Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 19:30, курсовая работа
Авторитет тренера детского спортивного коллектива имеет огромное педагогическое значение. Чем авторитетнее тренер, тем большее влияние оказывает он и на своих воспитанников, и на тех ребят, которые только присматриваются к занятиям. То, что говорит авторитетный тренер, оценивается как важное, а потому и гораздо лучше воспринимается. Для многих ребят, нашедших свое призвание в занятиях спортом, уважаемый, авторитетный тренер выступает в качестве идеала, которому ОНИ стремятся следовать в жизни.
Тренеру очень важно добиваться высокой оценки его деятельности, и сам он должен производить впечатление преуспевающей, профессионально состоявшейся личности. Тренер реализует себя в спортсменах. Достижение успеха, которого они добились под его руководством или в совместной деятельности, позволяет оценивать деятельность тренера как высокопрофессиональную. Так или иначе, каждому тренеру необходимо, чтобы признавали его спортсменов. Поэтому для него важным моментом является участие его спортсменов в олимпиадах, соревнованиях. Объективная оценочная информация о достижениях спортсменов, что возможно при независимых экспертах, позволяет воспринимать успех как достоверное явление. Отработанная система соревнований в деятельности учителей физкультуры, и тем более в деятельности тренеров, позволяет чаще получать независимые характеристики специалистов в этой области. Однако фактор успеха, независимо от того, на каком уровне он достигнут, уже сам по себе явление положительное в построении авторитетных отношений тренера и спортсменов. Поскольку родители спортсменов всегда заинтересованы в достижении успеха своими детьми, то можно утверждать, что фактор успеха также положительным образом сказывается на построении авторитетных отношений между тренером и родителями. Таким образом, можно сформулировать один из принципов построения авторитета тренера - принцип успеха в совместной деятельности.
Авторитет образуется синтезом свойств личности. Однако следует указать, что конкретная деятельность предъявляет вполне определенные требования к личностным качествам руководителя, которые могут способствовать успеху или являться препятствием для его достижения. Существенное влияние на проявление тех или иных качеств тренера будут оказывать социальнопсихологические особенности тех, с кем осуществляет он совместную деятельность, чьей деятельностью он руководит. Если свойства руководителя отвечают требованиям деятельности, то он является авторитетным для коллектива, и наоборот, несоответствие свойств личности требованиям ведет к неавторитетности тренера.
При исследовании мастерства тренера мы обнаружили следующее. Доминирующими качествами тренера для детей было то, что он: 1) учит любить спорт; 2) любит детей; 3) помогает в трудную минуту; 4) не жалеет свободного времени; 5) помогает в становлении личности; 6) контролирует успеваемость в школе; 7) помогает в решении жизненно важных вопросов.
Естественно, этот перечень качеств не окончателен.
Однако и полученные данные могут быть положены в основу практической работы тренеров.
Достаточно большое внимание качеств тренера уделяют зарубежные ученые. Так, Д. Вуден и многие другие считают, что работа тренера адекватна работе учителя на всех уровнях, включая как учебную, так и внешкольную работу. Они установили, что: I) овладение фактическим материалом зависит от ясности и выразительности изложения, от умения преподавателя преподносить материал обучаемым; 2) степень понимания материала учениками зависит от энергичности учителя и его манеры изложения материала; 3) добро-желательная атмосфера в группе зависит от поведения учителя, который должен умеренно контролировать обучаемых и допускать известную свободу их действий.
Эти же исследователи выделили целый ряд личностных характеристик, которые тренер должен внимательно проанализировать в свете собственных возможностей и особенностей поведения: 1) дозволенность — контроль; 3) пассивность — энергичность; 3) агрессивность—поддержка; 4) расплывчатость— ясность; 5) поощрение—безразличие к активному участию учащихся в процессе обучения; 6) сдержанность — яркость; 7) поощрение к обмену мнениями — чтение лекций; 8) доброжелательность, теплота—холодность, сдержанность все это позволяет предположить, что «идеальный» тренер энергичен, разумно агрессивен, четко выражает свои мысли, достаточно эмоционален.
Ролевые позиции тренера
Анализ литературы, посвященной проблеме мастерства тренера, позволяет выделить основные ролевые позиции, определяющие педагогические закономерности в его деятельности.
Tpенеp — теоретик и практик. А. С Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела.
Структуру знаний тренера составляют общественно-политические, психолого-педагогические, медико-биологические и специальные знания.
Общественно политические знания составляют теоретическую основу мировоззрения тренера, методологическую базу для профессиональных знаний. Психолого-педагогические знания определяют сущность профессиональной подготовки тренера. Чтобы управлять поведением юного спортсмена, тренеру необходимо обладать искусством проникновения во внутренний мир ребенка, что невозможно без знания психологии личности.
Знание предметов медико-биологического цикла: анатомия, биомеханики, физиология, гигиены, врачебного контроля и лечебной физкультуры — составляет специфическую особенность структуры знаний тренера. Знания в этой области позволяют ему грамотно воздействовать физическими упражнениями на различные органы и системы организма учащихся с учетом их возрастных и половых дифференциаций.
Тренер — психолог. К. Д. Ушинский писал: «Каждый педагог — психолог». Тренеры-мастера в процессе воспитания юных спортсменов выявляют комплекс их психических качеств и особенностей, от которых зависят усвоение нравственных принципов и норм поведения, принятых в нашем обществе, индивидуальные проявления этих качеств и особенностей; содействуют выработке правильного психологического отношения к внешним факторам, воздействующим на формирование личности и процесс воспитания. Они разрабатывают нравственную модель юного спортсмена, основными составляющими которой являются нравственные качества и особенности, присущие советскому образу жизни, советскому характеру.
Тренер - организатор. Организаторская деятельность тренера является реализацией на практике его проектов, методических планов и условием более целенаправленного и реального проектирования собственно педагогических и функциональных задач. Решение собственно педагогических задач ведет к изменению личности юных спортсменов, их спортивной умелости. Функциональные задачи связаны с созданием инструментария педагогического воздействия, целостной системы спортивно-массовой работы по месту жительства.
Нередко неопытные или опытные, но не знающие педагогической теории тренеры первый тип задач подменяют вторым. Однако не всегда эффектно организованные и проведенные «мероприятия» дают положительный результат и, наоборот, внешне ничем не привлекательные мероприятия приводят к положительным изменениям в личности воспитанников и сплочению детского коллектива, формированию у подростков спортивных умений.
Зависимость эффекта воздействия от авторитета тренера
Тренер может завоевать авторитет только тогда, когда его поведение естественно и вытекает из его мировоззрения и убеждений, когда слово и дело у него не расходятся. Педагогический авторитет тренера основывается на глубоком знании им своего дела, бескомпромиссной требовательности к себе, увлеченности своей работой.
Кроме того, личностный авторитет зависит от умения тренера устанавливать правильные принципиальные от-ношения как с воспитываемыми, так и с коллегами, родителями, общественностью.
Авторитет тренера в значительной степени зависит от высокого уровня сформированности его организаторских и коммуникативных умений. При этом особо важен характер взаимодействии тренера с воспитанниками в процессе организации спортивной игры.
Шкала наблюдения за взаимодействием тренера и подростков в процессе организации и проведения спортивно-массовой работы включает следующие показателя: 1) стратегия и тактика организации спортивной игры по месту жительства; 2) количество элементов спортивной игры, показанное юными спортсменами тренеру в начале, середине, конце игры; 3) количество и характер самостоятельных действий юных спортсменов в процессе игры в трех частях занятия;4) замечания всему коллективу; 5) замечания отдельным спортсменам; в) элементы ролевых игр в занятиях; 7) обобщение отдельных элементов стратегий и тактики игры лучших юных спортсменов тренером; 8) обобщение стратегии и тактики спортивной игры самими спортсменами; 9) количество контактов тренера с сильными спортсменами; 10) то же, со слабыми; 11) количество проявлений согласия и несогласия юных спортсменов между собой; 12) то же, с тренером.
Характер взаимоотношений между тренером и юными спортсменами во многом зависит от субъективной оценки последними личности и деятельности тренера, от сплоченности детского спортивного коллектива и его роли в формировании интереса у детей к спорту.
Авторитет тренера основывается на следующих основных принципах поведения:
- любить и понимать воспитанника;
- защищать его интересы;
- быть заботливым, держать связь с родителями;
- быть выдержанным;
- развивать самообладание, способность внимательно и терпеливо выслушивать юного спортсмена в любой ситуации;
- вырабатывать в себе чувство юмора, умение разряжать напряженную обстановку шутливой репликой, добродушным замечанием;
- прощать несущественные ошибки, которые допущены бессознательно, без злого умысла;
- никогда не повышать голоса.
Это принесет двойную пользу: тренеру поможет «сохранить» нервы, юному спортсмену — выработать привычку к корректному поведению даже в конфликтной ситуации; воздерживаться от резкой критики подростка в присутствии товарищей; уметь признаваться в ошибке, если она допущена, и извиняться, если вы виноваты. Признание ошибки лишь укрепляет уважение юных спортсменов к тренеру и приучает к самокритике, честности.
Авторитет тренера детского спортивного коллектива имеет огромное педагогическое значение. Чем авторитетнее тренер, тем большее влияние оказывает он и на своих воспитанников, и на тех ребят, которые только присматриваются к занятиям. То, что говорит авторитетный тренер, оценивается как важное, а потому и гораздо лучше воспринимается. Для многих ребят, нашедших свое призвание в занятиях спортом, уважаемый, авторитетный тренер выступает в качестве идеала, которому ОНИ стремятся следовать в жизни.
Таким образом, во взаимоотношениях тренеров с юными спортсменами ведущая роль принадлежит тренеру. Уровень развития положительных личностных, качеств тренера — важнейшее условие нормализация взаимоотношений с юными спортсменами, а следовательно, и повышение эффективности учебно-тренировочного и воспитательного процесса.
Юные спортсмены очень ценят у тренера энергичность. Энергичны те тренеры, которые активно участвуют во всем комплексе дел спортивной команды, используя при этом личное спортивное мастерство, находчивость, организаторские способности.
Наряду с этим юные спортсмены к числу наиболее важных качеств, определяющих взаимоотношения между ними и тренерами, относят твердость характера, принципиальность. Необходимыми они считают качества, определяющие отношение самого тренера к ним: понимание их психологии, тактичность, доброжелательность, внимательность, терпеливость.
Высокое педагогическое мастерство тренера опирается на развитые педагогические способности - т. е. на совокупность психических свойств личности, являющихся предпосылкой успешной педагогической деятельности. Педагогические способности не тождественны не только педагогическим знаниям. Навыкам и умениям, но и педагогическому опыту тренера. Чем способнее тренер, тем быстрее вырабатываются у него навыки и умения педагогической деятельности. Способности облегчают овладение педагогической деятельностью, а занятия этой деятельностью развивают педагогические способности. Педагогические способности развиваются на базе общих способностей, однако в общих способностях в деятельности тренера отражается структура педагогической деятельности с её специфическим объектом - личностью юного спортсмена.
Виды педагогических способностей. В структуру педагогических способностей входят следующие их виды:
Перцептивные способности включают педагогическую наблюдательность, позволяющую проникать во внутренний мир воспитанника, понимать его переживания и состояния, видеть тенденции изменения его личности, подмечать положительные качества и максимально использовать их в процессе воспитания, выявлять его интересы и склонности, привязанности, наиболее авторитетных для него лиц и использовать их влияние в педагогическом процессе. Педагогически направленное внимание позволяет отбирать факты, необходимые в работе с юными спортсменами, за каждым поступком и действием подростка видеть педагогическую ситуацию, требующую тщательного анализа. Распределенное внимание позволяет не упускать из поля зрения группу в целом и каждого воспитанника в отдельности, сочетать фронтальную работу с индивидуальной.
Конструктивные способности являются условием успешного проектирования и формирования личности в коллективе юных спортсменов. Благодаря им тренер способен предвидеть результаты своей деятельности, предугадывать поведение воспитанника в педагогических ситуациях. Этому способствует педагогически направленное воображение и педагогический склад ума. Конструктивные способности помогают тренеру анализировать педагогическую ситуацию и выбирать единственно верное в каждом случае средство воздействия на личность и коллектив.
Дидактические способности позволяют наиболее доходчиво передавать излагаемый материал, соответствующим образом конструируя его и адаптируя к особенностям личности воспитанников, стимулировать их самостоятельную мысль, мобилизовывать внимание, преодолеет расслабленность, вялость и апатию на занятиях. Эти способности помогают тренеру постоянно совершенствовать методы передачи знаний юным спортсменам, экспрессивные способности проявляются в наиболее эффективном с педагогической точки зрения выражения своих мыслей, знаний, убеждений, чувств с помощью речи, мимики и пантомимики. Речь тренера всегда должна отличаться внутренней силой, убежденностью. Большое значение имеет культура речи, хорошая дикция, эмоциональное, но четкое построение фраз, отсутствие стилистических и грамматических погрешностей, умение говорить экспромтом. Жесты и мимика оживляют речь, делают ее более образной, эмоционально насыщенной. Тренер должен разнообразить свою речь юмором, шуткой, доброжелательной иронией.
Информация о работе Авторитет тренера как педагогический феномен