Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:00, контрольная работа
Непрерывное образование - процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Необходимость Н.о. обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий. По некоторым оценкам, среднегодовой темп прироста новых знаний составляет 4 - 6%. Это означает, что около 50% профессиональных знаний специалист должен получить после окончания учебного заведения. Объем времени, необходимый для обновления (реновации) профессиональных знании для специалистов с высшим образованием — 28% от общего объема времени, которым работник располагает в течение всего трудоспособного периода.
Цели и содержание непрерывного образования.
Структура непрерывного образования.
Сущность непрерывного образования.
Список литературы
(5) 25. Тема. Цели, содержание
и структура непрерывного
Содержание
Список литературы
Ответы к тестам
1. Цели и содержание непрерывного образования.
Непрерывное образование - процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Необходимость Н.о. обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий. По некоторым оценкам, среднегодовой темп прироста новых знаний составляет 4 - 6%. Это означает, что около 50% профессиональных знаний специалист должен получить после окончания учебного заведения. Объем времени, необходимый для обновления (реновации) профессиональных знании для специалистов с высшим образованием — 28% от общего объема времени, которым работник располагает в течение всего трудоспособного периода. Н.о. становится важным фактором, конкурентоспособности специалиста на рынке труда.
Современность требует от системы образования, по крайней мере, двух вещей:
Непрерывное образование должно было бы предполагать гладкий переход от одного уровня образования к другому, с сохранением технологий образования, структуры предметных областей осваиваемых знаний. Но этого не наблюдается даже при переходе из детского сада в школу. На каждом уровне обучающийся вынужден переучивать заново все ранее освоенное и, более того, заново учиться способам освоения знания. На эту бессмысленную деятельность общество и личность тратят неоправданно большое количество денег и времени. От образовательной системы в этом случае потребуется только одно: постоянное обеспечение субъекта деятельности необходимой информацией в удобной для него форме и в удобное для него время.
В какой-то своей части, в прообразе или в эскизе, можно утверждать, что подобное уже начинает реализовываться.
Концептуальным нововведением
было бы определение понятия
Уровни непрерывного образования
1) Дошкольное воспитание и обучение – детский сад.
2) Среднее общее образование – школа-лицей.
3) Среднее профессиональное образование – колледж.
4) Высшее образование:
- бакалавриат.
5) Послевузовское образование – магистратура, докторантура.
6) Дополнительное образование
– курсы повышения
Своей главной целью непрерывное
образование ставит формирование способности
человека быстро адаптироваться к постоянно
изменяющимся условиям в различных
жизненных сферах. Цели непрерывного
образования и юного поколения,
и взрослых людей заключаются
в том, чтобы способствовать формированию
и укреплению навыков самостоятельности,
развитию творческого подхода, расширению
кругозора и способности
При всей вариативности компонентов образовательной системы (образовательных учреждений разного типа) макросистема образования - непрерывное образование – характеризуется целостностью. Целостность, присущая системе образования, особенно в аспекте парадигмы непрерывного образования, подтверждается и тем, что возможные сбои в функционировании любого компонента в большей или меньшей мере сказываются на работе других, преемственно связанных компонентов и системы в целом (Б.Г. Гершунский).
Переход к непрерывному образованию
позволяет преодолеть ориентацию традиционных
образовательных процессов на поверхностную
«энциклопедичность»
В содержании непрерывного образования должны получить опережающее отражение проблемы развития общества, производства, науки и культуры, других сфер социальной практики. Предстоит переориентация учебно-воспитательного процесса с воспроизводства образцов прошлого опыта на освоение методов преобразования действительности, овладение средствами и методами самообразования, умением учиться. Образование должно быть обращено к будущему, тем проблемным ситуациям, разрешение которых предполагает использование научных знаний в качестве средства практической деятельности.
Осуществление этих требований
основывается на дифференциации содержания
образовательных процессов и
его концентрации вокруг приоритетных
направлений науки и
Достижение целей непрерывного
образования человека требует преемственности
и многовариантности содержания
общего и профессионального
Основой реализации преемственности разных уровней и ступеней непрерывного образования является фундаментальное содержание, закладываемое в базовых звеньях, начиная со способов общения, умения читать, писать и считать и кончая основами соответствующих отраслей знаний и сфер Деятельности. Владея «ядром» знаний, умениями учиться, человек сам может выбирать виды, темпы и сроки обучения, 'индивидуализировать процесс образования. Интеллектуальный фундамент позволяет человеку самостоятельно приобретать необходимые прикладные знания, диктуемые новыми технологиями производства, осуществлять повышение квалификации и переподготовку. Такой фундамент, вливаемый в контексте практической деятельности, служит основой профессионализма, способствует разрешению противоречия между фундаментализацией образования и профессиональной подготовкой.
Важнейшее значение приобретают методологическая составляющая содержания образования, обеспечивающая важнейшие компоненты общей культуры мышления и формирование мировоззрения личности, которое выражается в системно-ориентированном понимании таких связей, как человек-человек, человек-общество, человек-производство, человек-государство, человек-природа, способствует развитию самопознания. На первый план здесь выводят гуманитарные, культурно-исторические и экологические аспекты образования, осмысление связей между процессами и явлениями действительности в их изменении и развитии.
Гуманитаризация содержания непрерывного образования обеспечивается его нацеленностью на освоение достижений общечеловеческой и национальной культуры, на развитие социалистических общественных отношений. Осуществляется гуманитарный синтез всех учебных дисциплин. Ценности и нормы культуры, искусство, нравственность превращаются из предмета изучения в содержательную основу самого образования и должны быть органично увязаны с освоением достижений научно-технического прогресса, с формированием нового политического, экономического и экологического мышления.
Овладение способами социального
взаимодействия и общения, средствами
коммуникации предполагает выявление
гуманистического содержания во всех
изучаемых дисциплинах. Через разнообразные
формы личностного
Особого внимания требует физическая культура и здоровый образ жизни человека, обеспечивающие трудовую и социальную активность личности на протяжении всего жизненного пути, что делает их неотъемлемой составной частью содержания и процесса непрерывного образования.
2. Структура непрерывного образования
Этапы развития личности определяют
соответствующие ступени и
На любом этапе жизненного
пути человек должен иметь право
и реальные возможности включиться
в образовательные процессы в
соответствии со своими познавательными
и профессиональными
Первому этапу жизненного
пути человека соответствует ступень
дошкольного воспитания, где закладывается
фундамент личностного
Ведущая роль в осуществлении дошкольного воспитания принадлежит семье. Всемерную помощь призваны оказывать ей работники дошкольных учреждений. К учреждениям, являющимся основными для данной ступени образования, относятся ясли и детские сады, а также дома ребенка, детские интернаты и другие типы дошкольных учреждений, призванные компенсировать отсутствие или недостатки семейного воспитания, обусловленные социальными либо органическими причинами.
Дополнительные структуры дошкольного воспитания служат для удовлетворения индивидуальных образовательно-воспитательных потребностей детей (языковые, спортивные группы и т. п.).
Многообразие и гибкость
организационной системы
Психолого-педагогическую грамотность родителей призван обеспечить педагогический всеобуч, осуществляемый средствами массовой информации, факультетами педагогических знаний народных университетов, домами санитарного просвещения и т. п.
Общее среднее образование молодежи выступает как базовое для последующего развития Личности, подготовки кадров квалифицированных рабочих и специалистов.
На первом его этапе
— в общеобразовательной школе
первой ступени обеспечиваются становление
личности ребенка, развитие его способностей,
опыта общения и
На втором этапе — в
общеобразовательной школе
Реальностям новой социально-экономической
ситуации в обществе должно соответствовать
трудовое воспитание школьников. Если
раньше социальная функция трудовой
подготовки сводилась к адаптации
молодежи к устойчивым элементам
способа производства и пополнению
народного хозяйства кадрами
исполнителей, то теперь она включает
выявление и максимальное развитие
общих и специальных
Информация о работе Цели, содержание и структура непрерывного образования