Цели, содержание и структура непрерывного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:00, контрольная работа

Описание работы

Непрерывное образование - процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Необходимость Н.о. обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий. По некоторым оценкам, среднегодовой темп прироста новых знаний составляет 4 - 6%. Это означает, что около 50% профессиональных знаний специалист должен получить после окончания учебного заведения. Объем времени, необходимый для обновления (реновации) профессиональных знании для специалистов с высшим образованием — 28% от общего объема времени, которым работник располагает в течение всего трудоспособного периода.

Содержание работы

Цели и содержание непрерывного образования.
Структура непрерывного образования.
Сущность непрерывного образования.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по педагогике 1.docx

— 40.81 Кб (Скачать файл)

(5) 25. Тема. Цели, содержание  и структура непрерывного образования

Содержание

  1. Цели и содержание непрерывного образования.
  2. Структура непрерывного образования.
  3. Сущность непрерывного образования.

Список литературы

Ответы к тестам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Цели и содержание  непрерывного образования.

Непрерывное образование - процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Необходимость Н.о. обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий. По некоторым оценкам, среднегодовой темп прироста новых знаний составляет 4 - 6%. Это означает, что около 50% профессиональных знаний специалист должен получить после окончания учебного заведения. Объем времени, необходимый для обновления (реновации) профессиональных знании для специалистов с высшим образованием — 28% от общего объема времени, которым работник располагает в течение всего трудоспособного периода. Н.о. становится важным фактором, конкурентоспособности специалиста на рынке труда.

Современность требует от системы образования, по крайней  мере, двух вещей:

  • во–первых, специалист должен иметь возможность постоянно находиться в образовательной системе, непрерывно совершенствуя свои знания и умения и одновременно обновляя их настолько, чтобы обеспечивалось, при необходимости, быстрое кардинальное изменение структуры деятельности;
  • во–вторых, непрерывного личностного роста, обусловленного деятельностью, связанной с участием в образовательном процессе.

Непрерывное образование  должно было бы предполагать гладкий  переход от одного уровня образования  к другому, с сохранением технологий образования, структуры предметных областей осваиваемых знаний. Но этого  не наблюдается даже при переходе из детского сада в школу. На каждом уровне обучающийся вынужден переучивать  заново все ранее освоенное и, более того, заново учиться способам освоения знания. На эту бессмысленную  деятельность общество и личность тратят неоправданно большое количество денег и времени. От образовательной системы в этом случае потребуется только одно: постоянное обеспечение субъекта деятельности необходимой информацией в удобной для него форме и в удобное для него время.

В какой-то своей части, в  прообразе или в эскизе, можно  утверждать, что подобное уже начинает реализовываться.

  • Во-первых, за какие-нибудь пару десятков лет человечеству открылся новый Мир - информационное пространство, связанное сетью телекоммуникаций, что и позволило актуализировать глобальные проблемы.
  • Во-вторых, это пространство для многих его обитателей стало не столько гигантской библиотекой, сколько деятельной средой, жизненным миром. Не с помощью Интернет, а в Интернет осуществляется сегодня деятельность многих людей.

Концептуальным нововведением  было бы определение понятия виртуальной  образовательной среды, выступающей  в роли Учителя, репрезентирующей многообразие жизненных реальностей. В киберпространстве  рождается Институт Учителя, и в  это событие необходимо войти  совокупным интеллектуальным и культурным силам общества. Будем надеяться, что и с появлением ИНТЕРНЕТ система  образования будет работать на Образ  Человека, а не ткать из нас Всемирную  Белую Паутину.

Уровни непрерывного образования

1) Дошкольное воспитание  и обучение – детский сад.

2) Среднее общее образование  – школа-лицей.

3) Среднее профессиональное  образование – колледж.

4) Высшее образование:

- бакалавриат.

5) Послевузовское образование  – магистратура, докторантура.

6) Дополнительное образование  – курсы повышения квалификации, переподготовка и другое.

Своей главной  целью непрерывное  образование ставит формирование способности  человека быстро адаптироваться к постоянно  изменяющимся условиям в различных  жизненных сферах. Цели непрерывного образования и юного поколения, и взрослых людей заключаются  в том, чтобы способствовать формированию и укреплению навыков самостоятельности, развитию творческого подхода, расширению кругозора и способности адаптироваться к изменениям происходящих в экономике, культуре, обществе.

