Целостный педагогический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 12:02, реферат

Описание работы

Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов. Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание – не самые лучшие способы для передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..…………...3
Понятие педагогического процесса ……………………………………..……..4
Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления…………………………………………………………………………....6
Педагогический процесс как целостное явление…..............................................8
Основные аспекты целостности педагогического процесса…………………..9
Методы осуществления целостного педагогического процесса……………....10
Список использованной литературы…………………………………………….12

Файлы: 1 файл

реферат НП.docx

— 39.05 Кб (Скачать файл)
 

ЦЕ                   ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

 
 
 
 

 

 

 

 

Содержание.

Введение……………………………………………………………..…………...3

Понятие педагогического процесса ……………………………………..……..4

Исторические предпосылки  понимания педагогического процесса как целостного явления…………………………………………………………………………....6

Педагогический процесс как целостное явление…..............................................8

Основные аспекты целостности педагогического процесса…………………..9

Методы осуществления  целостного педагогического процесса……………....10

Список использованной литературы…………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. 

   Для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт  новым поколениям.  

   Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов. 

    Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание – не самые лучшие способы для передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.

Современная жизнь выдвинула  целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько  основополагающих направлений их реализации. Более существенные из них:

  • задачи умственного развития, предполагают усвоение детьми общих для всех знаний, умений и навыков, обеспечивающих одновременно умственное развитие и формирующих у них способность активного самостоятельного мышления и творчества в общественной и производственной деятельности;
  • задачи эмоционального развития, включающего в себя формирование у детей идейно-эмоционального, эстетического отношения к искусству и действительности;
  • задачи нравственного развития, ориентированного на усвоение воспитанниками простых норм общечеловеческой морали, привычек нравственного поведения, на развитие в ребенке нравственной воли, свободы нравственного выбора и ответственного поведения в жизненных отношениях;
  • задачи физического развития, направленного на укрепление и  развитие физических сил детей, являющихся материальной основой их жизненности и духовного бытия.
  • задачи индивидуально-личностного развития, требующего выявления и развития природных дарований в каждом ребенке с помощью дифференциации и индивидуализации процессов обучения и восприятия;
  • задачи культурологического воспитания, основывающегося на высших ценностях мировой художественной культуры, противостоящего разрушительному развитию массовой анти- и псевдокультуры.

Активное осуществление  этих тактических целей позволит реально и эффективно решить стратегические задачи, осуществить всестороннее развитие личности – генеральную цель целостного педагогического процесса.

 

 

 

Понятие педагогического  процесса.

Педагогический процесс - это развивающееся системное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, т.е. преобразованию их качеств и поведения, развитию личности. Речь идет об особой системе деятельности и формирующихся в рамках этой системы отношениях: преобразовательно-активных, созерцательно-исполнительских или потребительско-иждивенческих.

Характерные черты педагогического  процесса как системного взаимодействия:

  1. Система динамична, т.е. находится в развитии: изменяется ее состав, структура в соответствии с функциями.
  2. Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия и взаимоотношений педагога и ученика, их активности, особенно собственной активной позиции ученика.
  3. Четко выделены составные компоненты системы, что позволяет анализировать связи между ними. Заслуга выделения компонентов системы, безусловно, принадлежит Кузьминой Н.В.(работы 1967, 1989 гг.) По ее теории каждая педагогическая система состоит из структурных и функциональных компонентов. Структурные:
    • субъект (педагог);
    • объект педагогического воздействия (ученик);
    • цели обучения и воспитания;
    • предмет их совместной деятельности;
    • средства педагогической коммуникации.

Системообразующим фактором является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Отсутствие любого компонента ведет к ликвидации системы и никакой из них не может быть выражен через другой. Функциональные компоненты:

    • гностический, включающий в себя анализ педагогической ситуации, личности воспитуемого, сопоставление искомого результата с реальным;
    • проектировочный, состоящий из действий, связанных с предвосхищением, предвидением возможных последствий от решения педагогической задачи;
    • конструктивный, проявляющийся в действиях, связанных с композиционным построением педагогического процесса, урока;
    • коммуникативный, заключающийся в действиях, связанных с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений;
    • организаторский, состоящий из действий, связанных с организацией, например, учебной информации в процессе ее предъявления.

Исходя из функциональных элементов определяются и функции  педагогической деятельности и педагогические способности. Развивая взгляды Кузьминой  Н.В., Якунин В.А. выделяет такие функциональные компоненты педагогической деятельности:

    • целеопределение;
    • информационный компонент;
    • прогнозирование;
    • принятие решений;
    • организация исполнения;
    • общение и коммуникация;
    • контроль;
    • коррекция.

В дальнейшем Митина Л.М., Маркова  А.Н. и Сластенин В.А. определяют деятельность учителя через процесс решения психолого-педагогических задач поэтапно:

    • анализ;
    • реализация и регулирование;
    • учет и оценка результатов.
  1. Педагогический процесс характеризуется следующими параметрами:
    • уровнем реализации всех функциональных компонентов;
    • уровнем технологичности;
    • временем.
  1. Главные характеристики педагогического процесса - целостность, общность, единство входящих в него процессов обучения, воспитания, развития. Это не механическое их соединение, а качественно новое образование. Диалектика их отношений внутри педагогического процесса заключается:
    • в единстве и самостоятельности процессов обучения, воспитания, развития;
    • в наличии общего и сохранении специфического;
    • в целостности и соподчиненности их.

Так, эти процессы отличаются по функциям, области применения (обучение воздействует на интеллектуальную сферу, а воспитание - на мотивационную  и эмоциональную), методам, средствам, формам, контролю. Однако, все они  ведут к одной цели - формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему  средствами.

 

 

Исторические  предпосылки понимания педагогического  процесса как целостного явления

Обращение к истокам возникновения  педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем и к явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже  к середине XIX в. в трудах прогрессивных  педагогов все чаще и чаще стали  встречаться обоснованные аргументы  в пользу объективного единства обучения и воспитания. Наиболее отчетливо  эта точка зрения была выражена в  педагогических воззрениях. И.Ф. Гербарта, отмечавшего, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть цель, лишенная средств. 
 
Учитель немецких учителей А. Дистервег, рассматривая обучение как часть, сторону воспитания, писал, что «время искусственных разделений прошло», особо при этом подчеркивая: «Принцип обучения есть и всегда будет принципом воспитания, и наоборот». 
 
Более глубоко идея целостности педагогического процесса выражена К.Д. Ушинским. Он понимал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности. От комбинации основных элементов всякой школы, писал он, более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями, закрывающими от непосвященных пробел в общественном воспитании. Прогрессивные идеи К.Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей: Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Лесгафта, К.В. Ельницкого, В.П. Вахтерова и др. 
 
Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает П.Ф. Каптерев. Он всесторонне проанализировал его проявления с внешней и внутренней стороны и пришел к выводу: «Обучение, образование, приучение, воспитание, наставление, увещание, взыскания и другие подобные многочисленные слова обозначают различные свойства, стороны, средства и моменты одного большого целого – педагогического процесса». Общеобразовательный курс школы, по его замыслу, был призван обеспечить правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего совершенствования личности гражданина. 
 
Большой вклад в развитие представлений о целостности педагогического процесса уже в новых социально-экономических и политических условиях внесли Н.К. Крупская, А.П. Пинквич, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, М.М. Рубинштейн, А.С. Макаренко. Однако начиная с 30-х гг. основные усилия педагогов были направлены на углубленное изучение обучения и воспитания как относительно самостоятельных процессов. Наметилась тенденция к обособлению этих связанных как часть и целое процессов, а в воспитательной работе закрепился ярко выраженный функциональный подход, вопреки утверждению, что личность не формируется по частям (А.С. Макаренко). 
 
Научный интерес к проблеме целостности педагогического процесса, вызванный потребностями практики школы, возобновился в середине 70-х гг. Но ее решение было сведено к частной проблеме воспитывающего обучения. Вместе с тем наметились и различные подходы к пониманию целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, В.М. Коротов, В.В. Краевский, Б.Т. Лихачев, Ю.П. Сокольников и др.). 
 
Изучение истории развития взглядов на сущность педагогического процесса свидетельствует о том, что поиск адекватных представлений о нем как о целостности, т. е. максимальной ориентированности на всестороннее развитие личности, волновал умы многих педагогов (ученых и практиков), но не получил однозначного решения. Это положение объясняется сложностью явления, каким выступает педагогический процесс. В то же время авторы современных концепций едины во мнении, что раскрыть сущность педагогического процесса и выявить условия приобретения им свойств целостности можно только на основе методологии системного подхода. Он требует рассматривать педагогические объекты как системы, а именно: определить состав, структуру и организацию основных компонентов, установить ведущие взаимосвязи между ними, выявить внешние связи системы, выделить из них главную, определить функции системы и ее роль среди других систем, установить на этой основе закономерности и тенденции развития системы в направлении ее целостности. Целостность имеет смысл только применительно к системным объектам. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Педагогический  процесс как целостное явление. 
Понятие целостности педагогического процесса

«Основа целостности педагогического  процесса - есть развивающаяся в  многообразных формах жизнь детей» (Ш.А. Амонашвилли).

Главное интегративное  свойство педагогического процесса как динамической системы - его  способность  к  выполнению  социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, что - бы их выполнение соответствовало высокому уровню качества.  А это возможно  при  условии  функционирования педагогического процесса как целостного явления:  целостная,  гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. 
Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее  единство  составляющих его компонентов,  их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходят движение, преодоление противоречий,  перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества. 
Целостный педагогический процесс предполагает такую  организацию  жизнедеятельности  воспитанников,  которая  отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы  сбалансированное воздействие на все сферы личности:  сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами,  вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно - ценностное отношение к явлениям окружающей  действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.  
Целостный педагогический процесс несводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое.  Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного,  нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания,  т.е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен  постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника  и  специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

 

 

 

Основные аспекты  целостности педагогического процесса.  

  В содержательном  плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования  опыта, накопленного  человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний,  в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков;  опыта  творческой  деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.  Реализация основных элементов содержания образования не что иное, как реализация единства образовательных,  развивающих и воспитательных функций цели педагогического процесса. 
 В организационном плане . педагогический  процесс  приобретает свойство  целостности,  если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов: 
1) процесса освоения и конструирования (дидактического адаптирования) содержания образования и материальной  базы  (содержательно-конструктивная,  материально-конструк-тивная  и  операционно-конструктивная деятельность педагога); 
2) процесса  делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними - цель взаимодействия; 
3) процесса  взаимодействия  педагогов  и  воспитанников  на Уровне личных отношений (неформальное общение); 
4) процесса освоения воспитанниками  содержания  образования без  непосредственного  участия педагога (самообразование и самовоспитание).          

Информация о работе Целостный педагогический процесс