Авторитет тренера как педагогический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Авторитет тренера детского спортивного коллектива имеет огромное педагогическое значение. Чем авторитетнее тренер, тем большее влияние оказывает он и на своих воспитанников, и на тех ребят, которые только присматриваются к занятиям. То, что говорит авторитетный тренер, оценивается как важное, а потому и гораздо лучше воспринимается. Для многих ребят, нашедших свое призвание в занятиях спортом, уважаемый, авторитетный тренер выступает в качестве идеала, которому ОНИ стремятся следовать в жизни.

Файлы: 1 файл

курсовой Акмеология.docx

— 75.80 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

(национальный исследовательский университет)

Институт «Спорта, туризма и сервиса»

Кафедра «Спортивного совершенствования»

 

 

 

Авторитет тренера как педагогический феномен

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

по дисциплине «Спортивнаяакмеология»

ЮУрГУ 040400.2014.        .ПЗ КР

 

 

 

 

 

Нормоконтролер, к.б.н,доцент                          Руководитель,к.б.н,доцент

 ____________ Е.В. Задорина                            __________      Савиных Е.Ю

 «    »      января            2015 г.                           «   »     января            2015г.

 

Автор работы

Студент группы 445 ИСТиС

________ Смолина АВ

 

 «   »   января            2015 г.

 

Работа защищена с оценкой

_______________________

 «   »         января           2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск  2015 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

(национальный исследовательский университет)

Институт «Спорта, туризма и сервиса»

Кафедра «Спортивного совершенствования»

Направление «Физическая культура»

 

 

 

Утверждаю

Заведующий кафедрой

___________ А.С. Аминов

«___»____________ 2015 г.

 

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу студента

Смолиной Александры Владимировны

Группа  445            

1 Дисциплина: Спортивная акмеология

2 Тема работы:  Авторитет тренера как педагогический феномен.

3 Срок сдачи студентом законченной работы   «16» января   2015 г.

4 Перечень вопросов, подлежащих  разработке:

- изучить литературу по изучаемой теме;

- изучить феномен авторитета как социальное и психологическое явление;

- изучить теоретические предпосылки  формирования основ авторитета тренера юных спортсменов.

 

5Календарный план

Наименование разделов курсовой

работы

Срок выполнения

разделов работы

Отметка о

выполнении

руководителя

Выбор, утверждение темы (просмотр литературных источников, просмотр специальной периодики, др.).

Октябрь 2014

 

Корректировка рабочего плана

Октябрь 2014

 

Подбор литературных источников

Ноябрь 2014

 

Корректировка цели, постановка задач, выбор методов исследования.

Октябрь 2014

 

Первичная обработка собранных материалов и их научная интерпретация.

Декабрь 2014

 

Представление курсовой работы в оформленном виде на кафедру.

Январь 2015

 

Защита курсовой работы

Январь 2015

 

 

Руководитель работы

____________

Савиных Е.Ю.

Студент

____________

Смолина А.В.




 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ


 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Авторитет тренера детского спортивного коллектива имеет огромное педагогическое значение. Чем авторитетнее тренер, тем большее влияние оказывает он и на своих воспитанников, и на тех ребят, которые только присматриваются к занятиям. То, что говорит авторитетный тренер, оценивается как важное, а потому и гораздо лучше воспринимается. Для многих ребят, нашедших свое призвание в занятиях спортом, уважаемый, авторитетный тренер выступает в качестве идеала, которому ОНИ стремятся следовать в жизни.

Авторитет образуется синтезом свойств личности. Конкретная деятельность предъявляет вполне определенные требования к личностным качествам руководителя, которые могут способствовать успеху или являться препятствием для его достижения. Существенное влияние на проявление тех или иных качеств тренера будут оказывать социальнопсихологические особенности тех, с кем осуществляет он совместную деятельность, чьей деятельностью он руководит. Если свойства руководителя отвечают требованиям деятельности, то он является авторитетным для коллектива, и наоборот, несоответствие свойств личности требованиям ведет к неавторитетности тренера.

На формирование взаимоотношений между спортсменами в спортивной команде влияет воздействие объективных и субъективных факторов, а также роль социально-психологических факторов. Одним из таких факторов является социально-психологический феномен лидерства.

