взято из хорошо знакомой детям окружающей жизни. Правила должны быть простые, смысл их понятен детям, количество правил – незначительно, игра непродолжительная (до 5 мин.), не должна содержать тех движений, которые не под силу ребёнку или связанные для него с большим напряжением. Воспитатель принимает активное участие: берёт на себя ведущую роль, помогает, подсказывает отдельным детям, наиболее робких ведёт за руку. Для развития движений у детей в младшей группе можно использовать игры: «По ровненькой дорожке», «У медведя на бору», «Воробушки и автомобиль» и др.

Детям средней группы можно предлагать игры более сложные и по тематике, и по разнообразию и точности движений. Они могут включать, кроме ходьбы и бега, ещё и упражнения в прыгании равновесии. Правила игры могут быть также более сложными, детям должно быть предоставлено больше самостоятельности. В течение одного занятия могут быть проведены 2 подвижные игры общей продолжительностью 10 – 12 мн. Круг подвижных игр широк, включает в себя: «Пятнашки», «Прятки», «Кот и мыши», «Гуси-лебёди», «Догонялки» и др. Следует переходить к играм с усложняющейся тематикой с большей продолжительностью, требующим большого напряжения сил, сосредоточенности, находчивости, ловкости, гибкости, способности быстро переключаться с одного вида движения на другой, переходить от одного темпа к другому. Воспитатель должен внимательно следить за игрой, отмечать особенности движений всей группы и отдельных детей. По мере возможности он предоставляет больше самостоятельности детям и в проведении игры, и в распределение ролей, и в контроле над точным соблюдением правил, и в разрешении возникающих конфликтов.

Для старшей группы круг подвижных игр расширяется больше. Детям можно предлагать более сложные варианты игр младшей и средней групп, также игры, требующие большого напряжения сил, работоспособности, сосредоточенности, находчивости и смелости; игры, подготовляющие к спортивным играм – школа мяча (классы), горелки, ходьба на лыжах; игры «Смелые ребята», «Палочка-выручалочка», игры в пограничники, разведчики.

Во всех группах есть дети, которые во время игр требуют особенно пристального внимания к себе со стороны педагога. Это ослабленные и истощённые дети, легко возбудимые и быстро утомляющиеся, робкие и замкнутые. Необходимо следить за тем, чтобы слабые дети не переутомлялись, чтобы, принимая активное участие в игре, они осознавали себя полноценными членами играющей группы. Легко возбудимых детей надо вовлекать в нешумные, по возможности более спокойные игры. Детей робких, застенчивых надо вначале вовлекать в игры с небольшой группой, держать их около себя и вместе сними выполнять требуемые действия, поощрять их, поддерживать в них веру в свои силы.

Информация о работе Аркин Е. А. о подвижной игре