Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:43, реферат
Иностранный язык - обязательный предмет учебного плана, он изучается в течение многих лет, требует особенной методики и мастерства преподавания от учителя, но овладение им вне среды языка представляет большую трудность, особенно для сельских общеобразовательных школ. Не секрет, что каждый учитель, планируя свой очередной урок, стремится , чтобы он был не только эффективным и качественным, но и живым и ярким, ведь то, что интересно ученикам, что “ярко” было представлено на уроке, то и запомнится больше всего.
Введение 3
Глава 1. Положение об аудиовизуальных средствах обучения учебного назначения. 5
. Общее положение. 5
Требования к аудиовизуальной продукции учебного назначения. 6
Глава 2. Визуальные средства обучения. 8
Глава 3. Аудиальные средства обучения. 10
Глава 4. Аудиовизуальные средства обучения. 11
Глава 5. Дидактические средства. 12
Глава 6. Эффекты использования ТСО. 15
Заключение 22
Литература
- выделяет основные демонстрируемые объекты и явления, раскрывает их сущность;
- сосредотачивает внимание учащихся на содержании информации, получаемой посредством аудиовизуальных средств;
- обращает внимание учащихся на какую-то сторону или деталь изучаемого объекта;
- активизирует, стимулирует мыслительную деятельность учащихся;
создает проблемную ситуацию, включая обучаемого в активный познавательный поиск;
- устанавливает связи между содержанием аудиовизуальных пособий и темой урока;
- подводит учащихся к выявлению сложных внутренних связей и закономерностей;
- вызывает воспроизведение запечатленных ранее образов.
Кроме указанных
действий учителя, в качестве управляющих
воздействий в самих
Применение экранных средств на уроке подразумевает особую структуру занятия:
1. Подготовка к просмотру.
Наиболее эффективная форма - беседа, в которой учитель специально разработанными вопросами помогает учащимся вспомнить все, что они уже знают по данной теме.
Вступительное слово по длительности не должно превышать нескольких минут.
Целесообразно поставить 2-3 узловых вопроса, на которые учащиеся должны будут самостоятельно ответить, просмотрев пособие.
Если используется достаточно продолжительный фильм, привлечь внимание к его содержанию можно, рассмотрев с учениками его план. Пункты плана ориентируют учеников в процессе просмотра фильма, помогают им отличить основное от второстепенного, выделить существенное.
2. После демонстрации учитель проводит беседу, в ходе которой:
- выясняет, как усвоен материал, что было непонятно;
- связывает новый экранный материал с ранее изученным;
- уточняет и дополняет полученные представления, приводит их в систему, делает выводы, обобщения;
- направляет мысль школьников на подтверждение теоретических положений урока, на усвоение формулировок, правил, законов.
На этом этапе целесообразно использовать другие средства наглядности.
О глубине понимания
и прочности запоминания
- воспроизвести верно и в логической последовательности основные моменты материала;
- правильно (в соответствии с заданными в материале) выявить причинные связи между предметами и явлениями;
- не ограничиваться изложением текста и дополнениями учителя, в своем комментарии расширить и углубить их.
По соответствию ответов учащихся этим параметрам учитель может оценить эффективность применения ТСО в данном случае.
При организации беседы важно учитывать, что после демонстрации видеоматериалов ученики еще некоторое время находятся под впечатлением от увиденного и не могут сразу переключиться на другой вид деятельности.
Иногда бывает
целесообразно использовать повторный
просмотр материала на этом же уроке или
на следующем. При вторичном показе учащиеся
с помощью учителя замечают подробности,
пропущенные при первом просмотре; его
можно использовать в целях обобщения
и самоконтроля учеников.[16]
Заключение
Аудиовизуальные средства - кинофильмы, кинофрагменты, кинокольцовки, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, записи на грампластинках и магнитной ленте, радио- и телепередачи и др. Аудиовизуальные средства, кино, радио и телевидение позволяют знакомить учащихся с современными достижениями науки, техники, производства и культуры, с явлениями, недоступными непосредственному наблюдению, переноситься в самые отдалённые времена и места земного шара, в космос, проникать в недра вещества (мультисъёмки), внутренние движения в мире волн, элементарных частиц, атомов, молекул, клеток живого вещества; наглядно предъявлять и теоретически разъяснять явления природы и общественной жизни.
В результате обобщения опыта и результатов проведенных исследований было установлено, что рациональное применение ТС позволяет:
1) восполнять
отсутствие естественной
2) полнее
реализовать важный
3) осуществлять
обучение с учетом
4) создавать
лучшие условия для
5) обеспечивать
ускоренное формирование и
6) максимально использовать аналитические и имитационные способности учащихся, полнее мобилизовать их внутренние ресурсы;
7) более или
менее точно определять
8) выполнять
многие активные виды
Рациональное использование технических средств дает учителю возможность нагрузить речевой и слуховой каналы учащихся до любых разумных пределов и активизировать их речевую деятельность в требуемом направлении.
Необходимость
широкого внедрения технических
средств в обучение обусловлена
тем, что их применение раскрывает большие
возможности для реализации одного, из
важнейших дидактических принципов —
принципа наглядности.
Литература
1. Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП / Пер. с англ. Новосибирск: Экор, 1995.
2. Всесоюзный научный сборник “ Вопросы применения ТСО в учебном процессе. М - 1986 г.,
3. Гидлевский А.В., Гидлевская Т.А., Сосновский Ю.М. Методы НЛП в задачах дидактики // Регионально-национальные ценности историко-педагогического знания и современные инновационные процессы в образовании Западной Сибири. Горноалтайск: ГУ. 1997. С. 69-72.
4. Гидлевский А.В. Использование методов “визуального поля” для решения задач психодидактики в новых образовательных технологиях // Современные образовательные технологии. Омск: СибАДИ. 1999. С. 82-84.
5. Горчев А.Ю. О некоторых важнейших условиях эффективности использования ТСО.//Иностранные языки в школе.-1984.-№4.
6. Елухина Н.В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно общаться.//Иностранные языки в школе.-1996.-№4.
7. Зимняя И.А.Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: “Просвещение”,1991.
8. Компьютерная технология обучения. Словарь-справочник. Под редакцией Гриценко В.И., Довгялло А.М., Савельева А.Я./Киев. "Наукова думка", 1992. - 650с.
9. Корецкий К., Зарубежная учебная кинематография, в сборнике: Учебное кино, в. 5, М., 1936; Учебный фильм. Сб. ст., М., 1961; Шахмаев Н. М., Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе, М., 1973; Wittich W., Schuller C., Audio-visual materials, N. Y., 1957.
10. Мархель И.И., Овакимян Ю.О. Комплексный подход к использованию технических средств обучения: Учебно-метод. пособие. М: Высш. шк., 1987,- 175 с., ил.
11. Мархель И.И., Отенко В.А., Автоматизированная обучающая система. Компьютерная технология обучения. Словарь-справочник, Киев, "Наукова думка", 1992.- С.43-46.
12. Молибог А. Г., Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе, М., 1971; Карпов Г. В., Романин В. А., Технические средства обучения и контроля, 2 изд., М., 1972.
13. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1981. Т. 1.
14. Трансформация личности: нейролингвистическое программирование. Одесса: “Хаджибей”, 1995.
15. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977.
16. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 43