Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:43, реферат
Иностранный язык - обязательный предмет учебного плана, он изучается в течение многих лет, требует особенной методики и мастерства преподавания от учителя, но овладение им вне среды языка представляет большую трудность, особенно для сельских общеобразовательных школ. Не секрет, что каждый учитель, планируя свой очередной урок, стремится , чтобы он был не только эффективным и качественным, но и живым и ярким, ведь то, что интересно ученикам, что “ярко” было представлено на уроке, то и запомнится больше всего.
Введение 3
Глава 1. Положение об аудиовизуальных средствах обучения учебного назначения. 5
. Общее положение. 5
Требования к аудиовизуальной продукции учебного назначения. 6
Глава 2. Визуальные средства обучения. 8
Глава 3. Аудиальные средства обучения. 10
Глава 4. Аудиовизуальные средства обучения. 11
Глава 5. Дидактические средства. 12
Глава 6. Эффекты использования ТСО. 15
Заключение 22
Литература
1) служить опорой для понимания речевой структуры;
2) быть связующим звеном между смысловой и звуковой стороной слова и таким образом облегчать запоминание;
3) проецировать на экран различные ситуации для обучения говорению;
4) выполнять роль обратной связи в форме ключей.
К нетехническим средствам обучения относятся, так называемые, традиционные средства обучения, раздаточные и демонстрационные.
К раздаточным визуальным средствам обучения относятся учебник, рабочие тетради для учащихся, дидактические материалы для групповой работы, книги для чтения. Эти средства обучения, за исключением материалов для групповых форм работы, входят в настоящее время практически во все учебно-методические комплекты по иностранному языку, издаваемые любой фирмой. Помимо этого, обязательным компонентом комплекта стали аудиокассеты, которые могут использоваться и как демонстрационное пособие (на уроке), и как раздаточное при использовании дома для выполнения индивидуальных заданий. Учителя хорошо знают цену и таким демонстрационным пособиям, как таблицы, картины, которые также относятся к нетехническим средствам обучения.[14]
Визуальное учебное оборудование, материальные средства обучения, используемые в учебном процессе для формирования у учащихся знаний, умений и навыков, управления их познавательной деятельностью, общего развития и воспитания.
Различают 3 основные группы визуального оборудования: натуральные объекты; изображения и отображения предметов и явлений действительности; описания предметов и явлений мира знаками, словами и фразами естественных и искусственных языков.
В состав первой группы (натуральные объекты) входят: предметы и явления объективной действительности для непосредственного изучения (минералы, горные породы, сырьё, полупродукты и продукты производства, препараты растений и животных и т.д.); натуральные предметы и технические средства для воспроизведения явлений и последующего демонстрационного и лабораторного изучения их (реактивы, приборы и пр.); материальные и технические средства для трудовой, изобразительной и экскурсионно-туристской деятельности учащихся (древесина, металл, пластмассы, стекло и т.п.; измерительные, контрольные приборы, монтажные и отделочные инструменты; принадлежности и инструменты для черчения и рисования; машины, станки и технические устройства; экскурсионное, туристское и экспедиционное оборудование).
Вторая группа: (изображения и отображения предметов и явлений действительности) объединяет: объёмные пособия - макеты, модели, слепки, муляжи, глобусы и т.д.; плоскостные пособия - таблицы, картины, фотографии, карты, схемы, чертежи; Третья группа (письменные описания) включает: научную, справочную, методическую и др. литературу для учителя; учебники, сборники задач и упражнений, руководства для наблюдений, лабораторных и трудовых занятий, программированные и др. печатные материалы.
Особую группу составляют технические средства обучения, информационные (используемые для передачи и восприятия информации, зафиксированной на киноплёнке, грампластинке и т.д.) - киноаппараты, магнитофоны, электропроигрыватели, телевизоры и др.; контролирующие - перфокарты, перфопластинки, различного типа автоматы и т.д.; обучающие - лингафонные устройства, обучающие машины, закрытые телевизионные установки, электронно-вычислительные машины (ЭВМ) и т.д.[4]
К оборудованию предъявляются разносторонние функционально-педагогические, эргономические, эстетические, экономические требования, а также требования техники безопасности и гигиены.
Наибольшая эффективность использования учебного оборудования достигается при кабинетной системе организации учебных занятий.
Теоретическим
обоснованием и разработкой различных
видов У. о., созданием научно обоснованного
оптимального комплекса У. о. для средней
школы занимается НИИ школьного оборудования
и технических средств обучения.[9]
Глава 3.
