Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:42, контрольная работа
Цель настоящей работы – достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через формирование целостной картины мира, расширения кругозора детей.
Задачи:
1.Изучить методическую литературу по проблеме познавательных интересов, интеллектуального развития детей.
2.Выявить методы познавательного и интеллектуального развития детей через формирование целостной картины мира, расширения кругозора детей.
3.Опыт работы МДОУ детский сад «Ягодка» по развитию познавательного интереса дошкольников.
Введение_______________________________________________________2
I Глава. Аспект формирования познавательного интереса, интеллектуаль-
ного развития детей.______________________________________________6
Понятие «познавательная активность»_______________________6
Методы развития познавательного интереса у детей__________13
Опыт по развитию познавательного интереса, интеллектуального развития в МДОУ детский сад «Ягодка»_____________________17
Заключение_______________________________________________21
Библиографический список__________________________________22
Содержание
Введение______________________
I Глава. Аспект формирования познавательного интереса, интеллектуаль-
ного развития детей.________________________
Заключение____________________
Библиографический список________________________
В настоящее время происходят существенные
изменения в системе
В связи с актуальностью данных изменений, необходимо проанализировать последнюю задачу в области «Познание».
Проблема развития
В Базовом компоненте дошкольного образования говорится о том, что ребёнок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.
По имеющимся в психологии данным, необычный умственный подъём в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлечённость чем-то, тяготение к каким-нибудь определённым видам деятельности.
Проблема познавательной активности
– одна из наиболее трудных в
педагогике, так как, являясь индивидуально-
Познавательная активность при
правильной педагогической организации
деятельности воспитанников и
Цель настоящей работы – достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через формирование целостной картины мира, расширения кругозора детей.
Объект : образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира».
Предмет : формирование целостной картины мира как средство развития познавательной активности детей.
Задачи:
1.Изучить методическую
2.Выявить методы
3.Опыт работы МДОУ детский
сад «Ягодка» по развитию
I Глава. Аспект формирования познавательного интереса, интеллектуального развития детей.
Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования (В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам), формирования общих учебных умений (В.К. Котырло, Т.В. Дуткевич, З.Ф. Чехлова), оптимизации познавательной деятельности учащихся (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, Л.П. Аристова, Т.И. Шамова, В.И. Лозовая), взаимоотношений детей со сверстниками и учителем (Т.А. Борисова, Н.П. Щербо); роли педагога и личностных факторов в развитии познавательной активности учащихся (А.А. Андреев, Т.Н. Разуваева, Ю.И. Щербаков, Ю.Н. Кулюткин, Л.П. Хитяева. Е.А. Сорокоумова, Л.К. Гребёнкина).
Однако среди авторов нет
единого мнения по поводу значения
понятия «познавательная
Опираясь на приведённые точки зрения, а также на работы М.И. Лисиной, A.M. Матюшкина, убедительно доказывающие, что познавательная активность является формируемым качеством личности, мы определяем познавательную активность как прижизненно развивающееся сложное личностное образование, обусловливающее качественные характеристики познавательной деятельности.
Несмотря на значительное внимание,
уделяемое проблеме исследователями,
на сегодняшний день нет общепризнанного
понимания структуры
Анализ литературы показал, что наиболее аргументировано выделение авторами следующих компонентов структуры познавательной активности: эмоциональный, волевой, мотивационный, содержательно - процессуальный и компонент социальной ориентации.
Система внешних признаков позволяет фиксировать качественное состояние компонентов познавательной активности, а выделенные уровни проявления данных признаков отражают степень сформированное компонентов с количественных позиций.
Учитывая, что развитие эмоционального, волевого и мотивационного компонентов во многом обусловлено протеканием внутренних психических процессов, относим данные компоненты к внутренней сфере познавательной активности, а содержательно-операциональный и компонент социальной ориентации - к сфере внешней.
Выделенные компоненты познавательной активности могут находиться на различных уровнях развития, но при этом они, как части системы, находятся в сложных отношениях взаимовлияния и взаимозависимости.
Все выделяемые исследователями уровни познавательной активности можно классифицировать по следующим основаниям.
По отношению к деятельности:
1. Потенциальная активность, характеризующая
личность со стороны
2. Реализованная активность
По длительности и устойчивости:
1. Ситуативная активность, которая носит эпизодический характер.
2. Интегральная активность, определяющая общее доминирующее отношение к деятельности.
По характеру деятельности:
1. Репродуктивно - подражательная.
Характеризуется стремлением
2. Поисково-исполнительская.
3. Творческая. Совершается путем
поиска, инициативы в постановке
целей и задач, выработки
Данные уровни сформированности познавательной активности выделены с позиции качественного измерения, с точки зрения же количественного измерения обычно выделяются три уровня: высокий, средний и низкий.
Степень успешности процесса формирования познавательной активности зависит от влияния системы внешних и внутренних факторов. К внутренним мы относим биологические факторы, а также психические свойства личности (способности, характер, темперамент и направленность), к внешним - социальные и педагогические.
Активность является наиболее общей категорией в исследованиях природы психики, психического развития, познавательных и творческих возможностей личности. Активность - предмет исследования различных наук, естественных и общественных. Каждая наука исследует специфические для нее закономерности порождения, развития, динамику активности. В системе познавательных процессов активность наиболее отчетливо выступает на трех существенно различных уровнях, различающихся специфическими особенностями саморегуляции.
В продуктивной познавательной активности
эти уровни выражаются 1) как активность
внимания, вызываемая новизной стимула
и разворачивающаяся в систему
ориентировочно-
Адаптивные формы активности и соответствующие им процессы вызываются многочисленными потребностями и теми видами мотивации, которые по- лучили общую характеристику мотивов достижения (успеха). Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. В связи с этим в педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию познавательной деятельности обучающихся.
В данном направлении ведутся
Ученые утверждают, что одним
из значимых факторов развития познавательной
активности является выбор таких
средств, которые позволяют ребенку
эффективно осваивать культурно-
Информация о работе Аспект формирования познавательного интереса, интеллектуаль- ного развития детей