Цели, содержание и структура непрерывного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:00, контрольная работа

Описание работы

Непрерывное образование - процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Необходимость Н.о. обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий. По некоторым оценкам, среднегодовой темп прироста новых знаний составляет 4 - 6%. Это означает, что около 50% профессиональных знаний специалист должен получить после окончания учебного заведения. Объем времени, необходимый для обновления (реновации) профессиональных знании для специалистов с высшим образованием — 28% от общего объема времени, которым работник располагает в течение всего трудоспособного периода.

Содержание работы

Цели и содержание непрерывного образования.
Структура непрерывного образования.
Сущность непрерывного образования.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по педагогике 1.docx

— 40.81 Кб (Скачать файл)

На третьем этапе общего среднего, образования — в школе  третьей ступени — завершается  общеобразовательная подготовка учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, наиболее полного учета  интересов учащихся, их активного  включения в самостоятельную  жизнь. Здесь может быть организовано и обучение несложным рабочим  профессиям.

В целях расширения возможностей получения и углубления образования  развивается сеть специализированных школ (математических, языковых, музыкальных, художественных, спортивных и др.), а  также школ-интернатов, лесных школ для детей с нарушениями здоровья, школ со специальным режимом и  т. п.

Создаются необходимые условия  для организации экстерната как  одной из форм получения среднего образования.

Дополнительными структурами  общего среднего образования служат внешкольные формы образования  по интересам: дома Пионеров, спортивные секции и клубы, станции юных техников, натуралистов, биологов, учебно-воспитательные организации ВЛКСМ, ДОСААФ и др., народные университеты, лектории, система политической, экономической учебы.

Следующими ступенями  являются различные уровни профессионального  и специального образования.

Главной задачей профессионально-технического образования, как важного звена  непрерывного образования, является подготовка квалифицированных рабочих.

Основными структурами профессионально-технического образования молодежи выступают  профессионально-технические училища, в которых ведется подготовка рабочих кадров по сложным интегрированным  профессиям и группам профессий. Наряду с развитием подготовки рабочих, преимущественно на базе среднего образования, сохраняется возможность для  молодежи получать профессиональное образование  после окончания основной школы, а в училищах, где создаются  необходимые условия — завершать  общеобразовательную подготовку. В  качестве параллельных структур, влияющих основную форму профессионально-технической  подготовки молодежи выступают различные  формы производственного обучения непосредственно предприятии. Важной ступенью непрерывного образования  и подготовки кадров является среднее  специальное образование. Дифференциация видов деятельности, требований отраслей народного хозяйства к специалистам среднего звена обусловливает наличие  разных типов средних специальных  учебных заведений — техникума, политехникумов, медицинских, художественных, педагогических училищ и др. Объективные  процессы сближения материального  и духовного производств, рост интеллектуализации труда работников всех категорий  порождают качественно новый  учебных заведений — высшие профессиональные училища (ВПУ), которые создаются  на базе продвинутых профтехучилищ  и техникумов, филиалов вузов. Здесь  будет осуществляться подготовка кадров для широкого спектра видов профессиональной деятельности: от рабочего для наукоемкого производства до младшего инженера, фельдшера, учителя младших классов, работника сферы искусства. Такие училища, а также различие интегрированные комплексы (ПТУ, СУЗ, вуз) явятся основной формой поименной профессиональной подготовки и общего образования данных категорий работников.

С учетом индивидуальных склонностей  обучающихся и потребностей народного  хозяйства учебные заведения  нового типа будут обеспечивать наиболее подготовленным и заинтересованным учащимся углубленную подготовку с  перспективой продолжения образования  в вузе, давать другим квалификацию специалиста среднего звена или  рабочего, вооружать каждого запасом  фундаментальных знаний и способов дальнейшего делового и творческого  роста.

В качестве параллельных выступят соответствующие структуры повышения  квалификации рабочих кадров и специалистов на производстве (учебно-курсовые комбинаты, долгосрочные курсы и т. п.). Дополнительными  явятся общественные, неформальные и инициативные структуры общего и профессионального Высшее образование как ступень непрерывного образования направлено на общее и профессиональное развитие специалистов, способных творчески решать задачи и проблемы научно-технического и социально-экономического прогресса. Оно выступает в качестве базового образования специалистов, поскольку выпускник вуза не останавливается ни в своем профессиональном развитии, ни в общем образовании. Получив мощные средства познания и преобразования действительности, специалист способен не только использовать фундаментальные знания основ наук, но и пересматривать эти основы, разрабатывать новые технологии производства, развивать социальную практику, в самом прямом смысле обогащать материальную и духовную культуру продуктами своего творчества.

Важно предоставить студенту средства, самодвижения в содержании обучения, предмете будущей профессиональной деятельности, дать методологические знания, воспитать диалогическую позицию, активно преобразующее отношение к действительности. Наряду с расширением доступности обучения в вузах следует значительно повысить требования к качеству подготовки специалистов и профессиональной деятельности выпускников.

Потенциал высшей школы должен полнее использоваться для повышения  квалификации и переподготовки кадров, культурно-просветительской деятельности в стране. В этой связи усиливается  роль вузов, и в первую очередь  университетов, как активных центров непрерывного образования, удовлетворения духовных запросов всех категорий населения.

В качестве основных структур высшего образования выступают  дневные отделения вузов. Параллельными  структурами являются вечернее, заочное, неполные и ускоренные формы высшего  образования, «открытые университеты», экстернат; дополнительными — подготовительные отделения и курсы, различные  структуры неформального образования, организации ВОИР, лектории общества «Знание», студенческие научные общества и т. п.

Аспирантура, соискательство, докторантура при вузах и научно-исследовательских  институтах уже сейчас выступают  полноправными и важными ступенями  непрерывного образования. Аспирантура  и соискательство являются основными  формами планомерной подготовки кадров педагогов-исследователей для  работы в вузах, НИИ и других учреждениях  народного хозяйства, владеющих  современными и перспективными методами и средствами организации и проведения педагогической и научной работы, внедрения результатов исследований в практику.

Докторантура  призвана осуществлять подготовку специалистов высшей квалификации, руководителей  научных школ и направлений, исследователей для важнейших областей науки и техники, влияющих на всю социальную практику общества.

Если в докторантуре целесообразным представляется сложившийся  механизм отбора кандидатов для обучения, то по отношению к аспирантуре  необходима разработка адекватных диагностических  методик подбора контингента. Докторантура и аспирантура должны развиваться  на широкой конкурсной основе.

Актуальные потребности  общественного развития требуют  существенно видоизменить подходы  к повышению квалификации рабочих  и специалистов отраслей народного  хозяйства как наиболее гибкого  звена системы непрерывного образования. Учебный процесс предстоит перестроить  здесь на основе принципов активного  обучения, компьютеризации учебного процесса, усилить стимулы и разработать  широкий набор средств самообразования работников, благодаря которому преодолевается дискретный характер ступеней непрерывного образования, обеспечивается его подлинная непрерывность.

По мере ускорения  социально-экономического и научно-технического прогресса все больше возрастает масштаб и значение переподготовки кадров по новым и новейшим направлениям развития науки, техники и технологии, по эксплуатации, наладке и ремонту  новых поколений различных устройств, машин и оборудования. Основными  в системе переподготовки и повышения  квалификации станут специализированные структуры ряда основных организационных  форм (преимущество вузов и высших профессиональных училищ — их отделения, факультеты), а также целенаправленно  созданные учебные заведения  типа ИПК, ФПК, КПК; параллельными —  центры непрерывного образования; дополнительными  — различные структуры общественных, неформальных, инициативных форм общего и профессионального образования.

В качестве неотъемлемой составной  части системы непрерывного образования  выступают звенья неформального  образования, удовлетворяющего разнообразные культурно-образовательные потребности и запросы населения, инициативного по своей направленности и содержанию. Предоставление широких возможностей образования для старших возрастных групп населения, лиц предпенсионного и пенсионного возраста имеет не только важное гуманистическое значение, но играет и серьезную социально-экономическую роль как источник увеличения продолжительности активной жизни трудящихся.

Следует стимулировать продвижение  к более высоким ступеням и  уровням образования наиболее способных, лучше подготовленных, активно работающих над своим совершенствованием членов общества. Особого внимания общества требуют инвалиды, лица со сниженными интеллектуальными возможностями, задержками умственного и физического  развития. Для тех и других должны быть созданы или усовершенствованы  соответствующие образовательные  структуры.

Необходимыми условиями  эффективной работы системы непрерывного образования являются развитие сети профессиональной ориентации молодежи и всего населения; всестороннее — ресурсное, кадровое, организационное, информационное, правовое, научное, методическое — обеспечение.

 

3. Сущность непрерывного образования

Наметившиеся подходы  к пониманию сущности непрерывного образования достаточно противоречивы. В одних случаях его отождествляют  с непрерывным обучением, полагая, что достаточно механически объединить все ступени учебного процесса, чтобы  устранить противоречия и тупиковые  ситуации в образовании, в других считают достаточным дополнить  существующую систему новыми звеньями.

Требуются качественный сдвиг  в общественном сознании, новое политическое и педагогическое мышление как непременные  условия эффективности намечаемых перемен в сфере образовательной практики общества.

Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его  жизни.

Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное  по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому возможности  реализации собственной программы  его получения.

Закономерно поэтому, что  целью непрерывного образования  является становление и развитие личности как в периоды ее физического  и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных  сил и способностей, так и в  периоды старения организма, когда  на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций  и возможностей.

Понимание развития как непрерывного процесса необходимо соединить с  принципом развивающего обучения, с  ориентацией образовательно-воспитательной деятельности не только на познание, но и на преобразование действительности. Этим обусловлен переход от информационного  к продуктивному учению, от школы  памяти к школе мысли, чувства  и активного социального действия.

Системообразующим фактором непрерывного образования служит осознанная общественная потребность в постоянном развитии личности каждого советского человека. Этим определяется упорядочение множества образовательных структур — основных и параллельных, базовых  и дополнительных, государственных  и общественных, формальных и неформальных. Их взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимная субординация по уровням, координация  по направленности и назначению, обеспечение  отношений взаимосодействия между  ними превращают всю совокупность таких  структур в единую систему.

Единство целей непрерывного образования как системы и  специфических задач — каждого  её звена органически сочетается с многообразием типов учебных  заведений, педагогических технологий и форм государственно-общественного  управления.

Непрерывное образование  как педагогическая система —  это целостная совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости, эстетического отношения к действительности.

Для каждого человека непрерывное  образование выступает процессом  формирования и удовлетворения его  познавательных запросов и духовных потребностей, развития задатков и  способностей в сети государственно-общественных учебных заведений и путем  самообразования, гарантией сохранения его как личности и профессионала  в динамично меняющемся обществе.

Для социалистического государства  непрерывное образование является ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий  общего и профессионального развития личности каждого советского человека. Гуманистическая направленность этой политики основывается на программном  положении КПСС о человеке как  цели общественного прогресса и  о человеческом факторе как его  решающей силе. В этом находит свое реальное воплощение тезис марксизма  о том, что «свободное развитие каждого  является условием свободного развития всех».

Для общества в целом непрерывное  образование является механизмом расширенного воспроизводства его профессионального  и культурного потенциала, условием развития общественного производства, ускорения социально-экономического прогресса страны.

Для мирового сообщества непрерывное  образование выступает способом сохранения, развития и взаимообогащения национальных культур и общечеловеческих ценностей, важным фактором и условием международного сотрудничества в сфере образования и решения глобальных проблем современности. Советская система непрерывного образования должна стать органичным компонентом мировой образовательной системы.

Информация о работе Цели, содержание и структура непрерывного образования