Целостный педагогический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 12:02, реферат

Описание работы

Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов. Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание – не самые лучшие способы для передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..…………...3
Понятие педагогического процесса ……………………………………..……..4
Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления…………………………………………………………………………....6
Педагогический процесс как целостное явление…..............................................8
Основные аспекты целостности педагогического процесса…………………..9
Методы осуществления целостного педагогического процесса……………....10
Список использованной литературы…………………………………………….12

Файлы: 1 файл

реферат НП.docx

— 39.05 Кб (Скачать файл)

 Как видно,  первый  и четвертый процессы отражают предметные отношения, второй - собственно педагогические, а третий - взаимные,  а следовательно,  и охватывают педагогический процесс в его целостности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы осуществления  целостного педагогического процесса.

 
Методы осуществления целостного педагогического процесса – это  способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения  образовательно-воспитательных задач. Метод осуществления педагогического  процесса расчленяется на составляющие его элементы, которые называются методическими приемами. Метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой. 
В современной  дидактике  все  многообразие методов обучения сведено в три основные группы:

  1.  
    Методы организации учебно-познавательной деятельности.  К  ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные  и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения. 
  2. Методы стимулирования и  мотивации  учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.
  3. Методы контроля (устный,  письменный, лабораторный и др.)  и самоконтроля в процессе обучения.

Применение методов  осуществления  педагогического  процесса ведет к изменению личности постольку,  поскольку оно ведет к возникновению мыслей,  чувств, потребностей, которые побуждают к определенным поступкам.  Отсюда можно сделать вывод, что в процессе учебно-воспитательной работы с учащимися  необходимо  формировать их сознание,  возбуждать соответствующие эмоциональные состояния, вырабатывать практические умения, навыки и привычки. А это происходит как в процессе обучения,  так и в процессе воспитания,  что требует объединения методов обучения и воспитания в единую систему. 
Система общих методов осуществления целостного педагогического процесса:

  1.  
    методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера);
  2.  
    методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы);
  3.  
    методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
  4.  
    методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.).

 
В реальных условиях педагогического  процесса методы его осуществления  выступают в сложном и противоречивом единстве, при этом решающее значение имеет гармонично организованная система.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Б.Т. Лихачев. Педагогика. – М.: Промитей, 1996
  2. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). – М., 1984.
  3. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. – СПб.1905. – С. 1.
  4. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя, мастера производственного обучения. - М., 1989.
  5. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. – М., 1997.
  6. Ушинский К.Д. Три элемента школы /Пед. соч.: В 6 т. – М., 1989–90. – Т. 1. – С. 171.

 
 

Страница |

 


Информация о работе Целостный педагогический процесс