Аудиальные средства
обучения
Звукотехнические средства (магнитофоны, проигрыватели, аудиопассивные и аудиоактивные устройства лингафонных кабинетов) позволяют осуществлять все виды звуковой наглядности при обучении произношению, обладают возможностью представлять учебную информацию в естественной речевой форме при обучении аудированию и говорению, способствуют интенсификации учебного процесса.
За последнее
десятилетие принципиально
В основу предлагаемой классификации СО иностранным языкам положены признаки, существенные для учебного процесса:
1. Способ восприятия информации (визуальные, звуковые, аудиовизуальные, мультимедийные);
2. Способ проявления информации (технические, нетехнические);
3. Характер визуального изображения (статичные, динамичные);
4. Способ применения
на уроке (демонстрационные, раздаточные).[3]
Глава 4.
Аудиовизуальные средства
обучения
Аудиовизуальные технические средства обучения: радиовещание, учебное кино и учебное телевидение, статическая диапроекция (см. Диаскоп, Эпидиаскоп), лингафонное оборудование. Эти средства используются как для предъявления учебной информации в пределах заданного этапа обучения (лекция, цикл лекций), так и для усиления наглядности изучаемой информации при различных формах учебной деятельности. Аудиовизуальные т. с. о. могут быть успешно использованы также и при самостоятельном обучении. В качестве информационных Аудиовизуальные средства обучения могут применяться электронные вычислительные устройства.
Рассмотрим некоторые из них:
Учебное кино, один
из видов научного кино, использующийся
в качестве вспомогательного средства
в учебном процессе. Применяется,
как правило, в тех случаях, когда
учебный материал недоступен для
восприятия в обычных условиях занятий.
С помощью кинематографа можно замедлить
быстрые процессы и благодаря этому сделать
их видимыми, проникнуть внутрь явлений,
скрытых от глаз, увеличить мельчайший
предмет, перенести зрителя в др. страны,
сделать зримыми обобщения и абстракции
посредством движущегося рисунка (мультипликации).
Учебные фильмы классифицируются в зависимости
от предмета учебной дисциплины и её частной
методики, возраста учащихся, степени
научной подготовленности (если это взрослый
зритель) и дидактического назначения.
В связи с последним различают: фильмы,
выполняющие функцию коротких киносправок;
целостные фильмы, задача которых объяснить
тот или иной вопрос учебной программы;
фильмы, помогающие усвоить производственные
навыки (для демонстрации на специальных
тренировочных стендах); инструктивные
фильмы, разъясняющие смысл и значение
производственных правил; вводные, или
вступительные, - для ознакомления с основными
проблемами учебной дисциплины, её целями
и задачами; заключительные (по всей дисциплине
или её разделу), - применяющиеся для повторения
пройденного материала и касающиеся главным
образом наиболее трудных для усвоения
вопросов. Цикл учебных фильмов (кинокурс)
применяется для освещения всех основных
вопросов учебной дисциплины. Каждый вид
кинопособия отвечает задачам наиболее
полного изложения темы при минимальной
затрате учебного времени. Учебные фильмы
отличаются жанровым разнообразием, которое
определяется главным образом методом
кинематографического решения. Деятели
сов. У. к. при создании кинолент руководствуются
коммунистической идейной направленностью,
стремятся к научной точности фильма,
соответствию его современному уровню
науки, а также требованиям учебной программы.[15]
Глава 5.
Дидактические средства
Дидактические средства обучения - это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, оборудование, лаборатории. Основные функции средств обучения - это информационная, дидактическая, контрольная. Дидактические функции, следовательно, характеризуют сущностные свойства и возможности средств обучения в определенной образовательной среде. Дидактические функции могут играть разную роль – информационную, адаптивную, интегративную, интерактивную, компенсаторную, мотивационную. В реальном педагогическом процессе все указанные функции средств обучения представлены комплексно, решая, таким образом, существенные методические проблемы обучения. В отдельном же средстве обучения может доминировать та или иная функция, определяя его роль и место в учебном процессе, в системе средств обучения. Именно эти функции учитываются при проектировании системы обучения, определении методики комплексного использования средств обучения.
Технические средства обучения - системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения его эффективности.
