Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 03:18, курсовая работа
Сегодня А. С. Макаренко известен не только в нашем обществе, но и во всем мире. Это подтвердилось с огромной силой в 1988году, когда отмечалось столетие со дня рождения "великого советского педагога и писателя, чья деятельность оказала значительное влияние на становление педагогики как науки, формирование методов образования, нравственного развития и творческого воспитания подрастающего поколения", - такова оценка Генеральной конференции ЮНЕСКО, принявшей резолюцию о международном годе Макаренко.
Введение 3
Глава 1. Творческий путь А.С. Макаренко 6
1.1 Основные этапы жизненного пути А.С. Макаренко 6
1.2 Творческая деятельность 10
Глава 2. Теория воспитательного коллектива 17
2.1 Основные принципы организации 17
2.2 Организация, формы и методы деятельности воспитательного коллектива 20
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Этот вывод как первоочередной
и лег в основу педагогической
деятельности А.С. Макаренко, его методики
"параллельного
Обращаясь к родителям в "Лекциях о воспитании детей", А.С. Макаренко говорил: "Истинная сущность воспитательной работы, вероятно, вы и сами уже догадались об этом, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора".
Но далеко не каждый шаг и не каждый элемент детской жизни воспитывает нужные, соответствующие воспитательным целям качества, и далеко не все необходимые с точки зрения воспитательных целей виды деятельности могут возникнуть в детской жизни сами по себе, стихийно. Значит, чтобы процесс воспитания детей и его результаты не были стихийными, а соответствовали бы воспитательным целям, надо исключать из жизни детей не соответствующие воспитательным целям виды деятельности и вносить, включать в жизнь детей такие виды деятельности, которые бы отвечали воспитательным целям, организуя каждый элемент детской жизни и всю детскую жизнедеятельность так, чтобы ее результатам с необходимостью были воспитание нужных качеств, воспитание людей, соответствующих требованиям жизни. Мы начинаем с организации бытия, указывал А.С. Макаренко. Следовательно, методика параллельного педагогического действия как практический вывод из одноименного закона есть способ управления процессом воспитания детей, которое осуществляется путем организации системы упражнений детей в различных видах деятельности в соответствии с поставленными целями. В этом и состоит главная задача воспитателя и в этом заключается сущность и ценность педагогического мастерства.
А.С. Макаренко всегда и во всем исходил из того, что "человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эта личность не обладала. Воспитание - есть процесс социальный в самом широком смысле..."
Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Таким образом жизнь и воспитание ребенка есть нечто единое. В процессе своей жизнедеятельности ребенок (дети), необходимо устанавливать взаимоотношения между окружающими его людьми, вещами явлениями, удовлетворяет свои жизненные потребности и в то же время, упражняет и развивает их и приобретает соответствующие навыки, умения, знания, формирует духовные и физические качества.
Следовательно, каковы содержание и характер жизнедеятельности детей, таковы процесс и результат их воспитания, и человек (люди) как результат воспитания – это продукт своей жизнедеятельности.
Как закон и методика параллельного педагогического действия раскрывают "механизм" процесса воспитания детей и метод овладения и управления им, то идея единства воспитания и жизни раскрывает природу процесса воспитания, его содержание.
Задача воспитателей состоит в
том, чтобы педагогически целесообра
Воспитательная работа заключается в педагогической целесообразной организации жизни детей. Как организовать детскую жизнь, каким содержанием ее насытить - на эти вопросы можно ответить, только исходя из конкретных воспитательных целей. Поэтому педагогика, говорил Макаренко, "есть, прежде всего, наука практически целесообразная".
В истории развития педагогической мысли вопрос о целях воспитательной работы решался в плане борьбы двух основных направлений – материалистического и идеалистического, выражавших в различные периоды истории общества интересы тех или иных прогрессивных и реакционных классов. Советская педагогическая наука в разрешении этого вопроса исходит из марксистско-ленинского учения из Программы партии. Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей, и ими должны определяться содержания и методы воспитательной работы. Такова позиция А.С.Макаренко в этом вопросе. Он говорит: "Мы желаем воспитать культурного советского рабочего. Следовательно, мы должны дать ему образование, желательно среднее, мы должны дать ему квалификацию, мы должны его дисциплинировать, он должен быть политически развитым и преданным членом рабочего класса. Мы должны воспитать у него чувство долга и понятия чести, иначе говоря, он должен ощущать достоинство свое и своего класса и гордиться им".
Макаренко был сторонником активного воспитания. Принцип активной целеустремленности – важнейший и характерный для педагогики Антона Семеновича. Он исходил из марксистского представления о целостности процесса воспитания детей. Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных, в полном соответствии с развитием жизни общества.
Из этих положений Макаренко сделал следующие практически действенные выводы: во первых, никакое средство не может быть объявлено постоянным, всегда полезным и действующим всегда одинаково точно, не догматическое утверждение воспитательных средств, а немедленный анализ и немедленное действие – вот что должно быть положено в основу выбора средств повседневной воспитательной работы; во вторых, никакое средство не может проектироваться как положительное, если его действие не контролируется всеми другими средствами, применяемыми одновременно с ним, т.е необходимы не отдельные, разобщенные средства, а система средств, разработанная сообразно с целями воспитательной работы. Общее назначение системы воспитательных средств, по Макаренко, заключается в том, чтобы педагогически целесообразно организовать жизнь детского коллектива.
Важнейшим вкладом в педагогическую науку была разработанная А.С. Макаренко теория воспитательного коллектива.
Воспитательным коллективом Макаренко называл такую форму организации жизни детей, которая, полнокровной и радостной детской жизнью, максимально удовлетворяющей детские жизненные потребности, в то же время является воспитывающей школой, успешно разрешающей все воспитательные задачи, вытекающие из требований нашего общественного развития.
В разработке теории воспитательного коллектива А.С. Макаренко исходит из основных положений исторического материализма. Возникновение и развитие коллективных связей людей есть процесс объективно-закономерный.
Огромную роль играет коллектив в развитии человеческой личности.
Ясно, что и детский коллектив - есть явление объективно-закономерное. Дети живут и воспитываются в коллективах. Такие коллективы возникают в семье, на улице, во дворах домов, в школе и т.д. Но не всякий детский коллектив является воспитательным. Зачастую коллективы детей возникают и живут стихийно, поэтому центральной задачей педагога является организация детского коллектива. Воспитать коллектив - это педагогически целесообразная организация детской жизни, в результате которой воспитывается определенный тип людей, т.е. достигаются определенные воспитательные цели.
Зачастую,
говоря о воспитательной роли детского
ученического коллектива, подчеркивают,
что организованный детский коллектив
является в руках педагога мощным
фактором влияния на отдельных
Уровень воспитательной работы в таких классах обычно выше, чем в тех классах, где нет дружбы, сплоченности и организованности детей. Но такого типа классный коллектив не есть еще воспитательный коллектив. Правда, можно сказать, что это явления одного порядка, но такой классный коллектив есть только один из элементов организации жизни и деятельности того воспитательного коллектива, который имеет в виду Макаренко.
Воспитательный коллектив, по Макаренко, - это научная организация воспитательного процесса. Не обычный коллектив, какой мы привыкли представлять себе, пусть даже самый лучший, самый организованный и воодушевленный, сложившийся в ходе жизненной деятельности той или иной группы советских людей, а специально с педагогическими целями научно организованный воспитательный коллектив как форма организации детской жизни.
О коммуне им. Дзержинского, где была в полной мере развернута его воспитательная система, А.С. Макаренко говорил, что ее можно сравнить со спортивным залом. Как в специального оборудованном спортивном зале группа людей ежедневно, систематически под руководством опытного инструктора занимается на снарядах и благодаря этому становится через определенное время хорошими спортсменами, точно также и коммуна была первоклассно оборудованным "воспитательным спортзалом". Здесь каждое движение жизни воспитанников и вся их жизнь в целом представляли собой упражнения на сложнейших "воспитательных снарядах" под руководством педагога. Благодаря этому воспитанники формировали свои характеры, взгляды, знания, навыки, традиции, нормы поведения и становились передовыми советскими людьми.
