Аттестации педагогических кадров. Общие требования оценки труда учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 22:33, реферат

Описание работы

Нельзя говорить об эффективной работе или об улучшении работы образовательного учреждения без регулярной оценки труда педагогического работника. Оценка работы персонала - это процесс сбора анализа информации о том, как работники выполняют порученную работу, и выяснение того, в какой степени их рабочее поведение, показатели и индивидуальные характеристики отвечают установленным требованиям.

Содержание работы

Введение.
Глава I. Аттестация персонала как научная проблема
1.1. Место системы оценки в процессе управления
1.2. Формы оценки педагогических работников
Глава II. Аттестация педагогических работников
2.1. Цели и задачи аттестации
2.2. Процедура аттестации работников
Заключение.

Файлы: 1 файл

педагогика реферат.docx

— 39.10 Кб (Скачать файл)

В соответствии с действующим законодательством предусмотрена оценка кадров образования на различных этапах карьеры:

•   при получении профессионального образования;

•   при конкурсном отборе для занятия управленческой должности;

•  в процессе профессиональной деятельности.

Аттестация проводится по широкому кругу выработанных и согласованных критериев, охватывающих все стороны деятельности сотрудника государственного образовательного учреждения (ГОУ) (организация деятельности, межличностные отношения с коллегами и специалистами образовательных учреждений, выполнение профессиональных обязанностей, работа с родителями и контакты со школьным и внешкольным окружением). Результаты аттестации отражаются в специальном аттестационном листе. Итогом является решение о соответствии или несоответствии сотрудника занимаемой должности, оставление его на прежнем уровне или переводе на новый уровень оплаты и т.д.

Процессы аттестации, их результаты и эффективность являются функцией многих взаимодействующих между собой технических и организационных факторов.

Технические аспекты аттестации включают:

а) методы, инструменты и источники данных для проведения аттестации;

б) подготовку и компетентность субъектов оценки;

в) структурные черты процесса аттестации, такие как:

• кто оценивает;

• когда и как часто производится оценивание;

• как полученные данные обобщаются и суммируются в целостную оценку;

• как полученные суждения сообщаются объектам оценки;

• какие последующие действия планируются.

Каждый из этих факторов в свою очередь в значительной мере формируется организационными условиями, существующими в образовательном учреждении, в котором работает аттестуемый.

Организационные факторы, которые оказывают влияние на планирование, организацию и проведение аттестации, включают:

а) цели и задачи школы;

б) ресурсы (время на проведение аттестации, наличие компетентного персонала (экспертов) для оценки и др.);

в) условия коллективного договора и нормативно-законодательные требования по проведению аттестации;

г) размер образовательного учреждения и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Процедура аттестации  работников

Современный учитель работает в сложных и быстроменяющихся условиях. Достаточно отметить, что цикл обновления прикладных знаний порой короче периода обучения в средней и общей школе. Некоторые исследователи считают, что по ряду предметов знания обесцениваются наполовину примерно за 4-5 лет. Это вызывает потребность в систематической корректировке и обновлении учебного материала, введения новых предметов, а также непрерывного совершенствования методов и форм обучения, повышения квалификации самих педагогов. На смену относительной стабильности содержания и основных направлений школьного образования пришли динамизм и непрерывное развитие.

Исходя из результативности и качества педагогической деятельности, уровня профессиональной подготовки и педагогического мастерства, учитель, по желанию, может пройти аттестацию и повысить свой квалификационный разряд. Как правило, педагогические работники должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности, по которой они желают пройти аттестацию. 

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО РАЗРЯДА

           
 

Внутришкольная аттестация (II квалификационная категория)


 
       
   

 Городская (окружная)   аттестация (II квалификационная категория)


 
 

Областная аттестация (высшая квалификационная категория)


 
       



 


 

 

 
Основанием для проведения аттестации педагогических работников на II, I и высшую квалификационные категории является личное заявление работника.

Специалисты, осуществляющие преподавательскую деятельность в учреждениях образования по совместительству, проходят аттестацию в порядке, установленном для постоянных работников.

Квалификационные категории педагогическим работникам присваиваются сроком на 5 лет. Полученная при аттестации квалификационная категория действительна во всех общеобразовательных заведениях Российской Федерации независимо от их типа, вида и преподаваемого предмета.

При переходе на новое место работы, в том числе в связи с переездом в другой район, за педагогическими работниками сохраняется присвоенная по прежнему месту работы квалификационная категория и соответствующий ей уровень оплаты труда на пять лет с момента ее присвоения.

Педагогическим работникам, прекратившим педагогическую деятельность в связи с ликвидацией учреждения образования, сохраняется имевшаяся квалификационная категория до окончания срока ее действия, либо (в случае истечения срока действия) продлевается не более чем на один год.

Педагогическим работникам, прекратившим педагогическую деятельность по иным причинам, в случае возобновления ее сохраняется имевшаяся квалификационная категория до окончания срока ее действия.

По истечении срока действия квалификационной категории у педагогических работников, которым до пенсии по старости (возрасту) осталось менее трех лет, имеющаяся у них квалификационная категория сохраняется до наступления пенсионного возраста.

В случае продления срока действия квалификационной категории до наступления пенсионного возраста педагогические работники, продолжающие после наступления пенсионного возраста педагогическую деятельность, обязаны подтвердить имевшуюся квалификационную категорию в установленном порядке.

За педагогическими работниками, вышедшими на аттестацию по собственному желанию до истечения срока, установленного ранее квалификационной категории, и не получившими положительного решения аттестационной комиссии, сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия.

При несогласии педагогического или руководящего работника с результатами аттестации данный вопрос рассматривается аттестационной комиссией следующего уровня по письменному заявлению работника в двухмесячный срок после прохождения аттестации.

Трудовые споры по вопросам аттестации педагогических работников рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, судах в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Административная процедура рассмотрения, споров по вопросам аттестации Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений не предусмотрена, поэтому вышестоящие аттестационные комиссии или органы управления образованием не могут отменить решение нижестоящих аттестационных комиссий.

В случае признания педагогического работника не соответствующим заявленной квалификационной категории аттестация на ту же квалификационную категорию по заявлению работника может проводиться не ранее чем через год со дня принятия соответствующего решения аттестационной комиссией.

Аттестация педагогического работника проходит в форме определенной процедуры. Пункт 2.3 Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений предполагает проведение аттестационных (экспертных) процедур на основе действующих тарифно-квалификационных характеристик. При этом экспертная оценка производится по двум основным параметрам - профессиональная компетентность аттестуемого и эффективность его труда.

Традиционная схема предполагает два направления аттестации со следующими наборами форм экспертизы:

профессиональная компетентность аттестуемого - экзамен, собеседование, результаты повышения квалификации, защита рефератов, представление методических разработок аттестуемого;

результаты деятельности аттестуемого - на основе анализа результатов образовательного процесса, проведенных внеклассных (внешкольных) мероприятий, ознакомления с результатами освоения обучающимися образовательных программ (на основании внутришкольного и итогового контроля).

Формы и процедуры аттестации разрабатываются городскими (окружными) аттестационными комиссиями. При необходимости они могут разрабатываться и в образовательном учреждении. При разработке вариативных форм проведения экспертизы педагогической деятельности аттестуемого необходимо учитывать ряд требований. Форма экспертизы должна:

 Позволять принимать объективное и обоснованное решение по итогам аттестации;

быть проста в применении;

обеспечивать полноту, конкретность и достоверность данных аттестации;

быть универсальной, то есть давать возможность ее использования с различными категориями аттестуемых;

учитывать компетентность и условия деятельности аттестуемых.

В то же время необходимо, чтобы предлагаемые на выбор формы и процедуры реально содержали возможность для аттестуемых их широко го выбора, то есть должно быть не менее 4-5 вариантов.

С целью разработки вариативных форм и процедур аттестации педагогических работников в образовательном учреждении из состава наиболее опытных председателей методических объединений, учителей-предметников и ведущих специалистов школы приказом директора может создаваться временный творческий коллектив.

Кроме перечисленных документов, в соответствии с письмом Минобразования России от 29 марта 2001 г. №20-52-1350/20-5, педагогические paботники имеют право в дополнение к указанному перечню представлять в аттестационные комиссии "любые документально зафиксированные результаты" подтверждающие их личную компетентность и эффективность труда (результаты предметных олимпиад, конкурсов, соревнований обучающихся, публикации, доклады на научно-практических конференциях и т.д.).

Копии документов заверяются директором ГОУ и скрепляются гербовой печатью. Документы, подтверждающие результаты деятельности аттестуемого, подписываются заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждаются директором ГОУ.

Документы на заявленную квалификационную категорию подаются работником в соответствующую аттестационную комиссию в срок с 15 апреля по 30 июня.

Образец бланка заявления на II квалификационную категорию приведен в Приложении 3.

Характеристика-представление составляется председателем методического объединения (заместителем директора по УВР или по MP) и утверждается директором ГОУ. Характеристика должна содержать следующие данные об аттестуемом:

фамилия, имя, отчество, год рождения;

образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому;

 трудовой и педагогический  стаж, стаж работы в должности, по которой предполагает проходить  аттестацию;

повышение квалификации за последние пять лет (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблема);

наиболее значимые награды, почетные и научные звания, степени, полученные аттестуемым;

тема самообразования;

основные коммуникативные качества личности и рейтинговые показатели эффективности труда аттестуемого педагога.

участие в методической работе, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности школы (области, города).

Для аттестации педагогических работников на II квалификационную категорию в образовательном учреждении создается аттестационная комиссия. Состав аттестационной комиссии определяется на научно-методическом совете школы. Школьная аттестационная комиссия создается в следующем составе:

• председатель аттестационной комиссии;

• заместитель председателя аттестационной комиссии;

• секретарь аттестационной комиссии;

• члены аттестационной комиссии.

В образовательных учреждениях, имеющих в своем составе кафедры, в состав аттестационной комиссии могут включаться представители вузов и научных организаций.

Для каждого члена аттестационной комиссии Положением о школьной аттестационной комиссии определяется круг его функциональных обязанностей и осуществляется доплата за расширение функционала. Доплата осуществляется за счет средств образовательного учреждения, предусматриваемых на эти цели, или средств на оплату труда работников, привлекаемы к проведению аттестации.

Список кандидатур, определенный на научно-методическом совете, выносится на рассмотрение педагогического совета школы. Образец выписки из заседания педагогического совета школы о рассмотрении и утверждении персонального состава аттестационной комиссии приведен ниже.

Для правильной организации и качественной работы школьной аттестационной комиссии в течение всего периода аттестации в ГОУ должен быть необходимый комплект документов.

За год до истечения срока действия квалификационной категории работник должен быть в официальном порядке извещен об этом председателем школьной аттестационной комиссии (заместителем председателя школьной АК, председателем М/О).

Для своевременного прохождения аттестации работниками ГОУ (за две недели до срока подачи заявления на прохождение аттестации - до 1 апреля текущего учебного года) заместитель председателя школьной аттестационной комиссии делает выписку из перспективного плана аттестации и вывешивает список на стенд "Аттестация педагогических работников".

Информация о работе Аттестации педагогических кадров. Общие требования оценки труда учителя