Основу комплексного
методического обеспечения
• повышение степени наглядности, доступности для учащихся учебного материала, который без применения средств обучения недоступен вообще или труднодоступен;
• удовлетворение и в максимальной степени развитие познавательной деятельности учащихся, интенсификация труда учащихся, позволяющая повысить темп изучения учебного материала;
• источник информации, освобождающий преподавателя, мастера от большего объёма чисто технической работы и тем самым высвобождающий время его творческого уровня;
• средство управления познавательной деятельностью учащихся со стороны преподавателя, мастера.[12]
Подбор и применение средств обучения должны осуществляться комплексно, с учётом основных характеристик и компонентов учебного процесса. Рассмотрим основные критерии комплексности подхода к методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса средствами обучения.
Исходным документом для разработки комплекса методического обеспечения предмета (профессии) является учебная программа, определяющая содержание процесса обучения в соответствии с требованиями современного производства, научно-технического прогресса к подготовке квалифицированных рабочих. Комплекс средств обучения должен охватывать все основное содержание программного материала. Комплексность в данном случае выражается в том, что изучение каждой темы учебной программы должно быть обеспечено необходимым минимумом средств обучения.
Разные средства обучения имеют различное назначение и возможности и выполняют различные дидактические функции. Комплексность в методическом основании учебно-воспитательного процесса предполагает выбор соответствующих средств обучения с учетом их преимущественных дидактических функций и учебных ситуаций.
Комплексный подход
к методическому оснащению
Учебно-воспитательный процесс включает три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Комплексность в методическом отношении учебно-воспитательного процесса предполагает реализацию через средства обучения всех функций процесса обучения.
И наконец, оснащая учебно-воспитательный процесс средствами обучения, необходимо учитывать экономический фактор, имея в виду выбор и планирование создания таких средств обучения (при оптимальных затратах на их приобретение, разработку и приготовление), которые позволяли бы успешно решать учебно-воспитательные задачи.[6]
В дидактике термин "средства обучения" не имеет достаточно четкого определения и подчас трактуется весьма расширительно, благодаря семантике слова "средство" в русском языке. В результате к средствам обучения иногда относят даже содержание образования (И.Я. Лернер), которое "для обучающегося является средством". К средствам обучения в ряде случаев наряду с учебно-наглядными пособиями, приборами, механизмами, инструментами, пр. относят слово учителя, тексты, упражнения (Р.К. Миньяр-Белоручев). М.В. Ляховицкий, предлагая классификацию средств обучения по иностранным языкам, называл их вспомогательными средствами и относил к ним традиционные (нетехнические) и технические средства обучения. Н.М. Шахмаев к средствам обучения относил материальные объекты педагогического труда (часть учебно-материальной базы), носители учебной информации, предназначенные для использования в учебно-воспитательном процессе. Думается данное определение ближе всего отражает суть понятия "средства обучения" в такой области знания, как дидактика. Позднее данное определение было уточнено. Средствами обучения стали называть “материальные объекты, носителя учебной информации и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком и используемые педагогами и учащимися в учебно-воспитательном процессе в качестве инструмента их деятельности” (Назарова Т.С., Полат Е.С.). К техническим средствам обучения следует отнести средства обучения, требующие для проявления заложенной в них информации применения специальной аппаратуры. Мы не относим к средствам обучения ни слово учителя, ни отдельные тексты учебника, рассматривая учебник как целостное средство обучения со своим содержанием, к которому как раз и относятся упражнения, тексты и прочее методическое обеспечение. Без конкретного содержания нет и средства обучения. О каком учебнике можно говорить в отрыве от его содержания? Что же касается слова учителя, которое рассматривается, например Л.Я.Зориной, как центральное средство обучения, то это опять же скорее относится к семантике слова “средство”, чем к существу понятия. Следует, видимо, разграничить понятия “материальные средства обучения”, орудий труда учителя и учащихся, специально разрабатываемые для целей обучения и воспитания и “вербальные средства”, которые, несомненно, обладают определенной силой воздействия на ученика и в этом смысле, конечно, являются средством этого воздействия. Однако, если мы говорим о категории дидактики, компоненте системы обучения, то, видимо, надо четко отграничить понятия материальных средств обучения и других средств воздействия на ученика (вербальных, экстралингвистических – мимика, жесты, другие поведенческие элементы). Важно иметь в виду, что слово учителя нельзя отделить от личности самого учителя. Роль же учителя слишком многогранна, чтобы сводить ее к средству обучения, хотя и такая точка зрения присутствует в дидактической литературе.[1]