Это была специально с педагогическими целями организовывающая воспитывающая школа жизни; она более эффективно действовала в воспитательном отношении, чем обычная "школа жизни". Вот в каком смысле нужно понимать А.С.Макаренко, когда он говорит о детском коллективе, о его воспитательной роли.
Подводя итог всему выше сказанному, делаем следующий вывод. В основе теории воспитательного коллектива лежит несколько положений. Первое заключается в том, что только в процессе деятельности детей, в результате упражнения вовлеченных в деятельность естественных сил, происходит развитее этих сил. В результате этого образуются знания, умения, навыки, привычки, взгляды и формируется личность в целом. Это положение А.С. Макаренко назвал "педагогика параллельного действия". Эта методика является способом управления процессом воспитания детей в различных видах деятельности в соответствии с поставленными целями. В этом и состоит главная задача воспитания и в этом заключается сущность и ценность педагогического мастерства. Другим, не менее важным положением является идея единства воспитания и жизни, которая раскрывает природу процесса воспитания и его содержание.
Ценнейшим вкладом в педагогическую науку была разработанная Антоном Семеновичем Макаренко теория воспитательного коллектива. Воспитательным коллективом А.С. Макаренко называл педагогически целесообразно организованный коллектив детей.
Такой коллектив не только общий и основной метод педагогически целесообразной организации жизни детей, но и основной метод организации коммунистического воспитания детей в социалистическом обществе.
Итак, воспитательный коллектив – это научно-организованная система детской жизни в социалистическом обществе.
Зачастую, говоря о воспитательной роли детского ученического коллектива, подчеркивают, что организованный детский коллектив является в руках педагога мощным фактором влияния на малодисциплинированных учеников, что он помогает педагогу в проведении мероприятий воспитательного характера: в организации общественной работы, помощи отстающим ученикам и т.п. Безусловно, уровень работы в таких классах выше, чем в тех классах, где нет дружбы, сплоченности и организованности детей.
Основная задача педагога – организовывать детскую жизнь, детский воспитательный коллектив, правильно руководить его жизнью. «Школьный коллектив, ячейка детского общества, - говорил Макаренко, - прежде всего должен сделаться объектом воспитательной работы», «учитель призван создать эту образцовую организацию, беречь ее, улучшать, передавать ее новому учительскому составу. Не парное морализирование, а тактичное и мудрое руководство правильным ростом коллектива – вот его призвание»1. Именно руководя воспитательным коллективом, воспитатель может педагогически целесообразно организовать и направить детскую жизнь, а, следовательно, организовать и направить процесс воспитания детей, руководить им, т. е. внести в жизнь детского коллектива содержание, соответствующую организацию, формы и методы деятельности воспитательного коллектива и через упражнение детей во всей этой разнообразной и разносторонней деятельности получить нужные воспитательные результаты. «Воспитательная работа, - говорит Макаренко, - руководит всей жизнью ученика»2.
В конкретных условиях жизни детского коллектива такая организация воспитательной работы заключается в том, чтобы каждый элемент жизни детей сделать воспитывающим, чтобы уметь подменить в коллективе все передовое, развивающееся; быстро, оперативно поддержать это новое и распространять в детском коллективе. Работа педагогов, таким образом, состоит в научном решении практических задач воспитания, а для этого нужен коллектив педагогов.
Таким образом, воспитательный коллектив не просто «воспитывающая школа жизни», о какой говорил М.И.Калинин. Это специально с педагогическими целями организованная воспитывающая школа жизни; она более эффективно действовала в воспитательном отношении, чем обычная «школа жизни». Вот в каком смысле надо понимать А.С.Макаренко, когда он говорит о детском коллективе, о его воспитательной роли.