Изучение феномена лидерства началось в начале 20 века. Ряд ученых-психологов внесли огромный вклад в изучение данного явления. Так начали формироваться концепции происхождения лидерства: «теория черт» - значительный вклад в развитие этой теории внесли американские ученые К. Бэрд и Р. Стогдилл, которые пытались определить набор качеств необходимых лидеру; «ситуационная теория» - своим развитием обязана бихевиористическому направлению, популярному в те годы в социальной психологии и таким ученым как Д. МакГреггор, К, Левин, Р. Лайкерт; «синтетическая теория» - явилась своеобразным компромиссом предыдущих теорий. Среди представителей этой теории можно выделить Б. Басса, Ф. Фидлера, Дж. Джулиана.

В отечественной социальной психологии развитие проблемы лидерства имело достаточно сложный и подчас противоречивый характер. Первыми работами в этой области были исследования С. О. Лозинского, Е. А. Аркина, А. С. Залужнога П. Л. Здгоровского и др. В этих работах рассматривались вопросы вожачества, лидерства главным образом в детских группах и коллективах, организованных и стихийных. Более поздние работы по лидерству принадлежат Г. К. Ашину, И. П. Волкову, Н. С. Жеребовой, Р. Л. Кричевскому, Б. Д. Парыгину, Л. И. Уманскому и др.

Чтобы понять психологические особенности спортивной деятельности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее факторов – личности тренера. Его представляли то, как человека догматичного и грубоватого, стремящегося воспитать такие же качества у спортсменов, находящихся под его началом, то, как неудачника со свистком на шее. В некоторых случаях – это был портрет мужественного рыцаря с сильной волей и высокими моральными принципами, готового защитить своих воспитанников от заблуждений, подготовить к жизни. Сформулировать у них положительные черты характера и воспитать стойкость деятельности.

Спортсмен любого уровня – от новичка до мастера высокого класса – совершенствует свои навыки и тренированность в условиях перегрузки нервной и физиологических систем. Высокий уровень физической подготовленности можно достичь только при условии полного понимания и сотрудничества между тренером и спортсменом.

Некоторые авторы и исследователи предприняли попытку дать ориентировочные ответы на следующие вопросы: Существует ли идеальный тип личности тренера? Как воспринимают личностные особенности тренера его воспитанники? Какими важными чертами должен обладать тренер как педагог?

Мастерство тренера во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. Все сказанное приобретает особую остроту в спорте высших достижений. В этой сфере деятельности наиболее важно знать, как сформировать позитивные межличностные отношения в команде, как избежать конфликта или выйти из него, как создать такой социально-психологический климат, который способствовал бы успешному формированию мотивации спортсмена, его готовности переносить предельные нагрузки и стремлению к достижению высоких результатов. Профессионально важные качества личности тренера и пути формирования этих качеств представляются нам особенно интересными.

Цель исследования: изучить авторитет тренера как педагогический феномен.

Задачи исследования:

1 изучить литературу по изучаемой теме;

2 изучить феномен авторитета как социальное и психологическое явление;

3 изучить теоретические предпосылки формирования основ авторитета тренера юных спортсменов.

 

1 ФЕНОМЕН АВТОРИТЕТА КАК СОЦИАЛЬНОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

 

На современном этапе развития общества спорт представляет собой сложное многофункциональное и многообразное явление социальной реальности, занимающее важное, значимое место в его физической и духовной культуре. Он направлен не только на выявление и унифицирование человеческих возможностей, но и на социально-общественное развитие личности, занимающейся физкультурно-спортивной деятельностью (Л.П.Матвеев, Ж. К. Холодов).

С этой точки зрения личность тренера, его личностные качества, педагогическое мастерство, культура поведения и общения являются значимыми компонентами, влияющими на формирование личности спортсмена. Особо актуальны они в детско-юношеском спорте, где закладываются и развиваются не только физические способности человека, но и его морально-нравственные, этические, эстетические и культурные свойства.

В связи с этим авторитет тренера, понимаемый как социальный сложно структурированный феномен, качественно характеризующий систему отношений к тренеру и детерминирующий эффективность решения им профессиональных задач, является важным фактором, влияющим на физическое и духовное развитие юных спортсменов.

Исследование авторитета проходило по нескольким направлениям: взаимосвязь авторитета и стиля руководства (В.Г. Афанасьев, Е.Е. Вендров, А.Г.Коваленко, Е.С. Кузьмин, A.M. Омаров, Ю.П. Степкин и др.), авторитет как социальная роль (А.А. Бодалев, В. Дененмайер, Ю.П. Степкин и др.), авторитет и власть (Р.Берштедт, М.Вебер, Д.Истон, Дж.Остин, К.Маркс, Б.Рассел, К.Фридрих, Р.Фридман) и др. Это позволило выявить структуру авторитета, выделить общие и частные закономерности его формирования в различных видах деятельности.

 

1.1 Структурные компоненты авторитета тренера

 

Структуру личности тренера мы рассматриваем исходя из известной концепции К. К. Платонова, согласно которой в личности можно выделить четыре подструктуры.

В первую подструктуру входят мировоззренческие и нравственные качества личности тренера, определяющие мотивационную направленность его педагогической деятельности, устойчивое желание и стремление предать ученикам социальный и профессиональный опыт спортивной деятельности.

Во второй подструктуре выделяются приобретенные в процессе профессиональной деятельности качества тренера: способность организовать обучение и отдых воспитуемого; профессионально-деловые качества; привычки и традиции, одобряемые в детском спортивном коллективе. Так, к деловым качествам тренера относятся: знание конкретного вида спорта и владение конкретными спортивными умениями; качество преподавания, организаторские способности, отношение к работе, требовательность, строгость, принципиальность, объективность.

В третьей подструктуре выделяются индивидуально-психологические черты: эрудиция, ум, память, мышление, чувство сопереживания, воля, эмоции. В число эмоционально-волевых качеств, например, входят: уравновешенность, терпеливость, решительность, жизнерадостность.

Последняя, четвертая, подструктура характеризуется динамическими свойствами личности тренера: возрастом, полом, темпераментом и др.

Такой подход позволяет понять общие и специфические черты личности тренера. Чтобы установить, соответствует ли тренер требованиям воспитательной деятельности, надо выявить у него определенные свойства личности, удовлетворяющие этим требованиям. Но это должен быть не просто набор свойств, а некоторая их структура, свидетельствующая о ведущих качествах тренера.

 

Большой вклад в определение структурных компонентов, уровней развития и принципов построения авторитетных отношений в педагогической деятельности, в том числе учебно-тренировочной, внесли: И.П. Андриади, Е.И.Ильин, М.Ю. Кондратьев, Н.Д. Левитов, К.К.Платонов, А.В.Петровский и др. Авторы отмечают, что авторитетные отношения строятся на основе профессиональной компетентности и личностных качеств учителя, тренера, его ценностных ориентиров, а также на индивидуально-типологических особенностях учащихся.

Исходя из того, что авторитет тренера - это особая профессиональная позиция, определяющая его влияние на учащихся и дающая ему право принимать решения, выражать оценку, давать советы, наиболее благоприятным периодом формирования его основ является процесс профессиональной подготовки специалиста. Именно в это время студенты знакомятся со своей профессией, осваивают необходимые знания, умения и навыки, формируют свои представления о ней и создают портрет специалиста, к которому будут стремиться в свой профессиональной деятельности (М.А. Амонашвили, Л.Е.Варфоломеева, А.Г. Ковалев, Н.В.Кузьмина, В.А. Сластенин, Г.И. Хозяинов и др.).

Сформированность у студентов основ авторитета позволит молодому специалисту не только эффективно начать свою профессиональную деятельность, но и добиться в ней высоких результатов, как в направлении физического совершенствования юных спортсменов, так и в плане их обучения, воспитания и социализации. Возможно это лишь при условии развития убудущих тренеров трех составляющих сторон авторитета: профессиональной, личностной и социальной.

 

1.2 Психолого-педагогические принципы построения авторитета

 

Принцип – это первоначало, руководящая идея. Между принципом и идеей существует взаимосвязь, которую можно охарактеризовать следующим образом: всякий научный принцип раскрывает содержание идеи, но не исчерпывает всего его содержания; каждый принцип раскрывает отдельную сторону идеи, но всякая идея полностью раскрывается в принципах.

Рассматривая авторитет как фактор, способствующий эффективности деятельности коллектива, данное явление может выступать и как причина, и как следствие успешной деятельности. В ряде исследований выдвигалась и затем подтверждалась гипотеза о детерминации авторитета руководителя эффективностью функционирования его коллектива. Вместе с тем не только эффективность обусловливает авторитет, но и, наоборот, авторитет способен влиять на эффективность функционирования коллектива. Успех личности является одной из самых важных предпосылок ее влияния на других. Людям свойственно подражать тому, кто достиг успеха, а у подростков это качество выражено особенно. Следует, однако, отметить, что не менее важно в построении авторитетных отношений создание атмосферы эмоционального благополучия и сопричастности к успеху.

Информация о работе Авторитет тренера как педагогический феномен