Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 14:45, курсовая работа
В условиях современного общества назрела необходимость создать эффективную систему социальной защиты населения. Социально-экономический упадок в обществе породил глубокий кризис семьи, способствовал усилению таких болезней общества, как алкоголизм, наркомания, безнадзорность и др. Создалась угроза разрушения семьи как социального института. Семья подверглась деформации, а то и полному разрушению. И в первую очередь, от этого страдают дети, что нередко проявляется в их поведении, которое не всегда отвечает социальным нормам.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ИСТОРИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ПРИРОДЫ И ПРОБЛЕМЫ БРОДЯЖНИЧЕСТВА И БЕСПРИЗОРНОСТИ. 5
ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ И ПРОБЛЕМЫ БРОДЯЖНИЧЕСТВА И БЕСПРИЗОРНОСТИ В РОССИИ. 7
ПОНЯТИЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ПРИЧИНЫ. 12
ПРИЧИНЫ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БРОДЯЖНИЧЕСТВА. 15
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ БРОДЯЖНИЧЕСТВА И БЕСПРИЗОРНОСТИ. 20
ПОМОЩЬ, ОКАЗЫВАЕМАЯ БЕСПРИЗОРНЫМ ДЕТЯМ. ПРОБЛЕМЫ В ЭТОЙ СФЕРЕ. 24
ВЫВОД. 29
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
В решении разнообразных проблем бездомности большую роль играют социальные работники и педагоги, особенно те из них, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации, детских домах, школах и т.д. В успешности социальной работы важным критерием является духовность и психологические качества самого работника.
В процессе своей эволюции социальная работа прагматизировалась, отходя от своих истоков духовности, но, тем не менее, ее определение сейчас представляется как милосердие плюс умение. Именно милосердие как состояние души человека - социального работника является основой и связующим звеном между социальной работой и духовностью. Под духовностью психологами понимается внутренняя устремленность к добру, потребность отдавать свои душевные силы ближнему, творить добро, выполняя свою миссию на этой земле. Поэтому социальная работа была и остается одной из самых трудных, но благородных и одухотворенных видов деятельности. Ценностные установки профессиональной социальной работы во всех ее разновидностях сводятся к общечеловеческим ценностям, уважению чести и достоинства человека, уникальности его личности. Нравственный человек осознает необходимость действия с учетом критериев,
выверенных человеческим опытом. Безнравственный человек находится в
подчинении у собственных интересов, стремлений, желаний, его путь -
вседозволенность. Также в социальной работе, как нигде, необходим профессионализм и компетентность. Она требует динамизма, индивидуальности, быстрой адаптации к изменившейся ситуации.
Попадая в приют, безнадзорные дети, естественно, не сразу адаптируются к новой социальной среде, требуется немало усилий, чтобы состоялось их социальное возрождение. Основной задачей детского дома является социализация воспитанников. Педагоги и воспитатели детских домов пытаются построить свои отношения с воспитанниками по типу семейных, ставя перед собой цель, непосредственно, заменить детям мать или отца. Хотя в современной научно-медицинской и психологической литературе преобладает мнение, что связи воспитателей и воспитанников закрытых детских учреждений не должны имитировать семейных. В деятельности детского дома или школы-интерната приобретают особую актуальность принципы практической педагогики и психологии, учитывающие индивидуальные особенности детей. В первую очередь целесообразно вовлекать воспитанников в деятельность, интересную для них и вместе с тем обеспечивающую развитие их личности: начальное профессиональное, техническое, художественное, музыкальное образование и спорт. Главное она должна быть нацелена на достижение успеха, что усиливает мотивацию саморазвития личности.
Перспективной формой обустройства ребенка является патронат. Это первый шаг к усыновлению. Патронат дает возможность взрослым и ребенку привыкнуть друг к другу, а потенциальным родителям определиться в новом качестве, понять свою ответственность и потребность в ребенке, оценить в связи с этим свои возможности. Тогда усыновление становится более естественным и продуманным. Во всем мире признано, что только семья, пусть и неродная, может стать надежным средством реабилитации детей с трудной судьбой. Однако очень длинным получается перечень бюрократических препятствий, которые вынуждены преодолевать приемные семьи и их общественные попечители. И приемные семьи, и просто пожелавшие взять на воспитание или усыновить сироту граждане находятся в почти феодальной зависимости от отделов опеки и попечительства при местных органах самоуправления. Только они дают права и распределяют блага, оставаясь практически неподконтрольными.
И очень часто получается так, что государство в лице своих чиновников изо всех сил сопротивляется нормальному жизнеустройству сирот. Тому есть несколько причин. Первая - это лень. Приемные семьи - лишняя головная боль. Нужно давать им помещения, делать им ремонт за казенный счет, проверять их, вникать в их проблемы. Да и дети-то часто из чужого округа - чужие, значит, дети. Куда проще сдать сирот в детдом и механически отчислять им из бюджета определенную сумму. Вторая причина тоже традиционная - коррупция. Сироты - источник немалых доходов для тех, кто самоуправно распоряжается их судьбами. Третья причина - государственная монополия. Государственная монополия на сирот выгодна всей чиновничьей корпорации в целом. Ведь ребенок - лишь последнее звено в цепочке, которая протянулась от госбюджета до детского дома. Государство затрачивает в месяц не менее 6 тысяч рублей на одного ребенка в детдоме, но львиная доля этой суммы идет на содержание чиновников разных уровней, занятых оформлением, управлением, прогнозированием и прочее, мушиная доля отчисляется на зарплату воспитателям, и совсем гроши достаются самому питомцу. Ребенок из приемной семьи обходится казне в гораздо меньшую сумму, ему выплачивают от 700 до 2500 рублей в месяц (в зависимости от региона). Кроме того, можно говорить и о рентабельности вложений: выпускники детских домов нуждаются в социальной реабилитации, тогда как их сверстники из приемных семей поступают в вузы и сами образуют полноценные семьи. Право ребенка на семью и права самой семьи нынешним российским законодательством практически игнорируются.
В настоящее время система
1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних,
осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную
реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации;
2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и
социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи
государства;
3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей,
предназначенные для временного содержания несовершеннолетних,
оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и
оказания им содействия в дальнейшем устройстве.
В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние:
1) оставшиеся без попечения
родителей или законных
2) проживающие в семьях,
находящихся в социально
3) заблудившиеся или подкинутые;
4) самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из образовательных
учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц,
самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений
закрытого типа;
5) не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к
существованию;
6) оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в
социальной помощи и (или) реабилитации.
Основаниями помещения в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:
1) личное обращение несовершеннолетнего;
2) заявление родителей несовершеннолетнего или его законных
представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего
возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения
несовершеннолетнего противоречит его интересам;
3) направление органа управления социальной защитой населения или
согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или
учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
4) постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или
судьи в случаях задержания, ареста или осуждения родителей или
законных представителей несовершеннолетнего;
5) акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления)
внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного
муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел
закрытого административно-
(управления) внутренних дел на транспорте о необходимости помещения
несовершеннолетнего в специализированное учреждение для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия
указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления
социальной защитой населения.
Основными направлениями деятельности специализированных учреждений являются:
- осуществление приема несовершеннолетних, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации, оказание им экстренной помощи, в случае
необходимости проведение доврачебного осмотра и организация
медицинского обследования;
- проведение социального
диагностирования с целью
индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации,
осуществления контроля за их реализацией, обеспечения защиты прав и
законных интересов несовершеннолетних;
- обеспечение реализации
программ социальной
несовершеннолетних.
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних осуществляет профилактику безнадзорности, работу с семьями несовершеннолетних, реабилитацию несовершеннолетних с различными формами и степенью социальной дезадаптации, обеспечивает им социальную помощь и социальный патронаж несовершеннолетних.
Социальный приют для детей предназначен для временного проживания и социальной реабилитации детей от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в экстренной социальной помощи.
Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначается для социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказания содействия в их дальнейшем устройстве (с приоритетным использованием различных форм передачи на воспитание в семью) в установленном порядке.
После придания борьбе с беспризорностью статуса дела государственной важности региональные власти России рьяно взялись за отлов и перевоспитание детей улиц. Правда, среди чиновников новых Макаренко пока не обнаружилось. Действуют они в основном бюрократическими и полицейскими методами.
Попытки как-то помочь беспризорным детям предпринимают различные общественные организации. Они организуют питание детей на улице и в столовых, оказывают медицинскую и психологическую помощь беспризорным детям, создают свои детские дома и приюты, в том числе семейного типа. Эта деятельность дает конкретные результаты, но, к сожалению, охватывает пока лишь небольшой процент беспризорных детей.
Русская Православная Церковь также принимает участие в помощи беспризорным детям и детям-сиротам. Одним из направлений такой деятельности является посещение государственных детских домов и приютов. Священники беседуют с детьми, рассказывают им о вере и Церкви, крестят желающих. К церковным праздникам, особенно к Рождеству Христову и Пасхе, для детей устраиваются праздничные представления, им раздают подарки. Там, где возможно, организуются экскурсии с посещением монастырей, храмов и православных святынь. Иногда удается приобщить детей к каким-то видам деятельности при храме или принять в воскресную школу.
Увеличение числа детей-
Беспризорность и
Необходимо внести изменения и дополнения в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по усовершенствованию порядка устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечения детей указанной категории, жилой площадью. Также необходимо усилить уголовное преследование родителей и других лиц, допускающих истязание детей, за оставление их в опасном состоянии, в том числе истощение, неоказание медицинской помощи, хулиганские действия, вовлечение в пьянство, проституцию и преступную деятельность. Хотя закон на защите детей, но следственная и судебная практика по этим составам преступлений в отношении родителей пока не сложилась. И, конечно же, надо усилить уголовную ответственность в отношении лиц, вовлекающих детей в преступную деятельность, занимающихся сексуальной эксплуатацией детей и подростков.
Информация о работе Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема