Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 14:45, курсовая работа
В условиях современного общества назрела необходимость создать эффективную систему социальной защиты населения. Социально-экономический упадок в обществе породил глубокий кризис семьи, способствовал усилению таких болезней общества, как алкоголизм, наркомания, безнадзорность и др. Создалась угроза разрушения семьи как социального института. Семья подверглась деформации, а то и полному разрушению. И в первую очередь, от этого страдают дети, что нередко проявляется в их поведении, которое не всегда отвечает социальным нормам.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ИСТОРИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ПРИРОДЫ И ПРОБЛЕМЫ БРОДЯЖНИЧЕСТВА И БЕСПРИЗОРНОСТИ. 5
ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ И ПРОБЛЕМЫ БРОДЯЖНИЧЕСТВА И БЕСПРИЗОРНОСТИ В РОССИИ. 7
ПОНЯТИЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ПРИЧИНЫ. 12
ПРИЧИНЫ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БРОДЯЖНИЧЕСТВА. 15
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ БРОДЯЖНИЧЕСТВА И БЕСПРИЗОРНОСТИ. 20
ПОМОЩЬ, ОКАЗЫВАЕМАЯ БЕСПРИЗОРНЫМ ДЕТЯМ. ПРОБЛЕМЫ В ЭТОЙ СФЕРЕ. 24
ВЫВОД. 29
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Исторический факультет
отделение «Социальная педагогика»
кафедра общей педагогики
Бродяжничество
и беспризорность детей как социально-
курсовая работа
Студентки III курса 5,5 лет обучения отделения «Социальная педагогика» исторического факультета Цыбаевой Елены Михайловны
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Кильянова
Лилия Викторовна
Нижний Новгород
2011
Сегодня, как никогда, в России актуализируется проблема детской беспризорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, бродяжничества и безнадзорности. Проблемы детской беспризорности и безнадзорности приобрели угрожающий характер. Число беспризорных детей из года в год неуклонно растет.
Известно, что в основе общества как системы лежит исторически сложившаяся совокупность отношений между людьми. А в основе этих отношений лежит социальное поведение индивидов (действия человека по отношению к обществу, другим людям, предполагающие ответные действия со стороны социального окружения). В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы поведения, социальных связей и отношений между людьми, вследствие чего общество существует и развивается как определенная целостность. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы. Последние представляют собой общезначимые правила поведения, санкционируемые обществом или социальной группой. Усвоение социальных норм - основа социализации личности.
В условиях современного общества назрела
необходимость создать
Положение детей особенно тягостно там, где они остаются не только без присмотра родителей, но и оказываются выброшенными на улицу своими родителями - алкоголиками, наркоманами, душевнобольными. Многие дети покидают, прежде всего, конфликтные семьи. Бегут из дома от побоев, угроз, оскорблений. Они ютятся на вокзалах, в метро, в других общественных местах. Оставлять их там небезопасно как для них самих, так и для окружающих. Психическая травма в детском возрасте может сказаться на дальнейшем формировании личности, ломке социальных устоев и ценностей.
Поступки детей из «семей риска» довольно часто вступают в противоречие с общепринятыми правилами и нормами поведения. Всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. В широком смысле девиант - любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. Необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. Такие девиации как алкоголизм, наркомания, психические расстройства, бродяжничество и т.п. требуют социальной помощи.
Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту бродяжничества и беспризорности и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты. Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу. Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентацией, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.
Безнадзорность в современном обществе становится одним из основных факторов роста численности правонарушений. Дети, оставшиеся без крыши над головой, занимаясь бродяжничеством, представляют собой реальную и потенциальную угрозу обществу и окружающим. Семейное неблагополучие и отвержение социальным окружением ребенка является основной причиной появления девиантного поведения формирующейся личности, главным фактором, влияющим на рост бродяжничества и беспризорности в современном обществе.