При всей вариативности компонентов  образовательной системы (образовательных  учреждений разного типа) макросистема образования - непрерывное образование – характеризуется целостностью. Целостность, присущая системе образования, особенно в аспекте парадигмы непрерывного образования, подтверждается и тем, что возможные сбои в функционировании любого компонента в большей или меньшей мере сказываются на работе других, преемственно связанных компонентов и системы в целом (Б.Г. Гершунский).

Переход к непрерывному образованию  позволяет преодолеть ориентацию традиционных образовательных процессов на поверхностную  «энциклопедичность» содержания, перегруженность  информационным и фактологическим  материалом, не связанным с нуждами  общества или запросами самих  учащихся.

В содержании непрерывного образования должны получить опережающее отражение проблемы развития общества, производства, науки и культуры, других сфер социальной практики. Предстоит переориентация учебно-воспитательного процесса с воспроизводства образцов прошлого опыта на освоение методов преобразования действительности, овладение средствами и методами самообразования, умением учиться. Образование должно быть обращено к будущему, тем проблемным ситуациям, разрешение которых предполагает использование научных знаний в качестве средства практической деятельности.

Осуществление этих требований основывается на дифференциации содержания образовательных процессов и  его концентрации вокруг приоритетных направлений науки и профессиональной деятельности.

Достижение целей непрерывного образования человека требует преемственности  и многовариантности содержания общего и профессионального образования  в соответствии с динамикой потребностей индивидуальной деятельности и общественной практики. На всех уровнях и ступенях, во всех звеньях непрерывного образования  необходимо обеспечить развивающий  характер обучения и воспитания, опору  на творческую активность личности. С  этих позиций должно рассматриваться  все содержание непрерывного образования, обеспечиваться его внутренняя согласованность  и преемственность.

Основой реализации преемственности  разных уровней и ступеней непрерывного образования является фундаментальное  содержание, закладываемое в базовых  звеньях, начиная со способов общения, умения читать, писать и считать  и кончая основами соответствующих  отраслей знаний и сфер Деятельности. Владея «ядром» знаний, умениями учиться, человек сам может выбирать виды, темпы и сроки обучения, 'индивидуализировать процесс образования. Интеллектуальный фундамент позволяет человеку самостоятельно приобретать необходимые прикладные знания, диктуемые новыми технологиями производства, осуществлять повышение квалификации и переподготовку. Такой фундамент, вливаемый в контексте практической деятельности, служит основой профессионализма, способствует разрешению противоречия между фундаментализацией образования и профессиональной подготовкой.

Важнейшее значение приобретают  методологическая составляющая содержания образования, обеспечивающая важнейшие  компоненты общей культуры мышления и формирование мировоззрения личности, которое выражается в системно-ориентированном  понимании таких связей, как человек-человек, человек-общество, человек-производство, человек-государство, человек-природа, способствует развитию самопознания. На первый план здесь выводят гуманитарные, культурно-исторические и экологические аспекты образования, осмысление связей между процессами и явлениями действительности в их изменении и развитии.

Гуманитаризация содержания непрерывного образования обеспечивается его нацеленностью на освоение достижений общечеловеческой и национальной культуры, на развитие социалистических общественных отношений. Осуществляется гуманитарный синтез всех учебных дисциплин. Ценности и нормы культуры, искусство, нравственность превращаются из предмета изучения в  содержательную основу самого образования  и должны быть органично увязаны  с освоением достижений научно-технического прогресса, с формированием нового политического, экономического и экологического мышления.

Овладение способами социального  взаимодействия и общения, средствами коммуникации предполагает выявление  гуманистического содержания во всех изучаемых дисциплинах. Через разнообразные  формы личностного взаимодействия участников образовательного процесса вырабатываются навыки общения, коллективного  решения задач и проблем, отстаивания  своей принципиальной позиции, способность  нести ответственность за дело. Только в таких условиях человек может  испытать радость коллективного  творчества, приобщиться к коллективизму  как важнейшей социальной ценности.

Особого внимания требует  физическая культура и здоровый образ  жизни человека, обеспечивающие трудовую и социальную активность личности на протяжении всего жизненного пути, что делает их неотъемлемой составной  частью содержания и процесса непрерывного образования.

 

2. Структура непрерывного образования

Этапы развития личности определяют соответствующие ступени и уровни непрерывного образования, требования и условия реализации его конкретных целей. В соответствии с этими целями должны быть осуществлены вертикальная сквозная интеграция ступеней образования, обеспечивающая поступательность процесса развития личности и преемственность ее общего и профессионального образования, и горизонтальная координация различных образовательных структур (основных и дополнительных, государственных и общественных и т. п.), создающая предпосылки всестороннего развития на любой ступени и уровне образования, снимающая проблемные вопросы на «стыках» различных образовательных структур и звеньев.

На любом этапе жизненного пути человек должен иметь право  и реальные возможности включиться в образовательные процессы в  соответствии со своими познавательными  и профессиональными интересами, психофизиологическими и личностными  особенностями, сообразуясь с потребностями  общества.

Первому этапу жизненного пути человека соответствует ступень  дошкольного воспитания, где закладывается  фундамент личностного развития. Здесь формируются индивидуальные наклонности, развиваются природные  задатки, культура чувств, способности  детей, поощряются присущие этому возрасту любознательность, инициатива и самостоятельность. Обеспечивается усвоение первичных  социокультурных правил и нравственных норм, осуществляется подготовка детей  к предстоящему систематизированному обучению.

Ведущая роль в осуществлении  дошкольного воспитания принадлежит  семье. Всемерную помощь призваны оказывать  ей работники дошкольных учреждений. К учреждениям, являющимся основными  для данной ступени образования, относятся ясли и детские сады, а также дома ребенка, детские  интернаты и другие типы дошкольных учреждений, призванные компенсировать отсутствие или недостатки семейного  воспитания, обусловленные социальными  либо органическими причинами.

Дополнительные структуры  дошкольного воспитания служат для  удовлетворения индивидуальных образовательно-воспитательных потребностей детей (языковые, спортивные группы и т. п.).

Многообразие и гибкость организационной системы дошкольного  воспитания учитывают особенности  развития детей (от отстающих в развитии до творчески одаренных).

Психолого-педагогическую грамотность  родителей призван обеспечить педагогический всеобуч, осуществляемый средствами массовой информации, факультетами педагогических знаний народных университетов, домами санитарного просвещения и т. п.

Общее среднее образование  молодежи выступает как базовое  для последующего развития Личности, подготовки кадров квалифицированных  рабочих и специалистов.

На первом его этапе  — в общеобразовательной школе  первой ступени обеспечиваются становление  личности ребенка, развитие его способностей, опыта общения и сотрудничества, формирование умения и желания учиться. В начальной школе учащиеся приобретают  умения и навыки учебной деятельности, учатся чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. У детей складываются первоначальные представления о природе, обществе, человеке и его труде.

На втором этапе — в  общеобразовательной школе второй ступени — создается фундамент  общеобразовательной подготовки, необходимой  выпускникам для продолжения  образования, полноценного включения  в жизнь социалистического общества. Обеспечиваются разностороннее развитие личности учащегося, его склонностей, способности к самоопределению, освоение основ научных знаний, материалистического  миропонимания, общечеловеческих и  социалистических норм морали и нравственности. В основной общеобразовательной  школе вводится дифференцированное обучение в соответствии с запросами и склонностями учащихся путем изучения предметов по выбору, факультативных курсов.

Реальностям новой социально-экономической  ситуации в обществе должно соответствовать  трудовое воспитание школьников. Если раньше социальная функция трудовой подготовки сводилась к адаптации  молодежи к устойчивым элементам  способа производства и пополнению народного хозяйства кадрами  исполнителей, то теперь она включает выявление и максимальное развитие общих и специальных способностей; совершенствование функционирования физиологических систем, укрепление здоровья, включение в реальные трудовые отношения в процессе созидательной  деятельности, воспитание самостоятельности, инициативы, предприимчивости, нового экономического мышления; обеспечение  широкого политехнического кругозора  как предпосылки и условия  профессиональной мобильности; формирование отношения к труду как социальной ценности.

Информация о работе Цели, содержание и структура непрерывного образования