Анализ реальных шагов, которые предпринимают власти в отношении защиты прав и интересов подрастающего поколения в целом и его наименее социализированных групп в частности, убеждает в том, что затрачиваемые государством усилия в этом направлении нельзя назвать адекватными сложившейся острой ситуации с положением детей и подростков, отчужденных от институтов воспитания. Эта социальная проблема присуща не только России (за рубежом она получила название «дети улицы»), она существует в большинстве крупных городов мира. Данная проблема является в определенной степени признаком неразвитости экономики и соответствующих государственных и общественных институтов, призванных осуществлять социальную поддержку детей и подростков. Однако данный феномен присутствует и в странах с развитой экономикой и отлаженными службами социального обеспечения, из этого следует необходимость углубленного изучения всех факторов, определяющих уход и вовлечение детей в уличную жизнь в условиях местной специфики. Таким образом, исходя из приведенных аргументов и темы работы, можно сформулировать цель работы – изучение социально-педагогической проблемы бродяжничества и беспризорности детей, выработка предложений по качественному улучшению ситуации в этой области с целью ослабления проблемных узлов.[1]
Приступая к непосредственному
рассмотрению проблемы беспризорности
и детского бродяжничества, в целях
полного раскрытия вопроса
Теория аномии получила дальнейшее развитие у Р.Мертона (американский социолог). Главной причиной девиации он считает разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. Он выделяет типы поведения, которые являются вместе с тем типами приспособления к обществу:
Типы поведения |
Типы приспособления к обществу |
Особенности |
Первый тип |
конформность |
соответствие культурным целям и средствам |
Второй тип |
инновация |
согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения (рэкет, шантаж, спекуляция, торговля наркотиками) |
Третий тип |
ритуализм |
отрицание целей, но принятие традиционных, одобряемых обществом средств их достижения Он обычно выражается в снижении уровня притязаний и часто встречается у представителей низшего слоя среднего класса (бюрократ, абсолютизирующий формальные процедуры) |
Четвертый тип |
ретритизм (бегство от действительности) |
действительности) отрицание цели и средств; характерно для лиц, оказавшихся вне общества, которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на достоинство (бродяги, наркоманы, пьяницы) |
Пятый тип |
бунт |
отчуждение от господствующих целей и стандартов, формирование новых целей и средств |
Тенденция к отклонению от общепринятых правил поведения имеет давнюю историю. Появившись одновременно с зарождением человеческого общества, она была известна еще в глубокой древности. Но уже тогда общество, побуждаемое скорее инстинктом самосохранения, стремилось поставить на ее пути некие преграды, которые удерживали людей от поступков и действий, противоречивших складывающимся представлениям о правилах поведения человека как разумного социального объекта. Такими социальными ограничениями на первых порах являлись мифологические представления и интуитивные запреты - табу. Понятия о дозволенном и недозволенном изменялись, складывались другие регулирующие поведение человека правила. Длительное время определяющим фактором служили различные религиозные догматы. По мере развития человеческого общества и совершенствования общественных отношений, развития науки и культуры, стали формироваться и более устойчивые правовые, морально-нравственные позиции людей по отношению к девиантному поведению личности.
В историографии проблемы выделяется три этапа: 1)1920-е - 1930-е гг.; 2)1940-е - начало 1980-х гг.; 3)середина 1980-х – по наши дни.
1. Работы первого этапа представлены преимущественно трудами и выступлениями государственных и политических деятелей, а также педагогов детских домов и коммун, в которых обосновывались основные направления работы по улучшению положения детей. Они написаны современниками, непосредственными участниками преобразований того времени. В трудах А.С. Макаренко, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.Н. Сороки - Росинского, С.Т. Шацкого отображен ценный опыт творческой воспитательной работы с трудными детьми и организации детского коллектива. Названные авторы с разных методологических позиций пытались выявить все многообразие причин, факторов, закономерностей и условий, вызывающих беспризорность, выстроить систему профилактической работы. В этот период публикуется много работ о жизни беспризорных детей, анализируются причины, порождающие это явление, приводятся материалы о работе колоний и детских домов. В публикациях тех лет нашла отражение полемика по вопросам причин беспризорности. Если в начале 1920-ых гг. эти причины искали в особом психологическом складе ребенка, его генетической предрасположенности жить вне семьи (этого взгляда придерживались, например, делегаты I Всероссийского съезда деятелей по борьбе с детской дефективностью, который проходил в Москве с 24 июня по 2 июля 1920 года.), то к середине 1920 г. складывается понимание того, что корни беспризорности кроются в сложившихся социальных условиях. К такому выводу пришли делегаты I Всероссийского съезда социально-правовой охраны несовершеннолетних. С этого времени отходят от понятия «морально-дефективный ребенок», внедряются новые методы работы с беспризорниками.[9]
В работах С. Моложавого, А.Б. Залкинда, Н.Н. Иорданского, П.И. Люблинского и др. содержится анализ явления детской беспризорности и его последствий для общества. В своих исследованиях выявляли взаимосвязь беспризорности, бродяжничества детей с ростом правонарушений С. Бахрушин, М.Н. Гернет и др. В.И. Куфаев в своей работе выделял два направления предупреждений детских правонарушений: обеспечение несовершеннолетних средствами к существованию и воспитательная работа с ними.
Одним из основных методов борьбы с детской беспризорностью и преступностью государство считало создание сети разнообразных детских учреждений для сирот и беспризорных, опыт которых отражен в обширной литературе. В ней обозначен довольно широкий круг вопросов темы, но вместе с тем характерна узость источниковой базы, которая в те годы исчерпывалась декретами советской власти, циркулярами Наркомата просвещения, решениями конференций и съездов по социально-правовой охране несовершеннолетних, личными наблюдениями авторов. Специфическая черта работ этого этапа - приукрашивание реальных достижений и идеализация партийного подхода к борьбе с детской беспризорностью. В итоге такие важные проблемы ликвидации детской беспризорности, как численность беспризорных и несовершеннолетних преступников, трудности содержания детей в детских учреждениях, социальная помощь зарубежных благотворительных организаций уличным детям, не получили достаточного освещения.
Информация о работе Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема